ЭФФЕКТ ПРИСУТСВИЯ
- Производитель Quad Electroacoustics Ltd/International Audio Group (Великобритания)
- Made in Китай
- Цена, руб.
- предусилитель 36000
- моноблок (1 шт.) 159000
- www.quad-audio.ru
При знакомстве с аудиотехникой Quad «классической» серии сразу бросается в глаза их подчеркнуто «винтажный» дизайн, но я прежде всего обратил внимание на стоимость компонентов. Точнее, на пропорцию — предварительный усилитель дешевле каждого моноблока почти в пять раз. Тем не менее компоненты абсолютно равноценны по уровню, просто мы имеем дело не с транзисторной, а с ламповой техникой.
Решить все задачи предварительного усиления сигнала в данном случае можно сравнительно простыми средствами, буквально одним каскадом, что и сделано в QC-twenty four, который вообще построен на одной лампочке — двойном триоде 6111. Компактный корпус вмещает в себя несложную систему питания, электромеханический селектор на пять источников и два рекордера, а также потенциометры для регулировки громкости и баланса (последний выглядит как ползунковый и помещен под ручкой громкости). Конечно, пред получился таким гуманным по цене также из-за отсутствия системы дистанционного управления и платы фонокорректора (она, кстати, есть у модификации QC-24P, а в описываемый усилитель можно установить опционно, доплатив 12000 руб.).
Совсем иных финансовых затрат требуют ламповые усилители мощности. Во-первых, любому подобному оконечнику нужна весьма сложная и громоздкая система питания. Во-вторых, здесь приходится применять трансформаторы и на выходе, а это, пожалуй, самая сложная в изготовлении и потому дорогая деталь усилителя. В-третьих, когда ставится задача получить выходную мощность, сравнимую с транзисторными конкурентами (а такую цель и преследовали разработчики II-eighty), приходится решать ее экспансивным путем — увеличивать число выходных ламп, производить жесткую селекцию по разбросу характеристик, подбирать для каждого элемента оптимальные режимы работы. Все это значительно усложняет схему и, как следствие, увеличивает стоимость. В II-eighty, к примеру, используется семь ламп: входной тракт реализован на двух 6SL7, драйверный — на двойном триоде 6SN7, выходной — на четырех лучевых тетродах KT88. Напомню, речь идет о моноблоке. На два канала — 14 ламп.
В инструкциях есть масса предупреждений. Предварительный усилитель во избежание микрофонного эффекта следует помещать подальше от АС и устанавливать на надежные виброизолированные полки. Вдобавок к выходу преда нельзя подключать оконечники с входным сопротивлением ниже 50 кОм (в случае с II-eighty условие, понятное дело, соблюдается). И наконец, в оптимальный режим усилители входят лишь спустя 15 минут работы, поэтому перед прослушиванием систему следует прогреть.
С последним не могу не согласиться. В первые минуты звучание вызывает резко отрицательные эмоции: сцена раздваивается, гармонии нет, звук имеет ядовитую подкраску. Но, к счастью, от «похмельного синдрома» затем не остается и воспоминаний. Сразу хочется выделить бас — полнокровный, информативный и четкий, без пустоты, бубнения и прочих дефектов, характерных для большинства ламповой техники. Порадовали и динамические качества: сил моноблоков вполне хватает и на передачу могучего джаз-рокового баса, и на мощнейшее оркестровое тутти, энергия которого сосредоточена в среднем регистре. Есть и претензии: высший регистр показался мне бедноват на «воздух», а ручку баланса пришлось сдвинуть с центрального положения (видимо, у моноблоков, присланных на тестирование, был неодинаков коэффициент усиления).
Однако у этой связки есть и очень сильные стороны. Например, гармоническое разрешение. В широкой области средних и высоких частот трио Quad даже не стоит сравнивать с транзисторными аппаратами. Те выдают массу микродинамических нюансов, но это — звуки-намеки, еще надо догадаться об источнике их происхождения. Здесь же покоряет именно качество деталировки. Шорох, шелест, скрип, дыхание, — все это воспроизводится так натурально, что создает потрясающий эффект присутствия. Удивительно, что усилители с таким количеством ламп имеют еще и весьма нейтральный тональный почерк. Звучание струнных передается без сухости, деки звучат как положено — с богатыми деревянными призвуками, к вокалу вообще нет претензий. Ну разве что медь резковата, зато как блестит!
7 раз отмерь
Спектр искажений Quad twenty four/II-eighty
Спектр гармоник снимался при выходной мощности 8 Вт, КНИ при этом был 0,05%, что для усилителя с параллельным включением выходных ламп очень неплохо. Но что странно — 2-я гармоника выше 3-й, что нетипично для двухтактного каскада. В спектре много комбинационных оставляющих, кратных 100 Гц, что говорит о наличии фона. Впрочем, на слух он почти не заметен. Клиппирует оконечник мягко, как и большинство ламповых усилителей с трансформаторным выходом.
Зависимость КНИ от выходной мощности Quad twenty four/II-eighty
Искажения монотонно растут от минимального значения 0,005% на мощности 0,02 Вт до 0,1% на 20 Вт. После этого происходит резкий рост гармоник, и номинальное значение 1% достигается при 50 Вт. Это меньше заявленной мощности, но вполне достаточно практически для любой акустики.
Двухблочные усилители | North Star Linestage | Perreaux Prisma SM6 Mk II | Quad QC-twenty four