СМЕНА СОСТАВА
Совсем недавно линейка видеокамер Panasonic подверглась тотальному обновлению. Во время знакомства с модельным рядом 2009 г. у журналистов просто глаза разбегались от обилия интересных функций и нестандартных решений. Подробное знакомство с новинками мы начинаем с одного из двух флагманов семейства Full HD — трехматричной камеры HDC-TM300.
В новостном разделе этого номера вы найдете краткий обзор только что представленных линеек видеокамер и телевизоров, из которого без труда можно понять, что в теперешние непростые времена Panasonic решил сделать основной упор на продвинутую, высокотехнологичную аппаратуру, причем даже в том случае, если речь идет о моделях далеко не самых верхних ценовых категорий.
Ну а мы тем временем получили возможность опробовать в деле именно аппарат топ-класса, аккумулировавший если не все, то многие последние достижения инженеров компании. Собственно, верхнюю позицию каталога делят между собой две камеры — HDC-TM300 и HDC-HS300. Друг от друга они отличаются по большому счету только носителем записи — модель с индексом TM оснащена встроенной 32-гигабайтной памятью, а HS пишет видео на 120-гигабайтный винчестер. Обе новинки позиционируются как полупрофессиональные — смелое заявление, предполагающее не только высокое качество картинки, но и комфортное ручное управление, а также обилие сервисных функций. В ходе теста мы обязательно изучим все эти моменты.
Наш выбор пал на флэш-камеру, поскольку на ее примере легко судить о прогрессе твердотельной памяти, которая, по мнению многих экспертов, является самым перспективным носителем не только для любительских, но и для серьезных профессиональных камер. Недаром ведь, начиная с текущего сезона, Panasonic отказался от производства съемочной техники на базе MiniDV-кассет и DVD-болванок — «кристаллы памяти» активно завоевывают, можно даже сказать, захватывают место под солнцем. Ситуация совершенно предсказуемая, если учесть, что интегральные схемы на данный момент обскакали конкурентов и по надежности, и по компактности, и по экономичности. Лишь по себестоимости и плотности хранения больших объемов данных они до сих пор не могут догнать жесткие диски, однако работа ведется, потенциал огромен, и кто знает, как обернется дело. Не удивлюсь, если через пять-шесть лет мы будем с умилением вспоминать, что когда-то существовали камеры, оснащенные накопителями информации с моторным приводом.
Впрочем, прогнозы, особенно в нынешней ситуации, дело неблагодарное, поэтому вернемся к действительности. Тем более что и на данном этапе своего развития микрочипам есть чем удивить любителей видеосъемки. Речь не только о флэш-памяти, но и о новых светочувствительных матрицах. Они тоже в последнее время растут как на дрожжах, причем и по количеству пикселей, и, что особенно ценно, по физическим размерам. Наша сегодняшняя топ-модель и тут рвется в лидеры, однако не будем забегать вперед.
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
Самый продвинутый компактный камкордер от Panasonic по размерам сравним с пачкой мороженого, но вид при этом имеет весьма серьезный и респектабельный. Вороненый металлический тубус объектива окольцован тонкой красной линией, намекающей на элитарный статус новой оптики Leica Dicomar, а на черном пластиковом корпусе поблескивают рельефные надписи и хромированные элементы управления. Даже наладонный ремешок сам по себе почти произведение искусства: он снабжен добротными стальными кольцами регулировки, а мягкая подушечка из приятного на ощупь кожзаменителя отстрочена тонкой нитью — красной, разумеется. Но радикально-черное оформление корпуса — не единственный вариант исполнения, еще «трехсотая» поставляется в серебристой отделке. Я, честно говоря, не смог оценить такого дизайнерского хода, пока не увидел фото на сайте Panasonic. Выглядит эффектно — думаю, найдется немало желающих обзавестись именно такой модификацией.
Под правой ладонью оператора, на шершавой пластиковой поверхности, имеется скользящая дверца, за которой спрятаны салазки для аксессуаров. Они меньше стандарта и расположены вертикально, поэтому, чтобы установить внешний микрофон или осветитель, нужно воспользоваться прилагающимся переходником. На первый взгляд система кажется заумной, но на самом деле в ней есть резон — и возможность работы с навеской сохранена, и эргономика камеры не пострадала.
Надо сказать, что на шторки и дверцы разработчики не поскупились — они скрывают все без исключения разъемы, даже находящиеся под прикрытием лопасти монитора, а створка слота для флэш-карточек даже снабжена защелкой с фиксатором.
Взяв камеру в руку, испытываешь трудноописуемое ощущение дорогой, добротно сделанной вещи. Оно складывается из массы мелких подробностей — жесткости панелей и безукоризненной точности винтовой сборки, присутствия небольших резиновых прокладок именно там, где их не хватает моделям попроще, перечислять можно долго. Словом, если говорить о внешней атрибутике полу- и даже просто профессионализма, то ею HDC-TM300 наделен в полной мере.
МОТОР!
Радикальное отличие топовых моделей текущего сезона от прошлогодних — чувствительный к нажатию монитор, который до самого недавнего времени являлся эксклюзивной особенностью хэндикамов Sony. Разработчикам Panasonic данная система удалась как минимум не хуже. Ключевая особенность их конструкции — «железные» кнопки вызова основного и «быстрого» меню, расположенные на рамке экрана вместе с клавишами управления записью. Благодаря им удалось сэкономить на дисплее место для текущей информации и сделать более доступными оперативные функции вроде компенсации контрового света или автоматического управления контрастностью.
Наличие тач-скрина позволило расширить возможности режима интеллектуальной съемки iA, например, реализовать следящий автофокус. Теперь оператору достаточно просто ткнуть пальцем в интересующий объект, и камера будет держать нужную точку в резкости до тех пор, пока та не исчезнет из кадра. Еще одна интересная фишка — интеллектуальный выбор параметров съемки. Процессор анализирует снимаемую картинку и переключает автоматику на тот сюжетный режим, который даст лучшие результаты. Другими словами, камера может самостоятельно отличить пейзаж от ночной сцены или портрета.
Опытных операторов, привыкших начинать съемку не с включения, а с выключения автоматики, порадует роскошное кольцо ручного управления, доставшееся HDC-TM300 по наследству от предшественницы HDC-SD100. С его помощью очень удобно проводить фокусировку и зумирование, а если вывести на экран гистограмму распределения яркости в кадре, то можно с прецизионной точностью настроить экспозицию. Интересно, что на том месте, где у прошлогодней модели был навигационный джойстик, у «трехсотой» осталось забранное решеткой отверстие, за которым установлен вентилятор — вот что значит по-настоящему мощный видеопроцессор.
СНЯТО!
Итак, посмотрим на результаты тестовой съемки. Если опять-таки проводить параллели с предшественницей, то картинка изменилась к лучшему весьма ощутимо. Дело в том, что HDC-TM300 оснащена новым оптическим блоком, матрицы которого превосходят MOS-чипы предыдущего поколения на треть по физическим и в пять раз по пиксельным размерам. Теперь количество эффективных пикселей каждого из трех сенсоров составляет 2,07 миллиона. Именно такое число элементов содержится в честном кадре Full HD с разрешением 1920 х 1080, то есть на этот раз инженерам удалось избежать программной интерполяции изображения, и результат, что называется, не замедлил сказаться.
Цветовое разрешение действительно впечатляет, причем тональное богатство достигается на достаточно высоких уровнях насыщенности оттенков, такое встречается совсем не часто. С каналом яркости тоже порядок, его широкий динамический диапазон окажется очень кстати при просмотре домашнего архива на плазме или новом LCD-телевизоре со светодиодной подсветкой.
А вот картинка, снятая в глубоких сумерках, с прошлого года заметных изменений не претерпела — чувствительность достойная, но шумов и потерь цветовой информации разработчикам избежать не удалось. Впрочем, это общая проблема индустрии, а не недочет конкретной камеры, тем более что сохранить прежний результат при сильно уменьшившихся в размерах пикселях — достижение само по себе.
Ну и в завершение несколько слов о фотосъемке. «Карточки» с максимальным разрешением 10,6 Мп по качеству ни в чем не уступают снимкам, сделанным хорошей «цифромыльницей», а по точности цветопередачи они дадут фору большинству компактных аппаратов. Для фотосъемки даже предусмотрен отдельный режим работы оптического стабилизатора, с включением компенсации точно в момент нажатия на спусковую кнопку.
ТИТРЫ
Очень похоже, что статуса полупрофессиональной камеры HDC-TM300 действительно заслуживает. Миниатюрные размеры не помешали конструкторам оснастить ее всем необходимым для серьезной съемки, а новые матрицы способны построить картинку, достойную большой плоской панели, да, пожалуй, и хорошего проектора тоже. Только не забывайте — для того, чтобы реализовать данную способность в полной мере, от оператора потребуется вдумчивый подход к выбору освещения и осознанная настройка съемочных параметров. Безусловно, с подавляющим количеством стандартных сюжетов «трехсотая» отлично справится и сама, только бы не мешали, но согласитесь, покупать аппарат с такой ценой и творческими возможностями, чтобы получить кино «как у всех», как-то не рационально. Впрочем, у кого-то на этот счет может быть и иное мнение.
Бесспорно одно — модель удалась. Чего стоит хотя бы отказ инженеров от одного из самых спорных моментов в конструкции камер «Панасоник» — размещения портов USB и HDMI под аккумулятором или новая фишка с включением посредством открывания монитора или видоискателя. Конечно, без недочетов не обошлось. Например, автоматика баланса белого при резкой смене освещения настраивается на пару секунд дольше, чем хотелось бы, но ставить такой «глюк» в вину аппарату с серийным номером 00001 было бы слишком жестоко. l
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Точность цветопередачи, живость оттенков, впечатляющая четкость изображения, звуковая дорожка Dolby Digital 5.1, интеллектуальное управление съемочными режимами, дизайн и добротность сборки.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Степень компрессии фотографий могла бы быть чуть поменьше, да и цена, пожалуй, тоже.
СОФТ В КОМПЛЕКТЕ
HD Writer AE 1.0 — копирование видеозаписей и фотографий на жесткий диск компьютера, компоновка и запись Blu-ray и DVD-дисков.
ЗАПАС КАРМАН НЕ ТЯНЕТ
Флэш-память, конечно, штука удобная, но по вместительности она тягаться с жесткими дисками пока не способна. Современные камеры с HDD объемом 80 — 120 Гб позволяют не экономить каждую минуту записи даже в недельной отпускной поездке. Давайте прикинем, на какую продолжительность выездной съемки может рассчитывать владелец HDC-TM300, и стоит ли ему тратиться на покупку дополнительных карточек SDHC.
Объем встроенной памяти в нашем случае составляет 32 Гб. При максимальном качестве ролика цифровой поток достигает 17 Мбит/с, то есть, чтобы заполнить флэш под завязку, потребуется 4 часа — на день, а то и на два разумной съемки хватит за глаза. Переключение в режим HG понижает битрейт до 13, а в HX — до 9 Мбит/с, продолжительность записи возрастает до 5 ч 20 мин или до 8 ч соответственно. Если в первом случае качество картинки падает незначительно, то второй можно рекомендовать только в случае острого дефицита памяти. Есть еще и самый экономичный режим — НЕ, скорость записи в нем составляет всего 6 Мбит/с благодаря тому, что разрешение картинки снижено до 1440 х 1080.
Одним словом, при двух часах качественной съемки в день встроенной памяти вам хватит примерно на 2 — 3 дня. Количество дополнительных флэшек рассчитать не сложно, самых ходовых карточек SDHC 16 Гб потребуется по одной на каждый дополнительный день отпуска.
Сухие цифры
Основные параметры
- Формат видеозаписи AVCHD, 1080/50i
- Носитель записи встроенная память 32 Гб, карты SD/SDHC
- Матрица 3х 1/4,1” 3,05 мегапикс. MOS*
- Макс. разрешение в режиме фото 4224 х 2376 (с интерполяцией)
- ЖК-монитор 2,7” LCD; 16:9; 230 тыс. пикс.
- Видоискатель 0,26”; 16:9; 113 тыс. пикс.
- Скорость затвора, с 1/25 — 1/8000 (видео); 1/2 — 1/2000 (фото)
- Минимальная освещенность, люкс 1,6 (1,0 с функцией ночного видения)
Объектив
- Фокусное расстояние, мм 4 — 48; 35-мм эквив.:
44,9 — 539 (видео)/40,8 — 490 (фото) - Светосила F1,8 — 2,8
- Кратность 12х
- Цифровой Zoom 700х
- Крепление насадок, резьба, мм 43
- Стабилизатор изображения оптический
Коммутация
- HDMI-выход да (разъем HDMI mini)
- Компонентный выход дa
- DV (IEEE 1394) нет
- USB да
- Аналоговые видеовыходы да
- Гнезда для наушников/микрофона да/да
Общие характеристики
- Встр. микрофон 5 каналов
- Пульт ДУ в комплекте да
- Встроенный видеоосветитель/вспышка нет/да
- Напряжение питания, В 7,2 (аккумулятор), 9,3 (адаптер)
- Потребляемая мощность, Вт 6,8
- Габариты (Ш х В х Г), мм 70 х 72 х 141
- Масса готовой к работе камеры, г 445
- Made in Япония
- Цена, руб. 59900
- * Эффективный размер каждой матрицы составляет 2,07/2,51 Мп (видео/фото).
Испытательная таблица ISO 12233. Геометрических искажений и хроматических аберраций не наблюдается, четкость составляет порядка 800 твл, причем к краям кадра она уменьшается совсем незначительно
Для сравнения приводим фрагмент той же таблицы, снятой камерой HDC-SD100. Заметны легкие хроматические аберрации, четкость ниже примерно на 120 твл
Отлично видны различия в оттенках автомобильной лакировки. Ярко-красный цвет действительно «светится», в то время как пастельные тона выглядят спокойно и естественно
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Если у вас окажется недостаточно сноровки, чтобы управляться пальцами с маленькими иконками, появляющимися на мониторе, воспользуйтесь входящим в комплект поставки стилусом. Чтобы он не потерялся, его можно привязать к наладонному ремешку.