ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
Немало копий сломано по поводу того, чем разгонять сигнал с МС-головки — повышающим трансформатором или пре-предусилителем. Решить это противоречие не удается прежде всего потому, что оппоненты ориентируются исключительно на субъективные ощущения, а о вкусах, как известно, не спорят. С трансформаторами мы еще разберемся, а сейчас посмотрим, каких результатов можно добиться, используя современные полупроводники и многолетний опыт конструирования.
С фирмой Brinkmann Audio мы почти незнакомы, если не считать пары заметок в рубрике «Brand News». Так что начну с короткой справки. Основана Гельмутом Бринкманном, немецким любителем классической музыки и крупным специалистом в области механической грамзаписи с 30-летним стажем. Поэтому и ассортимент аналоговый: виниловые проигрыватели, тонармы, головки и различные усилители, от фонокорректоров до мощных моноблоков. Производства как такового нет — вся техника изготавливается вручную в небольшом помещении, где установлены высокоточные станки и оборудовано несколько рабочих мест. Кредо Бринкманна — предельное внимание к деталям, поскольку на звук влияет каждая мелочь. К примеру, он лично переделывает звукосниматели EMT, меняя в них, среди прочего, крошечные винтики, крепящие кантеливер. Принципы, сформулированные для LP-проигрывателей, применяются и при проектировании усилителей — в них тщательно устраняются малейшие наводки и вибрации, учитываются резонансные свойства конструкции и материалов. И что еще интересно, Бринкманн не является апологетом только ламп или только транзисторов, он находит в своих конструкциях оптимальное применение и тем, и другим, а в некоторых схемах можно увидеть и микросхемы. Причем увидеть, не разбирая аппаратуру, поскольку по большей части она имеет прозрачную верхнюю крышку из кварцевого стекла. Это красиво, а кроме того, любой может убедиться, с какой истинно немецкой аккуратностью и основательностью изготовлены все внутренности.
Взять хотя бы нашего сегодняшнего испытуемого — предусилитель Calvin (7750 евро). Вообще-то, для этой рубрики я просил фонокорректор Fein, но в чистом виде его у дистрибьютора не оказалось. Зато точно такая же плата опционально (+750 евро) встроена в «Калвин», ее выход заведен непосредственно на гнезда REC до регулятора уровня и остального тракта предусилителя.
Аппарат, вопреки компактным размерам, имеет массу порядка 12 кг и, подобно серьезному оконечнику, оснащен мощными боковыми теплоотводами. Они являются материальным воплощением концепции правильного питания по Бринкманну — трансформатор, имеющий колоссальный запас мощности, вынесен в самостоятельный блок, а выпрямители, сглаживающие фильтры (10000 мкФ на канал) и стабилизаторы смонтированы в непосредственной близости от потребителей. Размеры же теплоотводов обусловлены типом стабилизаторов — они параллельные, т.е. шунтируют нагрузку, пропуская большую часть тока от выпрямителя через себя. Их преимущества — низкое выходное сопротивление, постоянное во всем частотном диапазоне. Недостаток — мизерный, как у усилителей класса А, КПД, поскольку мощность, рассеиваемая на регулирующем транзисторе намного превышает ту, что потребляют запитанная от него схема.
Предусилитель собран на очень жестком шасси с внутренними перегородками и, несмотря на это, комплектуется 12-килограммовой каменной платформой, обеспечивающей дополнительное демпфирование. Переключатель входов и моторизованный потенциометр громкости установлены рядом с входными гнездами, а ручки управления связаны с их осями длинными штоками. На лицевой панели имеются раздельные для обоих каналов регуляторы чувствительности — при необходимости ими можно выставить баланс. Всего входов пять — четыре линейных и один Phono.
Плата фонокорректора установлена в левой части шасси. На ней имеется роторный переключатель, задающий входные параметры для головок MM и двух типов MC с разной чувствительностью. В качестве активных элементов, по всей видимости, используются операционные усилители, смонтированные со стороны печатных проводников — сверху их не видно.
Линейный тракт собран на дискретных балансных модулях, после которых стоят мощные полевые транзисторы 2SK216/2SJ79. Они заметно греются, хотя и прикручены к толстой алюминиевой пластине. Очевидно, эти сильноточные двухтактные каскады и обеспечивают столь низкое выходное сопротивление предусилителя — менее 0,1 Ом. В описании Calvin особо подчеркивается, что в схеме отсутствуют детали на основе керамики — переключатели, конденсаторы и SMD-компоненты. Гельмут считает, что керамика портит звук, поэтому применяет исключительно проволочные резисторы и пленочные емкости Wima. Знатоки сразу же обратят внимание и на электролиты в коричневых пластмассовых корпусах — такие стояли в профессиональном аналоговом оборудовании Studer и Telefunken. Про качество монтажа рассказывать не буду — вы сможете сами оценить его по фото.
Предусилитель комплектуется маленьким, но тяжелым пультом ДУ с тремя кнопками — громкость up/down и mute.
Для полноты картины я подключал к фонокорректору несколько разных головок ММ и МС — Benz Micro MC-Silver, Denon DL-103R, Goldring GL2400 и Ortofon Valencia. Сразу пожалел, что для прошлого теста звукоснимателей не взял этот фонокорректор — он прекрасно показывает различия даже между очень близкими по звучанию экземплярами. И прежде всего в динамике, поскольку сам тракт кажется абсолютно прозрачным. И общее впечатление также формируется в основном по динамическим показателям — соотношение между тихими и громкими звуками на хорошем виниле приближается к компакт-диску, да и по собственным шумам корректор не слишком отстает от CD-проигрывателя. Звучание на редкость разборчивое, великолепно структурированное, без малейшей каши на сложных пассажах. Единственный не совсем понятный момент — несколько ослабленный, легковесный НЧ-диапазон, слегка понижающий общий драйв воспроизведения. Причин этому я вижу две. Первая — неоптимальное согласование с MC-головками, все-таки входное сопротивление 600 Ом великовато, для демпфирования подвижной системы обычно рекомендуется от 50 до 100 Ом. Такой же эффект может дать и фильтр инфранизких частот, и если это так, мы увидим спад на АЧХ в рубрике «7 раз отмерь».
Но это мелочи по сравнению с тем, что бас очень быстр, резкий удар большого барабана ощущаешь всем телом. Верхний диапазон безукоризнен, здесь все зависит от того, насколько точно вы сумеете настроить тонарм под конкретную головку — малейшие погрешности при установке прижимной силы и углов сразу дадут себя знать. И совсем не факт, что это будут значения, указанные в паспорте головки. Вообще, Calvin очень деликатный и чувствительный (не в прямом смысле слова) усилитель, с собственным характером. И его основная задача в тракте, помимо RIAA-коррекции, естественно — придать звучанию оконечника благородный оттенок, не сдерживая при этом его темперамент, каким бы буйным он ни был.
Сухие цифры
- Диапазон частот, Гц линейного тракта 0 — 250000
- фоно-секции 20 — 50000
- Чувствительность/входное сопротивление, мВ/кОм
- — с линейных входов 150/20
- в режиме MM 1/47
- в режиме MC1 0,6/0,5
- в режиме MC2 0,6/0,2
- Отношение сигнал/шум взвешенное, дБА
- — с линейных входов 91
- в режиме MM 80
- в режиме MC1 78
- Максимальное выходное напряжение, В 12
- Коэффициент нелинейных искажений, % 0,01
- Коэффициент интермодуляционных искажений, % 0,05
- Выходное сопротивление, Ом <0,1
- Масса, кг
- — предусилителя 12
- — гранитной плиты 12
- — блока питания 3,2
7 раз отмерь
Амплитудно-частотная характеристика Brinkmann Audio Calvin
Частотная характеристика фонокорректора абсолютно соответствует рекомендациям RIAA. Спад на нижних частотах, характерный для кривой МЭК, отсутствует, поэтому с басом у фоно-секции проблем быть не должно. Максимальное напряжение на гнездах REC, т.е. выходе самого корректора — 8 В при входном напряжении 28 мВ в режиме ММ. Таким образом, коэффициент усиления платы Fein получается 49 дБ, а перегрузочная способность по входу — 30 дБ. Клиппирует корректор очень плавно, почти как ламповый.
полезные аксессуары
Опоры Copulare Coral-Lifter
Эта фирма (тоже немецкая, кстати) работает на стыке нескольких областей — техники, искусства и эзотерики. И специализируется на изделиях, без которых не бывает настоящего звука — столах, стойках, платформах и опорах для установки аудиокомпонентов. В ее каталоге есть такие экзотические вещи, как кабельные подставки Ducal и плита из искусственного коралла iCoral для серьезных док-станций.
Опоры Coral-Lifter предназначены для подавления собственных вибраций аппаратуры, в основном источников, и их развязки от поверхности полки. Наш вариант ($750 за 4 шт.) предусматривает подстройку высоты и состоит из трех частей: внешняя обойма, ввинчивающаяся в нее втулка и опорный цилиндр из искусственного коралла. Структурой он напоминает крупноячеистый поролон, но при этом тверд, как камень. Между обоймой и втулкой засыпано небольшое количество мелкой дроби. Поэтому масса опоры очень приличная, порядка 400 г каждая. Подстроить высоту можно довольно точно, вывинчивая или ввинчивая втулку в обойму. Кстати, это один из трех вариантов Coral-Lifter, есть опоры без регулировки высоты, а также с усиленными антивибрационными свойствами, в которых цилиндр из искусственного коралла контактирует и с днищем аппарата, и с поверхностью, на которой он установлен.
Я сменил штатные ноги проигрывателя Bellavista Signature на Coral-Lifter и прослушал несколько пластинок с наиболее характерными нюансами звучания. Нижняя середина стала более наполненной, и это особенно чувствуется на вокале. Мне даже показалось, что «Jesus Christ Superstar», раннее издание Decca Records, зазвучал как-то по-новому, более эмоционально, что ли. Бас слегка ушел в низ, но этот эффект проявляется лишь с очень хорошими головками. И что интересно — до этого, чтобы получить «правильную» нижнюю середину, я долго экспериментировал с различными материалами для мата — теперь он оказался абсолютно не нужен.