ЧЁРНЫЙ ЛИМУЗИН
Миниатюризация и экономия — требования нашего времени. Видеокамеры уже интегрируют в мобильные телефоны, а городские микролитражки, кажется, скоро вообще перестанут потреблять бензин. Не нравится массовая техника с посредственными характеристиками? Но ведь есть же еще суперкары с шестилитровым двигателем и солидные HDD-камеры высокого разрешения…
HDR-XR520E весит в два раза больше, чем компактные аппаратики на флэш-памяти, которые в последнее время регулярно появляются в нашей тестовой лаборатории. Размеры корпуса у представителей двух семейств различаются не столь драматично, и по сравнению с твердотельными ультракомпактами «пятьсот двадцатая» производит впечатление мельком увиденного на улице лимузина. В первый момент кажется, что мимо проезжает еще один «Мерседес» или «Линкольн», и лишь когда машина тянется вдоль дороги долго, как электричка, понимаешь: или у кого-то свадьба, или просто жизнь у человека сложилась чуть удачнее, чем у среднестатистического большинства.
По силе эффекта, производимого на окружающих, хорошая видеокамера, конечно же, отличается от лимузина — владельцу престижного камкордера столь же завистливое внимание окружающих явно не светит.
Солидных людей, впрочем, мало заботит мишура, они покупают аппаратуру премиум-класса просто потому, что работать с ней — одно удовольствие. Другой вопрос, что общение с элитной техникой временами накладывает на пользователя кое-какие пусть приятные, но все же ограничения: например, владельцы ламповых усилителей перед началом прослушивания должны дождаться, пока они прогреются, а обращение с винилом требует буквально хирургической аккуратности.
Если говорить непосредственно о камкордерах, то прибавка в весе и габаритах — неизбежная плата за повышенный комфорт и качество отснятого материала. Обратите как-нибудь внимание на профессиональных операторов, частенько мелькающих в кадрах теленовостей — их камеры в разы превосходят любительскую технику по размерам и массе. Дело в том, что оптика, в отличие от электроники, очень болезненно относится к миниатюризации. Это транзисторы в процессорах каждый год становятся все меньше и дешевле, а хорошие стеклянные линзы, как и 50 лет назад, до обидного дороги и по-прежнему сохраняют размеры, продиктованные физическими законами.
Но оптика — лишь одна из составляющих «критической массы». Механическая прочность конструкции, емкость аккумулятора, дополнительная коммутация, — все эти факторы вес аппарата, понятное дело, не уменьшают. Однако не будем забывать, что съемочная техника — один из немногих видов аппаратуры, у которых масса оказывает прямое воздействие на результаты работы, и ее недостаток отражается на качестве съемки не менее пагубно, чем переизбыток.
Наш сегодняшний испытуемый интересен еще и тем, что, вобрав в себя самые последние достижения в «камерной» технике, он тем не менее не претендует на профессиональный статус, даже с приставкой «полу». HDR-XR520E — аппарат чисто любительский, и весь его мощный потенциал, по идее, должен быть подвластен даже пользователю, максимально далекому от операторских премудростей. Что ж, посмотрим, так ли это на самом деле.
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
Итак, открываем дверь нашего «лимузина». Аналогия полная, потому что, во-первых, у лопасти монитора имеется небольшая ручка, а во-вторых, огромный 3,2-дюймовый экран в очередной раз напоминает, что мы имеем дело с аппаратом нетривиальным.
Взглянув на камеру «глаза в глаза», обнаруживаем интересную подробность: вместо привычной для хэндикамов Sony марки Carl Zeiss на кольце объектива красуется надпись «Sony Lens G». Дело в том, что компания давно и достаточно успешно выпускает линейку серьезной фотографической оптики, обозначенную литерой «G». Так маркировались объективы высшего класса, изготовленные компанией Minolta еще до передачи ее оптических технологий фотографическому подразделению Sony. Очевидно, имея такой прочный технологический фундамент, разработчики решили использовать его и для создания видеообъективов высокого разрешения.
Солидные размеры «пятьсот двадцатой» позволили утопить внутрь корпуса аккумулятор повышенной емкости, а чтобы его задняя часть в солнечный день не помешала работе с видоискателем, окуляр не только выдвигается, но и меняет угол наклона.
Как и положено камере премиум-класса, ее конструкция просто изобилует удобными мелочами. Я, например, был приятно удивлен, обнаружив, что разъемы, которые в аппаратах попроще прикрывают неуклюжими пластиковыми затычками, здесь оказались под защитой жестких крышечек, смонтированных на металлических осях.
МОТОР!
Первое, на что обращаешь внимание, включив камеру — непривычно четкая картинка на ЖК-дисплее. Разрешение 1920 х 480 означает, что экран состоит из 931 тысячи пикселей, что примерно в четыре с половиной раза больше, чем у 2,7-дюймовых мониторов большинства современных компактов. Второй позитивный момент — очень широкие углы обзора, причем не только горизонтальные, но, что совсем уж удивительно, и вертикальные. В итоге на изображение можно смотреть практически под любым углом без риска неправильно оценить резкость или ошибиться с настройкой цветовой температуры. Более того, высокая детализация позволяет разглядеть мелочи, обычно ускользающие от взгляда оператора во время съемки, но совершенно отчетливо бросающиеся в глаза при просмотре ролика на большом телевизоре.
Помимо всего прочего, монитор сенсорный, поэтому основная масса настроек выполняется традиционным для хэндикамов Sony способом — нажатием пальцами на пиктограммы или прямо на изображение снимаемых объектов — таким образом особенно удобно проводить оперативную коррекцию экспозиции и фокусировки.
Из множества интеллектуальных съемочных функций хочется отметить три самые интересные. Благодаря Smile Shutter даже во время видеозаписи камера автоматически делает фотоснимок, как только у кого-то в кадре появляется улыбка. Новая технология активной оптической стабилизации Optical SteadyShot, по заявлению разработчиков, в 10 раз эффективнее систем прошлого поколения. И действительно, картинка остается стабильной, даже если снимать на ходу — главное, не забывайте посматривать под ноги. Ну и наконец, автоматическая корректировка контрового света избавляет оператора от необходимости отказываться от ракурсов «против света» или держать палец на кнопке Backlight.
СНЯТО!
Благодаря рекордному 240-гигабайтному винчестеру на скорости видеопотока 16 Мбит/с, то есть при максимальном качестве съемки, в распоряжении оператора имеется 29 часов 20 минут записи. Иными словами, если вы, отправляясь в отпуск, рассчитываете снимать по два часа в день (что совсем не мало), такого запаса как раз хватит на двухнедельное путешествие. Ну а если поступиться детализацией картинки и понизить битрейт до 5 Мбит/с, можно растянуть время записи до совсем уж невероятного значения 101 час — могу себе представить, сколько сил и опять-таки времени потребуется на монтаж фильмов из такого объема исходных материалов.
Кстати, чтобы оператор не потерял ориентацию в двух сотнях гигабайт роликов, HDR-XR520E наделена системой поиска по лицам и отрезкам записи определенной длины, а с помощью функции Highlight Playback можно создать что-то вроде видеоклипа — нарезку из ключевых кадров записи, снабженную музыкальным сопровождением.
Что касается качества картинки, то помимо практически безупречной точности цветопередачи большое впечатление произвела съемка в глубоких сумерках: автофокус, стабилизатор изображения и экспонометр в условиях недостатка освещения работают на редкость уверенно и точно. Правда, цветовой баланс немного смещается в розовые тона, зато шумов на экране абсолютный минимум — чувствуется, что фирменная CMOS-матрица нового поколения Exmor R, действительно, заметно превосходит своих предшественников. Четкость изображения достаточно высокая, но все же чувствуется, что она слегка ограничена хорошей, но уже не рекордной скоростью цифрового потока 16 Мбит/с.
Запись звукового сопровождения вызвала самые положительные эмоции: четырехканальный микрофон с изменяемой диаграммой направленности в паре с кодером Dolby Digital 5.1 Creator создают звуковую дорожку с отчетливо ощущаемым объемом — если, конечно, источники звука действительно располагаются по разные стороны от камеры.
ТИТРЫ
Тестировать современные видеокамеры, особенно аппараты высокого класса — дело интересное, но непростое. Хотя бы потому, что даже в рамках нашей рубрики «Личный опыт» практически невозможно рассказать обо всех функциях, технологиях и системах, призванных помогать оператору в работе и улучшать качество снимаемого материала. Поэтому в итоге просто перечислим самые яркие особенности конструкции нашей испытуемой, не забывая, что к ним прилагается еще масса разного рода «улучшайзеров», подробный рассказ о которых запросто займет весь номер журнала.
Оптика. Можно смело признать, что изображение, построенное «родным» объективом Sony элитной G-серии, ни в чем не уступает картинке высокого разрешения, которую выдавала видеооптика с легендарным логотипом Carl Zeiss.
Монитор. Высокое разрешение и удивительно широкие углы обзора позволяют оператору не только видеть «картину в целом», но и обращать внимание на тонкости композиции и особенности цветопередачи. Кроме того, совсем по-другому на экране смотрятся отснятые ролики и фотографии — фактически камера превратилась в полноценный медиаплеер.
Ну и наконец, корпус. Массивный, добротно сделанный аппарат действительно приятно держать в руках. Эргономика на высоте, а что касается размеров и веса, то я бы назвал их оптимальными — по крайней мере для тех, кто рассчитывает получить по-настоящему стабильную картинку при съемке с рук.
СОФТ В КОМПЛЕКТЕ
Picture Motion Browser for AVCHD Camcorder — импорт видеофайлов и фотографий, их просмотр, монтаж, запись и копирование DVD-дисков. Совместим с Windows XP SP3 и Windows Vista.
СУХИЕ ЦИФРЫ
Основные параметры
- Форматы видеозаписи HD — MPEG4 AVCHD SD — MPEG2 PS
- Носитель записи HDD 240 Гб, карты Memory Stick PRO Duo
- Матрица 1/2,88” 6,63 мегапикс. CMOS*
- Макс. размер фотоснимка 4000х3000
- ЖК-монитор 3,2” LCD TFT, 1920х480
- Видоискатель 0,27”, 123 тыс. пикс.
Объектив
- Фокусное расстояние, мм 5,5 — 66; 35-мм эквив.: 43 — 516 (видео 16:9); 38 — 456 (фото 4:3)
- Светосила F1,8 — 3,4
- Кратность 12х
- Цифровой Zoom 150х
- Крепление насадок, резьба, мм 37
- Стабилизатор изображения оптический
Коммутация
- HDMI-выход да, mini HDMI
- Компонентный выход да
- DV (IEEE 1394) вход/выход нет/нет
- USB да
- Аналоговые видеовходы/выходы нет/да
- Гнезда для наушников/микрофона да/да
Общие характеристики
- Встр. микрофон 4-канальный, зум
- Пульт ДУ в комплекте да
- Встроенный видеоосветитель/вспышка нет/да
- Напряжение питания, В 7,2 (аккумулятор), 8,4 (адаптер)
- Потребляемая мощность, Вт 4,3 (HDD)/ 3,5 (Memory Stick)
- Габариты (Ш х В х Г), мм 71 х 75 х 137
- Масса камеры с аккумулятором, г 580
- Made in Япония
- Цена, руб. 49990
- * Эффективный размер матрицы в режиме видеосъемки 16:9 составляет 4,15 мегапикс., в режиме фото 4:3 — 6,0 мегапикс.
В КОМПЛЕКТ НЕ ВХОДИТ
Обычно мы начинаем изучать список дополнительных аксессуаров камеры, только если возникает необходимость обзавестись еще одним аккумулятором или каким-нибудь редким шнуром со специфическими разъемами. Однако, взглянув на перечень «снаряжения», не входящего в комплект поставки HDR-XR520E, но предназначенных именно для нее, я понял, что знакомиться с ассортиментом прибамбасов нужно до или, в самом крайнем случае, сразу после покупки камеры. Иначе потом может быть мучительно больно за упущенные съемочные возможности.
Мы перечислим далеко не все, а только наиболее интересные и полезные аксессуары. Итак, для расширения функциональности своих HD-камер, и «пятьсот двадцатой» в частности, Sony предлагает: четыре типа накамерных светильников, включая фотовспышку и лампу инфракрасной подсветки; проводной пульт дистанционного управления; остронаправленный микрофон, микрофон для качественной стереозаписи и беспроводной микрофон с накамерным приемником; широкоугольные и длиннофокусные оптические насадки на объектив, а также защитный и поляризационный светофильтры; водонепроницаемый подводный бокс и, наконец, GPS-модуль, с помощью которого можно присваивать видеозаписям и фотографиям метки с географическими координатами точки, в которой они были сделаны.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Карта памяти Memory Stick PRO Duo является для HDR-XR520E таким же полноправным носителем информации, как и жесткий диск. На нее можно записывать видеоролики и фотографии, а также копировать медиафайлы, хранящиеся на винчестере.
Тонкие и разнообразные оттенки осенней листвы передаются живо и натуралистично. Масса зеленой травы не искажает общий нейтральный тон кадра
Четкость вплотную приближается к 700 твл, цветовые аберрации и артефакты компрессии не заметны
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Качество изображения и звука в целом, выдающиеся углы обзора и четкость экрана, масса вспомогательных возможностей, удобство управления, впечатляющий объем винчестера.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Четкости слишком много не бывает, поэтому чуть большая скорость цифрового потока оказалась бы для такой продвинутой камеры очень кстати.
Комментарии [1]
Азамат
У меня есть эта камера, но нет зарядки