Очень часто домашний кинотеатр строится на базе уже имеющейся стереофонической системы — CD-проигрыватель меняется на DVD или Blu-ray, докупаются усилители и акустика. Такой способ наименее чувствителен для семейного бюджета, но не всегда даёт результат, адекватный затратам. Для создания однородного трёхмерного поля АС должны иметь идентичные характеристики, а у колонок даже одной марки, но разных лет выпуска они будут разными. Поэтому целесообразнее изначально подобрать приличный многоканальный комплект от производителя, которому можно доверять.
Американская компания Polk Audio специализируется исключительно на акустике, выпускает её с 1975 г. и имеет 65 патентов в этой области. Перенос производства в Китай благоприятно сказался на стоимости продукции и не потребовал упрощения технологии. Кроме того, контроль качества на заводе очень жёсткий.
Серия LSi отличается не только оптимальным соотношением цена/качество, но и солидным перечнем инновационных решений. Обратите внимание, что все АС описываемого комплекта независимо от размера и назначения построены на одинаковых драйверах, и полосы в них делятся на одних и тех же частотах — 200 и 2400 Гц. Все они допускают двухпроводную схему подключения к усилителю и рассчитаны на подводимую мощность до 200 Вт.
Полочные мониторы LSi9 (46000 руб. пара), играющие в нашей системе роль фронтальных АС, имеют 2,5-полосную конструкцию с кроссовером из аудиофильских компонентов. Динамические головки — собственного изготовления: пара мидбасов с 13-сантиметровыми диффузорами из вспененного полипропилена и дюймовый тканевый твитер с мембраной Ring Radiator. Это новая разработка компании, позволяющая улучшить диаграмму направленности и расширить рабочий диапазон до 26 кГц при минимальной неравномерности АЧХ. Кстати, такую же границу по ВЧ имеют все системы, включая тыловые, поэтому комплект подойдет не только для домашнего кино, но и для полноценного воспроизведения многоканальных SACD.
Акустическое оформление LSi9 — фазоинвертор, и здесь традиционно используется фирменная комбинация порта Power Port с параболическим рассеивателем и пары передних меньшего диаметра. Такая конструкция позволяет выровнять частотную характеристику на НЧ и снизить турбулентные призвуки. Система внутренних распорок устраняет ящичные призвуки, дополнительная виброзащита достигается за счёт увеличенной до 12 мм толщины стенок и декоративных накладок. Массивные винтовые клеммы способны принять кабель солидного сечения с наконечниками любого типа.
Принято считать, что громкоговоритель центрального канала отвечает исключительно за диалоги, на самом же деле его функции намного шире — он раскрывает эмоциональную составляющую актерской игры, вовлекая зрителя в происходящее на экране. Для этого он должен передавать малейшие тембральные оттенки и динамические контрасты. Полноценное звучание колонки LSiC (27600 руб.) обеспечивается солидными габаритами корпуса (длина более 53 см), в котором установлены два мидбаса и твитер, аналогичные описанным выше. Воспроизведение нижней середины и баса также улучшено благодаря применению нескольких фазоинверторов. Расположение излучателей по принципу Д’Апполито даёт более широкое звуковое поле, что создаёт комфортные условия для нескольких зрителей. Колонка устанавливается на полке или крепится на стене под экраном.
Тыловые системы LSiF/X (46000 руб. пара) выполнены в корпусе, имеющем форму треугольной призмы. На смежных гранях установлено по паре излучателей — мидбас и твитер. Будучи направленными в разные стороны, они формируют задний план за счёт отражений от стен. Предусмотрены два режима работы — биполярный и дипольный. Биполь оптимален при расположении АС позади слушателей, а если такой возможности нет (например, диван стоит вплотную к стене) и их приходится вешать на боковые стены — тогда выбирается диполь.
DSW 4000 (65300 руб.) — старшая и самая навороченная модель в новой линейке активных сабвуферов Micro Pro. 12-дюймовый драйвер с плоской, тяжёлой и очень жёсткой мембраной приводится в движение импульсным усилителем мощностью 1200 Вт. В корпусе почти кубической формы установлен ещё один излучатель — пассивный, с квадратным диффузором. Такая форма максимально увеличивает площадь излучающей поверхности и, соответственно, отдачу на низких частотах. Данное акустическое оформление позволяет выровнять АЧХ без ухудшения импульсных характеристик. В сабвуфере используются и схемотехнические инновации: следящая система Feed Forward, снижающая искажения на больших амплитудах, и система автоматической коррекции Polk Room Optimizer (PRO) с выносным микрофоном. Кроме того, предусмотрены четыре пресета, упрощающие интеграцию сабвуфера при различных вариантах установки: Cabinet, Corner, Mid-wall и Mid-room. Четырёх фиксированных значений фазы 0/90/180/270 град. вполне достаточно для любых условий. В режиме Night динамический диапазон сабвуфера ограничивается, чтобы поздние киносеансы не беспокоили соседей.
Все режимы и настройки, в т.ч. регулировку громкости, можно менять, не вставая с кресла, посредством пульта ДУ карточного типа. На нем также есть кнопки Reset, Mute и LED, последняя выключает подсветку логотипа на лицевой панели. Если удерживать Reset дольше двух секунд, пользовательские установки сбросятся и система вернётся к заводским.
Усилитель предусматривает автоматическое включение по сигналу, управление через 12-вольтовый триггер и обход активного фильтра через гнездо LFE. На задней панели также имеются линейные и высокоуровневые входы.
Фронтальные LSi9 мы уже отслушали в групповом тесте (http://www.salonav.com/arch/2008/11/034-polk.shtml). Они отличаются информативным и динамичным звучанием во всём слышимом диапазоне, а помощь сабвуфера, как было отмечено, «может потребоваться лишь при работе с записями, насыщенными самыми низкими частотами». В системе 2.1, т.е. при поддержке DSW 4000, можно добиться слитного, сбалансированного вплоть до инфранизких частот звучания, которому позавидуют владельцы дорогой напольной акустики. Для этого желательно ограничить полосу LSi9 до 65 Гц (что уменьшит интермодуляцию на НЧ), частоту среза сабвуфера подобрать на слух в пределах 50 — 70 Гц, а уровень выставить так, чтобы лишь слегка чувствовалось движение воздуха. В таком случае у вас будет и звуковая сцена, и атмосфера, и ясная, наполненная середина. Легкую синхронизацию можно будет заметить лишь на быстрой серии ударов большого барабана, здесь массивная мембрана DSW 4000 слегка отстает от легких мидбасов LSi9. Нелишне повторить, что скорострельность сабвуфера и его способность воспроизводить глубокий бас — качества взаимоисключающие. Без первого невозможна правильная передача ритмического рисунка при воспроизведении музыки, без второго звучание саундтрека не получится по-настоящему захватывающим. В DSW 4000 компромисс достигнут за счет оригинального акустического оформления (пассивный радиатор «быстрее» фазоинвертора) и низкой резонансной частоты системы в целом.
В многоканальном варианте комплект прекрасно спелся с ресивером Sony STR-DH800, особенно после автокалибровки. Центральный канал LSiC органично вписался в передний план, дополнив его вполне осязаемой нижней серединой. Тыловые LSiF/X обязательно нужно вешать на стену, в свободном пространстве их звучание заметно обедняется СЧ-компонентами. Работая на отражение, эти АС замыкают звуковое поле, делая его абсолютно однородным по всему периметру комнаты.
Удары передаются мощно, быстро, даже на экстремальных уровнях тембральная разборчивость сохраняется. И сам взрыв, и последующее эхо звучит очень естественно.
При воспроизведении музыкальных DVD слышно, что по динамике тыловые АС недотягивают до фронтальных — на оркестровых tutti чувствуется некоторая зажатость.
Но в обычной жилой комнате поводов для критики, скорее всего, не найдется. Акустика показывает весьма впечатляющий для таких габаритов результат и на музыке, и на спецэффектах в кино.
Объективные данные | |||
Комплект акустики Polk Audio LSi | |||
Модель | Lsi9 | LSiC | LSiFX |
Количество полос/излучателей | 2,5/3 | 2/3 | 2/4 |
Диапазон воспроизводимых частот, Гц | 50 — 26000 | 56 — 26000 | 56 — 26000 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 88 | 88 | 88 |
Номинальное сопротивление, Ом | 4 | 4 | 4 |
Рекомендуемая мощность, усилителя, Вт | 50 — 200 | 20 — 200 | 20 — 200 |
Частоты разделения полос, Гц | 200/2400 | 200/2400 | 200/2400 |
Габариты (Ш х В х Г), см | 38 х 22 х 39 | 18 x 53 x 23 | 38 x 33 x 25 |
Цена за пару, руб. | 460000 | 27600 | 46000 |
Сабвуфер Polk Audio DSW Micro Pro 4000 | |||
Акустическое оформление | пассивный радиатор | ||
Калибр активного драйвера, дюймов/мм | 12/300 | ||
Диапазон воспроизводимых частот (-3 дБ), Гц | 16 — 140 | ||
Мощность встроенного усилителя, Вт | 1200 | ||
Тип усилителя | импульсный, класс D | ||
Регулировка фазы, град. | 0/90/180/270 | ||
Диапазон перестройки фильтра НЧ, Гц | 40 — 120 | ||
Габариты (Ш х В х Г), см | 39 х 42 х 43 | ||
Масса, кг | 25,8 | ||
Цена, руб. | 65300 |
7 раз отмерь
Зависимость модуля Z от частоты Polk Audio Lsi9
Необычайно ровный импеданс, которому соответствуют незначительные фазовые сдвиги на нижних и средних частотах. А вот выше 4 кГц вдруг начинается поворот фазы, достигающий на 20 кГц отметки -160 град. Это говорит о применении очень необычных фильтров для раздела мидбаса и пищалки.
Номинальное сопротивление точно соответствует заявленному значению 4 Ом. Выше 5 кГц импеданс уже не зависит от частоты и держится на отметке 6 Ом вплоть до 20 кГц. Так что с этими АС прекрасно споётся любой усилитель, рассчитанный на 4-омную нагрузку. Малая реактивная составляющая также облегчает согласование и снижает требования к акустическим кабелям.
Амплитудно-частотная характеристика Polk Audio Lsi9
И с тональным балансом проблем не будет — АЧХ абсолютно линейна, отсутствует даже характерный для Polk спад после 18 кГц. Дисперсия не столь хороша, как у большинства участников теста, но и при таком расхождении кривых чёткая сцена, точная локализация источников гарантирована в не самых благоприятных акустических условиях.
Фазоинвертор имеет довольно узкую настройку и имеет резонанс на на 800 Гц. Скорее всего, на большой громкости эту помеху будет слышно. А вот расстояние до задней стены на звучании не скажется, поскольку порт работает на внешний экран с рассекателем.
Чувствительность АС порядка 88 дБ на 2,83 В, так что мощность усилителя должна быть не менее 70 Вт, лишь тогда вы получите впечатляющую динамику и чёткую артикуляцию баса.
Амплитудно-частотная характеристика Polk Audio DSW Micro Pro 4000
Такое количество кривых на графике обусловлено наличием пресетов, позволяющих адаптировать сабвуфер к любым помещениям и жанрам. Глубина баса обеспечивается настройкой пассивного радиатора на 28 Гц (чёрная кривая). Если максимально ограничить рабочую полосу, поставив регулятор фильтра в положение 40 Гц (красная кривая слева), то сабвуфер будет работать в диапазоне 15 — 50 Гц, что для такого объёма корпуса можно считать реальным достижением. В широкой полосе верхняя граница сдвигается вправо до 120 Гц, чего достаточно для большинства применений. Серия красных кривых слева вверху соответствует пресетам Cabinet, Corner, Mid-wall и Mid-room — именно в таком порядке снизу вверх. При переходе на каждый последующий пресет происходит подъём нижнего баса примерно на 3 дБ.
При обходе фильтра (фиолетовая кривая) сабвуфер имеет линейную АЧХ вплоть до 220 Гц.
Polk Audio LSi 184900 руб.
Аккуратное изготовление, безукоризненная отделка. Низкий бас, возможность гибкой настройки сабвуфера, наличие ДУ. Солидная динамика, трёхмерная звуковая сцена.
Сателлиты несколько быстрее сабвуфера.
Универсальный комплект для любителей музыки и кино. Красиво выглядит, легко приспосабливается к конкретным условиям. Прекрасно работает в усечённом варианте 2.1.