Качественное воспроизведение нижних частот стало настоящей головной болью инженеров-акустиков с момента появления звукового кино. Этот вид искусства дал мощный толчок развитию аудиоиндустрии — именно для кинотеатров разрабатывались первые усилители на 300B, рупорная акустика и методы борьбы со стоячими волнами.
НИЗКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
До 20000 руб.:
- Acoustic Energy Aegis Evo Sub 19260 руб.
- Castle Compact Sub 17200 руб.
- Mirage MM-6 18600 руб.
- Polk Audio PSW125 18000 руб.
Свыше 20000 руб.:
- B&W ASW608 21500 руб.
- Jamo Sub 650 24500 руб.
- MJ Acoustics Pro50 MkII 29000 руб.
- Mordaunt-Short Aviano 7 22737 руб.
- PSB Subsonic 6i 27500 руб.
КОМПОНЕНТЫ
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
- Универсальный проигрыватель Denon DVD2930 ($1200)
- Проигрыватель Blu-ray Sony BDP-S500 ($1000)
- Интегральный стереоусилитель Bryston B100SST ($6787)
- AV-ресивер Sony STR-DA2400ES ($1200)
- Колоночные кабели Legacy TL Speaker ($515)
- Межблочные кабели
RCA Acuphase Super Refined SL-10G (€455) - Оптический (TOSLink) кабель
Monitor Cable Optical Glass Fiber ($140) - Дистрибьютор питания
Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
Действительно, эволюция идет по спирали — после того, как Bell Labs в 1931 г. продемонстрировала двухполосную акустику для кинозалов с частотным диапазоном 50 — 13000 Гц, аналогичные конструкции появились на концертных площадках, в студиях звукозаписи и в конце концов нашли применение в компактных музыкальных комплексах. Примерно 30 лет назад круг замкнулся, но на ином качественном уровне — сабвуфер снова вернулся в кинотеатр, на этот раз в домашний. С момента появления первого прототипа и вплоть до наших дней каждый производитель предлагает собственное решение задачи с несколькими переменными, в число которых входят глубина и качество баса, габариты и стоимость конструкции. Нужно ли повторять, что эти параметры находятся в полном противоречии друг с другом?
Поэтому, несмотря на внешнее сходство современных моделей, в них могут быть заложены совершенно разные концепции. Первый и самый важный вопрос — акустическое оформление. Закрытый ящик (в англоязычных описаниях Sealed Box) предпочтителен с точки зрения скорости баса, но для достижения той же граничной частоты, что у фазоинверторной системы, ему нужен больший объём корпуса. Соответственно, саб с фазоинвертором можно сделать более компактным, но он склонен затягивать атаку, а воздух в трубе дает турбулентные призвуки. Есть и промежуточный вариант — т.н. пассивный радиатор, когда в корпус ставится один или несколько драйверов с диффузором, но без магнитной системы. Система получается герметичной, но внутренний объём может меняться в зависимости от амплитуды сигнала. Все три подхода будут представлены в нынешнем тесте.
Сейчас мы говорим об активных сабвуферах, что подразумевает наличие встроенного усилителя. В современных моделях он может быть либо импульсным, класса D, либо обычным AB. Многие аудиофилы отдают предпочтение последним, считая их более музыкальными. Мы же, например, в предыдущих тестах не выявили однозначной зависимости между качеством баса и типом усилителя. При этом класс D намного экономичнее и при большой мощности позволяет обойтись без громоздких теплоотводов.
Ещё один важный элемент — электронный фильтр, ограничивающий рабочий диапазон сабвуфера сверху. Чтобы обеспечить более точное согласование с сателлитами, он должен иметь широкие пределы регулирования, примерно от 50 до 120 Гц.
Многие производители вводят дополнительные элементы частотной коррекции, что только приветствуется. С их помощью можно акцентировать или, наоборот, ослабить определенный участок диапазона или вообще вырезать из него частоту, на которой начинает заводиться комната. Такие опции обязательно будут учитываться нами при подведении итогов теста.
Объективности ради все участники были разделены на две подгруппы — ценой до 20000 руб. и выше. Победители в каждой из них будут определяться отдельно.
ДИСКИ, КОТОРЫЕ МЫ СЛУШАЛИ
- «Burmester Vorfuhrungs CD III HDCD». Bailey Records, 2003, CD
- Bartok, «Concerto For Orchestra». JVC XRCD2, 2000, CD
- Dream Theater, «Awake». EastWest Records, 1994, CD
- Carl Orff, «Carmina Burana». Decca, 1976/2002, CD
- Tchaikovsky, «1812 Overture». Telarc, 2001, Hybrid SACD
- «Terminator 3: Rise of the machines». Columbia/TriStar/«Видеосервис», 2003, DVD
- «Spider-Man». Sony Pictures, 2002, Blu-ray
Power off
Готовы спорить, что вы уже определили для себя победителей теста. Интересно, насколько совпадут наши предпочтения. Начнём с первой, бюджетной подгруппы.
Polk Audio PSW 125 способен легко прокачать даже солидный по площади домашний кинозал, но на музыкальных записях его возможности не столь впечатляющи. Поэтому в полной мере рекомендовать эту модель в качестве универсального решения можно лишь с некоторыми оговорками.
Очень неплохое впечатление произвёл сверхкомпактный сабвуфер Mirage MM-6. Он быстр и точен, причём как на музыке, так и в саундтреках, но имеет врождённые физические ограничения (не путать с недостатками). Поэтому его тоже нельзя рассматривать как вариант, подходящий для большинства применений, но в соответствующей по размеру комнате он покажет превосходный результат.
Призёрами в первой под группе стали модели от Acoustic Energy и Castle. Если первая демонстрирует поистине аудиофильское звучание и редкую натуральность нижнего регистра, то вторая, помимо этого, вполне адекватно передаёт кинотеатральные спецэффекты. Таким образом, Aegis Evo Sub и Castle Compact Sub получают «Рекомендацию» и Grand Prix соответственно.
Во второй подгруппе участники показали очень близкие результаты. Чуть-чуть недотянул до лидеров огромный Subsonic 6i, который совершенно очевидно задумывался как дополнение к театральной системе довольно высокого класса.
Из оставшейся четвёрки каждый претендент был хорош по-своему. Тем не менее, задав главный критерий поиска как совокупность свойств, необходимых для музыкальной системы и домашнего кино, хит-парад предпочтений мы всё же составили.
Совсем немного не добрался до тройки лидеров крайне любопытный аппарат B&W ASW608. В его активе расширенные возможности настройки, высокое разрешение и способность держать удар. Лишь небольшие упущения в передаче динамики не позволили ему получить награду.
«Рекомендации» в полной мере заслужили сабвуферы Mordaunt-Short Aviano 7 и MJ Acoustics Pro50MkII. Они несколько различаются по характеру воспроизведения, но общий качественный уровень у них очень высок. Победителем же становится Jamo Sub 650, который, помимо прекрасного звучания, обладает и весьма эффективной системой коррекции Boundary Compensation. По совокупности достоинств — заслуженный Grand Prix.