ОДНИМ РАЗЪЕМОМ БОЛЬШЕ
Lehmannaudio Black Cube Linear USB 48585 руб.
- Версия интерфейса USB 1.1
- ЦАП Burr-Brown PCM2702
- Входной импеданс, кОм 47
- Частотный диапазон (-1 дБ), Гц 10 — 35000
- Отношение сигнал/шум, дБ >95
- Коэффициент гармоник (6 мВт/300 Ом) <0,001%
- Габариты, мм 280 x 110 x 44
- Масса, кг 1,5
Свой рассказ об очередном участнике нашего исследования начну с трюизма (чем банальнее мысль, тем красивее ее следует выражать): после ЦАПа сигнал необходимо усиливать, причем по возможности качественно. Поэтому идея объединения в одном корпусе цифро-аналогового преобразователя и усилителя представляется вполне естественной.
Lehmannaudio Black Cube Linear USB — как раз такое комплексное решение, которое позволяет немного сэкономить без потерь в качестве. Ведь блок питания у двух устройств общий, да и межблочные кабели им не требуются, а они не только недешевы, но и подбирать их очень хлопотно и сложно. Особенно в отдалении от столицы, где могут продать, в принципе, все, но — только без предварительного прослушивания и по предоплате. Хотя если возникнет желание слушать не только компьютер по USB, но и CD-проигрыватель с аналоговым входом, то от приобретения межблочника не уйти.
Вариант этого усилителя для головных телефонов, но без встроенного USB-ЦАПа нам хорошо знаком (см. «CAV» №7/2008: http://www.salonav.com/arch/2008/07/046-lehmann.shtml). Замечательный по нейтральности и точности звука аппарат в том тесте остался без награды исключительно из-за того, что оказался существенно дороже конкурентов. Хотя должен заметить, что цена у него вполне оправданная, ведь собирают его в Германии, а там любой труд чтят значительно выше, чем у нас или тем более в Китае.
Раз уж мы хотя бы частично знакомы, опущу описание усилителя (всем, кому это интересно, могут пройти по вышеуказанной ссылке) и перейду сразу к предмету нашего обзора — к USB-ЦАПу. Сам производитель сообщает лишь о том, что построен он на чипе Burr-Brown.
Компьютер более откровенен — при подключении по USB он сообщает: «Burr-Brown Japan PCM2702». Эта микросхема чрезвычайно популярна у российских самодельщиков, поскольку сочетает относительно невысокую цену и достойное качество звучания. Сам ЦАП мультибитный, но сигнал с него все же подается на дельта/сигма-модулятор. То есть перед нами — мультибитная дельта/сигма (конь и трепетная лань в одном корпусе).
Особые драйверы для подключения не требуются — они уже есть в составе операционной системы. Чаще всего с такими USB-интерфейсами работает только первичный звуковой драйвер, что само по себе является «бутылочным горлышком» и не позволяет в полной мере реализовать потенциал ЦАПа. Но здесь ситуации иная: с чипом PCM2702 отлично работает плагин kernel streaming, который обеспечивает еще более короткий путь сигнала, чем WASAPI.
При обращении к USB слышен щелчок — это срабатывает реле, переключающее вход между встроенным ЦАПом и аналоговыми RCA. Наверное, проще было бы поставить переключатель, но аппарат настолько компактен, что места для дополнительного тумблера у него нет. Не зря же переключатель усиления вынесен на днище прибора (впрочем, это сделано, скорее всего, для того, чтобы не тянуть к нему провода).
Для корректности сравнения с другими участниками обзора: аналоговый сигнал снимается у Black Cube Linear USB с выхода предварительного усилителя. Он регулируемый, что позволяет выровнять сигнал по уровню с референсным ЦАПом.
Звук у PCM2702 и вправду очень привлекательный, тем более в «обвязке» от Lehmannaudio. Разница с референсом на первый взгляд минимальная. Немного суше, чем Markan. Чуть-чуть подробнее на высоких.
Сцена у Markan подернута легкой дымкой, как будто кто-то из музыкантов покурил перед записью. И это придает своеобразное обаяние саунду и дополнительный объем сцене. А вот у Lehmannaudio курить строго запрещено.
Но на первом треке The Dead Weather слышно, что Markan дает более точное расположение инструментов в пространстве, а Black Cube слегка «мажет». На третьем треке ему не удалось правильно развернуть сцену. А у Markan это получились, — все инструменты заняли строго определенное и стабильное место в пространстве. На референсном ЦАПе слышно, что гараж мнимый, имитируемый. А у его соперника — возникает ощущение, что музыканты и в самом деле любители (хотя в реальности это не так) и что вопиющая неряшливость записи — от недостатка профессионализма и посредственной аппаратуры. Более того, музыкантам не сидится на месте, и они постоянно шляются по студии.
Как видим, дельта/сигма, пусть и мультибитная, в значительной степени сохраняет свой узнаваемый звуковой почерк. Здесь нет утомительной резкости, свойственной многим однобитным преобразователям, построенным на том же принципе, но по сравнению с мультибитным параллельным ЦАПом ее специфический характер все же слышен. Впрочем, дело ведь не только в самом ЦАПе, но и в том, что его «окружает». Возможно, разработчики Lehmannaudio просто не стали обращать внимание на некоторые «вольности» в построении сцены, ведь они создавали усилитель для головных телефонов, а в наушниках пространственная информация передается совсем иначе. Подключил свои Sennheiser HD650 и убедился: так оно и есть — разница между двумя ЦАПами сводится лишь к большей собранности, строгости и аналитичности «немца» и, напротив, вальяжной расслабленности «россиянина» — в полном соответствии с национальными характерами.
ПОРАДОВАЛО
Внимание к мелким деталям, лишенное при этом назойливости, свойственной более дешевым изделиям. Возможность работы «в обход» первичного драйвера Windows. Безупречное качество изготовления.
ОГОРЧИЛО
Отсутствие оптического или коаксиального цифрового входа. Некоторые вольности при построении сцены, впрочем, незаметные при прослушивании в головных телефонах.
- AMC CD6D
- BLACKNOTE DSS 30 TUBE
- CAMBRIGE AUDIO DACMAGIC
- E-MU TRACKER PRE USB
- LEHMANNAUDIO BLACK CUBE LINEAR USB
- MUSICAL FIDELITY V-DAC
- PERREAUX ELOQUENCE 150I + EDAC