7 раз отмерь
Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушенном помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно.
АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (чёрная кривая слева). У некоторых испытанных образцов обнаружились заметные призвуки в портах, о чём мы обязательно будем упоминать. Если вы намерены использовать такие АС в комплекте с сабвуфером, заглушите фазоинвертор поролоновой пробкой. Так вы избавитесь от призвуков, а колонки с задним расположением портов можно будет ставить ближе к стене. И еще: реальное сопротивление многих моделей не соответствует заявленному, а этот параметр необходимо знать для правильного согласования с усилителем.
полочная акустика 28400 — 31000 руб.
- Arslab AC1 28400 руб.
- B&W 685 23492 руб.
- Dali Ikon 1 24168 руб.
- PSB Imagine B 28000 руб.
- Quadral Style 30 28500 руб.
- RBH MC-6c 31000 руб.
- Rega RS1 24930 руб.
- 7 раз отмерь
МОДЕЛЬ | Arslab
AC1 |
B&W
685 |
DALI
Ikon 1 |
PSB
Imagine B |
Quadral
Style 30 |
RBH
MC-6c |
Rega
RS1 |
Конструкция | 2 полосы, фазоинвертор (ФИ) | 2 полосы, ФИ | 3 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ |
Номинальное сопротивление, Ом | 8 | 8 | 8 | 4 | 4 | 8 | 8 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 87 | 88 | 87 | 87 | 87 | 87 | 90 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 55 — 22000 | 49 — 22000 | 43 — 30000 | 52 — 23000 | 40 — 65000 | 50 — 20000 | Н.д. |
При неравномерности, дБ | ±3 | ±3 | ±3 | ±3 | Н.д. | ±3 | Н.д. |
Частоты разделения полос, Гц | Н.д. | 2900 | 2900/ 14000 | 1800 | 2000 | 3000 | 2200 |
Подводимая мощность, Вт | До 100 | До 100 | до 100 | До 150 | До 90 | До 120 | До 120 |
Bi-wiring | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Нет | Нет |
Габариты, мм | 360 х 200 х 296 | 340 х 198 х 331 | 350 х 150 х 260 | 330 х 191 x 305 | 319 x 166 x 232 | 318 x 197 x 222 | 329 x 326 x 150 |
Масса (каждой), кг | Н.д. | 7 | 5,2 | 7,8 | 5,5 | 5,0 | 3.5 |
Цена, руб. | 28400 | 23492 | 24168 | 28000 | 28500 | 31000 | 24930 |
Зависимость модуля полного Z от частоты B&W 685
Картина, как из учебника — высокодобротный фазоинвертор с узкой настройкой на 50 Гц и предельно простые фильтры. В левой части графика показано, как влияют на характеристику АС разные типы заглушек для порта. Если его закрыть полностью, получится ЗЯ с частотой резонанса 70 Гц, а если лишь слегка притормозить, она понизится до 35 Гц. Номинальное сопротивление — 5 Ом, минимальное — 4 Ом (на 20 кГц). Спад небольшой, поэтому проблем с усилителем быть не должно. Полосы делятся около 3 кГц, компенсация фазовых сдвигов в фильтрах не предусмотрена.
Зависимость модуля Z от частоты Arslab AC1
Классические двухполосные мониторы с фазоинвертором, настроенным на 55 Гц. Номинальное сопротивление — 6,5 Ом, и серьёзных провалов на графике нет. Правда, на высоких частотах импеданс падает ниже номинальной отметки и на 8 кГц достигает минимума — 5 Ом, но даже при этом усилитель не будет испытывать каких-либо заметных перегрузок по току. Полосы делятся на частоте 2200 Гц, что даёт возможность мидбасовому драйверу воспроизводить весь голосовой диапазон.
Амплитудно-частотная характеристика B&W 685
Волнообразный характер кривой наблюдается во всем диапазоне, но особенно заметен провал вблизи частоты раздела, достигающий 6 дБ. Он находится в зоне наибольшей чувствительности слуха, поэтому может восприниматься как окраска звучания акустических инструментов и женского вокала.
Фазоинвертор чётко стыкуется с мидбасовым излучателем и имеет незначительные по амплитуде резонансы с максимумами на 560 и 150 Гц. Чувствительность выше средней, около 90 дБ, поэтому для озвучивания комнаты средних размеров мощный усилитель не понадобится.
Диаграмма направленности широкая — расхождение характеристик, снятых на оси и с отклонениями от неё, начинается выше 10 кГц. С построением сцены у этих АС проблем не будет даже при несимметричной установке.
Амплитудно-частотная характеристика Arslab AC1
Очень неплохой результат для относительно недорогой акустики — если не считать небольшого провала на участке 450 Гц и повышенной отдачи твитера после 5 кГц, АЧХ можно назвать линейной. И обратите внимание, при развороте колонок градусов на 10 — 15 внутрь можно добиться идеального тонального баланса. Дисперсия у AC1 значительно шире, чем у большинства участников теста, при таком расхождении кривых чёткая сцена, точная локализация источников гарантированы не в самых благоприятных акустических условиях. Фазоинвертор неплохо стыкуется с мидбасом, но даёт сильный резонанс на 800 Гц, поэтому ставить колонки близко к стене не рекомендуется. Чувствительность чуть выше средней, порядка 88 дБ, так что мощность усилителя для комнаты средней площади должна быть от 60 Вт.
Зависимость модуля Z от частоты DALI Ikon 1
Необычно красивая картина даже для классических мониторов, но для трёхполосных, да ещё с ленточным твитером — просто уникальная. Начиная с 200 Гц и до верхней границы диапазона АС представляют собой для усилителя чисто активную нагрузку, т.е. резистор сопротивлением 5 — 7 Ом. Соответственно, и фазовая характеристика абсолютно линейна, что всегда благоприятно сказывается на разборчивости звучания и передаче динамических контрастов. Поскольку резонансного пика на графике нет, определить частоту раздела по нему затруднительно.
Фазоинвертор настроен на 50 Гц, что оптимально для такого объёма корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика DALI Ikon 1
Система имеет ровную АЧХ без выбросов и провалов, но из-за общего подъёма кривой вправо тональный баланс у неё будет смещён в область верхних частот. Повышение отдачи ленточного твитера можно компенсировать разворотом АС внутрь, но спад на НЧ всё равно может быть заметен. Линейность в среднечастотной области образцовая, что очень важно для правильной передачи вокала. Зато дисперсия, без сомнения, одна из лучших — при отклонении от акустической оси на 30 и 50 град. кривые начинают расходиться выше 7 кГц. Фазоинвертор эффективно работает в довольно широкой полосе и без зазора стыкуется с мидбасом. Призвуки порта есть, что обусловлено органным резонансом на 2800 Гц.
Зависимость модуля Z от частоты Quadral Style 30
Оригинальная по конструкции акустика имеет и весьма нетипичную кривую импеданса. Номинальное сопротивление очень низкое, всего 3,3 Ом, затем оно плавно растет и, достигнув отметки 18 Ом (!), начинает постепенно падать. Такую картину даёт ленточный твитер в сочетании с фильтром, настроенным на 2000 Гц. И что интересно, при этом электрическая фаза едва-едва выходит за пределы +36 градусов. Так что при всех колебаниях импеданса проблем с устойчивостью усилителя быть не должно. Резонанс системы 65 Гц, поэтому бас может быть ослаблен. Более того, на входе АС имеется разделительный конденсатор, «обрезающий» нижние частоты — это сделано для снижения интермодуляционных искажений.
Амплитудно-частотная характеристика RBH MC-6c
Очень красивая картина — такую линейность редко увидишь даже у гораздо более дорогой акустики. Легкий спад отдачи выше 17 кГц может быть заметен в переглушенной комнате, и это, пожалуй, единственное замечание. Верхняя середина идеальна, небольшой подъём на 120 Гц немного компенсирует нехватку самого нижнего баса. И конечно, потрясающе широкая диаграмма направленности — при отклонениях от оси неравномерность АЧХ практически отсутствует вплоть до 15 кГц. Так что пространственная картина и локализация источников обещают быть образцовыми.
Зависимость модуля Z от частоты PSB Imagine B
Компактные двухполосные АС с фазоинвертором, настроенным на 56 Гц. Номинальное сопротивление — 3,6 Ом, что обязательно нужно учитывать при выборе усилителя. Впрочем, более низких значений на графике нет, а на высоких частотах импеданс растет и на 20 кГц достигает 8-омной отметки. Поэтому выходной каскад в самой трудной для него области не будет работать при повышенных токах. Полосы делятся на частоте около 2000 Гц очень сложными фильтрами с фазовыравнивающими звеньями. Как следствие — ровная ФЧХ практически во всём диапазоне частот.
Амплитудно-частотная характеристика Quadral Style 30
Пожалуй, самая красивая картина в нынешнем тесте. В диапазоне 90 Гц — 20 кГц кривая имеет настолько незначительную неравномерность, что её можно считать настоящим достижением для АС ценой менее 1000 долларов. Кроме того, у твитера шикарная дисперсия — кривые, снятые на акустической оси и при отклонении от нее на 30 и 50 град., идут горизонтально и параллельно друг другу. Здесь можно говорить о глубокой звуковой сцене и точной локализации источников. Фазоинвертор с надёжным перекрытием стыкуется с мидбасовым драйвером и эффективно работает вплоть до 50 Гц. Призвуки порта на 1200 Гц имеют незначительную амплитуду. Чувствительность чуть ниже 90 дБ, так что особые требования к усилителю не предъявляются.
Зависимость модуля Z от частоты Rega RS1
Редкий случай, когда заявленное сопротивление 8 Ом соответствует реальному. Правда, на высоких частотах оно падает, достигая минимального значения 6 Ом на 7 кГц. Тем не менее о провале импеданса говорить не приходится, значит, от усилителя не потребуется повышенный ток в диапазоне, где искажения выходного каскада и без того велики. Разделительный фильтр дает заметный выброс на частоте настройки, которому соответствуют максимальные фазовые сдвиги (верхняя кривая). Фазоинвертор имеет высокую добротность и настроен на 63 Гц, так что глубокого баса от этих АС ожидать не стоит.
Амплитудно-частотная характеристика PSB Imagine B
В целом кривая ровная, без пиков и провалов, но со странным подъёмом на отрезке 1 — 2,5 кГц, т.е. в самой чувствительной для нашего уха области. Как правило, вблизи частоты раздела возникает провал из-за противофазной интерференции, здесь же, по-видимому, фильтры рассчитаны с приличным перекрытием. Это может дать нежелательную окраску на средних частотах. Зато нижняя середина и бас — просто вне всякой критики. Стоит отметить и невероятно широкую дисперсию — кривые, снятые на оси и вне её, имеют очень малое расхождение и почти не отличаются по характеру. У порта фазоинвертора органный резонанс на 900 Гц довольно большой амплитуды. Чувствительность чуть выше 88 дБ, для комнаты средних размеров можно ограничиться 50 — 60-ваттным усилителем.
Зависимость модуля Z от частоты RBH MC-6c
Акустика закрытого типа с частотой резонанса 82 Гц и необычной кривой импеданса. Номинальное сопротивление, как и заявлено, ровно 8 Ом, потом оно плавно растёт, достигает резонансного пика на частоте раздела (4,5 кГц, что намного выше заявленного значения) и затем колеблется от 22 до 18 Ом. При этом фазовая характеристика не имеет столь серьезных перегибов, т.е. реактивная составляющая нагрузки для усилителя не столь уж велика. В среднечастотной области импеданс вообще мало зависит от частоты, что всегда положительно сказывается на динамических аспектах звучания.
Амплитудно-частотная характеристика Rega RS1
Удивительно ровная характеристика для столь компактной акустики. Интерференция излучения на частоте раздела отсутствует, середина идеальна, что обязательно должно благотворно сказаться на разборчивости и ясности звучания. Провал на 700 Гц приходится на голосовую область, но поскольку его глубина невелика, на слух вряд ли будет заметен. А вот плавный спад выше 10 кГц может сказаться на передаче атмосферы, особенно в комнате с мягкой мебелью. Благодаря широкой диаграмме направленности характер звучания не будет меняться при отклонениях от акустической оси, да и сцена обещает быть чёткой и устойчивой в пространстве. Призвуки порта минимальны. Чувствительность систем примерно 90 дБ, поэтому усилитель для комнаты средних размеров может иметь мощность 40 — 50 Вт.