ОТ КРАЯ ДО КРАЯ
Современная аудиоэлектроника, если судить по техническим описаниям, наделена прямо-таки выдающимися возможностями. Уже не вызывает удивления частотная полоса от 2 до 50000 Гц, искажения менее 0,001%, динамический диапазон в 120 дБ. Однако реализовать потенциал таких совершенных трактов по-прежнему сложно. «Бутылочным горлышком» в системе всегда выступает акустика. Впрочем, есть одно решение, которое позволяет значительно отодвинуть пределы, возникающие на этапе электроакустического преобразования. Это — системы 2.1, или трифоника.
AAD Silver Reference 1/Omni 10.3 | Anthony Gallo A’Diva/TR-1 | Martin Logan Fresco I/Abyss | RBH 661-SE Reference/1010-SEP
КОМПОНЕНТЫ
- Универсальный проигрыватель Denon DVD-2930 (34700 руб.)
- Интегральный усилитель Bryston B-100SST (217000 руб.)
- AV-ресивер Sony STR-DA2400ES (25000 руб.)
- Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (17300 руб.)
- Оптический (TOSLink) кабель Monitor Cable Optical Glass Fiber (4500 руб.)
- Акустические кабели Legacy TL Speaker (29000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500 руб./3200 руб.)
- Виброизоляторы Vibrapod Isolators Model 2 (1190 руб.) и Model 3 (1190 руб.), Monitor Bolide Schock Absorber (1800 руб.), Eraudio Steel Cones (1150 руб.), Eraudio Space Harmonizer 1 (4500 руб.)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «NAIM Sampler» (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003)
- Tom Waits, «Rain Dogs» (Island Records, 1985)
- Blur, «Blur» (EMI Records, 1997)
- Ян Сибелиус, концерт для скрипки с оркестром в ре-минор (соч. 47) в исполнении Анни-Софи Муттер и Dresden Staatskapelle (Deutsche Grammophon, 1995)
- Niacin, «Time Crunch» (Magnacarta, 2001)
- Original Soundtrack from the Film by Emir Kusturica «Black Cat White Cat» (Komuna/Polygram, 1998)
Даже самая лучшая напольная акустика вносит наибольший негативный вклад в качество звучания аудиосистемы. Например, заявленная неравномерность АЧХ измеряется в безэховой камере, а в обычном жилом помещении в точке прослушивания нелинейность на НЧ/СЧ может достигать 10 — 15 дБ из-за акустических резонансов и стоячих волн, а спад на ВЧ существенно превосходит паспортное значение из-за поглощения звука комнатой. Не все хорошо и с искажениями, этот параметр вообще крайне редко указывают в паспорте колонок, поскольку он имеет пугающую величину: не менее 0,5 — 1% на средних частотах и более 1 — 3% на низких. С увеличением громкости искажения быстро растут, что является ограничивающим фактором для третьего параметра — динамического диапазона.
Эти проблемы удалось отчасти решить при проектировании домашних театров за счет выделения НЧ-полосы в отдельный канал воспроизведения отдельному устройству — сабвуферу. Тем самым был существенно расширен частотный диапазон вниз, радикально понижены искажения и нелинейность в области НЧ (разумеется, при условии точной настройки всей акустической связки «комната — саб — колонки»). Ничто не мешает и нам дополнить стереопару собственным низкочастотным каналом и реализовать трифонический принцип. Можно пойти дальше — поставить в системе не один саб, а два. Получится конфигурация, аналогичная АС с активными басовыми секциями. В любом случае необходимо очень ответственно подойти и к выбору сабвуферов, и к настройке системы, а это не такая уж и тривиальная задача.
Ведь бытующее среди меломанов мнение о том, что трифоника недостаточно правдиво звучит и потому не соответствует канонам Hi-Fi, было порождено именно неудачной реализацией этой схемы. Люди слушали музыку либо на плохо согласованных системах, либо вообще на театральных комплектах, сабвуферы которых для музыкальных целей непригодны вообще (они способны лишь имитировать звуки взрывов и вызывать рокот), и делали ошибочные выводы.
Далее на примере четырех разных (разных — не то слово!) систем мы постараемся показать, на что способна трифоника, а заодно — поделимся опытом настройки.
В КОНТАКТЕ
Поскольку трифоническую конфигурацию можно реализовать по-разному, а перепробовать необходимо все (иначе не отыскать оптимального варианта), тестирование проводилось поэтапно. Первое прослушивание — пристрелочное — выполнялось вообще без сабвуфера. Затем мы придерживались следующей методики.
Сначала к сабу подводили стереофонический сигнал с выхода предварительного усилителя, а акустику подключали как обычно — непосредственно к усилителю мощности. Полнодиапазонная схема проста в реализации и больше всего соответствует идеологии короткого тракта. Однако она и наименее гибка в настройке. Поскольку АС и сабвуфер будут работать с перекрытием диапазонов, необходимо добиться исключительной согласованности. Какими средствами? Только теми, что есть у низкочастотной секции. Чем их больше — тем лучше. Наличие не только регулятора уровня и частоты фильтрации, но также плавной регулировки фазы и переключения формы АЧХ повышает шансы на успех. Можно также «играть» местом установки саба и добиться улучшения, располагая его на разном расстоянии от точки прослушивания (подбирается опытным путем) и основных АС.
При втором испытании сигнал на сателлиты подавался тем же способом, а на сабвуфер — прямо с оконечника на так называемые «горячие» входы. Параллельное включение на первый взгляд не отличается от полнодиапазонного и не прибавляет новых настроечных инструментов. Но есть принципиальное отличие, которое часто помогает добиться фазовой когерентности и тем самым решить проблему согласования. Дело в том, что усилители мощности, в отличие от предварительных, редко обладают абсолютно ровной фазочастотной характеристикой. Как правило, ВЧ-сигнал относительно базовых средних частот на выходе оконечника появляется с некоторым временным опережением, а НЧ, наоборот, с запаздыванием (ошибка может достигать ±30 — 45 градусов). Казалось бы, с мощных выходов мы подаем на саб сигнал с фазовым сдвигом, однако он точно такой же, как и на сателлитах, и относительное рассогласование фаз сводится к нулю.
Сабвуферы, оснащенные не только колоночными входами, но и соответствующими выходами, как правило, имеют дополнительный (иногда даже регулируемый) фильтр. С ними становится возможна последовательная схема подключения колонок (сигнал с оконечников заводится на саб, а уже с него подается на АС), причем с ограничением полосы снизу. Это позволяет значительно разгрузить мидбасовые излучатели сателлитов в НЧ-области, в результате чего возрастает перегрузочная способность и уменьшаются интермодуляционные искажения. Вдобавок при узком перекрытии точность фазового согласования не имеет большого значения. Но в такой схеме тоже есть немало подводных камней. Во-первых, выбранная производителем частота и крутизна кроссовера может оказаться неоптимальной именно для ваших АС. Во-вторых, саб в своем диапазоне должен обладать достаточно плоской АЧХ, чтобы без провала «доиграть» до частоты раздела. А в идеале его драйвер должен быть таким же быстрым, как и у сателлитов, чтобы резкие фронты сигналов (ударные инструменты, например) воспроизводились всей системой одновременно.
Четвертое испытание мы приготовили на тот случай, если тестируемую систему так и не удастся согласовать как следует. В этом случае меняем предварительный усилитель на AV-ресивер, сигнал с источника заводим в цифре (чтобы избежать лишнего преобразования) и уже с помощью имеющегося в ресивере звукового процессора выделяем из стереоканалов всю необходимую басовую информацию для канала LFE и задаем все параметры фильтрации, временные задержки и прочие коррекции. Подход, конечно, совсем не хай-файный, качество звукового тракта AV-ресивера, и особенно его оконечников, не идет ни в какое сравнение с интегральником профессионального класса, зато сколько новых возможностей! В некоторых случаях только такая схема и позволяет получить наилучшее взаимодействие АС и сабвуфера. Правда, даже тогда не следует нарушать правила установки саба в помещении. Его нельзя ставить в углу и располагать непосредственно у стены — и самый мощный процессор не сможет подавить возникающие в помещении стояние волны. И еще один совет напоследок: в идеале для саба вообще следует сперва найти «зоны нейтральности», где его работа будет вызывать минимум резонансных возмущений в комнате, а уж затем приниматься за остальные настройки.
Методика измерений
АЧХ снималась с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушенном помещении. Измерения выше 200 Гц производились при установке калиброванного микрофона на расстоянии 1 м от фронтальной панели сателлитов. Уровень выходного сигнала усилителя был 2,83 В независимо от их номинального сопротивления, поэтому оценивать чувствительность испытуемых можно лишь относительно друг друга. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (в ближнем поле), после чего обе кривые сшивались. Синим цветом отмечена АЧХ, измеренная на акустической оси, а зеленым и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно.
У каждого сабвуфера АЧХ измерялась в широкой и узкой полосах, т.е. в крайних положениях регулятора среза кроссовера. Черная кривая слева иллюстрирует работу фазоинвертора.
Комментарии [8]
Павел М.
Спасибо, Руслан. Мне сложно определить где ЦАП-АЦП лучше:
СД-проигрыватель Danon DCD-800NE, технические характеристики:
Технические характеристики
Аналоговый выход [DSD] [PCM]
Каналы: 2-канальный 2-канальный
Частотный диапазон: 2 Гц – 100 кГц 2 Гц – 96 кГц
(частота дискретизации: 192 кГц)
2 Гц – 20 кГц
(Частота дискретизации: 44,1 кГц)
Диапазон воспроизводимых
частот: 2 Гц – 50 кГц (по уровню –3 дБ) 2 Гц – 50 кГц (по уровню –3 дБ)
(частота дискретизации: 192 кГц)
2 Гц – 20 кГц
(Частота дискретизации: 44,1 кГц)
Отношение сигнал/шум: 115 дБ (слышимый диапазон) 115 дБ
Динамический диапазон: 108 дБ (слышимый диапазон) 108 дБ (24 бита)
101 дБ (16 бита)
Коэффициент искажений: 0,0015 % (слышимый диапазон) 0,0020 % (24 бита)
0,0025 % (16 бита)
Уровень выходного сигнала: 2,2 В RMS 2,2 В RMS
Усилитель Cambridge Audio Topaz SR20, Технические характеристики:
Выходная мощность 85 Вт (при нагрузке 8 Ом)
Полный коэффициент <0,01% на частоте 1 кГц при 80% от
гармоник (невзвешенный) номинальной мощности
82 дБ (невзвешенное)
(при мощности 1 Вт)
Полное входное 47 кОм
сопротивление
Коэффициент демпфирования >50
усилителя мощности
Потребляемая мощность <0.5 BT
в режиме ожидания
Максимальная потребляемая 500 Вт
мощность
Регулировка тембра НЧ и ВЧ Плавное нарастание и спад,
полное усиление или подавление
±10 дБ на частотах 100 Гц и 20 кГц
Выход на сабвуфер 200 Гц, 2-го порядка, Л+П
Уровень регулируется
вместе с громкостью
Цифровые входы PCM 16-24 бита
Коаксиальный S/P DIF 32–192 кГц
Оптический TOSlink 32–96 кГц
Габариты 110 x 430 x 340 мм
(4,3 x 16,9 x 13,4 дюйма)
Вес 8,1 кг (17,8 фунтов)
Акустика — Yamaha NS-777
3-полосная конструкция с фазоинвертором
Магнитное экранирование
2 НЧ-динамика с диффузором 20 см (8 дюй-
мов)
СЧ-динамик с диффузором 13 см (5 дюймов),
рупорная система с волноводом
ВЧ-динамик с куполом 2,5 см (1-дюйм), ру-
порная система с волноводом
30 Гц — 35 кГц
6 Ом
100 Вт
250 Вт
89 дБ/ 2,83 В/м
1 кГц, 4 кГц
276 x 1100 x 390 мм
24,4 кг
Понимаю, что запрос дилетантский и невежливый, но если найдёте время, посмотрите, пожалуйста. Спасибо.
Руслан Тарасов
Павел, у вашего проигрывателя Denon ЦАП (Burr-Brown PCM1795) по характеристикам намного лучше, чем в ресивере Cambridge (Wolfson WM8728, если не ошибаюсь), поэтому в качестве главного соединения я бы рассматривал аналоговое. Но по цифре тоже попробуйте — на музыке некоторых жанров может оказаться предпочтительнее.
Павел М.
Спасибо, Руслан. Попробовал и так и эдак, разницы не заметил. Но, думаю, надо ещё колонки туда-сюда подвигать. Колонки временно стоят в небольшой комнате с голыми стенами, звук не айс… Ещё раз спасибо!
Павел М.
Доброго дня. Прежде, чем притронуться к таким высоким материям, подскажите, пожалуйста, что лучше: использовать тракт цифровой выход СД-проигрывателя — цифровой вход стереоусилителя — колонки, или тракт аналоговый выход СД-проигрывателя — аналоговый вход стереоусилителя — колонки? Спасибо.
Руслан ТАРАСОВ
Все зависит от того, где ЦАП лучше. Если в интегральнике, то связывать лучше по цифре. Кстати, для многих AV-ресиверов рекомендуется такое же соединение с цифровым источником, но уже по другой причине — чтобы избежать повторного преобразования сигнала через аналоговые входы.
Павел М.
Руслан, доброго дня. Я по ошибке выложил в общую ветку свой комментарий по поводу ЦАП-АЦП. Посмотрите, пжст, если будет время.
Эдуард
Спасибо за интересный материал.Насколько эффективным будет следующий тракт: с ПК на ЦАП,с ЦАПа подключение межблочными RCA×2 к активному сабвуферу,с сабвуфера на напольные 2-х полосные колонки?Заранее благодарен.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Эдуард, в вашем тракте не хватает усилителя для колонок. Чтобы снять с саба высокоуровневый сигнал (тот, что можно подавать на колонки), необходимо сначала этот сигнал на саб подать — с усилителя.