ПРЕДЕЛ МЕЧТАНИЙ
Глядя на собранные для теста проигрыватели, так и хочется развести руками и повторить избитую истину: нет предела совершенству. Однако предел все-таки существует. Если на процесс воспроизведения взглянуть не с обычной стороны — с позиции формального качества звучания, а с обратной — насколько считанная с носителя музыка приблизилась к живому исполнению, то, поверьте, даже самым совершенным проигрывателям еще далеко до идеала. Насколько — разберемся с каждым по отдельности.
- Yamaha CD-S2000 60000 руб.
- DLS CD One 76500 руб.
- North Star Sapphire SACD/CD 174000 руб.
- McIntosh MVP871 280000 руб.
- Cary CD 306 SACD Pro 370000 руб.
- EMM Labs CDSA SE 490000 руб.
- Playback Designs MPS-5 777000 руб.
КОМПОНЕНТЫ
- АC — напольные ATC SCM50PSL (522000 руб.).
- Усилитель мощности ATC SPA2-150 (311000 руб.).
- Предварительный усилитель ATC CA2 (355000 руб.).
- Межблочные кабели XLR Linn Silver Balanced Interconnect (16000 руб.).
- Межблочные кабели RCA Accuphase SL-10G (22000 руб.).
- Акустические кабели Legacy TL Speaker 2,5 м (25000 руб.),
- Oyaide OR-800 Advance 2,5 м (30000 руб.).
- Силовые кабели Oyaide Custom Swarovski Silver и Oyaide Custom Swarovski Carbon (по 127000 руб.).
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (7000/3600 руб.).
- Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (2500 руб.),
- Eraudio Steel Cones (1150 руб.),
- Eraudio Space Harmonizer 1 (4500 руб.).
Подобные обзоры обязывают использовать самые совершенные компоненты для испытательной системы, поэтому в редакционной комнате прослушивания пришлось многое поменять. Вместо напольных колонок Monitor Audio, которые нас никогда не подводили, была задействована «тяжелая артиллерия» — британские мониторы ATC SCM-50PSL. Оконечник и предварительный усилитель той же марки выступили заменой штатному Bryston. Система после подключения «разминалась» в течение уик-энда, затем мы ее настроили — уточнили расположение АС и точки прослушивания с точностью до миллиметра, подобрали интерконнекты, кабели питания и их фазировку, нашли самые капризные звенья в системе и установили их на виброизолирующие платформы.
Здесь вы резонно спросите, зачем все эти старания, если тест не подразумевает сравнений с реальным живым исполнением? Да, действительно не подразумевает. Но и без него, поверьте, можно рассчитывать на достоверность результатов. Слуховое восприятие человека часто сравнивают со зрительным, а это в принципе неправильно. Чтобы представить себе какой-то видимый объект, а уж тем более описать его или сравнить с чем-то еще, его нужно хотя бы один раз увидеть. Слух же ближе по природе к обонянию. Разве человек сравнивает запахи (парфюмерный магазин исключаем — это другой случай), чтобы удостовериться, что он пьет кофе, а не керосин? Да он за версту учует подвох! Нос моментально анализирует воздух и безошибочно выдает ответ. Вот и слух устроен похожим образом. Все акустические гармонические и шумовые «эталоны» уже заложены самой природой в подкорку головного мозга. Потому живой звук сразу распознается как живой.
Вот теперь и посмотрим, способна ли техника генерировать звучание, которое наши уши примут за реальное…
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
CD:
- 1. «NAIM Sampler» (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003).
- 2. Anne-Sophie Mutter, «Romance». Deutsche Grammophon, 1981, 1988, 1993, Polydor, 1978, 1982.
- 3. Nina Hagen, «Sternenmadchen». BMG Ariola Miller, 2001.
- 4. No Doubt, «Tragic Kingdom». Interscope Records, 1995.
- 5. Billy’s Band, «Оторвемся по-питерски». Grand Records, 2005.
SACD:
- 6. John Coltrane, «Blue Train». Blue Note/Capitol Records, 1997.
- 7. Giovanni Angeleri, Orchestra delle Venezie, «Legende». Velut Luna, 2007.
- 8. Showcase, Opus 3. Opus 3 Records, 2000.
DVD-Audio:
- 9. The Doors, «L.A.Woman». Elektra Entertainment, 2000.
- 10. Beethoven, Symphony No. 1 and No. 2. Berliner Staatskapelle, Daniel Barenboim. Teldec Classic, 2000.
- 11. 3 Doors Down «Away from the Sun». Monster Music/Groopvix Entertainment, 2005.
Избранное
Похоже, в наш обзор попали исключительные проигрыватели: у одного — красивое звучание, у другого — захватывающее, у третьего — игривое и т.д. Но это, как вы понимаете, не вердикт. Чтобы подвести итоги, примем некую условную оценку, «коэффициент реализма». Она не претендует на объективность и выставляется по единственному критерию — сколько мнимых источников в музыкальных программах на SACD воспринималось как реальные, а не воспроизведенные системой?
Наш рейтинг таков: DLS CD One — лишь несколько, Yamaha CD-S2000 и North Star Sapphire SACD/CD — максимум десятая часть, McIntosh MVP871 — процентов 15 — 20. А вот дальше по списку — гораздо интереснее. Cary CD 306 SACD Pro с его выдающейся способностью формировать не просто стереопанораму, а трехмерную звуковую сферу, оцениваем в 30%, во столько же — EMM Labs CDSA SE, а Playback Designs MPS-5 — порядка 40%. Думаю, такие выводы объясняют, почему проигрыватели так различаются по цене при совсем не очевидной разнице в качестве звучания. А сколько должна стоить еще никем не созданная техника, которая дает стопроцентный реализм?
Но вернемся к обзору. Несмотря на формальную победу, Playback Designs MPS-5 не получит титула «Выбор эксперта». Да, он самый реалистичный, но и самый сложный для интеграции в систему. Даже опытному аудиофилу придется помучаться, подбирая под источник все остальные компоненты. А вот EMM Labs CDSA SE идеально укладывается в общепринятые хай-эндовские понятия. И о Cary CD 306 SACD Pro можно сказать то же. Они, без сомнений, заслуживают «Выбора эксперта».
И наконец, модели, которые смогли удивить. Это Yamaha CD-S2000 — не припомню, чтобы попадался аппарат такой цены и такого высокого класса. И конечно, McIntosh MVP871. Универсальных проигрывателей много, но таких музыкальных, как этот, раз-два и обчелся.