ОСТАЛЬНОЕ — ВИДИМОСТЬ
Analysis Plus HDMI X-Factor | Audioquest Carbon High Speed | Black Rhodium Pearl | IXOS Overture XHT428 | Silent Wire HDMI Referenz
Собрав для тестирования кабели HDMI разной стоимости и альтернативные цифровые провода, мы решили самостоятельно изучить этот вопрос.
Сейчас многие меломаны рассматривают в качестве музыкальной системы комбинацию из проигрывателя-универсала и продвинутого AV-ресивера. Но тут же возникает вопрос: какой вид соединений, в изобилии представленных в современной многоканальной технике, стоит использовать — аналоговый с линейных выходов, проверенный временем 75-омный коаксиал S/PDIF , «оптику» TOSLink или передовой универсальный интерфейс HDMI? Уточним задачу — речь идёт только о воспроизведении музыки. В домашних театрах, где кроме звука требуется также донести от источника и изображение, преимущества HDMI перед аналоговыми компонентными и композитными интерфейсами даже не ставятся под сомнение.
Первый аналоговый вариант оптимален при строгом соблюдении двух условий: источник имеет качественный ЦАП и выходной усилитель аудиофильского класса с отдельным питанием, а ресивер предусматривает запуск сигнала в обход цифрового процессора по кратчайшему пути к оконечной секции, чтобы избежать лишней повторной оцифровки. Но такие схемотехнические решения реализованы только в дорогостоящей многоканальной технике.
Для проигрывателей и ресиверов средней ценовой категории, как правило, оптимально цифровое подключение. И здесь мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда одна и та же техника, связанная различными цифровыми кабелями, звучит при переключении входов по-разному, что противоречит здравому смыслу.
Причина тому одна — джиттер. Каждый цифровой протокол вносит незначительное, измеряемое пикосекундами, изменение синхронности в следовании данных, которое, с одной стороны, ещё не приводит к ошибкам (мы получаем на приёмном конце сигнал бит в бит), но с другой, уже сказывается на характере звука и проявляется в основном в виде его подкраски. У коаксиальной линии джиттер имеет одну природу, у TOSLink — другую, у HDMI — третью, причём в последнем случае процесс передачи осложняется тем, что аудиоданные следует отделить от цифрового видеопотока.
Ничего не противоречит теории. Будь у нас возможность сравнить все три цифровых соединения, точно зная, что ни одно из них не вносит джиттер, результат оказался бы неотличим — каждое следовало бы признать эталонным. Но мы имеем дело с реальной техникой и реальными кабелями. И для полноценного тестирования нам потребуется в системе создать хотя бы одно соединение, которое можно принять за эталон.
КОМПОНЕНТЫ
- BD-проигрыватели Onkyo BD-SP807 (42500 руб.) и Sony BDP-S765 (14990 руб.)
- AV-ресивер Sony STR-DA5500ES (87600 руб.).
- Видеопроектор JVC DLA-HD550-B (199000 руб.)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 (80000 руб.*)
- Оптический кабель Monitor Cable Optical Glass Fiber (4500 руб.*)
- Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (22000 руб.)
- Акустические кабели Legacy TL Speaker (29000 руб.).
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (7000 руб./3600 руб.)
- * Сняты с производства. Цены приведены по состоянию на 2005 год.
ОПЫТ ПЕРВЫЙ: КАКОЙ ЦВЕТ У ДЖИТТЕРА?
Проявляет джиттер себя по-разному: вносит яркую, назойливую ядовитую окраску в средний регистр, делает звучание дискантов более жёстким и схематичным, а передачу низов — наоборот, скомканной и сумбурной. Страдает и звуковая сцена — неопределённое эшелонирование планов, ухудшение локализации, стягивание кажущихся образов на флангах звуковой сцены к излучателям АС часто возникает именно из-за несовершенства механизмов считывания и цифровых протоколов передачи. Но вот что важно: отсутствие джиттера в системе воспринимается всегда одинаково! Звуковая картинка лишена тональной и пространственной порчи, бас сохраняет чёткость и силу, средний регистр остается нейтральным, а верх — благозвучным. Иными словами, у нас есть несколько «железобетонных» субъективных признаков, которые позволяют отличить воспроизведение, искорёженное джиттером в меньшей степени.
И лучше всего это заметно на тех музыкальных программах, где, как ни странно, и музыки нет, а записана лишь едва уловимая акустическая атмосфера, еле слышные шорохи и отдельные пусть слабые, но достаточно различимые звуковые образы. Если техника хотя бы немного погрешит в их передаче, наш слух не сможет выстроить из этой скудной информации полную картину воспроизводимого — объём и глубину сцены, точное расположение каждого образа, его удалённость, природу происхождения каждой детали.
У нас на примете есть такая программа — прилагаемый на отдельном CD саундтрек к компьютерной игре «Машинариум». Для субъективной аудиофильской оценки техники диск не подходит категорически. Но для поиска следов джиттера незаменим. Работает как лакмусовая бумажка и позволяет услышать разницу каждому — либо прозвучит непонятно что и непонятно откуда, либо всё будет настолько «визуально» и естественно, что даже не возникнет вопросов.
Пользуясь этим диском, мы и отыскали эталон, перепробовав все имеющиеся в нашем распоряжении цифровые кабели и входы-выходы на референсной технике. Наилучший результат получился при использовании гнезда MD на ресивере и оптического кабеля Monitor Cable Optical Glass Fiber из редакционных закромов. Впрочем, термин «эталон» распространяется не столько на вышеназванный кабель, сколько на всю линию. Стоило, к примеру, тот же образец воткнуть хотя бы в другой оптический вход ресивера, как идиллия разрушалась. Почему? В оптической линии джиттер вносит не столько световод, сколько приёмник TORX и передатчик TOPX. Если оба запаздывают с трансляцией сигнала одинаково, то общая временная ошибка как бы вычитается.
Кстати, советуем и вам поэкспериментировать с различными входами, если используете в системе TOSLink — если повезёт, то найдете для кабеля такую пару «передатчик — приемник», которая обеспечит наиболее точное и нейтральное звучание.
ОПЫТ ВТОРОЙ: ДЛИНА И ТОЛЩИНА
Здесь снова фигурируют кабели вне зачётного списка. В распоряжении редакции была пара полутораметровых HDMI малобюджетного класса, которые можно купить рублей за 150 — 200 на любом радиорынке. Внешне они похожи: стандартная толщина в 5 миллиметров, одинаковые материалы изоляции, типовая конструкция (если судить по маркировке AWM 20276), обыкновенные разъёмы без позолоты, оба — «ноунэйм». А вот произведены они в разных местах: один — в Тайване, другой — в Китае.
Есть ли разница в звучании? Сплоховал при сравнении с эталоном «китаец» — бас развалился на нечто гудящее, жёстче стал верх, сцена как в тумане. А вот «тайванец» начудачил куда меньше. В пространстве сохранились даже признаки хорошей локализации. Переключение кабелей на HDMI-вход, который в ресивере Sony специально выделен для аудио, никаких принципиальных изменений не внесло. Мы получили предсказуемый результат с приятным сюрпризом — оказывается, не все дешёвые кабели безнадежны. Вот только как его отыскать на прилавках магазинов?
Вторая пара HDMI, напротив, была представлена кабелями от одного весьма авторитетного производителя. Одна и та же модель, но разная длина. Признаться, мы не рассчитывали уловить какие-то различия, ведь оба образца относятся к самому высокому классу и даже выходят за ценовые рамки обзора. Но стали слушать и удивились — а разница-то есть! 75-сантиметровая версия даёт полное ощущение идентичности эталону, а полутораметровая — нет, хотя тоже звучит классно. Принципиальный момент. Радикальный аудиофил признал бы второй вариант абсолютно неприемлемым, если есть первый. Но мы выносить приговор длинному HDMI не станем. Будь возможность сравнить кабели в диапазоне 0,5 — 2 метра с шагом в 10 сантиметров, тогда бы результаты представляли исследовательский интерес, а так — лишь догадки. Вдруг выяснится, что у кабелей такого типа существует некая «волшебная» длина или даже несколько таких?
ОПЫТ ТРЕТИЙ: ЗАМЕНА ПЕРЕМЕННЫХ
В основной части теста мы провели сравнение кабелей HDMI между собой, используя для этого две системы. Качество изображения оценивалось с помощью Blu-ray-проигрывателя Sony BDP-S765 и видеопроектора JVC DLA-HD550-B на сценах из фильма «Casino Royale» (2006, United Artists/Columbia Pictures). Качество звучания — в комплексе, составленном из топового BD-проигрывателя Onkyo, новейшего многоканального ресивера Sony STR-DA5500ES и интегрального усилителя Bryston B100 SST, который в данном случае выступил в качестве оконечника. Мы решили снять с ресивера функции усилителя мощности не потому, что у него «концы» слабоваты, а чтобы обеспечить более стабильное и чистое питание для цифрового тракта и слаботочных предварительных каскадов. Вдобавок мы получили гарантию согласованности с АС — профессиональный усилитель Bryston B100 SST отлично ладит с редакционной акустикой Monitor Audio.
Перед прослушиванием для каждого компонента была экспериментально найдена наилучшая фаза питания. Затем каждый кабель HDMI прошёл субъективную проверку на качество звучания с помощью программ в формате DTS HD Master Audio с Blu-ray-диска «Coraline» (2009, Laika/Universal Pictures). Тестирование также подразумевало сравнение каждого HDMI-кабеля с нашим эталоном и сравнение с альтернативными цифровыми соединителями — с оптическим и 75-омными коаксиальным кабелем того же производителя. В последнем случае использовались музыкальные программы с Audio CD.
Sony STR-DA5500ES
Флагманская серия аудиотехники ES японской компании Sony продолжает эволюционировать. Аппарат из модельной линейки 2010 года в целом повторяет конструкцию продвинутого AV-ресивера STR-DA5400ES, о котором мы уже не раз рассказывали. Он имеет развитый блок коммутации на шесть входов HDMI (среди которых два выделены специально для подключения аудиоисточников), продвинутую систему автокалибровки DCAC и полный набор декодеров пространственных HD-форматов. Новинка отличается от предшественника наличием интерфейса Ethernet для подключения к онлайновым музыкальным и вещательным сервисам.
КОМБИНАЦИЯ НУЛЕЙ И ЕДИНИЦ
Этим обзором мы хотели не столько выявить победителей и проигравших (для этого следовало бы собрать большее количество образцов и поделить их на ценовые категории), сколько показать, что от выбора кабелей HDMI качество звучания и изображения находится в довольно значительной зависимости. Впрочем, это не отменяет процедуры награждения. Знаком «Выбор эксперта» мы должны отметить немецкий Silent Wire HDMI Referenz, а «Удачной покупкой» признать американский Analysis Plus HDMI X-Factor. Оба кабеля хорошо показали себя во всех испытаниях и, главное, минимально отличаются от эталона.
У остальных экземпляров своя специфика. И Audioquest Carbon High Speed, и Black Rhodium Pearl, и IXOS Overture XHT428 привносят в звучание собственный почерк. Первый действует как успокоительное, второй помогает кажущимся образам в сцене обрести тело, материализоваться в пространстве, а третий, наоборот, приободряет динамику, делает воспроизведение праздничным.