УДОСТОВЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
В эпоху глобализации массовая продукция становится все более безликой, что неудивительно — большинство частей, из которых она собирается, унифицированы. Личность разработчика подменяется коллективным разумом, который руководствуется исключительно соображениями маркетинговой политики. Конечно, это дает возможность все более широкой аудитории приобщиться к нормальному звуку. С другой стороны, потребитель с более высокими запросами оказывается вне поля зрения крупных производителей.
Процесс необратимый, но ничего страшного в этом я не вижу. На продвинутых слушателей ориентируются небольшие компании, основанные опытными инженерами и (часто в одном лице) любителями хорошего звука. О таких авторских проектах мы сегодня и расскажем.
CD-проигрыватель Reference MK2 можно считать вершиной немецкой технической мысли. Этот солидный, как «Мерседес» S-класса, аппарат изготовлен вручную под непосредственным руководством Рольфа Гемайна, основателя и главного конструктора компании Symphonic Line. Объемный и массивный корпус заполнен под завязку, и это притом что все питание выделено в самостоятельный блок. Одни только выходные каскады, работающие в классе А, потребляют более 20 Вт, а емкости конденсаторов фильтра 100000 мкФ позавидуют и усилители мощности. В качестве транспорта используется механизм Philips из профессиональной линейки, к которому был изготовлен новый загрузчик из фрезерованного алюминия. Данные с компакт-диска пересчитываются из 16 бит в 24, а уровень джиттера радикально уменьшен за счет применения ультраточного тактового генератора. Он выполнен в виде отдельного модуля и благодаря уникальным своим параметрам является гордостью Рольфа Гемайна. Все конденсаторы для звукового тракта изготавливались по заказу в соответствии с очень жесткими спецификациями.
Дизайн Reference MK2 настолько лаконичен, насколько это вообще возможно — на полированной лицевой панели лишь дисплей и загрузчик. Никаких кнопок, нет даже выключателя питания, управлять проигрывателем можно только с пульта. Дело в том, что Рольф Гемайн большой приверженец китайской школы Фэнь-Шуй (Feng Shui), а она учит, что для достижения гармонии в дизайне (в т.ч. и интерьерном) следует любыми способами избегать выступающих элементов.
Девиз американской компании ModWright Instruments, основанной в 2000-м году, звучит как «Elegance. Simplicity. Truth». Для его воплощения в жизнь Дэн Райт (Dan Wright) в своих разработках использует как лампы, так и транзисторы. В предварительном усилителе LS 36.5 всего два однотактных каскада на российских «супертриодах» (так в описании) 6Н30П. Балансные выходы организованы с помощью линейных трансформаторов. Предусмотрена коммутация пяти входов — одного XLR и четырех RCA и изменение фазы сигнала. Конфигурация — двойное моно, в выносном блоке питания для каждого канала имеется отдельный трансформатор, кенотрон 5AR4 и стабилизатор напряжения на двойном триоде 6EA7. В самом предусилителе питание дополнительно чистится фильтрами на высоковольтных полевых транзисторах. Благодаря этому удалось добиться рекордного для ламповых схем отношения сигнал/шум — 125 дБ. Все межкаскадные конденсаторы — полипропилен в масле. Компания изготавливает их самостоятельно и продает через своих дистрибюторов. Полезная, кстати, вещь для апгрейда ламповых усилителей.
А вот оконечник ModWright KWA 150 — транзисторный, что вполне объяснимо. Получить 150 Вт даже весьма среднего качества от лампового усилителя можно только за очень большие деньги, что уж говорить об уровне High End? Здесь тоже реализован принцип двойного моно с раздельными трансформаторами питания. Колоссальная емкость конденсатов фильтра в 216000 мкФ гарантирует высокие динамические параметры. Изюминкой тракта считается каскад усиления напряжения «Solid State Music Stage», который изобрел Алан Киммел (Alan Kimmel), гуру в области ламповой схемотехники. По мощности сигнал усиливается двенадцатью транзисторами (по шесть в плече) в корпусах Thermal Trak, обеспечивающих эффективный отвод тепла. Предусмотрено переключение тока покоя Low/High, последний вариант менее экономичен, но более предпочтителен с точки зрения качества звучания. Обычным тумблером на задней панели аппарат можно перевести в мостовой режим, в этом случае он способен отдать в 4-омную нагрузку до 650 Вт. Защита срабатывает при перегрузке, перегреве или появлении на выходе постоянного напряжения. Стоит отметить, что высокие характеристики KWA 150 (диапазон частот 10 Гц — 100 кГц и при уровне искажений 0,05%) достигнуты без применения общей обратной связи. Как и в предварительном усилителе, балансные входы реализованы на изолирующих трансформаторах. Выходные клеммы — от Cardas. Весит этот монстр около 35 кг.
И наконец, акустические системы. Тоже авторский проект и тоже американский. Джон ДеВор (John DeVore) живет в Нью-Йорке и там же создает свою акустику. Соответственно, у него есть неоспоримые преимущества перед конкурентами, работающими в других штатах. В Большом Яблоке сосредоточено огромное количество хай-файных салонов, имеется большая аудиофильская тусовка, регулярно проходят выставки и многочисленные демонстрации техники. Это дает возможность Джону постоянно общаться с такими же фанатами аудио и обкатывать свои изделия в системах с транзисторными и ламповыми усилителями, а также в помещениях с разными акустическими свойствами.
С виду модель Gibbon Nines не представляет собой ничего особенного. Высокий и довольно узкий корпус с двумя излучателями на передней панели и одним — сбоку. На самом деле конструкция АС продумана до мелочей и буквально вылизана в ходе экспертных прослушиваний. Твитер находится на уровне ушей сидящего человека, а конусы, ввернутые в основание, позволяют поставить колонку с наклоном, как показано на рисунке. В этом случае достигается минимальная временная задержка между сигналами высоких и средних частот. ДеВор предпочитает динамические головки Seas — в нашем случае это твитер калибра 0,75” с мягким куполом и два 6,5-дюймовых мидбаса с диффузорами из полипропилена и мягкими резиновыми подвесами. Тот, что установлен сбоку, фильтруется очень низко, на 100 Гц, поэтому Джон позиционирует Gibbon Nines как двухполосные мониторы с сабвуфером. Пара фазоинверторных портов выведена на заднюю стенку. Схема кроссоверов и даже их порядок держатся в секрете, известно лишь, что это собственная конструкция De-FVDX, созданная в ходе многочисленных экспериментов. Внутренняя разводка сделана серебряным проводом. Клемм всего две, они изготовлены из чистой меди и имеют огранку для затягивания гаечным ключом.
Корпуса отделываются вручную натуральным шпоном дерева редких пород. Рисунок для каждой пары АС тщательно подбирается.
Слушать начнем со сборника, составленного Полом Бартоном, известным специалистом в области звукотехники, для оценки звучания акустических систем [1]. Сразу же выяснилось, что формальный подход к этой системе себя не оправдывает — на ней лучше слушать музыку, а не тестовые фрагменты. Вы слышите все, что записано, и именно так, как записано. Ни малейших попыток интерпретировать или искажать то, что задумано исполнителем, продюсером и звукорежиссером. Во вступлении «My Love Is…» Диана Кролл задает ритм, щелкая пальцами, запись сделана с легкой реверберацией. Когда вступает контрабас, он обычно затмевает послезвучия, но в нашем случае они слышны на заднем плане. Это, конечно, скучный графоманский анализ, но именно из-за таких нюансов мы по-настоящему сопереживаем музыке. Продуманный подход к конструированию компонентов, в частности акустики, чувствуется и в том, что при абсолютно линейной АЧХ (а это сразу слышно) звучание сохраняет живость и естественность. В нем нет ни намека на студийную нейтральность или надменное равнодушие — этим обычно грешит техника, спроектированная на компьютерных симуляторах и отстроенная по измерительным приборам. Я далек от мысли, что душа разработчика воплощается в его изделиях, но человеческий фактор играет очень большую роль. В нашей системе он действительно заметен — вы словно вступаете в контакт с собеседником, с которым можно в чем-то не соглашаться, но вы по крайней мере его чувствуете. Мне очень понравилось, как Gibbon Nines формируют пространство и воспроизводят верхний диапазон, здесь видна рука мастера. Но фрагмент «Gnomus» из «Картинок с выставки» не производит мрачного и пугающего впечатления вибрациями в инфранизкой области — ДеВор явно пошел на некоторые компромиссы, чтобы получить идеальный баланс во всем остальном диапазоне. Эта акустика создавалась для небольших помещений, и уж совершенно точно — не для дискотеки. Хотя китайские барабаны воспроизводятся значительно натуральнее и убедительнее, чем можно ожидать от драйверов такого калибра.
Точно так же ламповый LS 36.5 и кремниевый KWA 150 прекрасно дополняют друг друга. Один американский обозреватель написал, что эта связка «обладает ударом Майка Тайсона и грацией балерины». Отлично сказано, присоединяюсь. Здесь явно задумывалось вот что: компенсировать недостаток четных гармоник, подавленных двухтактным каскадом оконечника, ламповым однотактником на триоде. По поводу выбора самой лампы можно было бы подискутировать, но главная цель достигнута. Уверен, если бы мы посмотрели спектр искажений на анализаторе, то увидели плавно спадающий шлейф без пиков и провалов. На слух это воспринимается как бархатное, рельефное звучание струнных и духовых, особенно деревянных инструментов. При этом не страдает достоверность передачи тембров и обертонов, все акценты расставлены правильно.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Paul’s Picks 2, Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем
- «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись симфонических произведений известных композиторов. Огромный динамический диапазон
- «Burmester Vorfuhrungs CD III». GEMA, 1996. Набор композиций различных жанров, записанных с образцовым качеством. Позволяет выявить особенности звучания любого тракта
СИСТЕМА
- СD-проигрыватель Symphonic Line Reference MK2 c внешним блоком питания ($9250)
- Предварительный усилитель ModWright Instruments LS 36.5 c блоком питания PS 36.5 ($13500)
- Усилитель мощности ModWright KWA 150 ($9000)
- Aкустические системы Devore Fidelity Gibbon Nines ($11250)
- Стойка KWO Melange 4 rack (€4700)
- Кабели:
- — от источника к предусилителю HMS Gran Finale Jubilee RCA (€1900 1,5 м)
- — к усилителю мощности HMS Sestetto ХLR (€811 1, 5 м)
- — акустические HMS Gran Finale Bi-Wire (€3650 2, 5 м)
- — сетевые, 3 шт. DH Labs Red Wave ($1200 2 м).
Усилитель мощности Modwright KWA 150
- Номинальная выходная мощность в режиме стерео, Вт
- — на нагрузке 8 Ом 2 х 150
- — на нагрузке 4 Ома 2 х 250
- Номинальная выходная мощность в мостовом режиме, Вт
- — на нагрузке 8 Ом 450
- — на нагрузке 4 Ома 650
- Коэффициент гармоник при номинальной мощности , % 0,05
- Диапазон воспроизводимых частот (+0/-1 дБ), Гц 10 — 100000
- Отношение сигнал/шум, дБ -100
- Габариты, мм 432 х 432 х 230
- Масса в упаковке, кг 36,7
- Цена, $ 9000
Акустические системы Devore Fidelity Nines
- Конфигурация 3 излучателя 3 полосы
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 29 — 40000
- Чувствительность, 2,83 В/1м, дБ 91
- Cопротивление, Ом
- номинальное 8
- минимальное 5,6
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Габариты, мм 1050 х 333 х 475
- Масса, кг 26,5
- Цена, $ 11250
Изюминкой тракта считается каскад усиления «Solid State Music Stage», который изобрел Алан Киммел (Alan Kimmel), гуру в области ламповой схемотехники
Китайские барабаны воспроизводятся значительно натуральнее и убедительнее, чем можно ожидать от драйверов такого калибра