Сколько я ни видел демонстраций Transrotor на хай-файных выставках, они неизменно собирали плотное кольцо зрителей. И даже если проигрыватели крутились в полной тишине, не будучи подключенными к системе, невозможно было противиться гипнозу причудливых механизмов, сверкающих хромом зеркальных поверхностей. С этой точки зрения новая модель Darkstar стала абсолютным исключением, в её дизайне полированного металла нет, да и вообще вся цветовая гамма ограничивается одним цветом — чёрным.
НЕЗЕМНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ
КОМПОНЕНТЫ
- Предварительный усилитель Audio Note M3 Phono (€8400)
- MC-головки:
- — Benz Micro MC Silver (11165 руб.)
- — Audio Note IQ1 (14200 руб.)
- Усилители мощности:
- — Audio Note Paladin (?2400)
- — Audio Note Quest 300B (€3820 за пару )
- Акустические системы Klipschhorn ($21000)
- Кабели:
- — межблочные кабели AN LPZ Kondo (€455)
- — акустические AN SPZ Kondo ($515)
- — сетевые Cardas Golden Reference Power (€848)
Для меня это довольно неожиданный ход, ломающий привычный ассоциативный ряд. Кроме того, чёрных проигрывателей на рынке куда как много, и Йохану Раке, главе фирмы, ещё не раз придётся объяснять журналистам причины такого минимализма. Впрочем, нельзя сказать, что проигрыватель выглядит непрезентабельно — чёрный цвет очень богат, у него много оттенков. Кстати, в голливудском эпосе Dark Star — звезда со сверхмощной гравитацией, притягивающая всё на расстоянии нескольких световых лет. Так что название не только точно по сути, но и символично. На самом деле строгость стиля обусловлена вовсе не тем, что Йохану надоели хром и акрил — просто он решил выпустить серьёзный проигрыватель с привлекательным соотношением качество/цена и гибкой архитектурой. Ведь по сути «Чёрная Звезда» — это универсальный стол, в котором базовыми элементами являются лишь узел главного подшипника и диск. Всё остальное может варьироваться в соответствии с запросами и платёжеспособностью покупателя. Плинт адаптирован под тонарм Transrotor TR 9.1 (SME Series IV), но можно поставить любой другой, длиной 9 дюймов. Привод питается от блока Konstant Studio со стабильным выходным напряжением. Качество питания двигателя реально влияет на звучание, я знаю случаи, когда после подключения сетевого фильтра оно менялось самым радикальным образом.
И наконец, сам стол может быть усовершенствован установкой промежуточной плиты с развязывающими узлами. Такая двухэтажная конструкция называется Dark Star Reference и на 880 евро дороже.
Но даже в базовой конфигурации, которую вы видите на фото, проигрыватель весит более 20 кг. Платформа, диск и основание тонарма изготовлены из высокоплотного полимера POM (Poly-Oxy-Methylen), который по демпфирующим свойствам находится где-то между акрилом и алюминием. Круглые, регулируемые по высоте опоры из силиконовой резины изолируют проигрыватель от внешних механических воздействий.
Главный подшипник — такой же, как в моделях Transrotor Z1 и Z3. Закалённая ось диаметром 10 мм погружается в латунную шахту и опирается на стальной шарик. Диск толщиной 55 мм плотно садится на маховик, закреплённый на оси. На нижней части диска сделаны неглубокие концентрические канавки, снижающие уровень вибраций.
Синхронный двигатель установлен в круглом корпусе из того же POM, в его основание запрессован тяжелый блин из медно-цинкового сплава — для устойчивости. Скорость вращения 33/45 об/мин задается электроникой. Пассик — круглый, из невысыхающего силикона.
В нашей версии установлен тонарм TR-800S, изготовленный японской компаниией Ichikawa Jewel Co., Ltd., которая выпускает тонармы под собственным брендом Jelco, а также по OEM с логотипами производителей вертушек. Эта 9-дюймовая модель существует в нескольких вариантах: с S-образной и прямой трубкой, а также в чёрном и серебристом исполнении. Статически сбалансированная конструкция рассчитана на работу с головками массой от 4 до 12 г и допускает регулировку высоты в довольно широких пределах. Шелл съёмный, в основании тонарма имеется 5-контактное гнездо, соответствующий кабель — в комплекте.
Сначала мы поставили на тонарм хорошо знакомую головку Benz Micro MC Silver. Пластинка Fleetwood Mack [1] имела далеко не идеальную поверхность, но тонарм уверенно вёл иглу по дорожкам, филигранно отрабатывая все неровности. Ни малейших искажений при этом слышно не было. Да, чуть не забыл — перед прослушиванием я пытался оценить уровень рокота при работе проигрывателя вхолостую. Полная тишина. Даже постукивание по платформе вблизи стойки тонарма не отзывается в колонках. При этом стол не переглушен — в звучании нет той скучной тяжести на нижней середине, что появляется, если даже немного переборщить с демпфированием. Так что экспериментировать с матами, конусами или платформами вряд ли имеет смысл.
Даже в столь специфическом тракте распознать характер проигрывателя не составило особого труда. Музыка течёт плавно и размеренно, настраивая на внимательное к себе отношение.
Высокая разборчивость и живость, особенно в вокальном диапазоне, реально увлекает. Чувство ритма — практически безукоризненное. На сингле Куинси Джонса [2] драм-машина запрограммирована очень искусно, и — ни малейшей фальши или сбоя, словно воспроизведение идёт с жёсткого диска. Но ни один цифровой источник не даст такого ощущения свободы и такого количества полутонов — тембральных и динамических. При переходе от трека к треку меняется драйв и настроение музыкантов, и чтобы это почувствовать, не нужно быть экстрасенсом.
Очень ярко это проявляется на записях Стэна Гетца [3], где все композиции, словно маленькие спектакли, сыгранные каждый раз в других декорациях. Контрабас пугающе материален, когда вступает сакс, от его обволакивающего звучания становится как-то особенно тепло и уютно. Но — присутствует лёгкая дымка, чуть размывающая контуры звуковой картины.
Меняем головку на Audio Note IQ1, а заодно и усилитель — вместо 2-ваттного интегральника Audio Note Paladin включаем два моноблока Quest. Вуаль исчезает, мощно прорезается бас, инструменты становятся чётче и конкретнее. Вместе с этим частично меркнет очарование старых записей, зато они открываются с другой, более современной стороны. Вокалу Ареты Фрэнклин [4] смена состава явно пошло на пользу — её образ в звуковой сцене стал масштабнее и немного ближе к слушателю.
Но что самое интересное, как бы мы ни тасовали компоненты, проигрыватель неизменно находился над этой суетой — в прямом и переносном смысле. Безусловно, это надёжная основа системы, и уж точно не чёрная овца в семействе проигрывателей Transrotor.
Заявленные характеристики Transrotor Darkstar
- Тип привода пассиковый
- Скорости вращения диска, об/мин 33/45
- Отклонения от номинальной скорости, % ±0,2
- Диаметр диска, мм 300
- Масса, кг 20
- Габариты, мм 460 x 22 x 340
- Цена, € 2400
- Тонарм Jelco SA-250
- Эффективная длина, мм 229
- Заход иглы, мм 15
- Усилие подшипника, мг 20
- Оптимальная масса головки, г 4 — 12
- Диапазон регулировки высоты, мм 39 — 60
Audio Note Paladin
Интегральный усилитель с трогательным дизайном 40-х годов прошлого века. Особый шарм ему придают аутентичные 45-е триоды в каплевидных колбах, ставшие впоследствии прототипом легендарных 2А3. Вещь, концептуальная во всех отношениях: открытый дизайн, сингл-енд, прямой накал, отсутствие обратной связи, кенотронный выпрямитель, монтаж серебряным проводом, выходные трансформаторы ручной работы. Мощность тоже аутентичная для той эпохи — 2 Вт на канал. Впрочем, для нашей акустики с чутьём 105 дБ будет в самый раз.
Audio Note Quest 300B
Для рок-музыки и симфонической классики всё же нужен усилитель помощнее. При одной лампе 300B их мощность — 9 Вт в «чистом» классе А без ООС. Блок питания на двух кенотронах 5U4G, на входе и в драйвере — двойные триоды 6SN7.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Fleetwood Mac, «Mirage». Warner Bros., USA1982
- Quincy Jones, «I’ll Be Good To You». Maxi-single, Quest Records, USA 1989
- Stan Getz & Luiz Bonfa, «Jazz Samba Encore!». Verve, USA 1963
- Aretha Franklin, «Sweet Passion». Atlantic, USA 1977
Benz MC Silver
Эта головка — победитель нашего недавнего теста (www.salonav.com/arch/2009/10/052-benz.shtml). Малая масса, высокое выходное напряжение, улучшенное до 35 дБ разделение каналов и поистине великолепный трекинг, — всё это достигнуто за счёт современных технологий производства и материалов, используемых в аэрокосмической промышленности. Алмазная игла эллиптического профиля имеет довольно большие радиусы заточки — 0,3 х 0,7 мм. Высокая податливость (15 * 10-6 см/дин) сулит оптимальное согласование с лёгкими тонармами.
Audio Note IQ1
Наименее дорогая ММ-модель из линейки Audio Note IQ. Корпус изготовлен из полимера «покан», а игла с профилем Van den Hul type 2 крепится на кантеливере в виде алюминиевой трубки. Благодаря сменной вставке головку легко проапгрейдить, поставив иглу от более дорогих IQII или IQIII. Масса — 6 г, напряжение на выходе — 6 мВ, оптимальная прижимная сила — 1,75 г.
Klipschorn
Сравняться славой с этой акустикой, впервые вышедшей в 1945 году, могут, пожалуй, лишь Altec Voice of the Theater. Таких «Клипшхорнов», что изображены на рекламе тех лет, в приличном состоянии уже не найти, но довольно точные реплики производятся до сих пор. Кстати, по случаю 60-летнего юбилея ограниченным тиражом была выпущена версия 60th Anniversary, она на $4500 дороже.
Klipschorn — настоящая американская мечта: масса одной колонки около 80 кг, высота 130 см. Как у любой рупорной акустики, чувствительность колоссальная, 105 дБ (2,83 В @ 1 м). Рабочий диапазон 33 — 17000 Гц вполне удовлетворителен даже по современным меркам. Если верха будет маловато, можно добавить супертвитер.
Гениальность конструкции в том, что при расположении в углу комнаты её стены становятся продолжением низкочастотного рупора. Бас воспроизводится 15-дюймовой головкой с диффузором из композитного волокна, СЧ и ВЧ-драйверы — компрессионные, также нагруженные на экспоненциальные рупоры. Подводимая мощность в пике может достигать 400 Вт.
Комментарии [27]
Дмитрий
Николай Ефремов подскажите пожалуйста по четкости инструментов и четкости высоких что лучше рассмотреть Goldring 2500 и Goldring Elite или Audio-Technica AT-OC9XML и Audio-Technica AT33PTG/II?
Николай ЕФРЕМОВ
Не знаю
Дмитрий
Николай Ефремов подскажите пожалуйста хочу просто понять для себя, Transrotor Jupiter и Zet 3 на сколько сильная разница по твердости и фундаментальности? кто из них и как по своему играет?
Дмитрий
Николай Ефремов а если помладше например Transrotor Jupiter может выдать такую же твердость и фундаментальность или стоит взять подороже?
Николай ЕФРЕМОВ
Jupiter — отличный проигрыватель, берите его, а на сэкономленные деньги купите головку получше.
Дмитрий
Ок, спасибо
Дмитрий
Николай Ефремов какой проигрыватель винила можете по рекомендовать из Transrotor по твердости и фундаментальности?
Николай ЕФРЕМОВ
Самый старший из тех, что вписываются в Ваш бюджет.
Дмитрий
Николай Ефремов а у Вас какой проигрыватель винила если не секрет?
Николай ЕФРЕМОВ
У меня их три — пассиковый, DD и роликовый. Марки называть не буду
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
По ветрушке Трансротор и им подобным этажеркам с высоко торчащим диском.
Почему-то никому не пришло в ум со стороны тонарма сделать площадку, опору для руки, вровень с диском. Чтобы иногда ставить тонарм не микролифтом, а вручную. Причин много, но иногда надо. Только не в данном исполнении.
Этот нюанс лично меня отталкивает от таких конструкций. Не для людей сделанных.
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
Трансротор, кстати, наиболее удобен для этой задачи, — достаточно сделать съемную нахлобучку на правую переднюю опору.
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
Приятель, тоже владелец DL-103 , начитавшись » совета друзей» из сети, навешал на тонарм и шелл гаек, — ну, ясно, басу добыть. Приехал к нему с измерительным винилом и измерилкой, начинаю мерить этот ужас- и чуть речи не лишился: на резонансе тонарм начинает телепать с такой силой, что ещё секунда-и игла бы отломилась напрочь. И судя по времени с начала трека, резонанс там попал Герца на 3-4. Немедленно убрали все дурацкие гантели с тонарма, резонанс вернулся на законные 9 Герц.
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
Есть такое дело, у Денона бас деликатный , не мясистый. И дело видимо не в самой жесткости подвижки (там хватает прижима 1, 2 -1, 5 грамма запросто) Имеданс у этой головы великоват, оптимальная нагрузка- от 470 Ом до 1 КОма, дешевыми МС трансами не отделаться. Заметил некоторую особенность и у Денона и у АТ- полка ачх имеет легкий наклон влево, с смещением в сч-вч область. Разница- децибелка на краях. Но видимо, этого достаточно. чтобы ощутить нехватку низа. В принципе, повозившись с коррекцией, можно спокойно подогнать ачх корректора и под Денон.
Зато звук МС головы напрочь лишен окраса всяких железок в подвижке, присущего ММ головкам. Слушаем только музыку. За что и обожаю МС.
Дмитрий
Николай Ефремов по твердости и фундаментальности они все проигрыватели винила одинаковы Transrotor Dark Star, Jupiter, Zet 1, Zet 3?
Николай ЕФРЕМОВ
По твердости и фундаментальности лучше тот проигрыватель, у которого масса больше. Есть и другие факторы, но этот главный
Дмитрий
Николай Ефремов подскажите пожалуйста в Transrotor Dark Star, Jupiter какая звуковая сцена по масштабу, каких размеров сцена, она схожа с Transrotor Zet 1, Zet 3?
Николай ЕФРЕМОВ
Дмитрий, звуковая сцена будет в первую очередь зависеть от головки, которую Вы поставите на проигрыватель, и тонарма (в гораздо меньшей степени). Влияние стола на сцену — мизерное.
Дмитрий
Николай Ефремов подскажите пожалуйста выбираю между двух головок звукоснимателей для проигрывателя винила Transrotor Benz Micro MC Silver и Goldring MM 1042 кто из них лучше играть будет по информативности, деталям и главное плотности в инструментах и чтоб хватало воздуха на краях диапазона и без вуали?
Николай ЕФРЕМОВ
Goldring MM 1042
Дмитрий
Спасибо большое
Дмитрий
Подскажите пожалуйста в Benz MC Silver вуаль сильно присутствует или это заметно при смене на головку звукоснимателя по дороже?
Николай ЕФРЕМОВ
Benz MC Silver вполне играет на свои деньги, вуаль практически незаметна, но лучше подобрать на слух входную ёмкость корректора — головка хоть и МС, но нагрузка ей нужна, как для ММ. Конденсатор 100- 120 пФ можно впаять прямл в RCA разъём кабеля.
Дмитрий
Николай Ефремов если сравнивать Benz Micro MC Silver с Denon DL 103R или DL 103 какая головка звукоснимателя лучше и чётче будет по информативности и без вуали для проигрывателей винила Transrotor?
Николай ЕФРЕМОВ
DL103 очень жёсткие, им нужен тяжёлый тонарм, иначе баса не будет. Поэтому в Вашем случае — Benz micro без вариантов.
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
Уважаемый Николай! Позволю не согласиться с вами , что Денон-103 настолько жесткий, что нуждается в особо массивном тонарме. Как владелец такого звукоснимателя, многократно и тщательно измерил его резонанс с разными тонармами . Идеальный вариант-тонарм вертушки Техникс 1210 с шеллом SME, облегченным. Резонанс 9 -11 Герц . Родной Техниковский шелл тяжеловат, резонанс смещается до 8 Герц. Другое дело, масса самого звукоснимателя заставляет выкручивать противовес подальше от оси тонарма, соответственно, растет масса приведенная к концу иглы и снижается резонанс. Тонарм у Техникса с его массой 12 граммов достаточно универсален , позволяет работать с головками разной гибкости, включая особо нежные, как аудиотехника АТ-440. Есть все замеры, могу поделиться. С уважением, Александр
Николай ЕФРЕМОВ
Александр, спасибо за предложение. У меня 103R, я её пытался пристроить на SME 3009, баса просто не было. Всё-таки она очень жёсткая по сравнению со многими другими головками. Пробовал с шеллами Stanton, на которые грузики можно прикручивать, но так толком и не получилось ничего. Хотел даже FR64S для неё покупать, потом передумал.