ЗДОРОВЫЙ ПРАГМАТИЗМ
В основе всех проектов Esoteric лежит принцип «цель оправдывает средства». В данном случае цель — звучание, максимально приближенное к живому исполнению, а за счёт чего оно достигается, вопрос второстепенный. Компания не экономит ни на комплектующих, ни на конструктиве и использует весь спектр схемотехнических решений — от продвинутых цифровых технологий до ламповой схемотехники. Как раз такая эклектика и станет предметом нашего сегодняшнего исследования.
Проигрыватель Esoteric SA-50 может служить примером универсального источника с современной архитектурой. Он представляет собой, по сути, три самостоятельных устройства в одном корпусе: транспорт, ЦАП, а благодаря наличию регулятора выходного уровня — и предусилитель с тремя цифровыми входами. По коаксиалу и оптике сигнал может приниматься с разрешением до 24 бит/192 кГц, а по USB — до 16 бит/48 кГц. При подключении к компьютеру Windows определяет проигрыватель как USB Audio DAC.
Преобразование осуществляется 32-битовыми ЦАПами Asahi Kasei AK4392, раздельными для каждого канала. В тракте также имеется сигнальный процессор, предоставляющий владельцу проигрывателя обширный выбор конфигураций. При воспроизведении SACD поток DSD может непосредственно преобразовываться в аналоговый сигнал или в 32-битовый PCM с частотой дискретизации 88,2 или 176,4 кГц. Или наоборот — из PCM в DSD с последующим декодированием в аналог. Кроме того, для цифрового сигнала, как с транспорта, так и с любого входа, предусмотрено повышение частоты дискретизации в два или четыре раза. И наконец, в зависимости от музыкального жанра и в соответствии с личными предпочтениями можно выбрать тип цифрового фильтра с разной крутизной среза. У проигрывателя имеется и вход для внешнего тактового генератора — он пригодится, если нужно синхронизировать работу нескольких цифровых устройств в единой системе.
Судя по узкому торцу загрузчика, трудно предположить, что в SA-50 установлен настолько серьёзный транспорт. Принцип VOSP (Vertically-aligned Optical Stability Platform) совмещает в себе удобство передней загрузки и бескомпромиссность верхней. После того как платформа задвигается внутрь, на диск опускается массивный прижим, сглаживающий мгновенные колебания скорости. Абсолютно жёсткая конструкция на 8-миллиметровом стальном шасси устроена таким образом, что луч лазерной головки всегда перпендикулярен поверхности диска и фокусируется точно в центре питов. Все эти меры направлены на то, чтобы уменьшить ошибки считывания, приводящие к искажениям.
В аналоговых каскадах также поддерживается конфигурация «двойное моно», благодаря чему достигается лучшее разделение каналов. Выходы RCA и XLR переключаемые, причём неиспользуемый разъём блокируется — чтобы избежать наводок. Но при необходимости можно выдать сигнал и на оба разъёма.
Усилитель A-100 выполнен в несколько ином дизайне, хотя та же тема — серебряная панель, голубая подсветка — прослеживается и здесь. При более детальном изучении аппарата в голову тут же приходит трюизм о единстве формы и содержания. Дизайнеры придали 40-килограммовому монстру изящный и современный вид, а инженеры внедрили в классическую ламповую схемотехнику технологии XXI века.
Выходная мощность каждого канала 45 Вт обеспечивается двумя тетродами KT-88, работающими в двухтактном включении. Лампы, произведённые в Словакии, подбирались в пары после 250-часового прогрева. Для раскачки задействован драйвер на 12АU7 с последующим катодным повторителем. Особенностью схемы является непосредственная, т.е. без разделительных конденсаторов, связь между тремя последними каскадами, что позволило получить лучшие частотные и фазовые характеристики. Но поскольку такая схемотехника очень чувствительна к любым флуктуациям, оптимальные режимы ламп поддерживаются схемой сервоконтроля. Автоматически регулируется и ток покоя выходных ламп, который может меняться в процессе их старения. При превышении потребляемого тока срабатывает защита, отключающая анодное напряжение. За счёт этого значительно продлевается ресурс ламп и исключаются аварийные ситуации. Смещение KT-88 можно переключить тумблером на задней панели, при этом смещаются рабочие точки ламп и, как следствие, меняется характер звучания усилителя. Входной каскад на 12AT7 питается от стабилизированного источника, в т.ч. и накал.
Аппарат собран на усиленном шасси, разделённом на секции. На компонентах не экономили, вторичная обмотка выходного трансформатора, к примеру, намотана посеребрённой медной лентой. Выходные клеммы — настоящие WBT-021.
В режиме Direct In сигнал идёт напрямую, минуя селектор входов и регулятор громкости. Именно так мы и слушали, используя цифровой аттенюатор в проигрывателе. Первое впечатление — необычно и интригующе. Усилитель даёт ощущение прозрачности, какой-то невероятной пластичности, из-за чего музыка буквально льётся. Особенно хорошо ему удаются камерные классические и джазовые произведения, да и с большими составами он справляется вполне уверенно. Возможно, для тяжёлого рока или прогрессива A-100 несколько деликатен (особенно если к нему подключена такая тяжёлая акустика, как наша), но масштаб и динамику симфонического оркестра он способен передать без заметных ограничений. Впрочем, отнюдь не в этом главное достоинство аппарата — он безукоризненно доносит не только нюансы звуковой картины, но и тончайшие смысловые оттенки, которые исполнитель вкладывает в произведение. В сочетании с редкой тембральной точностью это производит очень сильное впечатление. Кроме того, ни один жанр не утомляет слух, поэтому A-100 я смело рекомендую меломанам, буквально живущим под музыку, или профессионалам, работающим со звуком.
И что интересно, если подключить проигрыватель к транзисторному усилителю, получится совсем иной результат. Высочайшая детальность, отсутствие вуали и абсолютно открытая середина сочетаются с подвижным и очень глубоким басом. Удар бочки приобретает хлёсткость, она буквально простреливает всю комнату. Но куда подевались утончённые манеры джазменов и едва уловимое дыхание зала в паузах?
Заявленные характеристики Esoteric SA-50
- ЦАП Asahi Kasei AK4392
- Воспроизводимые форматы SACD, CD, CD-R, CD-RW
- Максимальное выходное напряжение, В 2,2
- Выходное сопротивление, Ом 100
- Диапазон частот (SACD), Гц 5 — 40000
- Отношение сигнал/шум (А-взвешенный), дБ 130
- КНИ (1 кГц), % <0,001
- Габариты, мм 442 х 153 х 353
- Масса, кг 17,2
- Цена, руб. 223345
Заявленные характеристики усилителя Esoteric A-100
- Выходная мощность (4/8 Oм), Вт 2 х 45
- Полоса воспроизводимых частот (1 Вт, 8 Ом, +1/-3 дБ), Гц 20 — 60000
- Отношение сигнал/шум (JEITA), дБ -98
- Коэффициент нелинейных искажений (10 Вт, 1 кГц, 8 Ом), % <1
- Входное сопротивление кОм
- — в режиме Line in 10
- — в режиме Direct in 1M
- Чувствительность (45 Вт, 8 Ом), мВ 440
- Потребляемая мощность, Вт 200
- Габариты, мм 382 x 252 x 486
- Масса, кг 40
- Цена, руб. 675314
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997
- The Hot Club of San Francisco, «The Lady in Red». Clarity Recordings, 1999
- Radiohead, «The Bends». Capitol, 1994
СИСТЕМА
- Интегральный усилитель Bryston B100SST ($6787)
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 ($4186)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
- Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (€455)
- Акустические кабели Legacy TL Speaker ($515)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
- Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)