АРАНЖИРОВКА ДЛЯ ТРИО
CD-проигрыватель Rotel RСD-1520
Предварительный усилитель Rotel RС-1550
Усилитель мощности Rotel RB-1552
Впервые компоненты 15-й серии Rotel были показаны широкой публике на выставке «CES-2009» в январе нынешнего года. Как заявили представители компании, в них воплощен весь опыт, накопленный почти за пять десятилетий. В линейке, включающей аппараты для домашнего кинотеатра и Hi-Fi, есть и элитные модели, и крепкий средний класс, и entry level. Сегодня мы познакомимся с относительно недорогим комплектом, составленным, тем не менее, по аудиофильским канонам.
А каноны эти прежде всего в разделении усилительного тракта на предварительный и оконечный усилители. О преимуществах такого решения говорилось не раз: это и абсолютно независимое питание мощных и чувствительных схем, и более надежное экранирование последних, и развязка от вибраций, и, наконец, более гибкая архитектура, дающая возможность постепенного подбора компонентов. Единственный минус — необходимость двойного комплекта межблочных кабелей, что влечет дополнительные расходы. С другой стороны, кабели являются эффективным инструментом твикинга, с их помощью можно подкорректировать звучание системы, особенно в верхнечастотном диапазоне. Именно поэтому интерконнектам в этом тесте я уделил особое внимание (см. подрубрику «Полезные аксессуары»).
Теперь, собственно, о наших испытуемых. По сравнению с предыдущей, 10-й серией новая выглядит значительно презентабельнее. Скругленные боковые грани — а это вставки из полированного металла — прекрасно гармонируют с матовыми лицевыми панелями и едва выступающими полусферическими кнопками. Хотел было посетовать на кричаще яркую голубую подсветку вокруг кнопок POWER, но, видно, и дизайнеры спохватились вовремя — в комплекте приложены самоклеющиеся полупрозрачные колечки, с их помощью иллюминацию можно приглушить. Все компоненты линейки выпускаются в черном и серебристом исполнении.
На передней панели проигрывателя RCD-1520 вы не найдете привычного загрузочного лотка — вместо этого под дисплеем лишь узкая щель slot-in. Это принципиально новое решение для Rotel, и хотя я всегда относился к таким механизмам скептически (в основном из-за ассоциаций с car audio), должен признать, что в этой модели загрузчик работает четко и не оставляет на дисках ни малейших следов. Матричный дисплей с четкими символами, помимо обычной информации, показывает тип носителя и формат цифрового сигнала — в нашем случае CD-DA и PCM. Несмотря на то, что RCD-1520 — младшая модель в новой линейке, она имеет вполне солидную массу 6,5 кг. Для цифровой фильтрации и преобразования сигнала используются чипы Wolfson Microsonic, часто встречающиеся в источниках класса High End, а выходные каскады построены на высокоточных операционных усилителях Burr-Brown.
Помимо коаксиального цифрового и аналоговых выходов (оптический TosLink не предусмотрен), аппарат оснащен сетевым разъемом RJ-45, облегчающим интеграцию в систему с компьютерным управлением. Для этого же предназначены и мини-джековые гнезда выносного ИК-сенсора и 12-вольтового триггера. Длинный удобный пульт может управлять только проигрывателем.
Но пользоваться двумя пультами в нашей системе не придется — на ДУ предварительного усилителя RС-1550 есть кнопки не только для источника, но и для FM-тюнера. Громкость регулируется моторизованным потенциометром, а светящаяся синяя точка на рукоятке показывает ее положение. В тракте имеется отключаемый темброблок с глубиной коррекции по НЧ и ВЧ в пределах ±3 дБ и фонокорректор для головок ММ. Впрочем, его чувствительности 1,2 мВ достаточно и для MC-картриджей с высоким выходом. Предусмотрено подключение персональных плееров через мини-джек на передней панели, выбор одного из шести внешних источников и независимая коммутация двух рекордеров, обозначенных как Tape1 и Tape2. Линейные выходы продублированы, что позволяет подать сигнал не на два, а на четыре оконечника, к примеру, для реализации bi-amping. Единственная претензия на этом этапе — слишком близкое расположение входных гнезд RCA, что затрудняет подключение кабелей с крупными наконечниками, как, например, Soundstring.
Внешность двухканального усилителя мощности RB-1552 предельно лаконична — на лицевой панели лишь кнопка включения и щели для более эффективного охлаждения теплоотводов. Выходная мощность — 120 Вт в каждом канале на 8-омной нагрузке, так что меры для более эффективной вентиляции вполне оправданны. Фирменная схемотехника Balanced Design Concept гарантирует малый уровень искажений, а мощный источник питания с тороидальным трансформатором облегчает работу с низкоомной нагрузкой.
В центре задней панели сгруппированы восемь выходных гнезд, причем самых настоящих WBT с прозрачными резьбовыми фиксаторами. Так что задействовать акустику по схеме bi-wiring не составит труда. Первый час после включения полностью ушёл на прогрев оконечника, за это время звучание заметно потеплело и стало мягче, из верхнего регистра ушли металлические нотки, да и тембральное разрешение намного улучшилось. Симфонический оркестр [1] действительно грянул — с мощной атакой, хорошей низкочастотной составляющей и вполне адекватным масштабом. На tutti — реальная стена звука, в которой прекрасно различимы отдельные инструменты. Странно, но чем громче играет усилитель, тем больше свободы и блеска в его звучании. Сцена уходит на пару метров за линию колонок, инструменты верхней октавы (тарелки, треугольник) четко позиционируются по высоте. На тихих фрагментах чувствуется атмосфера зала, но инструменты слегка стягиваются к центру. Устраняется эффект практически во всех системах подбором кабелей.
Вклад проигрывателя чувствуется в передаче верхнего регистра — он прозрачен, не акцентирован и не привязан к твитерам АС. Собранность оркестра, его цельность — тоже отчасти заслуга RCD-1520, впрочем, как и живая, не формальная подача произведений.
И, конечно, чувство ритма. Рисунок, создаваемый тремя акустическими гитарами, контрабасом и перкуссиями [2] передается филигранно, без малейших нарушений темпа. Но хочу предостеречь — как бы ни казалось соблазнительным водрузить все компоненты друг на друга, проигрывателю все же лучше выделить отдельную полку. Во-первых, вы избавитесь от наводок силового трансформатора снизу, а во-вторых, источник всегда лучше звучит на массивной заглушенной опоре, чем на коробе из тонкого металла. Я, например, использовал платформу Copulare с наполнителем из искусственного коралла.
Электронный арт-рок [3] — не слишком простой жанр для многих систем, в основном из-за сочетания очень насыщенного спектра с массой пространственных эффектов. Тройка Rotel довольно легко преодолела эти трудности, четко разделив кажущиеся источники звука и по тембру, и по положению в пространстве. Правда, вокал на фоне остальных инструментов кажется немного проваленным, и заметность этого эффекта сильно зависит от уровня громкости. Если вы захотите подправить тональный баланс регуляторами тембра, за цельность сцены можете не опасаться, цепи коррекции совершенно не влияют на фазовую характеристику.
В целом же можно говорить о вполне адекватной передаче и смысла, и характера, и эмоционального содержания большинства музыкальных жанров, а это очень ценное качество.
КОМПОНЕНТЫ
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
- Межблочные кабели:
- — DH Labs Silver Sonic Revelation ($600)
- — Soundstring Alpha ($420)
- Акустический кабель DH Labs Silver Sonic Q10 Signature ($200)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II ($190)
- Виброизоляционная платформа Copulare Artdifical Coral (€1316)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997
- The Hot Club of San Francisco, «The Lady in Red». Clarity Recordings, 1999
- Radiohead, «The Bends». Capitol, 1994
Заявленные характеристики CD-проигрывателя Rotel RCD-1520
- ЦАП Wolfson High Performance
- Максимальное выходное напряжение, В 2
- Фазовая линейность, град. ±0,5
- Выходное сопротивление, Ом 100
- Диапазон частот (+/-0,5 дБ), Гц 20 — 20000
- Отношение сигнал/шум (А-взвешенный), дБ >100
- Разделение каналов (1 кГц), дБ >98
- Разбаланс каналов, дБ ±0,5
- Динамический диапазон, дБ >96
- КНИ (20 Гц — 20 кГц), % <0,0045
- Габариты, мм 431 х 99 х 320
- Масса, кг 8,5
- Цена, $ 1312
Заявленные характеристики предусилителя Rotel RС-1550
- Входная чувствительность/сопротивление мВ/кОм
- — по линейным входам 150/24
- — по входу Phono MM 1,2/47
- Полоса воспроизводимых частот (+0/-3 дБ), Гц 4 — 100000
- Глубина регулировки тембра ВЧ/НЧ, дБ ±3
- Коэффициент искажений (20 Гц — 20 кГц), %
- -нелинейных 0,006
- -интермодуляционных 0,06
- Отношение сигнал/шум, дБ
- — по линейным входам 95
- — по входу Phono MM 70
- Выходное сопротивление, Ом 100
- Габариты, мм 431 x 99 x 337
- Масса, кг 7,2
- Цена, $ 947
Заявленные характеристики усилителя мощности Rotel RB-1552
- Выходная мощность (20 Гц — 20 кГц, <0,03%, 8 Oм), Вт 2 х 120
- Полоса воспроизводимых частот (±1 дБ), Гц 4 — 100000
- Коэффициент искажений (120 Вт, 20 Гц -20 кГц 8 Ом) % <0,03
- Отношение сигнал/шум, дБА -120
- Демпинг-фактор (8 Ом) 500
- Входное сопротивление/ чувствительность, кОм/В 33/1
- Потребляемая мощность, Вт 400
- Габариты, мм 431 x 144 x 340
- Масса, кг 12,4
- Цена, $ 1237
полезные аксессуары
Оживить звучание системы, сделать его более динамичным помогут интерконнекты DH Labs Silver Sonic Revelation. Внутри голубой плетеной оболочки шесть проводников из чистого серебра, и каждый покрыт слоем вспененного диэлектрика Air Matrix. Цанговые наконечники позолочены.
Геометрия акустических кабелей DH Labs Silver Sonic Q10 Signature продумана с учетом взаимодействия магнитных полей. Сигнал передается по четырем проводникам из посеребренной длиннокристаллической меди разного сечения (2 и 3 кв. мм). Диэлектрик — Dupont PTFE (тефлон), терминалы выполнены в виде «бананов» с цанговой фиксацией.
Немецкая компания Copulare выпускает массу аксессуаров для аудиосистем — от полноразмерных этажерок до вибропоглощающих опор. В этом тесте мы использовали платформу Artdifical Coral с наполнителем из твердого вспененного материала. Ее достоинство — эффективная абсорбция механических возмущений при относительно небольшой массе. Платформа развязывается от опорной поверхности через три штатных конуса с подпятниками.
7 раз отмерь
Частотная характеристика предусилителя Rotel RС-1550
При отключении регуляторов тембра характеристика усилителя абсолютно линейна в пределах рабочего диапазона нашего измерительного комплекса (10 Гц — 20 кГц). Глубина коррекции заметно отличается от заявленной +6/-14 дБ по НЧ и +5/-11 дБ по ВЧ относительно центральной частоты 1100 Гц. Довольно деликатные подъемы предназначены для выравнивания незначительных отклонений АЧХ в системе «колонки — комната», а вот для чего сделаны столь глубокие завалы, остается только гадать.
Частотная характеристика фонокорректора RС-1550
АЧХ корректора абсолютно совпадает с кривой RIAA — две линии на графике слились в одну. Такую точность нечасто встретишь даже в аудиофильских предусилителях.
Спектр гармоник усилителя мощности Rotel RB-1552
Как всегда, спектр гармоник снимался при мощности 0,1 от максимальной, в данном случае при 12 Вт на эквиваленте нагрузки 8 Ом. КНИ при этом получился 0,025%, причем исключительно за счет 2-й и 3-й гармоник. Составляющие более высоких порядков в спектре отсутствуют, так что т.н. феномена «транзисторного звучания» здесь не будет. Как и должно в балансном тракте, уровень 2-й гармоники намного ниже 3-й.
Зависимость КНИ от выходной мощности Rotel RB-1552
Такая картина характерна скорее для усилителя, работающего в классе А — плавный рост искажений от нулевой мощности до ? номинальной, а затем почти горизонтальная «полка» до начала клиппинга. Но самое интересное, что на 4-омной нагрузке (красная кривая) вплоть до 30 Вт КНИ ниже, чем на 8-омной. Это говорит о том, что для выхода на оптимальный рабочий режим оконечным каскадам нужен приличный ток, т.е. прогрев. Усилитель нечувствителен к импедансу акустических систем и легко справится с возможными его провалами.
Выходная мощность соответствует заявленной — 120 Вт на 8 Ом и 190 на 4 Ом.