НОВАЯ АРИСТОКРАТИЯ
В последнее время мне приходится много слушать разной акустики, но давно не относился к объекту исследования с таким пиететом, как в этот раз. Все-таки Tannoy, марка, более чем за 70 лет своей истории получившая статус королевской. Конечно, со временем появляются новые материалы, совершенствуется методы расчета, но суть остается прежней — любая аристократия неукоснительно придерживается своих традиций.
Действительно, изделия Tannoy не спутаешь ни с какими другими — солидные корпуса, благородная отделка и технические решения, проверенные временем.
Модель Kensington SE занимает в монаршей семье (точнее, в серии Prestige) не слишком высокое положение, тем не менее имеет легко узнаваемые фамильные черты. Корпус высотой более метра изготовлен из 18-миллиметровой фанеры и отделан шпоном красного дерева. Лицевая панель слегка утоплена, благодаря чему гриль из ткани, похожей на английский твид, утапливается заподлицо с выступающими боковыми гранями. В верхней части расположен фирменный 10-дюймовый драйвер Dual Concentric, а под ним — полированная латунная пластина с королевскими регалиями — гербом и логотипом Tannoy. Она же служит коммутационной панелью для перестройки цепей частотной коррекции по НЧ и ВЧ. Сзади, в овальной нише — пять качественных клемм WBT. Это тоже танноевский архетип — помимо bi-wiring, здесь предусмотрено подключение экранирующей оплетки акустического кабеля. Кто читает наш журнал регулярно, знает, что эту меру считает необходимой и британская кабельная фирма Chord Company. При высокой чувствительности Kensington SE (93 дБ) даже незначительная помеха, наведенная от компьютера или мобильника по сети или воздуху, может повлиять на чистоту звучания.
Пару слов о конструкции Dual Concentric. Она была изобретена еще в 1947-м, когда инженеры-акустики пытались создать идеальный излучатель для растущего хай-файного рынка. Таковым был признан коаксиальный драйвер, по когерентности излучения максимально приближающийся к точечному источнику. Его можно было построить лишь одним способом — поместив высокочастотный излучатель в центр диффузора низкочастотного. Первыми в этом направлении начали работать Altec, JBL, KEF и Tannoy, но каждая компания шла собственным путем.
С момента появления первого прототипа конструкция Dual Concentric неоднократно совершенствовалась, благо что методы математического моделирования не стояли на месте. В Kensington SE компрессионный твитер нагружен на четвертьволновый рупор Tulip WaveGuide, выведенный в центр 10-дюймового НЧ-драйвера. Последний изготовлен из бумаги и усилен полимерными волокнами для стабилизации механических свойств. Тканевый подвес с пропиткой обеспечивает линейное перемещение в обоих направлениях благодаря фирменному S-образному профилю. Четырехслойная звуковая катушка намотана на каркасе, стойком к нагреву. Мощный магнит — Alcomax 3, т.е. классический сплав железа, алюминия и кобальта. Массивная литая корзина обеспечивает стабильность механических характеристик драйвера и препятствует возникновению резонансов. Полосы делятся на частоте 1,1 кГц, это значение оптимально для фазового согласования обоих излучателей.
Акустическое оформление тоже необычное — Distributed Port. Это, по сути, фазоинвертор, но вместо порта здесь узкие прорези на боковых скосах корпуса. Суммарная площадь получается весьма приличной, благодаря чему удается избежать органных резонансов и турбулентных призвуков.
Внутренняя проводка выполнена кабелем Acrolink OFC 6N (чистота 99,9999%), а твитер подключен серебряной моножилой 4N. Кроссоверы 2-го порядка состоят из качественных катушек индуктивности и пленочных конденсаторов Hovland Musicap.
Частотная коррекция обозначена производителем как Energy и Roll-Off. Первая меняет крутизну фильтра, а последняя, предусматривающая пять фиксированных значений, подстраивает АЧХ в диапазоне 1 — 20 кГц. Рекомендации по настройке для конкретного помещения приводятся в инструкции.
Верхняя граница рабочего диапазона Kensington SE — 22 кГц, но мы решили расширить диапазон частот с помощью супертвитера Tannoy ST-200. Эта серьезная конструкция (72000 руб.) представляет собой эллипсоид, выточенный из массива американского ореха и пропитанный маслом. Позолоченный титановый купол вкупе с неодимовой магнитной системой и легкой алюминиевой катушкой расширяет диапазон любой системы серии Prestige до 50 кГц, тем самым прокладывая мостик между консерватизмом и прогрессом. В конце концов, на SACD выпускается не только модерн джаз и эмбиент, но и симфоническая музыка. Для оптимального согласования с основными системами в ST200 также предусмотрена возможность коррекции — переключение центральной частоты кроссовера с 14 до 16 или 18 кГц. Супертвитер также расширяет диаграмму направленности основной системы, что снимает массу ограничений по ее установке в помещении.
Теперь об остальных компонентах системы. Источник DCS Puccini (770000 руб.) можно считать эталоном в своем классе. Это симбиоз высококлассного CD/SACD-транспорта Paganini с цифро-аналоговым преобразователем, в котором вместо стандартных чипов используется FPGAs (Field Programmable Gate Arrays) — набор логических ячеек, из которых, как из кубиков, можно сложить цифровой тракт по своему усмотрению. Здесь же созданы оптимальные конфигурации для форматов PCM и DSD с пересчетом данных и синхронизацией по образцовому тактовому генератору U-Clock. Уникальный принцип обработки данных, используемый в проигрывателе, запатентован.
Предварительный усилитель — Eclipse немецкой фирмы Audio Valve (157500 руб.). Он построен на четырех двойных триодах 12AU7A от Electro-Harmonix без общей обратной связи. Eclipse. У него мощный источник питания, прецизионный регулятор громкости, входы с различной чувствительностью и балансные выходы.
Оконечный усилитель — четырехканальный ATI AT-2004 (114500 руб.). Конечно, он рассчитан на использование в домашнем театре, но многие аудиофилы рекомендуют его для систем для раздельного усиления bi-amping. Мы же задействовали лишь два канала в традиционной схеме. Супертвитер подключался к усилителю отдельным кабелем — серебряным Audio Note AN-SPA.
Характерный танноевский почерк узнаётся сразу — мягкий, не грузящий бас, бархатная середина и тщательная, как на старинной гравюре, прорисовка мельчайших подробностей. И еще: меня всегда удивляло, что старшие модели Tannoy, сравнимые по размеру с предметами домашней мебели, абсолютно не привязывают к себе звук. Стоят в комнате колонки величиной с комод, а музыка словно возникает из ниоткуда. «Кенсингтоны» создают точно такой же эффект, даже если их раздвинуть метров на пять. Главное при этом — сесть подальше. И, конечно, легкий бумажный диффузор. От такого звучания мы уже отвыкли — легкого, быстрого, дающегося без малейших усилий. Здесь нет той натужной, резиновой подачи, как у традиционных головок небольшого калибра. Даже в нижнем диапазоне сохраняется масса полезной информации, а по тембральному разнообразию он лишь немного уступает середине. Струнное трио [1] словно реально заиграло в комнате. Чем еще хорош НЧ-драйвер большого калибра — можно ощутить движение воздуха, которое всегда добавляет приятных ощущений. Из минусов — рупорная окраска, особенно заметная на деревянных духовых (попадают на частоту раздела?), и не слишком удачная стыковка основной системы с супертвитером. Причем не по частоте (плавности перехода можно добиться средствами коррекции), а по фазе. Полное ощущение, что пищалка «Кенсингтонов» немного отстает от DT200, из-за чего в верхнем диапазоне иногда нарушается фокусировка звуковых образов. Не исключено, что это можно исправить более точной настройкой, но у меня не получилось.
А вот масштаб звуковой картины впечатляет по-настоящему. Симфонический оркестр [2] — во всю ширину задней стены, чувствуется объем зала. На пиках громкости звучание не теряет естественности, наоборот, оно все более захватывает.
К современным жанрам у Kensington SE явной идиосинкразии нет, но Radiohead [3], на мой взгляд, — несколько отстраненно, без должной экспрессии. С другой стороны, слушать на этой акустике такую музыку — все равно что ездить на «Ягуаре» по бездорожью.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель DCS Puccini (770000 руб.)
- Предварительный усилитель Audio Valve Eclipse (157500 руб.)
- Усилитель мощности ATI AT-2004 (114500 руб.)
- Кабели:
- Межблочные
- — Groneberg TS Premium (20070 руб. стереопара 1 м)
- — Furutech Audio Reference III RCA (45425 руб. стереопара 1,2 м)
- — Furutech Audio Reference III XLR (51914 руб. стереопара 1,2 м)
- Акустические
- — Groneberg Quadro Reference (11250 руб. пара 2,5 м)
- — Audio Note AN-SPA (35400 руб. пара 1,2 м)
- Сетевые:
- — Groneberg Quadro Reference (5040 руб. 1,5 м)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Stanley Clarke, Al Di Meola, Jean-Luc Ponty, «The Rite Of Strings». Gai Saber, 1995
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997
- Radiohed, «The Bends». East/West Records, 1997
стоят в комнате колонки величиной с комод, а музыка словно возникает из ниоткуда
Акустические системы Tannoy Kensington SE
- Конфигурация две полосы, один излучатель
- Акустическое оформление щелевой фазоинвертор
- Внутренний объем корпуса, л 105
- Чувствительность, 2,83 В/1 м 93
- Рекомендуемая мощность усилителя, Вт 50 — 225
- Долговременная подводимая мощность, Вт RMS 135
- Cопротивление, Ом
- номинальное 8
- минимальное 5,5
- Диапазон воспроизводимых частот (-6 дБ), Гц 29 — 22000
- Диаграмма направленности коническая, 90 град.
- Частота раздела полос, Гц 1,1
- Габариты, см 110 x 41 x 34
- Масса, кг 37
- Цена за пару, руб. 438000
Супертвитер Tannoy T200
- Чувствительность, 2,83 В/1 м 95
- Рекомендуемая мощность усилителя, Вт до 250
- Номинальное сопротивление, Ом 8
- Диапазон воспроизводимых частот кГц
- — номинальный 54
- — по уровню -18 дБ 100
- Частоты настройки кроссовера, кГц 14/16/18
- Настройки чувствительности, дБ 89/90,5/92/93,5/95
- Диаметр корпуса, см 15
- Масса, кг 3,5
- Цена за пару, руб. 72000