Изделия Wadia признаны эталонами в сфере цифрового аудио. Всю свою жизнь фирма бьётся над одной и той же задачей, пытаясь обойти технические ограничения формата PCM 44,1/16 и добиться наиболее достоверного воспроизведения CD. Верный путь к решению был найден еще лет двадцать назад — вместо традиционной цифровой фильтрации, предшествующей процессу преобразования цифры в аналог, применяются собственные математические алгоритмы обработки. Которые сегодня прекрасно подходят и для сжатых форматов.
ЗВУКОВЫЖИМАТЕЛЬ
- Производитель Wadia Digital (США)
- Цена, руб. 265500
- Made in США
- www.wadia.com
И по сей день инженеры Wadia совершенствуют эти алгоритмы, используя возможности, появляющиеся с выходом всё более современных и мощных процессоров. Независимо от года выпуска CD-проигрыватели или DAC Wadia внутри выглядят одинаково — это суперкомпьютеры, в которых от поколения к поколению менялась лишь вычислительная мощь, а также быстродействие и емкость банков памяти.
Разумеется, это не единственное ноу-хау Wadia. Компания всегда особое внимание уделяла борьбе с джиттером. Она одна из первых стала применять для передачи цифрового сигнала от транспорта к конвертору стеклянное оптоволокно. Ту же цель преследует и технология ClockLink, позволяющая включить синхронизацию между приемником и источником цифровых данных. Всем аудиофилам известна и такая фамильная «фишка» техники со значком «di» на лицевой панели, как цифровая регулировка громкости и баланса без потери качества звучания. Обычные цифровые системы делают это методом математического пересчёта разрядности сигнала, который приводит к потере младших битов. Система Wadia Volume Control, заложенная в фирменный алгоритм фильтрации DigiMaster, сначала производит пересчёт данных с 16 до 24 бит, а нужные снижение уровня создает без уменьшения разрядности. Вот почему на всех Wadia отсутствует «байпасный» режим для этой регулировки — в нём просто нет необходимости. Сигнал останется абсолютно идентичен изначальному при любой установке выходного уровня. Это решение вкупе с мощными выходными аналоговыми каскадами позволяет подключать источники Wadia напрямую к усилителям мощности или активным студийным АС. Из тракта исключаются лишние кабели, предварительный усилитель, темброблоки и т.д.
Новый проигрыватель 381 хотя и относится к начальному уровню Wadia, полностью соответствует идеологии брэнда. Фрезерованный монолитный корпус из алюминия с регулируемыми конусными опорами содержит два экранированных тороидальных трансформатора для раздельного питания, дискретные токовые преобразователи SwiftCurrent 3, выходные каскады (балансные и небалансные) с нулевой ООС, работающие в классе А, и, конечно же, фирменный программный апсэмплер DigiMaster последнего поколения 2.5, который обсчитывает данные на частоте 1,4112 МГц (в 32 раза выше частоты дискретизации CD). Но в отличие от старшей модели 581 SE этот аппарат не воспроизводит SACD. Разработчики посчитали, что более актуальной «фичей» станет поддержка сжатых форматов mp3, WMA и FLAC. Причем последние не только в стандартном формате 44,1/16, но и в 96/24 — применённый механизм позволяет считывать компакт-диски, на которых записаны такие данные.
О приводе стоит сказать особо. Wadia всегда применяла механизмы только самого высокого уровня и в свое время выпускала проигрыватели с пионеровским Stable Platter или приводами VRDS производства TEAC, но сейчас американцы скооперировались с австрийской компанией Stream Unlimited и разработали новый механизм с однолучевой считывающей головкой, идентичной той, что применялась на лучших транспортах Philips. В проигрывателе 381 этот механизм с алюминиевым загрузчиком работает исключительно быстро и бесшумно. Такое внимание к считыванию вызывает только уважение — как бы ни продвинулись вперед компьютерные приводы для оптических носителей, они продолжают вызывать недоверие у аудиофилов.
У описываемого проигрывателя есть близнец — 381i. Он ощутимо дороже (340 тыс. руб.), поскольку в него добавлен развитый интерфейс для цифровых подключений. Этот аппарат снабжен не только всеми видами цифровых выходов, но и портом USB, а также соответствующим коммутатором, что позволяет использовать его в качестве внешнего эталонного конвертора. На базе 381i можно построить необычайно развитую и продвинутую цифровую аудиосистему. Единственное, чего ему не хватает, так это интерфейса LAN для прямого подключения к музыкальным серверам и онлайновым провайдерам. Впрочем, это мы уже размечтались. Для реализации подобных сервисов нужна гораздо более сложная система управления, пяти кнопочек и простейшего дисплея на лицевой части проигрывателя для неё уж точно не хватит.
Но вернемся к 381 и перед прослушиванием расскажем о двух особенностях аппарата. DigiMaster имеет три режима обработки, которые выбираются через простейшее меню. Режим A — классический алгоритм интерполяции данных во временной области, разработанный Wadia. Он обеспечивает наиболее достоверное воспроизведение кажущихся источников в пространстве. В режиме B производится дополнительный обсчёт сигнала во временной области и, по идее, должна обеспечиваться фокусировку всех образов в стереопанораме ещё точнее, чем у любых других CD-проигрывателей. Ну а режим C заточен на точный обсчет амплитуд сигнала и гарантирует максимальное гармоническое разрешение по сравнению с B. Переключение алгоритмов занимает время (каждый раз выполняется перезагрузка программного кода), поэтому «на лету» результат сравнить не получится. Более того, особенностью режима A является повышенный на 1 дБ уровень сигнала на выходе. Для корректного сравнения следует на два «тика» понизить громкость.
Второй нюанс использования 381 касается совместимости. У нас возникли проблемы со считыванием некоторых CD, где были записаны подборки в mp3, WMA и FLAC с разным качеством. Во-первых, аппарат не воспроизводит файлы WMA Lossless. Во-вторых, при записи дисков следует использовать только рекомендованные Wadia программы. Например, диски, «испечённые» с помощью Windows Media Player в ОС Vista аппарат не читает. Возможны проблемы и с дисками, записанными в Mac OS-Х. К счастью, с воспроизведением CD и болванок этого формата у нас ни малейших трудностей не возникло.
Начав испытания в стандартном подключении «проигрыватель — пред — оконечник», мы попытались выяснить, насколько чувствителен 381 к качеству сетевого кабеля. После нескольких проб стало ясно, что для него критичен не столько сам провод, сколько фаза его включения (должна быть перевернута относительно усилителя). Имевшийся в распоряжении Physic Style PW-Reference гораздо больше пользы принёс в нашей системе при подключении усилителя. Но в идеале для проигрывателя силовой кабель всё же стоит подобрать и ориентироваться лучше на его фильтрующие свойства (например, Fisch P5 или P7). Можно добиться улучшения разрешения в верхней полосе, более естественного воспроизведения атмосферы и раскрепощённого среднего регистра. Неверная фаза слышна сразу: напряженная «перекаленная» середина, менее внятный бас.
Хотя при первом прослушивании в нашем тракте было лишнее звено (предварительная секция интегральника Bryston), 381 уже смог показать свои наиболее сильные качества. Это: суперчёткая сцена, очень высокая разборчивость в нижнем регистре, выразительная пластика в средней полосе. Попробовали различные алгоритмы фильтрации и пришли к выводу, что базовый А наилучший (впрочем, разница очень мала, чтобы её всерьёз обсуждать).
При переходе к прямой схеме «источник — оконечник» резко возросло разрешение в среднем и верхнем регистрах, усилилась телесность, сцена стала еще более реалистичной. Вот же парадокс! Казалось бы, пространство и в первом варианте строилось идеально, но теперь — вообще слов нет для описания. Больше не нужно вслушиваться — закрываешь глаза и «видишь», где расположен тот или иной инструмент, какой имеет размер, на какой высоте… Пространственная картинка имела масштаб, а теперь пополнилась мельчайшими деталями.
Переключаем режимы: алгоритм B привносит незначительный сухой «привкус» на высоких частотах и стерильную чистоту в середине, а C даёт несколько более рельефную передачу нижнего и среднего регистров при более звонких ВЧ. Если при сравнении соблюдать правило «-1 дБ для А», то выходит, что ни динамика, ни пространственные данные, ни гармоническое разрешение не меняются! Воспроизведение сохраняет правдоподобность. Бас бесконечен вниз и абсолютно разборчив (ну это, можно сказать, визитная карточка саунда Wadia), в среднем регистре есть живая темпераментная игра, а в верхнем — абсолютная ясность.
О воспроизведении других форматов скажем коротко — при загрузке диска со сжатым контентом ожидать чуда не стоит. Файлы mp3 воспроизводятся очень внятно, но от плоских упрощённых образов в пространстве этот формат не может спасти даже проигрыватель Wadia. Не в силах избавить он и файлы WMA от характерной для них колкой агрессивной подкраски в верхнем регистре. И только FLAC дает приемлемый результат — опять же при условии, если CD был качественно преобразован во FLAC. Вот тогда вы не отличите оригинал от копии. Оценить же качество воспроизведения FLAC 96/24 можем лишь в абсолютной степени. Файлы в этом формате могут прозвучать потрясающе музыкально, что и показала Wadia 381. Однако судить об отличиях можно лишь при студийном оригинале в PCM 96/24, а такой формат новый проигрыватель, увы, с CD-носителя не поддерживает.
Заявленные характеристики Wadia 381
- Поддерживаемые форматы CD-DA, mp3, FLAC, WMA
- Частота сэмплирования ЦАП, МГц 1,4112
- Поддерживаемая разрядность, бит 1 — 24
- Разрешение цифрового тракта, бит 21
- Выходы XLR, RCA
- Выходное сопротивление менее 15 Ом
- Уровень линейного выхода (на 10 кОм), В 0,3 — 4,25
- Диапазон регулировки громкости 50 дБ с шагом 0,5 дБ
- Потребляемая мощность, Вт 58
- Размеры (Ш х В х Г), мм 432 х 184 х 420
- Масса, кг 25
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «NAIM Sampler» (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003)
- Tom Waits, «Rain Dogs» (Island Records, 1985)
- Blur, «Blur» (EMI Records, 1997)
- Niacin, «Time Crunch» (Magnacarta, 2001)
- Original Soundtrack from the Film by Emir Kusturica «Black Cat White Cat» (Komuna/Polygram, 1998)
- Anne-Sophie Mutter, «Romance» (Deutsche Grammophon, 1981, 1988, 1993, Polydor, 1978, 1982)
- Muse, «The Resistance» (Warner Bros., 2009)
СИСТЕМА
- Интегральный стереоусилитель Bryston B100R (127000 руб.)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 (80000 руб.*)
- Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (17 300 руб.)
- Акустические кабели Legacy TL Speaker (29000 руб.)
- Силовые кабели Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500/3200 руб.)
- * Сняты с производства. Цена приведена по состоянию на 2005 год.