ПОМОЩЬ ЗАЛУ
Для чего сабвуфер нужен в домашнем кино — понятно, там для громоподобных эффектов выделен специальный канал. А вот в музыкальной системе польза от него не столь очевидна, ведь вполне убедительный бас можно получить и от полочных мониторов, не говоря уже о напольных АС. Это действительно так, но главная задача сабвуфера, как ни странно, вовсе не в том, чтобы давить на уши — даже небольшой уровень инфранизких частот способен создать реальную атмосферу зала, его дыхание. Без этого многие записи кажутся плоскими и безжизненными…
- Acoustech PL-200 19600 руб.
- Energy ESW-M6 19345 руб.
- KEF C4 15600 руб.
- Magnat Quantum 630A 18900 руб.
- Paradigm DSP-3100 18400 руб.
- Polk Audio DSW PRO 400 18700 руб.
- Tannoy Revolution 1001 17200 руб.
- Velodyne Impact 12 14360 руб.
- Измерения
КОМПОНЕНТЫ
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300).
- Универсальный проигрыватель Denon DVD2930 ($1200).
- Проигрыватель Blu-Ray Sony BDP-S500 ($1000).
- AV-ресивер Sony STR-DA2400ES ($1200).
- Колоночные кабели Legacy TL Speaker ($515).
- Межблочные кабели RCA Acuphase Super Refined SL-10G (€455).
- Оптический (TOSLink) кабель Monitor Cable Optical Glass Fiber ($140).
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
Сабвуферостроение — как раз та сфера, где размер имеет значение. Чем больше калибр драйвера и, соответственно, габариты корпуса, тем более низкий бас можно получить.
Истории известны попытки создания поистине гигантских конструкций. Мировую славу получил проект под названием Matterhorn, разработанный американской компанией Danley Sound Labs по заказу Пентагона. Корпусом этому сабвуферу послужил морской контейнер размером 2,4 х 2,4 х 6 м, заглушенный изнутри. В нем были установлены 40 басовых головок, каждая из которых работала от собственного киловаттного усилителя. Нижняя граница воспроизведения составила 12 Гц (-3 дБ), а звуковое давление — 105 дБ на расстоянии 250 метров (!).
Если говорить о домашних сабвуферах, можно долго спорить о том, какого размера и мощности он должен быть. Чтобы глубокий бас из желанной цели не превратился в проблему, полезнее задуматься о правильной установке аппарата в комнате — например, многие производители не рекомендуют задвигать его в угол. Немало зависит и от размеров самой комнаты прослушивания. Поскольку с понижением частоты длина звуковой волны увеличивается, и при малом расстоянии между стенами возникающие стоячие волны могут иметь максимумы в очень неприятном диапазоне 60 — 100 Гц, что на слух будет восприниматься как гул и бубнение, приводящее к полной потере ясности звучания.
Участвовать в тесте будут активные сабвуферы от наиболее опытных и известных производителей, представленные на российском рынке. Диапазон цен, в который укладываются все эти модели, в наше время можно считать средним — они не слишком низкие, но и не настолько высокие, чтобы отпугнуть массового покупателя.
В качестве испытательного материала традиционно использовались музыкальные фонограммы различных жанров и ряд кинофильмов с современной, насыщенной специальными эффектами звуковой дорожкой. Каждый сабвуфер испытывался в двух системах — стереофонической, с интегральным усилителем, и театральной при подключении к басовому каналу AV-ресивера. В конце концов, каждому хочется иметь универсальный аппарат на все случаи жизни.
ДИСКИ, КОТОРЫЕ МЫ СЛУШАЛИ
- Burmester Vorfuhrungs CD III HDCD. Bailey Records, 2003, CD.
- Bartok, «Concerto For Orchestra». JVC XRCD2, 2000, CD.
- Dream Theater, «Awake». EastWest Records, 1994, CD.
- Carl Orff, «Carmina Burana». Decca, 1976/2002, CD.
- Tchaikovsky, «1812 Overture». Telarc, 2001, Hybrid SACD.
- «Terminator 3: Rise of the machines». Columbia/TriStar/«Видеосервис», 2003, DVD.
- «Spider-Man». Sony Pictures, 2002, Blu-ray.
Power Off
Мы уже говорили, что наша задача — найти «всеядный» сабвуфер, способный работать с любым звуковым материалом. Как ни странно, даже в этом ценовом сегменте универсальных моделей оказалось довольно много, хотя настоящим музыкальным талантом смогли похвастать единицы.
Очень неплохо проявил себя KEF C4 из относительно бюджетной линейки. Ему по силам адекватно воспроизвести музыку практически любого жанра, что дает хороший шанс меломанам. А вот в домашнем кино сказываются некоторые ограничения по динамике, но любителей правильного баса, пусть и без шквальной атаки, это вряд ли смутит, поскольку в большинстве случаев качество все-таки важнее количества.
Сабвуферы от Acoustech и Magnat также выступили более чем достойно. Они прекрасно озвучивают инфразвуковой диапазон и обладают выдающейся динамикой. А по такому показателю, как звуковое давление, равных им найдется мало. Эти модели наверняка понравятся любителям отвязного, мощного баса с сумасшедшим драйвом. К сожалению, при всех описанных плюсах обнаружились и некоторые упущения — недостаточная разборчивость в самом нижнем регистре, из-за чего они не смогли стать лидерами теста. В целом же — выбор очень неплохой.
Отдельного упоминания заслуживает и Tannoy Revolution 1001. Это, на наш взгляд, сабвуфер с самым интеллигентным характером. Скромная мощность встроенного усилителя с лихвой компенсируется выдающимися музыкальными способностями. Его поистине аудиофильское звучание смогут оценить меломаны, лишь изредка балующие себя просмотром любимых фильмов.
И наконец, о призерах нашего теста. Ими стали три очень разных по характеру звучания участника — Energy, Paradigm и Polk Audio, которые получают «Рекомендацию». Если результат последних двух сабвуферов был более-менее предсказуем, то ультракомпактная модель Energy удивила несказанно. В столь малом объеме удалось разместить не только три головки — активную и две пассивных, но и мощнейший усилитель. Пусть ESW-M6 и не способен воспроизвести слишком глубокий бас, но в основной полосе звучит просто превосходно. Неуемная энергетика в этом малыше сочетается с отличными скоростными показателями. Не стоит забывать, что он позволит сэкономить немало места.
Ну а победителем стал крупнокалиберный Velodyne Impact 12. Он готов не только ударить и встряхнуть, но и придать нижнему регистру экспрессию и конкретику, отчетливо прорисовывая каждую отдельную деталь в общей картине. Именно за эти способности он и получает высшую награду теста — Grand Prix.