НА РАВНЫХ
Любая технология, используемая на протяжении многих лет, рано или поздно достигает пика развития, когда сделать лучше уже невозможно, а хуже — нет смысла. Но давайте посмотрим на примере четырех аудиофильских CD-проигрывателей, достигнут ли пик в развитии такого популярного музыкального носителя, как компакт-диск?
Blacknote CDP-300 | Densen B-440 | Hegel CDP4A mkII | Musical Fidelity A1008 CD Pro
КОМПОНЕНТЫ
- Интегральный усилитель Bryston B-100SST (217000 руб.)
- Межблочные кабели
- RCA Accuphase Super Refined SL-10G (17300 руб.),
- Soundstring Alpha RCA ($420),
- HMS Duetto mkIII ($335)
- Акустические кабели Legacy TL Speaker (29000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500 руб./3200 руб.)
- Виброизоляторы Vibrapod Isolators Model 2 (1190 руб.) и Model 3 (1190 руб.),
- Monitor Bolide Schock Absorber (1800 руб.), Eraudio Steel Cones (1150 руб.),
- Eraudio Space Harmonizer 1 (4500 руб.)
Более тридцати лет назад Sony и Philips обнародовали спецификации передового по тем временам музыкального носителя Compact Disc Digital Audio, а затем показали и действующий прототип проигрывателя. По меркам аналогового аудио это возраст зрелости, а по меркам стремительной цифровой эпохи «сидюк» так вообще ископаемое. Но есть предположение, что качественный пик развития им даже не пройден. CD демонстрирует поразительную живучесть. С появлением суперносителей и удобных сжатых форматов компакт-диску пророчили скорую смерть, но зайдите в любой крупный музыкальный магазин, и, как десять лет назад, увидите, что CD по-прежнему доминирует над всеми остальными форматами.
Казалось бы, за тридцать лет производители аудиоаппартуры могли довести технику воспроизведения CD до абсолютного совершенства. За примером далеко ходить не надо. Любой современный DVD-проигрыватель ценой под 150 — 200 долларов по всем параметрам превосходит самые дорогие плееры DVD десятилетней давности. Почему же с CD-техникой происходит обратное? Подыскивая приличный источник, мы готовы потратить уже и 100 тысяч рублей, а получаем новодел, который доставляет меломану радости не больше, чем какая-нибудь «Сонька» серии ES, купленная в девяностых за умопомрачительные 750 долларов.
«Ну, тогда и вода казалась мокрее», — скажете вы. Конечно, психологический фактор исключать нельзя. Но в случае с CD сыграло вот еще что. Новый носитель с радостью был принят только обычными меломанами — на фоне запиленного винила и скрипучих компакт-кассет он казался совершенством. Искушенные аудиофилы, наоборот, высказали массу претензий. Создателей компакт-диска упрекали в выборе низкой частоты дискретизации — дескать, ограничивает диапазон. И в недостаточной 16-битовой разрядности — искажения, мол, малы лишь на бумаге, а на сигналах слабого уровня возрастают в сотни и тысячи раз. Ругали и за сам принцип PCM, который крайне уязвим из-за джиттера и образует с исходным музыкальным спектром уйму комбинационных составляющих, что привносит в оригинальное звучание характерную ядовитую подкраску.
Между прочим, все нарекания — по делу. Производители проигрывателей, естественно, включились в борьбу с пороками CD. Но, похоже, так увлеклись, что забыли, ради чего этот носитель вообще создавался. В начале восьмидесятых изобрели систему маскирования шумов Noise Shaping и передискретизацию. Затем случилась однобитовая, а за ней — 20-битовая «революции». В девяностых, осознав, что CD является цифровым лишь условно — процесс считывания питов с зеркальной прослойки в толще поликарбоната все-таки по сути аналоговый, — производители бросились создавать механизмы с максимальной стабильностью вращения и лазерную оптику с улучшенной фокусировкой. Боролись с джиттером, придумывали сложнейшие алгоритмы цифровой фильтрации, стали использовать буферы для временного хранения данных и более скоростные компьютерные приводы. Из последних новшеств — апсэмплинг до параметров HD-audio (24 бита/192 кГц).
А всего-то требовалось создать систему, которая не станет химичить с шестнадцатью битами и облагораживать несчастные 44,1 кГц. Утерянной музыкальной информации все равно не вернуть. Идеален тот аппарат, который процесс считывания произведет безошибочно, без джиттера, а преобразует в аналог зеркально процессу конвертации исходного звука в цифру.
Это — в теории. А нас интересует практика. Мы собрали четыре абсолютно идентичных по цене и классу, но разных по идеологии проигрывателя. И ценовой порог взялся не с потолка. При бюджете порядка 5000 долларов на аппарат пенять на недостаток средств разработчикам грешно — реализовать можно любые идеи.
Вот и посмотрим, чей путь ведет к идеалу, а чей — в никуда.
Полезные аксессуары
Кабели Alpha американской фирмы Soundstring (на фото в центре) предназначены специально для подключения источников, как цифровых, так и аналоговых. Именно поэтому они чрезвычайно мягкие и гибкие, чтобы по ним не передавались вибрации от других компонентов. И даже обоймы наконечников RCA для снижения массы выточены из дерева. Многожильный проводник изготовлен из OFBC, т.е. бескислородной меди, очищенной электролизом, внешняя оплетка нейлоновая. Контакты — золото 24К, цена $420 за метровую пару.
Включение Soundstring Alpha в нашу референсную систему взамен межблочников Accuphase Super Refined вносило довольно значительные перемены в музыкальный баланс. В верхней полосе возрастала динамика, в среднем диапазоне проявлялась приятная живая теплота, а басовая область воспроизводилась более плотно и ритмично (правда, при небольшом ослаблении энергетики на самых низких частотах). В звуковой сцене изменения были незначительны. Микродинамические качества не улучшались, но и не ухудшались.
Полной противоположностью, если говорить о музыкальном балансе, оказался интерконнект германской компании HMS Duetto mkIII (на фото — кабель синего цвета). Этот кабель имеет симметричную конструкцию проводников, которая менее чувствительна к внешним электромагнитным наводкам, оснащен ферритовыми фильтрами от радиочастотных помех и качественными RCA-разъемами марки WBT. Duetto mkIII мы включали в систему, когда требовалось немного «охладить» звучание, получить более энергичный бас и сгладить верхний диапазон. При этом воспроизведение не теряло четкого пространственного фокуса и не ухудшалась микродинамика. Цена — $335 за метровую пару.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- NAIM Sampler (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003)
- Tom Waits, «Rain Dogs» (Island Records, 1985)
- Blur, «Blur» (EMI Records, 1997)
- Ян Сибелиус, концерт для скрипки с оркестром ре-минор (соч. 47) в исполнении Анни-Софи Муттер и Dresden Staatskapelle (Deutsche Grammophon, 1995)
- Niacin, «Time Crunch» (Magnacarta, 2001)
- Original Soundtrack from the Film by Emir Kusturica «Black Cat White Cat» (Komuna/Polygram, 1998)
Один за всех
Перед тестом казалось, что итоги на этот раз подвести будет просто — в абсолютно равных условиях выявится безоговорочный чемпион, который и получит главный трофей — Grand Prix. Но сейчас я в сомнении. Ведь каждый аппарат по-своему хорош. Придется действовать методом исключения.
Blacknote CDP-300 великолепен. Живая пространственная картина и умение выхватывать главное, тонкая игра и динамическая свобода — итальянцы смогли совместить несовместимое. Но мощные динамические контрасты не под силу этому проигрывателю — в такие мгновения он теряет чистоту. Для кого-то это не критично, а у меня в коллекции много записей, где от источника требуется самообладание. На высшую награду не тянет, зато «Рекомендация» — бесспорна.
Densen B-440 сравняет любого соперника с землей по детальности воспроизведения. Чувствуется, что ни частотный, ни динамический диапазоны здесь не ограничены ничем. Но заставить звучать «датчанина» благозвучно, цельно и содержательно — задача непростая. Он — типичный диктатор. Все компоненты аудиосистемы должны подстраиваться под него. А это не всегда возможно.
Впечатлил Hegel CDP4A mkII. Необычный, мягкий, исключительно ясный рисунок, который даже не характерен для CD-носителя. Феноменальная нейтральность в самом важном среднем регистре — серьезная заявка на идеальность. С другой стороны, что-то непонятное происходит с динамикой. Сильный, но в душе — робкий.
Остается Musical Fidelity A1008 CD Pro. Контрастная отделка и «профильная» лицевая панель выглядят вызывающе. Пульт ДУ несолидный для аппарата ценой в 160000 руб. Более серьезных претензий отыскать не могу. Звучит собранно, открыто и правдиво — если не с лампового выхода, так с транзисторного. Заслуженный Grand Prix.
Комментарии [1]
Борис
Обычная маркетинговая чепуха, расплывчатые формулировки, нечёткие сравнения и вообще — не анализ, а лирика какая-то на тему «как я слушал дорогие сидюки».