Во времена школьной юности мы с друзьями частенько захаживали в комиссионку на Садово-Кудринской площади. Там был отдельный зальчик для акустики, где выставлялись и миниатюрные мониторчики, и солидных размеров тумбы с резными решётками, под которыми просматривались 40-сантиметровые басовики. Были среди них и «Пионеры» — с белыми гофрированными диффузорами, рупорами и кучей регуляторов на лицевой панели.
ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ
Тогда и в голову никому не приходило, что вся эта роскошь на самом деле — пусть и добротный, но всё-таки ширпотреб, а для профессионалов и искушённых любителей музыки компания выпускала нечто совсем другое. Ещё в 1975-м в Pioneer было создано спецподразделение TAD (Technical Audio Devices), нацеленное на разработку собственных высококачественных драйверов и акустических систем. Несмотря на солидную стоимость и не менее солидные габариты, эти изделия до сих пор пользуются популярностью у меломанов и звукорежиссеров. Примеры таких АС вы видите на архивных фото.
Несколько лет назад компания решила возродить славные традиции, собрав в Париже интернациональную команду из инженеров и дизайнеров для проектирования домашней акустики нового поколения. В процессе также участвовало токийское техническое подразделение Pioneer и отдел R&D из Лос-Анджелеса.
Столь мощными усилиями и была создана восьмая серия, которую возглавляет напольная модель S-81-K. Системы эти отвечают самым современным требованиям с точки зрения не только дизайна, но и инженерных решений.
Так, за счёт применения супертвитера частотный диапазон этой четырёхполосной акустики расширен до 100 кГц. Внешне пищалка похожа на ленточную, но на самом деле излучателем служит купол из сверхтонкой титановой фольги, помещённый в щелевой раструб. Его форма рассчитана таким образом, чтобы диаграмма направленности в горизонтальной плоскости получилось как можно шире. Сто килогерц, конечно, мы не услышим, но присутствие обертонов на SACD, например, дает ощущение воздуха и субъективно расширяет пространственное восприятие. Кроме того, аудиоформаты Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio предъявляют повышенные требования к акустике, применяемой в домашнем кинотеатре. Любопытно, что на шильдике колонок, в числе прочего, присутствует логотип KEF Uni-Q, так что не исключено, что ВЧ-звено имеет коаксиальную конструкцию.
Диффузоры остальных драйверов тоже не совсем обычные — они сплетены из арамидных и карбоновых волокон. Известно, что синтетический полимер арамид (более известный под названием кевлар) обладает пуленепробиваемой прочностью, а углеродные нити эффективно поглощают механические резонансы. В результате получается легкий, жесткий и инертный диффузор, вносящий гораздо меньшие искажения при значительных амплитудах сигнала.
HPM — первая просьюмерская серия, для проектирования которой были привлечены специалисты TAD. В её название заложена аббревиатура от High-Polymer-Mylar, материала, из которого была изготовлена мембрана супертвитера с диаграммой направленности 270°. На фото старшая модель, HPM-150, выпускавшаяся с 1975 по 1980 г.
Все три драйвера — среднечастотник и два вуфера — не только имеют диффузоры одного калибра (13 см), но и тщательно подобраны для получения минимального временного рассогласования. Для этой же цели спроектированы и новые кроссоверы, собранные из элементов аудиофильского качества.
При тестировании и измерениях напольной акустики мы не раз отмечали возникновение стоячих волн, которые на слух воспринимаются как неприятное подгуживание на определённой частоте. Действительно, высокий и узкий корпус представляет собой трубу, склонную заводиться на частоте собственного резонанса. Для борьбы с этим явлением в модели S-81 внедрены передовые конструктивных решения — ABD (Acoustic Balance Drive) и AFAST (Acoustical Filter Assisted System Tuning). Они заключаются в том, что пропорции корпуса и расстояние между излучателями подбираются таким образом, чтобы исключить кратные значения. Тем самым дробятся первичные моды, наиболее сильно влияющие на звучание. Возникновению стоячих волн в значительной степени препятствует и закругленная задняя стенка корпуса — при такой форме внутренние отражения взаимно компенсируются.
Такую акустику выпускало подразделение TAD около 30 лет назад. В двухполосных мониторах дальнего поля Exclusive 2401 (начало выпуска 1979 г.) использовалась пара 14-дюймовых низкочастотников и компрессионный твитер, нагруженный на рупор
Фазоинвертор, выведенный вперёд, имеет приличный диаметр и улучшенные аэродинамические характеристики. Входных клемм четыре, перемычки изготовлены из отрезков медного акустического кабеля.
В основании вместо шипов — массивные ножки в виде полушарий, что, на мой взгляд, намного удобнее.
Уже в ходе предварительного прогрева стало ясно, что чувствительность АС совсем невелика — чтобы показать их динамический диапазон, пришлось потрудиться даже нашему 180-ваттному интегральнику Bryston B100SST. Впрочем, этот параметр честно указан в паспорте — 85,5 дБ.
По всей видимости, чувствительностью пожертвовали сознательно, ради ровной АЧХ — каких-либо отклонений тонального баланса ухо не ловит. Нижний регистр ограничен 40 — 45 герцами (скорее всего, тоже сознательно), но всё, что выше, не вызывает вопросов. Бас плотный, энергичный и быстрый. Контрабас, особенно в камерных джазовых составах, рельефен и по некоторым нюансам звучания — атаке, гармоникам, послезвучиям — очень напоминает живой. Удар бочки тоже кажется абсолютно натуральным, хотя иногда несколько зажатым, словно акустика слегка передемпфирована. Но это исключительно нюансы согласования с усилителем, вполне возможно, что столь голодным до тока АС нужны предельно короткие кабели с более серьёзным сечением.
В среднечастотном диапазоне придраться не к чему — он в меру детален и богат тембральными оттенками, что особенно благоприятно сказывается на воспроизведении вокальных партий. Звучание открытое, свободное, без малейшей кевларовой окраски. Похоже, что частоты раздела полос выбраны грамотно — весь певческий диапазон от баса до дискантов передаётся живо, ярко, с интонациями, характерными для конкретного исполнителя.
В верхнем регистре действительно много воздуха, обилие обертонов делает звучание лёгким и прозрачным, но даёт акцент на струнных и медных духовых, которые начинают доминировать над остальными инструментами. Осветление музыкального баланса заметно улучшает звучание архивных записей с ослабленным ВЧ-спектром, так что вряд ли это можно считать недостатком.
А вот к явным достоинствам S-81-K я бы отнёс способность выстраивать трёхмерное пространство с уверенно обозначенной перспективой в глубину. Симфонический оркестр заполняет всю площадь сцены, а каждый из участников джазового квартета уверенно локализуется в конкретной точке пространства. Это возможно лишь при точном фазовом согласовании всех излучателей и широкой диаграмме направленности, на чём, собственно, и были сосредоточены основные усилия специалистов компании.
Заявленные характеристики Pioneer S-81-K
- Конфигурация 4 излучателя, 4 полосы
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 30 — 100000
- Чувствительность, дБ/м @ 2,83 В 85,5
- Номинальное сопротивление, Ом 6
- Максимальная подводимая мощность, Вт 130
- Габариты, мм 1190 х 267 х 280
- Отделка чёрная матовая, чёрная глянцевая
- Цена за пару, руб. 44990
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Paul’s Picks 2, Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 ($4186)
- Интегральный усилитель Bryston B100SST ($6787)
- Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (€455)
- Акустические кабели Legacy TL Speaker ($515)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
- Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)
7 раз отмерь
Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Pioneer S-81-K
Номинальное сопротивление этих колонок 4,8 Ом (на 150 Гц), оно же и минимальное. Ценно, что на высоких частотах оно значительно выше и достигает отметки 10 Ом на 20 кГц. Значит, от усилителя не потребуется ещё большего тока в самом трудном для него диапазоне. Частота настройки фазоинвертора — 40 Гц, что полностью соотносится с заявленными характеристиками.
На графике видны частоты раздела полос — порядка 400 Гц между НЧ и СЧ, а высокий горб на 4 кГц свидетельствует о большом реактивном сопротивлении фильтра ВЧ. Резонансному пику соответствует и приличный сдвиг фаз (верхняя кривая).
Амплитудно-частотная характеристика Pioneer S-81-K
Очень неплохо для 4-полосной системы — интерференция между драйверами минимальна, она приводит лишь к небольшой волнообразности кривой. Отклонения в основном диапазоне не превышают ±1,5 дБ, так что заметных на слух отклонений тонального баланса не будет. Единственная особенность — повышенная отдача твитера, максимум которой приходится на 10 кГц — может восприниматься как излишнее акцентирование высоких частот. Примечательно, что это не устраняется разворотом колонок — характер звучания не меняется и при отклонении от акустической оси на 30 (зелёная кривая) и 50 град. (красная). Такая картина свидетельствует об очень широкой диаграмме направленности, что, в свою очередь, обещает хорошие пространственные характеристики — верное построение звуковой сцены и точную локализацию источников.
Фазоинвертор идеально стыкуется с басовым драйвером и эффективно работает вплоть до 30 Гц. Ни порт, ни корпус не имеют паразитных резонансов, что большая редкость для АС с такими пропорциями.
Чувствительность очень низкая, порядка 85 дБ, поэтому для озвучивания комнаты даже средних размеров потребуется усилитель мощностью не менее 120 — 150 Вт на канал.