ПАРНЫЕ ТАНЦЫ
- Canton Chrono SL 520, 37000 руб.
- RBH 61-SE, 47000 руб.
- Wharfedale Diamond 10.1, 20700 руб.
- Yamaha NS-B750, 22500 руб.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (125000 руб.)
- Интегральный усилитель Bryston B-100SST (205000 руб.)
- Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (17300 руб.)
- Акустические кабели Legacy TL Speaker (29000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500 руб./3200 руб.)
- Виброизоляторы Vibrapod Isolators Model 2 (1190 руб) и Model 3 (1190 руб), Monitor Bolide Schock Absorber (1800 руб.), Eraudio Steel Cones (1150 руб.), Eraudio Space Harmonizer 1 (4500 руб.)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «NAIM Sampler» (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003)
- Tom Waits, «Rain Dogs» (Island Records, 1985)
- Blur, «Blur» (EMI Records, 1997)
- Ян Сибелиус, концерт для скрипки с оркестром ре-минор (соч. 47) в исполнении Анни-Софи Муттер и Dresden Staatskapelle (Deutsche Grammophon, 1995)
- Niacin, «Time Crunch» (Magnacarta, 2001)
- Original Soundtrack from the Film by Emir Kusturica «Black Cat White Cat» (Komuna/Polygram, 1998)
Совсем недавно мы обращались к теме трифонических систем и самым подробным образом описывали как технические, так и практические аспекты этих конфигураций: плюсы и минусы четырёх способов подключения 2.1 к усилительной технике, приёмы, позволяющие добиться наилучшего согласования мониторной секции с сабвуферной, и так далее. Тема всеобъемлющая, в двух словах ее не повторить, поэтому тем, кого она заинтересовала, рекомендуем зайти на наш сайт по ссылке www.salonav.com/arch/2009/10/020.shtml.
Почему вдруг возник интерес к 2.2? Неужели 2.1 недостаточно? Если сейчас нас читает опытный инсталлятор элитных домашних театров, он уже знает ответ. Добиться точного и динамичного баса от многоканальной системы в помещении слишком большого объёма или со слишком хитрой акустикой всегда проблематично. Вот тогда на помощь и приходит дополнительный сабвуфер, а то и несколько. Так что мы не открываем ничего нового, а лишь развиваем ту же идею — решаем неизбежные проблемы озвучивания помещения с помощью дополнительного НЧ-излучателя. Мы не собираем два саба только ради некоего мифического «стереобаса» и уж тем более не пытаемся создать из мониторов и бас-машин подобие напольных АС с активной низкочастотной секцией.
Скептики скажут: для стерео это неактуально. Мы считаем иначе. При размещении пары колонок в комнате всегда приходится идти на компромисс. Их можно поставить так, чтобы получалась наиболее глубокая и сфокусированная сцена. А можно найти «точки нейтральности», где будет наиболее чистый (и, скорее всего, слабый) бас и не станет сильных низкочастотных возмущений. Есть и третья позиция для АС, которая дает максимальное усиление нижнего регистра, но тогда и стоячие волны могут проявиться в полный рост. Вечная дилемма!
В случае с 2.2 идти на компромисс уже не надо. Мониторная пара занимает оптимальную «пространственную» позицию, а каждый сабвуфер (подчеркиваю — каждый!) — оптимальную «ударную». В наших экспериментах мы пытались достичь наилучшего результата при использовании самой простой симметричной схемы установки. То есть сигнал с левого и правого каналов соответственно распределялся на левый и правый сабы. Но в некоторых случаях улучшения удавалось добиться именно от несимметричной схемы размещения и настройки бас-машин при искусственной монофонизации сигнала — оба стереоканала приходили к первому сабу, а затем уже следовали ко второму. Сложно? Да, немного, зато каков результат!
АЧХ снималась с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушенном помещении. Измерения выше 200 Гц производились при установке калибровочного микрофона на расстоянии 1 м от фронтальной панели АС. Уровень выходного сигнала усилителя был 2,83 В независимо от номинального сопротивления колонок, поэтому судить по графикам об их чувствительности можно лишь относительно друг друга. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (в ближнем поле), после чего обе кривые сшивались. Синим цветом отмечена АЧХ, измеренная на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно.
У каждого сабвуфера измерялась АЧХ в широкой и узкой полосе, т.е. в крайних положениях регулятора среза кроссовера, а также оценивалась эффективность дополнительной коррекции.
ГРОМ И МОЛНИЯ
Результаты теста подводят нас к любопытным результатам. Конфигурация 2.2 оказалась экономически наиболее оправданной в системах стоимостью 70 — 100 тыс. руб. Нас очень впечатлило полученное качество звучания при испытании комплектов Yamaha (NS-B750 + NS-SW700) и Canton (Chrono SL 520 + Chrono SL AS225SC). В обоих случаях придётся потратить немало времени на эксперименты с размещением сабвуферов. Если для каждой бас-машины удастся отыскать зону нейтральности в помещении прослушивания (кстати, симметричной схемы лучше не придерживаться), затем без каких-либо осложнений добиваешься согласования низкочастотной поддержки с основной стереокартинкой. Полочники в этих комплектах очень музыкальны. И сабвуферы им под стать. Каждая система заслуживает награды «Выбор эксперта».
В недорогом комплекте Wharfedale (Diamond 10.1 + Diamond 10 GX-Sub) имеется некоторый дисбаланс между качеством мониторной и сабвуферной части, хотя ни к первым, ни ко вторым по отдельности и претензий не предъявишь (соотношение качество/цена у них просто выдающееся). Возможно, мы перестраховались, выбрав в линейке Diamond самые дорогие сабвуферы — можно взять модели на ступеньку ниже и перераспределить деньги на более классные сателлиты 10.2. Ещё больше можно сэкономить, если придерживаться традиционной трифонической конфигурации — пара Diamond 10.1 и один GX-Sub. Проверено — результат отличный.
О самом дорогом комплекте RBH (61-SE + 12-SE) нельзя сказать, что он не оправдал ожиданий. Но это тот случай, когда мы добились скорее количественного, чем качественного приращения верности воспроизведения. Система звучит очень собранно, законченно, басовая партия при своей ненавязчивости исключительно точна, но всё равно после испытаний осталось ощущение неравноценности выбранных компонентов. RBH Sound выпускает спикеры ещё классом выше — 61-SE/R. Вот с ними от конфигурации 2.2 наверняка можно получить результат, о котором мечтает любой аудиофил.
Комментарии [4]
А.Б.
Басовые партии раскиданы в обоих каналах поровну, переходное затухание виниловой головы на низу нулевое, на CD — лучше. Смысла заморачиваться с парой сабвуферов мало. Куда важнее, если не самое важное- обеспечить идеальный стык пары саб- сателлит. Который кроме, как микрофоном , не увидеть и не услышать. Хотя, провозившись день -другой, потратив уйму времени, можно понять границы каждого излучателя и оценить корректность их стыка, в идеале ровного, без провала или выброса. С микрофоном эти вещи видны сразу и наглядно, возникает полная картина и план действий по сведению.
Пара сабов , на мой взгляд, некий штрих к красивому портрету, доведение системы до совершенства, чем уверенно работаюшее решение. Хотя, соглашусь, что пара НЧ излучателей в разных точках комнаты создаст гораздо более ровное суммарное поле, чем одиночный излучатель, разумеется, ценой затрат.
Савелий
Я меломан с 44-ним стажем. Первый раз попробовал систему «2,2» лет пять назад, и понял, что это мой тип звука, которого всегда не хватало. Теперь ничего другого не могу слушать. Две хороших колонки + два саба, которые выводятся с усилителя, у которого две пары выходов на колонки А и Б. Сабы подключаю и ставлю так же, как и основную акустику — с разносом и углом к слушателю.
Если вся система подобрана хорошая, + нормальные провода — такой эффект ни даст никакая одна пара крутой акустики. Словами сложно объяснить, но это очень усиливает ощущение живого выступления, даже если слушаешь напрочь студийную запись.
Руслан Тарасов
Парные сабы, бывает, помогают классно выстроить стереосцену и этим дают слушателю совсем иное ощущение объема зала. Причем «пространственный» эффект заметен, даже когда басовая поддержка выставлена на минимум.
Николай ЕФРЕМОВ
Более того, два маленьких саба дают гораздо бодее эффектный результат, чем один большой. На презентации REL как-то демонстрировали оба варианта, разница очевидна.