7 раз отмерь
АЧХ усилителей снималась в диапазоне 20 Гц — 20 кГц при крайних положениях регуляторов тембра. Мы также выявили зависимость КНИ от выходной мощности при сопротивлении нагрузки 4 и 8 Ом, на графике они показаны красным и зеленым цветами соответственно. По этим кривым можно судить об энерговооруженности источника питания и, как следствие, о динамических характеристиках усилителя. Спектр гармоник, как всегда, снимался на мощности, 1/10 от номинальной. Исключением в этом смысле стал цифровой усилитель Nuforce Icon, у которого из-за задержки сигнала в DSP удалось лишь снять АЧХ и спектр искажений.
ТЕСТ.
- AMC 306d 13200 руб.
- Denon PMA-710AE 19900 руб.
- Marantz PM5003 11697 руб.
- NAD C326BEE 13870 руб
- Nuforce Icon 11388 руб.
- Onkyo A-9377 13970 руб.
- Tangent AMP-200 13986 руб.
- Измерения
МОДЕЛЬ | AMC
306d |
Denon
PMA-710AE |
Marantz
PM5003 |
NAD
C326BEE |
NuForce
Icon |
Onkyo
A-9377 |
Tangent
AMP-200 |
Частотный диапазон, Гц | 10 — 60000 | 20 — 50000 | 10 — 50000 | 3 — 70000 | 26 — 50000 | 10 — 70000 | 10 — 63000 |
При неравномерности, дБ | -3 | Н.д. | Н.д. | -3 | -1 | -3 | 3 |
Выходная мощность каждого канала 4/8 Ом, Вт | 30/30 | 85/50 | 55/40 | 150/100 | 15/15 | 124/80 | 100/Н.д. |
При искажениях, % | 0,05 | 0,07 | 0,01 | 0,009 | 0,05 | 0,08 | 0,05 |
Отношение С/Ш (Phono), дБ | 80 | 86 | 83 | Нет | Нет | 70 | Н.д. |
Сопротивление по линейным входам, кОм | 20 | 47 | 20 | 100 | Н.д. | 43 | Н.д. |
Демпинг-фактор, ед. | Н.д. | Н.д. | 100 | >100 | Н.д. | 60 | Н.д. |
Вход Phono | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Да |
Линейные входы | 4 | 5 | 5 | 7 | 1 + USB | 5 | 6 |
Выходы на запись | 1 | 2 | 2 | 1 | Нет | 1 | 1 |
Выходы с предварительной секции | Да | Да | Нет | Да | Нет | Да | Да |
Вход для головных телефонов | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Дистанционное управление | Да | Да | Да | Да | Нет | Да | Да |
Потребляемая мощность, Вт | Н.д. | 200 | 110 | Н.д. | Н.д. | 286 | Н.д. |
Габариты, мм | 430 х 82 х 288 | 434 x 121 x 307 | 440 x 369 x 104.5 | 435 x 100 x 286 | 152 х 114 х 25 | 435 х 150 х 348 | 430 х 115 х 240 |
Масса, кг | 6,4 | 6,7 | 6,7 | 9,1 | 0,45 (без БП) | 8,8 | Н.д. |
Цена, руб. | 13200 | 19900 | 11697 | 13870 | 11544 | 13970 | 13986 |
Частотная характеристика AMC 306d
В среднем положении регуляторов тембра АЧХ усилителя имеет спад по НЧ (-2 дБ) и ВЧ (-1 дБ), а если темброблок отключить, то она становится абсолютно линейной. Для обеих полос применяются схемы с разной глубиной коррекции — Bass охватывает область 10 — 600 Гц и работает в диапазоне +14/-18 дБ, а Treble уходит очень высоко и на частоте 20 кГц дает подъем до +14 и спад до -15 дБ.
Спектр искажений AMC 306d
Общий коэффициент гармоник при выходной мощности 3 Вт получен в основном за счет высокой амплитуды 2-й и 3-й гармоник. Четные составляющие, считающиеся наиболее благозвучными, доминируют, гармоники высоких порядков отсутствуют. Звучание усилителя может быть очень приятным, но звучание некоторых инструментов, в частности деревянных духовых, может быть слишком акцентировано.
Зависимость КНИ от выходной мощности AMC 306d
Работа на 4-омную нагрузку сопровождается повышением уровня искажений почти вдвое, а прирост выходной мощности при этом крайне невелик, всего 10%. Для этого усилителя лучше выбирать колонки без провалов импеданса и высокой чувствительностью.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Denon PMA-710AE
Усилитель имеет крайне низкий уровень искажений на мощностях до 10 Вт, а далее он плавно растет до 0,1%, после чего фактически начинается клиппинг. При переходе на 4-омную нагрузку КНИ возрастает почти вдвое, а мощность — почти на 90% (с 65 и 120 Вт соответственно), что говорит о хорошем запасе по питанию.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Marantz PM-4001
Уровень искажений очень низкий при малых мощностях — порядка 0,03% вплоть до 10 Вт, причем кривые, снятые при 4 и 8 Ом, переплетаются между собой до 13 Вт и лишь затем начинают расходиться. Прирост мощности на низкоомной нагрузке — порядка 60%, что говорит о высокой энерговооруженности источника питания.
Частотная характеристика NAD C-326BEE
Темброблок в этой модели работает на редкость деликатно: +5/-4 дБ по НЧ и +4,5/-2 дБ по ВЧ. Конструкторы явно рассчитывали на то, что усилитель будет использоваться в комплекте с качественной акустикой, АЧХ которой не нуждается в глубокой коррекции. При установке регуляторов в среднее положение тракт линеен, если не считать небольшого (-1 дБ) спада на 10 Гц.
Спектр искажений NAD C-326BEE
Картина, характерная для усилителей этой фирмы. При мощности 8 Вт основные составляющие (заметно подавленные 2-я и 3-я гармоники) не превышают -60 дБ, а все остальные и вовсе не заметны на фоне шумов, лежащих на отметке -90 дБ. Не исключено, что звучание покажется чересчур нейтральным, но за чистый верхний диапазон и высокое разрешение можно ручаться.
Частотная характеристика Denon PMA-710AE
Тембр в этой модели регулируется в пределах +6/-7 дБ по НЧ и +7/-6 дБ по ВЧ. Этого вполне достаточно для коррекции неравномерности АЧХ любой акустики. В режиме Source Direct получается завал -1 дБ на 10 Гц, но на слух он не будет заметен. Эффективность тонкомпенсации (фиолетовые кривые) оценивалась при уровне громкости -20. По НЧ она дает подъем +8 дБ, а по ВЧ порядка +7 дБ.
Частотная характеристика Marantz PM-5003
Тембр в этой модели регулируется в довольно широких пределах: +10,5/-12 дБ по НЧ и +9/ -10,5 дБ по ВЧ. Центральные частоты — 75 Гц и 16 кГц — выбраны грамотно, поскольку именно такая коррекция наиболее эффективна на слух. В средних положениях регуляторов тембра виден завал почти -2 дБ на 10 Гц.
Спектр искажений Denon PMA-710AE
Картина, показанная на графике, получена при мощности 8,5 Вт. В спектре видны лишь 2-я, 3-я и 7-я гармоники, причем соотношение амплитуд четных и нечетных не характерно для двухтактного усилителя. Это может придать звучанию «ламповую» теплоту. Отсутствие же составляющих высоких порядков сулит более чистый верх.
Спектр искажений Marantz PM-5003
Спектрограмма снималась на 5,5 Вт, что близко к оптимальной мощности для жилых помещений и при чувствительной акустике. Видны лишь 2-я, 3-я и 5-я гармоники, все остальные по амплитуде сравнимы с шумами. Общий КНИ — 0,0015%. Вывод напрашивается сам собой: чистый верхний диапазон и отсутствие признаков «транзисторного» звучания.
Зависимость КНИ от выходной мощности
NAD C-325BEE
Великолепный результат — уровень искажений и шумов в диапазоне мощностей 0,2 — 5 Вт ниже отметки 0,005%, это рекорд для нашего теста. Кроме того, он почти не зависит от сопротивления нагрузки. Правда, усилитель развивает мощность значительно меньше заявленной: 65 Вт на 8 Ом и 100 на 4 Ом.
Частотная характеристика Nuforce Icon
Регулировка тембра в этом усилителе не предусмотрена, но АЧХ, тем не менее, заметно отличается от линейной. На 20 Гц имеется подъем +2 дБ, а в диапазоне 400 Гц — 6 кГц — провал с максимальной глубиной -3дБ на 1800 Гц. Артефакт это или нечто вроде тонкомпенсации, сказать трудно.
Спектр искажений Nuforce Icon
Типичная картина для усилителя, работающего в классе D — уровень искажений довольно высок, да и спектр у них довольно жесткий — присутствуют составляющие высоких порядков, вплоть до 20-й, причем со значительной амплитудой. Скорее всего, высокочастотный диапазон будет не столь чист, как у других усилителей.
Частотная характеристика Onkyo A-9377
В режиме Tone Direct частотная характеристика усилителя абсолютно линейна. Глубина коррекции в крайних положениях регуляторов по полосам разная — ±12 дБ по ВЧ и +13/-10 дБ по НЧ, причем в первом случае максимум достигается в ультразвуковой области. Такая коррекция не дает окраски на верхней середине, что очень полезно для большинства музыкальных жанров. Регулятор Bass же, наоборот, начинает работать от 700 Гц и захватывает весь НЧ-диапазон вплоть до 10 Гц.
Спектр искажений Onkyo A-9377
Здесь видно стремление добиться яркого и выразительного звучания, насыщенного тембральными оттенками. Гармонических составляющих много, и они имеют большую амплитуду даже при 8 Вт выходной мощности. Но благодаря доминированию 2-й гармоники звучание вряд ли будет резким, хотя некоторые музыкальные инструменты могут выделяться из общей звуковой картины. Составляющие высших порядков отсутствуют, поэтому жесткости в верхнечастотном диапазоне, скорее всего, тоже не будет.
Зависимость КНИ от выходной мощности Onkyo A-9377
Уровень искажений при малых мощностях значительно выше, чем у других участников теста: порядка 0,1% на 8 Ом и 0,17% на 4 Ом. Минимум же наблюдается в диапазоне 10 — 20 Вт, а ведь именно на такой мощности мы чаще всего и слушаем музыку. При переходе с 8-омной нагрузки на 4-омную максимальная отдаваемая мощность увеличивается в 1,8 раза, что говорит о высокой энерговооруженности источника питания.
Частотная характеристика Tangent AMP-200
Тембр в этой модели регулируется в довольно широких пределах: ±11 дБ по НЧ и +12/-14 дБ по ВЧ. Для современного усилителя это не характерно, зато позволяет скорректировать неравномерность суммарной АЧХ при работе с полочной акустикой. При обходе темброблока получается завал -2 дБ на 20 кГц, так что лучше его все-таки включить, введя минимально необходимую для вашей системы коррекцию.
Спектр искажений Tangent AMP-200
Усилитель с явно продуманной схемотехникой — 2-я гармоника почти вдвое меньше 3-й, которая достигает отметки -62 дБ. Тем не менее благодаря ее доминированию некоторые музыкальные инструменты, в частности деревянные духовые, могут выделяться из общей звуковой картины. Составляющие высших порядков отсутствуют, хотя спектр шумов довольно плотный в диапазоне 3 — 20 кГц. Из-за этого возможна легкая окраска на ВЧ, но «транзисторной» жесткости, скорее всего, не будет.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Tangent AMP-200
Классическая картина для усилителя, работающего в «глубоком» классе AB — с ростом мощности коэффициент искажений сначала падает, а затем вновь начинает расти. Минимум (порядка 0,006%) наблюдается на 4-омной нагрузке в самом «востребованном» диапазоне 2 — 10 Вт на выходе. В целом же мощность при 4 Ом получается почти в полтора раза выше, чем при 8 Ом.