С ЛЮБОЙ СТОРОНЫ
Прошло уже более четверти века с тех пор, как канадская компания Mirage представила первые акустические системы с круговой диаграммой направленности. С того времени принцип Omnipolar постоянно совершенствуется, и совсем недавно появилась очередная линейка OS3, со старшей моделью которой мы сегодня познакомимся.
Помимо флагманских напольных OS3-FS в новую линейку входит также громкоговоритель центрального канала OS3-CC, тыловые мониторы OS3-Sats и сабвуфер MM-8, т.е. полный комплект 5.1. Он создавался с учетом запросов современного потребителя, отдающего предпочтение красивой и хорошо звучащей акустике. И очень важно, чтобы она занимала не слишком много места в комнате.
Последнее условие особенно актуально для фронтальных АС, которые должны воспроизводить полный частотный диапазон, что требует достаточно большой площади диффузоров и, соответственно, корпуса приличных габаритов. В OS3-FS эта проблема решена за счет использования нескольких однотипных излучателей небольшого калибра, что позволило сузить лицевую панель до 14 сантиметров и свести к минимуму площадь, занимаемую колонкой. Еще одно решение, облегчающее ее расположение в интерьере, — акустическое оформление низкочастотной секции. Известно, что фазоинверторную систему нельзя близко придвигать к стене, чтобы не препятствовать выходу воздуха из порта. Закрытые АС в этом смысле дают абсолютную свободу, но для получения той же нижней частоты требуют большего объема. Канадские инженеры применили компромиссное решение, сочетающее преимущества обоих типов — т.н. пассивный радиатор. Суть этого оформления в том, что, помимо обычных НЧ-драйверов, в корпусе устанавливаются точно такие же, но без звуковой катушки и магнитной системы. Они подбираются таким образом, чтобы их резонансная частота была равна нижней рабочей частоте основного громкоговорителя. Преимущества такого оформления очевидны — достижение той же резонансной частоты, что и с фазоинвертором, но без риска получить турбулентные призвуки, поскольку система остается герметичной.
Корпус OS3-FS изготовлен из алюминия и МДФ, имеет высоту чуть более метра и сечение в виде полуэллипса. Отсутствие прямых углов позволяет минимизировать стоячие волны, да и с точки зрения жесткости такая форма намного предпочтительнее. Внутренний объем разделен на две части. В верхней помещен модуль Omnipolar, состоящий из дюймового титанового твитера и среднечастотного излучателя, имеющего 4,5-дюймовый полимерный диффузор с титановым напылением. Эта сборка, обеспечивающая 360-градусную диаграмму направленности, установлена на скошенной верхней плоскости корпуса и закрывается акустически прозрачным мини-грилем с магнитным креплением.
В нижней части установлены два фирменных НЧ-драйвера калибра 4,5 дюйма. Их диффузоры также выполнены из полимера с титановым покрытием, а в центре — фазовыравнивающая «пуля». Они нагружены на пять пассивных излучателей такой же конструкции, но без «пули». Все головки, за исключением твитера, имеют патентованные подвесы Ribbed Elliptical Surround из эластичной резины. Это относительно новая разработка инженеров Mirage, позволяющая снизить нелинейные искажения при больших смещениях диффузора.
Колонки выглядят очень изящно благодаря своим пропорциям, зеркальной полировке корпуса и стеклянному основанию. Кстати, узкая лицевая панель полезна не только для дизайна, но и для звука — она дает меньше отражений и, соответственно, более ровную частотную характеристику. Предусмотрены резьбовые втулки для шипов, которые поставляются в комплекте. Входных клемм всего одна пара, похоже, подключения типа bi-wiring и bi-amping постепенно теряют актуальность.
Звучание OS3-FS показалось мне очень знакомым, такая картина характерна для всей акустики Mirage. Масштабная сцена, крупные образы, широкая зона стереоэффекта, — все это достигается благодаря принципу Omnipolar. Кажется, что колонкам тесно в 18-метровой комнате, совершенно нет ощущения, что играют 4,5-дюймовые излучатели. Мощные пассажи tutti [1] передаются уверенно, разборчиво, без компрессии. Соотношение между тихими и громкими звуками правильное, что говорит о быстром отклике излучателей. Хорошие импульсные характеристики, кстати, еще одно преимущество пассивных радиаторов перед фазоинвертором. И тут же стоит отметить высокую перегрузочную способность — даже на пиках громкости никаких искажений заметно не было. Тональный баланс в целом ровный, но зависит от расстояния между АС и стенами комнаты. Поскольку при круговой направленности значительная часть звуковой картины складывается из ранних отражений, я бы посоветовал все же не ставить колонки слишком близко к плоским поверхностям, иначе возможны провалы на АЧХ. При расстоянии примерно 1 м у меня никаких проблем не возникло. Все инструменты на записях Кассандры Уилсон [2], даже самые экзотические, звучали абсолютно натурально, это же можно сказать и о самом вокале. Ни малейшей окраски или, наоборот, тусклости в голосовом диапазоне нет, хотя небольшой провал между сборкой Omnipolar и басовой секцией все же иногда заметен. Но это, пожалуй, единственное замечание к акустике, прослушав весь тестовый диск [3], я не нашел, к чему придраться.
Как уже говорилось вначале, акустика OS3-FS задумывалась как фронтальная для системы 5.1, и не сомневаюсь, что там она покажет себя во всей красе — мало кто из конкурентов способен сформировать такое трехмерное пространство. Но и как стереопара она вполне адекватна, да и смотреться в интерьере будет гармонично.
Заявленные характеристики Mirage OS3-FS
- Конфигурация 9 излучателей, 2,5 полосы
- Акустическое оформление закрытый ящик
- Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ), Гц 52 — 20000
- Чувствительность (Вт/м), дБ 93
- Сопротивление, Ом
- — номинальное 8
- — минимальное 4
- Рекомендуемая мощность усилителя, Вт 10 — 175
- Частоты разделения полос, Гц 900, 2500
- Габариты, мм 1064 х 140 х 156
- Масса, кг 10,2
- Отделка черный лак
- Цена за пару, $ 1578
использование нескольких однотипных излучателей небольшого калибра позволило сузить лицевую панель до 14 сантиметров
ТРАКТ В КОТОРОМ МЫ СЛУШАЛИ АС
- CD-проигрыватель Bryston BCD1 ($4186).
- Интегральный усилитель Bryston B100-SST ($6787).
- Межблочные кабели Accuphase Super Refined SL-10G ($600).
- Акустические кабели Legacy TL Speaker ($515).
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
- Виброизоляторы Monitor Bolide Shock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).
масштабная сцена, крупные образы, широкая зона стереоэффекта, — все это достигается благодаря принципу Omnipolar
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись.
- Cassandra Wilson, «Traveling Miles». Blue Note, 1999.
- NAIM Sampler (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003).
Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Mirage OS3-FS
Трудно представить, что в многополосной системе с четырьмя активными излучателями можно получить столь ровную кривую импеданса. Правда, реальное номинальное значение 4 Ом вдвое ниже заявленного, но усилителю перегрузка не грозит из-за отсутствия более низких значений. Кроме того, на участках 200 — 700 Гц и 4 — 20 кГц сопротивление почти не зависит от частоты. Это говорит о малой реактивной составляющей нагрузки, а в этом случае и фазовые сдвиги минимальны (верхняя кривая), и усилитель лучше передает резкие пики сигнала. Второй положительный момент — разделительный фильтр между твитером и мидбасом в сборке Omnipolar дает очень малый резонансный пик, что также благоприятно сказывается на звучании. Полосы между СЧ и ВЧ-звеньями делятся на 2500 Гц.
Пассивные резонаторы настроены довольно высоко, на 72 Гц, поэтому самого нижнего баса от этих АС ожидать не стоит.
Амплитудно-частотная характеристика Mirage OS3-FS
В целом картина выглядит значительно лучше, чем у предыдущих моделей Mirage — несмотря на круговую диаграмму, отражения от стен комнаты не приводят к резким провалам АЧХ. Общий наклон кривой обусловлен рассеиванием высокочастотного излучения во всех направлениях, но на слух особых нарушений тонального баланса заметно быть не должно. Как показали эксперименты с высотой установки микрофона при измерениях, наиболее линейная АЧХ получается при его расположении напротив второго сверху пассивного драйвера. Соответственно, на этом уровне должна находиться и голова слушателя. Дисперсия идеальная, но при отклонениях от оси заметен провал между басовой секцией и Omnipolar.
Пассивные излучатели эффективно работают вплоть до 60 Гц. И вот преимущество такого акустического оформления перед фазоинвертором — никаких органных резонансов и иных посторонних призвуков. Выше пика на частоте настройки пассивные излучатели начинают работать как обычные громкоговорители во всем диапазоне частот.
Чувствительность чуть ниже средней, около 88 дБ, но учитывая ровный и низкий импеданс, особо мощный усилитель для совместной работы не нужен, будет вполне достаточно 80 Вт на канал.