Еще в прошлом году Samsung не особенно баловал операторов разнообразием — линейка камер высокой четкости состояла всего из пары моделей. Зато уже в начале нынешнего компания анонсировала порядка десяти новых аппаратов, пять из которых снимают видео в формате Full HD. Сегодня мы познакомимся, пожалуй, с самым необычным представителем нового семейства — флэш-камом HMX-R10.
ПОД ДРУГИМ УГЛОМ
Пару месяцев назад мы приводили прогнозы маркетологов, согласно которым камеры на основе твердотельной памяти будут год от года отвоевывать жизненное пространство у пленочных и дивидишных. По данным, озвученным во время презентации новой линейки Samsung, на данный момент флэш-камы занимают 15% рынка. К следующему лету их доля должна составить 24%, а еще через год подрасти до 36%. При этом в 2011 году на DVD-камы придется всего 18%, а аппаратов, пишущих на кассеты Mini DV, на прилавках практически не останется — лишь 3%.
Впрочем, довольно экономической статистики. Поговорим лучше о техническом дизайне и эргономике, ведь приход нового носителя записи всегда сопровождается серьезными изменениями во внешнем облике съемочной аппаратуры. Если говорить конкретно о флэш-камах, то они не устают ставить все новые и новые рекорды миниатюризации. Постоянное уменьшение размеров и массы изрядно огорчает операторов, для которых стабильность съемки и комфорт управления важнее возможности целый день носить камеру, не рискуя заработать искривление позвоночника.
Любителям, для которых, как говорится, размер имеет значение, обычно советуют присмотреться к аппаратам на базе HDD-дисков — там ведь не только габариты, но и объемы записываемой информации посолиднее.
Однако нетрудно представить себе ситуацию, когда замена флэшки винчестером или просто нежелательна, или даже рискованна. Например, поклонники экстремальных видов спорта знают, что прыжки (не обязательно с парашютом) и съемка дисковой камерой несовместимы — датчик ускорения отключит винчестер на первой же секунде свободного полета. Да и при отсутствии стрессовых нагрузок микросхемы памяти по надежности значительно превосходят электромеханику винчестеров.
К тому же компактность — это далеко не всегда недостаток. Небольшие размеры и отсутствие лишних кнопок многим вполне могут прийтись по вкусу. Чувство протеста сторонников «правильного размера» чаще всего вызывает не сама по себе миниатюрность камеры, а маленькие органы управления и чрезмерная легкость, делающая аппарат практически неощутимым в руке. Ну а раз так, идеальным вариантом могло бы стать совмещение безусловных плюсов твердотельных камер с тем уровнем съемочного комфорта, который предоставляют оператору их несколько более массивные винчестерные коллеги.
Очень может быть, что именно таким образом рассуждали и конструкторы Samsung, разрабатывая дизайн новой линейки ультракомпактных флэш-камов. Так или иначе, получившуюся конструкцию можно смело назвать если не революционной, то уж точно концептуальной. По крайней мере ничего похожего в нашу тестовую лабораторию пока не попадало.
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
То, что этот камкордер — штука необычная, вы уже наверняка заметили по фотографиям, поэтому рассказ имеет смысл начать с того, чего на них не видно — с устройства корпуса. Он у HMX-R10 по большей части металлический — основной блок изготовлен из стали, лопасть монитора декорирована алюминиевой накладкой. Пластиком оформлена только левая панель с малозаметными кнопками включения и перехода в автоматический режим. Снизу на задней части имеется полимерная накладка, играющая роль демпфера. Он защищает от возможных царапин и корпус камеры, и поверхность, на которую ее ставят.
Теперь о главном: оптический блок у «десятки» расположен под углом 25 градусов к продольной оси, что, по мнению конструкторов, должно положительным образом сказаться на удобстве работы. Дело в том, что при стандартном способе удержания камеры кисть все время напряжена, из-за чего рука достаточно быстро устает. Новая компоновка корпуса с этой точки зрения намного удобнее, а отсутствие мышечного перенапряжения гарантирует лучший контроль процесса — снимать можно дольше, снизив при этом риск появления дрожи и срывов картинки.
Еще одно преимущество «угловатой» хватки в том, что при наклоне камеры оператор может видеть всю снимаемую сцену собственными глазами — дисплей и корпус аппарата ее не загораживают.
МОТОР!
Непривычный угол съемки — не единственная особенность камеры HMX-R10. Еще у нее отсутствует стандартный наладонный ремешок, а панель, в которую упирается правая ладонь оператора, для удобства вогнута внутрь. Уверен, что новый способ удержания вызовет массу споров: после краткой тестовой съемки четверо из шестерых опрошенных оказались в восторге, а двое заявили, что так и не сумели к нему приспособиться.
Если обобщить впечатления, то получается, что держать камеру под углом к горизонту непривычно, но действительно удобно. Сознание неожиданно быстро адаптируется к несоответствию между ракурсом съемки и наклоном камеры. Неудобства возникают в основном при необходимости запечатлеть объект, расположенный, условно говоря, у оператора под ногами — руку в этом случае приходится сильно выворачивать, а со многими штативами такая съемка становится просто невозможной.
Управляться с камерой очень помогает чувствительный к нажатию ЖК-монитор, а также расположенные рядом с ним дублеры кнопок управления съемкой. Все «регулисторы» достаточно крупные, а основные клавиши фотосъемки и видеозаписи своими размерами и удобством расположения сделали бы честь и гораздо более массивной технике. Жаль, что нажатие на «старт/стоп» не сопровождается четко ощущаемым «кликом», но будем надеяться, что это временная проблема, ведь на тестирование нам прислали ранний предсерийный образец.
Еще одна интересная фишка HMX-R10 — режимы замедленной съемки. Их два, со скоростью, соответственно, 250 и 500 кадров в секунду. Время записи при этом ограниченно десятью секундами. В итоге при воспроизведении с нормальной кадровой частотой продолжительность роликов составляет 50 с (300 к/с) и 100 с (600 к/с). При такой «заморозке» можно детально рассмотреть даже самые быстрые движения, однако разрешение замедленных роликов невелико: 416 х 239 в первом случае и 192 х 108 во втором.
СНЯТО!
Поскольку мы имеем дело не с серийным аппаратом, а с опытным образцом, рассчитывать на безупречное соответствие камеры всем заявленным характеристикам не приходится. Например, выяснилось, что у нашего экземпляра не работает функция автоматической загрузки в компьютер программного обеспечения Intelli Studio, постоянно хранящегося в памяти камеры.
С другой стороны, работа основных систем автоматики оказалась достаточно устойчивой, особенно порадовал стабилизатор изображения — и мелкая вибрация, и грубые толчки подавляются уверенно. Баланс белого на «автомате» сделал цвета немного холоднее, чем они были в оригинале, но тут лучше придерживаться известного правила: хочешь безупречных цветов — не ленись калибровать камеру по белому полю.
Что касается качества изображения в общем, то оно оставило двоякое впечатление. С одной стороны, мы получили картинку, характерную для ультракомпактной съемочной техники: цветопередача неплохая, но тонкие оттенки цвета усреднены, контрастность и резкость приемлемы, однако чувства восхищения не вызывают. С другой стороны, судя по небывалым для миниатюрных камер физическим и пиксельным размерам матрицы, от HMX-R10 можно ожидать гораздо более эффектного изображения. На это намекает и далеко не микроскопический объектив. Его небольшая кратность — верный признак того, что разработчики в первую очередь думали именно о хороших оптических показателях, а не о броских цифрах в рекламном буклете. Так что подождем появления в продаже серийных образцов, хочется верить, что в них потенциал 9-мегапиксельного CMOS-сенсора будет раскрыт по полной программе.
ТИТРЫ
Итак, похоже, новый флэш-кам от Samsung — хорошая иллюстрация к закону о переходе количественных изменений в качественные. Постепенное уменьшение размеров комплектующих и увеличение объемов твердотельной памяти привели к появлению аппарата, внешне мало чем напоминающего видеокамеру, какой мы привыкли ее видеть в последние несколько лет.
Удалось ли создателям HMX-R10 добиться с помощью такой нетривиальной конструкции не только внешнего эффекта, но и реальной практической пользы для операторов? Однозначно. Камеру действительно удобно держать, более того, меньшее напряжение мышц предплечья и довольно значительный для небольшого гаджета вес сказываются на стабильности съемки самым положительным образом.
Значит ли это, что через пару лет все флэш-камы будут построены по образу и подобию «десятки»? Не уверен, но похоже, что «Самсунг» готовится именно к такому повороту событий. На весенней презентации перспективных разработок компании можно было увидеть построенные по той же схеме камеры стандартной четкости, причем встречались модели с весьма оригинальным внешним оформлением.
Кстати, и сама HMX-R10 будет доступна не только в черном, но и в серебристом «некрашеном» варианте. Хотя не будем забывать, что «десятка» — гораздо больше, чем просто стильный суперкомпакт. Помимо прогрессивной конструкции и отличного качества отделки, она может похвастаться полноценной аналоговой и цифровой коммутацией, функцией пяти- и десятикратной замедленной съемки и способностью снимать не только в HD, но и в низком разрешении, актуальном для портативных плееров и Интернета. Такие вот теперь пошли капсулы памяти. l
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Для подключения по USB необходим специализированный кабель. Держите этот аксессуар рядом с камерой — без него взаимодействие с компьютером невозможно.
ОСТАНОВИТЬ МГНОВЕНИЕ
Замедленная съемка — штука очень занятная. Кстати, если уж быть совсем точным, то происходит она не замедленно, а как раз наоборот — убыстренно. Обычно камера снимает за одну секунду сотни, а иногда и тысячи кадров, что позволяет в деталях зафиксировать даже очень быстрые процессы, вроде взрыва воздушного шарика. Отснятый ролик затем воспроизводится в нормальном режиме, и во сколько раз темп съемки превосходил стандартные 25 к/с, на столько же персонажи на экране будут двигаться медленнее, чем в жизни.
Технология эта, которую раньше называли «лупа времени», была отработана еще на механических кинокамерах, но до сих пор ее реализация доставляет инженерам сильную головную боль. Применительно к цифровым видеокамерам имеются две серьезные сложности. Во-первых, требуются матрицы, способные захватывать кадры с огромной скоростью, причем они должны обладать высокой светочувствительностью, ведь время экспозиции каждого кадра с увеличением скорости съемки уменьшается. Ну а во-вторых, и это главное, нужна память, на которую можно было бы в реальном времени записывать объемы информации, многократно превосходящие поток «обычных» видеоданных. Стандартные флэш-карточки для этого не подходят, тут требуется быстродействующий буфер, обладающий не только высокой скоростью записи, но и минимальным временем доступа к ячейкам. Такие чипы гораздо дороже флэш-памяти, обладают меньшей плотностью упаковки данных и не могут хранить информацию в отсутствие электропитания.
С учетом всех этих тонкостей понятно, почему инженеры решили пойти на компромисс и уменьшили разрешение высокоскоростной съемки. По этой же причине они ограничили ее продолжительность десятью секундами — в этом случае снятый файл целиком помещается в буфер, объем которого в HMX-R10 составляет 10 Мб. Конечно, это не слишком много, но ведь и быстропротекающие события по определению не длятся долго. В любом случае, наличие такой функции в карманном аппарате, стоящем порядка $500, следует расценивать как подарок фирмы.
СОФТ В КОМПЛЕКТЕ
- Intelli Studio — каталогизация и обработка отснятых видеороликов и фотографий.
Сухие цифры
Основные параметры
- Форматы видеозаписи 1080/50i; 1080/25p; 720/50p; 576/50p
- Носитель записи карты SD/SDHC
- Матрица 1/2,33” 9 мегапикс. CMOS*
- Макс. разрешение в режиме фото 4000 х 3000 (с интерполяцией)
- ЖК-монитор 2,7” LCD; 16:9; 230 тыс. пикс.
- Видоискатель нет
- Скорость затвора, с 1/60 — 1/10000
- Минимальная освещенность, люкс 15
Объектив
- Фокусное расстояние, мм 6,8 — 34
- Светосила F3.5
- Кратность 5х
- Цифровой Zoom нет данных
- Крепление насадок, резьба нет
- Стабилизатор изображения цифровой
Коммутация
- HDMI выход да (разъем HDMI mini)
- Компонентный выход дa
- DV (IEEE 1394) нет
- USB да
- Аналоговые видеовыходы да
- Гнезда для наушников/микрофона нет/нет
Общие характеристики
- Встр. микрофон стерео
- Пульт ДУ в комплекте да
- Встроенный видеоосветитель/вспышка нет/да
- Напряжение питания, В 3,6 (аккумулятор), 5,0 (адаптер)
- Потребляемая мощность, Вт 3
- Габариты (Ш х В х Г), мм 38 х 57 х 128
- Масса «голой» камеры, г 229
- Made in Индонезия
- Цена, руб. 17990
- * Эффективный размер матрицы составляет 5,3/9 Мп (видео/фото).
Фрагмент испытательной таблицы ISO 12233, снятой в режиме 1080/50i. Горизонтальное разрешение порядка 550 твл, геометрия серьезных претензий не вызывает, но краевая резкость могла бы быть и повыше
Та же таблица, снятая в режиме «Веб и телефон». Пиксельные размеры 640 х 576, разрешение 400 твл. Для онлайнового ролика качество картинки почти безупречно — разве что изображение немного растянуто по вертикали
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Эргономичность, компактность, дизайн, высокий класс изготовления корпуса, чувствительный к нажатию экран, режимы замедленной съемки.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Невозможно снять низкий план со штатива, иллюминатор объектива не закрывается крышкой.