Одним из постулатов современного маркетинга является обязательное наличие внешних «маркеров», определяющих принадлежность аппарата к тому или иному классу.
У презентационных проекторов таким знаковым параметром считается световой поток, все остальное — функциональное оснащение, оптика — имеет второстепенное значение. У моделей для домашнего кино яркость давно уже не является определяющей характеристикой. Всего пару-тройку лет назад было важно физическое разрешение, но с появлением недорогих моделей с матрицами Full HD это также стало общим местом. Довольно долго здесь ценилась контрастность, однако в последнее время и этот показатель теряет свое «классовое» значение — благодаря цифровым технологиям, динамической ирисовой диафрагме и прочим оптимизаторам высокое соотношение контрастности стало атрибутом бюджетного сектора. Поэтому возникает вопрос: по каким же признакам различать модели разных классов? Неужели, только по цене?
Попробуем ответить на примере конкретного аппарата, а именно кинотеатральной новинки от BenQ — W6000.
Проектор компактный (то есть рассчитан на установку в жилые комнаты, а не специально выделенные под кино помещения), но выглядит эффектно благодаря лаковой отделке корпуса, особенно хорош темно-синий «воротник» с блестками, охватывающий объектив и блок управления.
В комплекте — кабель VGA, а на задней панели — замок Kensington. Зачем это все домашней модели, неужто разработчики думали, что он может использоваться на выезде, скажем, для лекций или презентаций?
Почему бы и нет? Ведь яркость нашего героя — 2500 ANSI лм — вполне приличная даже для специализированного офисного аппарата, а контрастность 50000:1 (естественно, динамическая) — как у более дорогих кинотеатральных проекторов. Например, у флагманского BenQ W20000 это соотношение не превышает 20000:1.
Зумирование — механическое, как и фокус. Имеется возможность сдвига оптики по вертикали и горизонтали (Lens Shift) — эта полезная функция осуществляется с помощью «джойстика» на передней панели.
Как ни странно, но ручное управление оптикой (фокус, зум, Lens Shift) отнюдь не является «проклятьем» бюджетных моделей. В прошлом номере у нас тестировался проектор ценой более 700 тыс. руб., у которого все тоже крутилось вручную.
Особо отмечу возможность установки на объектив Panamorph-насадок — они позволяют демонстрировать фильмы в формате 2.35:1 с использованием всей рабочей площади матрицы и без черных полос сверху и снизу. Еще совсем недавно эта функция была свойственна лишь достаточно дорогим проекторам, а сейчас, как видим, она «протекла» вниз.
Пульт — ослепительно белый, что очень хорошо — в темноте кинозала его будет легче найти, чем черный.
Портов HDMI — два. На мой взгляд, уже маловато, но большее число цифровых входов также не является показателем высокого класса модели.
Технология BrilliantColor™ сейчас используется в очень многих DLP-проекторах, так что она тоже ни о чем не говорит, кроме разве что возможности получить весьма приличную цветопередачу. Хотя в реальности она зависит и от многих других факторов.
Dynamic Black™ — вот это уже интереснее, суть технологии в увеличении контрастности. Главный инструмент — ирисовая диафрагма, управляемая специальным программным обеспечением, анализирующим картинку на входе. Видел немало воплощений этого принципа, и должен заметить, что у разных производителей получаются отнюдь не одинаковые результаты.
Масштабирование стандартных сигналов до разрешения Full HD и преобразование чересстрочной развертки в прогрессивную осуществляется по технологии HQV™ (Hollywood Quality Video), однако информацию о том, на каком именно чипе она реализована, производитель не сообщает. Скорее всего, это Reon-VX*, но кто его знает?
Именно для такого универсального проектора, каковым является W6000, важно соответствие сертификату ISF и наличие двух режимов калибровки: ISF Day (просмотр в освещенном помещении) и ISF Night (затемненный зал). Эта функция встречалась мне и раньше, только не мог взять в толк, зачем она аппаратам, требующим полной изоляции от внешнего освещения.
Система охлаждения отнюдь не бесшумна, и это подтверждается паспортными данными: 32 дБ в нормальном режиме. Перешел в режим экономии, и вентиляция стихла (29 дБ по паспорту). Яркость и в самом деле весьма высока, поэтому даже с моим серым экраном и средней его диагональю оптимальной оказалась пониженная мощность лампы.
Ирисовая диафрагма — только динамическая, в ручной режим ее перевести нельзя. Поэтому она способна лишь улучшить глубину черного цвета в темных кадрах, но погасить избыточную яркость не в состоянии. Впрочем, если поставить проектор в комнате побольше и довести диагональ экрана дюймов до двухсот, избытка света не будет. Как вариант — оставить приглушенное освещение, тем более что это поможет заодно ослабить эффект радуги — в полной темноте он нередко о себе напоминает, особенно на субтитрах и черно-белых кадрах.
Как мне показалось, диафрагма реагирует на смену характера изображения с заметным опозданием. Вдобавок ее деятельность отчетливо слышна — электропривод жужжит. Однако следует заметить, что у нас на тестировании был предварительный сэмпл, будем надеяться, что у серийных экземпляров ирис будет пошустрее и потише.
А теперь отмечу положительное свойство модели W6000, впрочем, как и многих других проекторов BenQ — это встроенная оперативная справка в меню. Есть также система экстренной помощи — она открывается кнопкой на корпусе с крупным знаком «?» и надписью «Help». Нажимаешь, и на экран выводится перечень наиболее распространенных проблем, например геометрические искажения, — как легко догадаться, система предлагает воспользоваться функцией коррекции трапеции.
Оптика у W6000 широкоугольная: диагональ изображения 100 дюймов может быть достигнута с минимальной дистанции 1,69 м, из этого следует, что даже небольшая комната сгодится на роль кинозала с большим экраном.
Тем, кто решит использовать проектор в роли телевизора, пригодится функция «картинка в картинке» (PIP). Основное изображение может быть получено с входов HDMI 1 и 2, обоих компонентных входов или интерфейса VGA, а дополнительное в окошке — с входов S-Video или композитного.
Как и у многих других современных проекторов BenQ, настроечное меню разделено на два «этажа»: первый — для тех, кому не интересно вникать в подробности и заниматься тонкими настройками, и второй — для дотошных, которые покупают проектор не только для того, чтобы им просто пользоваться, но и для удовольствия обладать технически сложным оборудованием. Как раз для таких на втором «этаже» приготовлен раздел Picture — Advanced, а там — выбор уровня черного (IRE 0 — 7.5), а также комплекс регулировок Clarity Control (можно перевести как «Управление ясностью»), в его составе: Noise Reduction — подавление шумов источника; Detail Enhancement — коррекция четкости, позволяющая вытянуть мелкие детали изображения; Luma Transmission — улучшение детальности в светлых частях кадров и наконец Chroma Transmission — повышение цветовой четкости.
Однако приступим к просмотру. Засветок вокруг экрана не видно, хотя эта беда случается иногда со значительно более дорогими проекторами. В роли источника — проигрыватель Blu-ray Sony BDP-S500, смотрим фильмы как в стандартном, так и в высоком разрешении. Сразу отмечаю заметную разницу между одним и тем же материалом на DVD и Blu-ray. Масштабирование осуществляется в проигрывателе, поэтому объяснить этот феномен не могу. С тем же источником у одних проекторов различия почти полностью отсутствуют, а у других, как у W6000 — они очень существенны. Буду думать, в чем тут дело, рано или поздно эта тайна раскроется.
В целом же картинка четкая, сочная, энергичная, цвета насыщенные, хотя, естественно, все же не такая рельефная и живая, как на многократно более дорогих проекторах. Так что не будем оценивать технику по формальным признакам, бесполезное это занятие.
ОБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ
- Технология DLP
- Физическое разрешение 1920 x 1080
- Световой поток ANSI лм 2500
- Контрастность (динамическая) 50000:1
- Диагональ изображения, дюймов 28 — 300
- Расстояние до экрана, м 1,0 — 14,8
- Коэффициент масштабирования 1,5
- Коррекция трапеции, град.
- — по вертикали ±30
- — по горизонтали ±30
- Объектив F = 2,48 — 2,81, f = 24 — 36,1 мм
- Ресурс лампы (нормальный/экономный режим), ч 2000/3000
- Уровень шума (норм./эконом.), дБ 32/29
- Входы видео VGA, 2 x HDMI (v1.3), Component , Composite, S-Video
- Порты управления RS232, Trigger 12 В, Serial Mini DIN, 2 х USB
- Габариты, мм 428 x 156 x 345
- Масса, кг 6,7
*Новейшая версия технологии, HQV® Vida™, вышла в 2008 году уже после того, как торговые марки Reon VX и HQV были куплены вместе с их технологическим «наполнением» компанией IDT.
BenQ W6000 86000 руб.
Компактный, легкий, привлекательный внешне. Обладает всеми необходимыми функциями, в частности, развитыми настроечными возможностями.
Неторопливая и шумная динамическая диафрагма.
Модель с весьма привлекательным соотношением качество/цена. Для своей ценовой категории неплохо показывает.