УРОКИ ДЕМОКРАТИИ
Появление акустики мониторного типа от Wilson Audio всегда вызывает интерес у меломанов и аудиокритиков. Дэвид Вилсон всегда утверждал, что хай-энд по определению бескомпромиссен, и его изделия массой, габаритами и ценой неизменно подтверждали этот тезис. Но поскольку не все могут себе позволить Maxx или Watt/Puppy, не говоря уже об «Александрии», было решено создать модель демократичную по стоимости и универсальную с точки зрения установки.
И, конечно, лучше гармонирующую с обычным жилым интерьером. Внешний вид акустики Wilson Audio всегда определялся исключительно конструктивными соображениями, но здесь уже явно чувствуется стремление сделать ее более привлекательной, гармонирующей с жилым интерьером. Изящные пропорции корпуса, арочный выступ на лицевой панели и соответствующий ему фигурный гриль придают системам неожиданный шарм. Казалось бы, совершенно не в стиле Wilson Audio, но в то же время ни с какой другой акустикой не спутаешь. У нашей пары внешняя отделка — лак Coral Green, т.е. серебро с «искрой», но возможны и другие варианты, в т.ч. и по индивидуальному заказу.
Несмотря на скромные габариты корпуса, приняты все меры для увеличения его жесткости. Передняя панель толщиной 7,5 см изготовлена из полимера «М», а стенки из композита «Х» (подробнее о секретных материалах Wilson Audio). Для тех, кто в офф-лайне, приведу короткую цитату из нашей статьи: «Материалы X и M пригодны для механической обработки и склейки. Первый обладает очень высокой плотностью, похож на каменную плиту, избавлен от низкочастотных резонансов. Второй легче, напоминает полимер, по технологии производства близок к HPL, но имеет другие свойства — у него всего один явный резонанс, зато в широкой полосе обладает заданными акустическими параметрами». Внутри корпуса сделаны распорки из MDF повышенной плотности. Порт фазоинвертора выточен из цельной алюминиевой заготовки.
Системы двухполосные, с головками совместного производства Scan-Speak и Wilson Audio. Дюймовый твитер имеет вогнутый купол из синтетического шелка, диффузор 8-дюймового мидбаса изготовлен из высокоплотной целлюлозы с пропиткой. Выступающая часть лицевой панели оклеена тканью, напоминающей рыхлый войлок — она поглощает отражения и тем самым устраняет интерференционный провал вблизи частоты раздела.
Кроссоверы в Duette внешние, выполнены в виде компактной, но увесистой коробочки с двумя входными и четырьмя выходными клеммами WBT. Она даже имеет собственное название — Novel. У такого решения как минимум два серьезных преимущества: элементы фильтра (а они у Wilson Audio состоят из пленочных конденсаторов и «воздушных» катушек солидных габаритов) не сокращают внутренний объем АС и не подвергаются вибрациям при работе драйверов. Кроме того, такая конструкция кроссовера позволяет добиться той самой универсальности, о которой я писал в самом начале. Если колонки стоят на полке у капитальной стены, можно оптимизировать дисперсию твитера, подключив к специальным клеммам мощный резистор. В зависимости от установки АС подбирается и кабель, идущий к ним от кроссовера.
Но есть и еще один тип тюнинга, о котором стоит рассказать поподробнее. К «Дуэтам» придается три комплекта конусов разного размера, обозначенных буквами A, B и C. Нужный выбирается в зависимости от того, где (вертикально/горизонтально на полке возле стены, в нише или на стойке, как нашем случае) и на какой высоте установлены колонки. В мануале пользователя на этот счет имеются подробные инструкции, расчетные таблицы и частотные характеристики. Конусы фиксируются с помощью магнитов, встроенных в корпус АС — трех на боковой грани и трех на нижней. Этот принцип даже запатентован под названием Magnepod.
Конечно, лучших результатов можно добиться с утяжеленными стойками Wilson Audio, спроектированными специально для этой акустики ($2160). Кроме того, опыт предыдущих прослушиваний показывает, что все «Вилсоны», независимо от чувствительности, полностью раскрываются лишь с очень серьезными усилителями. Так что не особо обольщайтесь рекомендованной для этих АС мощностью от 7 Вт.
Для нынешнего теста мы выбрали оконечник Plinius SA103, полностью балансный, более 200 Вт в классе А на 4-омной нагрузке при искажениях не более 0,05%. Источник — этой же новозеландской компании, кстати, единственный CD-проигрыватель, выпущенный за всю ее 20-летнюю историю. В нем установлен модифицированный привод DVD-ROM 8x и прекрасно зарекомендовавшие себя во многих конструкциях ЦАПы Burr-Brown 1704, работающие в формате 24 бита/352 кГц. Примечательно, что на лицевой панели аппарата нет ни кнопок управления — он слушается только с пульта ДУ, ни дисплея. Роль последнего играет линейка из 20 светодиодов, показывающих, какой трек в данный момент воспроизводится.
И наконец, связка между проигрывателем и оконечником — предварительный усилитель Eclipse немецкой фирмы Audio Valve. Ее основатель Гельмут Беккер, в прошлом профессиональный музыкант, признает только ламповые конструкции без общей обратной связи. Eclipse построен на четырех двойных триодах 12AU7A от Electro-Harmonix, свечение которых прекрасно видно через прозрачную верхнюю крышку. У аппарата мощный сетевой трансформатор, прецизионный регулятор громкости, входы с индивидуально заданной чувствительностью и балансные выходы.
Коммутировалась система кабелями Siltech 770-й серии, в которых проводник изготовлен из сплава меди, серебра и золота. Они внесли солидный вклад в стоимость нашей системы, но оказались абсолютно прозрачными для музыкального сигнала.
Я уже писал, что младшие модели Wilson Audio отличаются от старших не столько характером звучания, сколько масштабом создаваемой картины. Убедился в этом еще раз — «Дуэты» в небольшой комнате играют примерно так же, как Sophia в 50-метровом зале. Глубина баса, конечно, не та, но и проблем в реальных условиях будет меньше. Главное, что качественно он ничуть не хуже — разборчив, быстр, прекрасно передается как атака удара, так и его затухание. По характеру нижнего регистра Duette приближаются к напольным трехполосным АС, но по слитности звучания и формированию пространства заметно превосходят большинство из тех, что мне доводилось слушать. На симфонических произведениях [1] передается весь динамический диапазон записи, и акустика не перегружается даже на пиках. Полное впечатление, что она способна «переварить» любую подводимую мощность, по крайней мере в связке с 200-ваттным усилителем она явно не была слабым звеном.
Фирменный почерк Wilson Audio проявился прежде всего в нейтральном (в смысле неокрашенном) уравновешенном звучании с очень подробной проработкой всех областей звукового диапазона. В треугольнике и тарелках чувствуется настоящий звонкий металл, передаются малейшие вибрации и микроконтрасты. И твитер с тканым куполом при этом не дает жесткости или сухости, характерной для титана или бериллия. Альты, виолончели звучат на редкость натурально — с богатым спектром, прекрасным ощущением струны и деки.
И, конечно, разборчивость. Будь то большой оркестр или сложный по ритмической структуре прогрессив-метал с перекрученным в пространстве электронным саундом [2] — в общей картине легко распознаются каждый инструмент и самые незначительные нюансы, оттенки и звуковые эффекты. Благодаря этому прослушивание даже не слишком любимой музыки (не все жанры одинаково полезны) может превратиться в увлекательное занятие. Камерные произведения [3] подкупают теплом, обилием воздуха и телесными образами.
В принципе, если абстрагироваться от звука и говорить исключительно о музыке, то Duette можно сравнить с опытным и темпераментным исполнителем, тонко чувствующим суть произведения и умеющим передать ее слушателю. При условии, что аккомпанирующий состав (источник, усилитель и кабели) будут соответствующего уровня. Особенно это касается кинотеатральной системы — даже не пытайтесь подключать «Дуэты» к AV-ресиверу, придется приобрести отдельный процессор и тяжелые оконечники. Если музыка для вас не пустой звук, конечно.
Wilson Audio Duette
- Конфигурация 2 полосы 2 излучателя
- Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ), Гц 36 — 22500
- Чувствительность, 2,83 В/1м, дБ 89
- Сопротивление, Ом
- — номинальное 4
- — минимальное 3
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Минимальная мощность усилителя, Вт 7
- Габариты, мм 468 х 283 х 349
- Масса, кг
- — акустической системы 17,6
- — блока кроссоверов 8,4
- Цена, $ 16680
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватели Plinius CD-101 (185000 руб.), Sim Audio Moon CD2 (340000 руб.)
- Предварительный усилитель Audio Valve Eclipse (141000 руб.)
- Оконечный усилитель Plinius SA103 (280000 руб.)
- Акустические стойки Wilson Audio ($2160)
- Кабели межблочные, акустические, сетевые Siltech на общую сумму 456470 руб.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись симфонических произведений известных композиторов. Огромный динамический диапазон.
- Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997. Фонограмма с очень широким спектром и обилием пространственных эффектов. Пики форте записаны с предельно возможным уровнем.
- Showcase, «Acoustic music in authentic environment». CD/SACD, 1999. Название говорит само за себя, остается лишь добавить, что записи сделаны минимальными техническими средствами.