ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО
КОМПОНЕНТЫ
- Универсальный проигрыватель Denon 2930 ($1200)
- Интегральный усилитель Bryston B100SST ($6787)
- Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (€455)
- Акустические кабели Legacy TL Speaker ($515)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
- Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Paul’s Picks». The Two Cannel Demo Disk
- «Tutti! Orchestral Sampler» 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись
- Dream Theater, «Falling Into Infinity». Warner, 1997
Появление систем SS-AR1 вселяет надежду, что Sony вновь намерена выйти на рынок с элитной Hi-Fi-техникой. В золотые годы аудио компания выпускала поистине роскошные модели, особенно для внутреннего рынка, но с наступлением цифровой эпохи произошла смена приоритетов, и львиная доля инвестиций была направлена на совсем другие сегменты.
Нынешняя попытка — слишком серьезная и слишком, на мой взгляд, рискованная. Серьезная, потому что подразделение Sony EMCS Corporation Kisarazu Tec. сделало все возможное, чтобы создать действительно хорошую акустику. А риск в том, что она получилась очень дорогой для японского брэнда. Впрочем, при столь бескомпромиссном подходе по-другому бы и не получилось.
Начнем с того, что древесина для корпусов заготавливалась в строго определенное время года — клен, выросший в суровом климате Хоккайдо, и береза — в Финляндии. Благодаря этому достигнута необходимая плотность, а следовательно, стабильность свойств в течение всей жизни колонок. Но не только — породы дерева отбирались и по звуковым качествам, что роднит SS-AR1 с классическими музыкальными инструментами.
Производство многослойной фанеры и ее раскрой на станках с ЧПУ, пожалуй, единственный этап, на котором задействовалась техника, вся остальная работа выполнялась вручную и по-японски тщательно — это видно на фото, предоставленных компанией.
Из клена изготавливается наборная лицевая панель толщиной 50 мм. Ее масса и тщательно подобранная структура позволили добиться нужной степени демпфирования. Кстати, специалисты, проектировавшие SS-AR1, никогда не считали, что корпус должен быть «мертвым», наоборот, они старались придать его звучанию вполне определенный характер, как деке «Стейнвея». Для повышения жесткости — а это актуально для столь высокой конструкции — внутри сделаны три поперечные стяжки и две перегородки, разделяющие объем на две герметичные секции для НЧ и ВЧ/СЧ. Примечательно, что даже порт фазоинвертора смещен от центра задней панели — оптимальное положение было найдено в ходе обкатки экспериментального образца в безэховой камере по минимуму турбулентных призвуков.
Акустика выпускается в единственном варианте отделки, и этому есть объяснение. Несколько слоев рояльного лака с ручной полировкой не только придают корпусу изысканный внешний вид, но и делают его более цельным, улучшая резонансные характеристики и обеспечивая (опять же) стабильность параметров при изменении влажности и температуры. Плавные изгибы боковых стенок также препятствуют возникновению стоячих волн.
Естественно, что, проектируя флагманскую модель АС, компания выбрала для нее лучшие динамические головки, имеющиеся на рынке. Недавно разработанный твитер Scan-Speak Illuminator имеет уникальную конструкцию с шестью неодимовыми магнитами, создающими мощное и однородное магнитное поле. Сверхлегкий тканевый купол способен воспроизводить частоты до 60 кГц (по -10 дБ) при широкой диаграмме направленности и минимальных нелинейных искажениях.
Диапазон от 4000 до 400 Гц озвучивает среднечастотник Scan-Speak Revelator серии 15М с характерными косыми насечками на диффузоре из пропитанной целлюлозы. В магнитной системе есть медное кольцо, уменьшающее вихревые токи (соответственно, потери и искажения) при больших амплитудах сигнала. Поскольку эта головка имеет собственный резонанс 35 Гц (а это, между прочим, СЧ-драйвер), для оптимального согласования с другими драйверами для нее изготовлен отдельный порт фазоинвертора.
Пара 20-сантиметровых низкочастотников с полипропиленовыми диффузорами работает в отдельной камере с фазоинвертором. Частота резонанса НЧ-секции — 28 Гц, что обещает невероятно низкий бас, но его качество очень сильно зависит от самих драйверов и корпусных резонансов, точнее, их отсутствия. Впрочем, при таких конструкции и массе колонок (57 кг каждая) этого можно не опасаться.
После часового прогрева на приличной громкости ставлю диск с идеально записанной классикой [1]. Должен признаться, что не ожидал такого результата — на презентации, проведенной Sony для журналистов в своем офисе (о ней см. в июльском номере журнала), акустика звучала достойно, но не более того. Там она подключалась к многоканальному AV-ресиверу, а вот с качественным усилителем и тщательно подобранными кабелями эффект был совершенно другим. Сразу же обращаешь внимание на динамику — громоподобные tutti выдаются свободно, без малейших усилий и, что очень важно, без потери разборчивости. Это значит, что даже на предельной громкости нелинейные и интермодуляционные искажения очень незначительны. Такая основательность создает ощущение внутреннего спокойствия, уверенная передача динамических контрастов придает музыке пластичность, она течет легко и плавно даже при переходах от forte к piano и наоборот. Сказывается и отсутствие корпусных резонансов — тембры инструментов чистые, естественные, что особенно заметно на струнной группе. Верхний регистр в меру яркий, но звучание тарелок не всегда прозрачно, они как бы окутаны облачком тумана. Середина детальна и информативна, мужской и женский вокал [2] кажется абсолютно натуральным и телесным, без малейшей посторонней окраски. Очень естественно передаются особенности артикуляции, даже дыхание солистов. Удар мощный и быстрый, хотя реверберационный шлейф коротковат — акустика имеет склонность маскировать естественные послезвучия. Но это — совсем мелкие недочеты, которые можно заметить только при очень внимательном прослушивании знакомых фрагментов.
Очень ценное свойство акустики SS-AR1 в том, что с ней интересно слушать любые жанры, от камерных квартетов до Dream Theater [3]. Здесь термин «воспроизведение» уже не слишком уместен, ощущение механического преобразования как таковое отсутствует полностью. Это свидетельство очень высокого исполнительского мастерства, как при создании самих АС, так и с точки зрения музыки, которую вы сможете услышать.
Породы дерева для корпуса отбирались и по звуковым качествам, что роднит SS-AR1 с классическими музыкальными инструментами
Sony SS-AR1
- Конфигурация 4 излучателя, 3 полосы
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Диапазон воспроизводимых частот (-10 l<), Гц 28 — 60000
- Чувствительность, дБ/м @ 2,83 В 88
- Номинальное сопротивление, Ом 4
- Частоты разделения кроссовера, Гц 400/4000
- Максимальная подводимая мощность, Вт 200
- Габариты, мм 1080 х 320 х 490
- Масса, кг 57
- Отделка черный лак
- Цена за пару, руб. 1200000
7 раз отмерь
Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Sony SS-AR1
Прежде всего стоит обратить внимание на абсолютно линейный импеданс в самой ответственной, голосовой области (100 — 800) Гц. Кроме того, и на высоких частотах, начиная с 10 кГц, он почти не зависит от частоты. Это говорит о малой реактивной составляющей нагрузки, а в этом случае и фазовые сдвиги минимальны (верхняя кривая), и усилитель лучше передает резкие пики сигнала. Правда, номинальное значение всего 3,5 Ом, что несколько меньше заявленного значения, но ниже оно не падает во всем диапазоне частот. Так что любой интегральник, рассчитанный на 4-омную нагрузку, с этими колонками справится легко. Второй момент — очень низкая настройка фазоинвертора — 28 Гц, поэтому в небольших помещениях могут быть проблемы — гудящий и размазанный бас. В этом случае порт лучше заглушить, принеся количество баса в жертву качеству.
Полосы между СЧ и ВЧ-звеньями делятся на 4000 Гц сложными фильтрами с цепями компенсации фазы.
Амплитудно-частотная характеристика Sony SS-AR1
Во всем рабочем диапазоне придраться не к чему — все исключительно ровно и красиво, что не удивительно при использовании таких драйверов. Фазоинвертор идеально стыкуется с басовым драйвером и эффективно работает до 20 Гц и ниже. Неравномерность в среднем не превышает ±1,5 дБ, так что тональный баланс акустики можно считать идеальным.
Твитер дает небольшой подъем начиная с 10 кГц, но он не будет заметен на слух в жилом интерьере с коврами и мягкой мебелью. Диаграмма направленности очень широкая — расхождение кривых, снятых при отклонениях от акустической оси на 30 и 50 град., минимально. Это обещает правильную звуковую сцену и точную локализацию мнимых источников.
Чувствительность Sony SS-AR1 довольно высокая, около 90 дБ, но учитывая их низкий импеданс, усилитель для их раскачки нужен мощный, не менее 100 Вт на канал, с хорошей токоотдачей.
Громоподобные tutti выдаются свободно, без малейших усилий и, что очень важно, без потери разборчивости