Chris de Burgh
«Footsteps»
Ferryman Productions/«Танцевальный рай»
Крис де Бург решил вспомнить о том, что его главная задача — развлекать и очаровывать, и после квазисерьерного «The Storyman» (2006) записал альбом кавер-версий. Здесь Крис, по собственному признанию, собрал песни, которые сподвигли его стать певцом и сочинителем. Избранные композиции — шаги в музыкальном путешествии де Бурга, этой, пафосно выражаясь, дороге длиною в жизнь. Нетрудно представить, кто же вдохновил нашего неувядающего красавчика и дамского угодника: Beatles (аж 3 вещи), Пит Сигер, Боб Дилан, Дон Маклин… Правда, исполняет он эти действительно революционные вещи в своем традиционном дебурговском стиле — элегантном, галантном, с романтичным таким подблеиванием.
И если в вещах типа «Blackbird» или «Corinna Corinna» подобные спецэффекты вполне уместны, то «Where Have All The Flowers Gone?» или «All Along The Watсhtower» превращаются в сладковатые баллады, что, конечно же, музыку совсем не портит, но остается чувство недоумения. Не говоря уже об «American Pie», которую, впрочем, после Мадонны трудно испортить… Разумеется, везде щедрою рукою рассыпаны струнные, а зачастую звучит и полнокровный симфонический оркестр — какая же романтика без скрипок? Хотя, если говорить о «Footsteps» как о едином целом, то он воспринимается именно так — как цикл во всех отношениях приятных песен, которые так мило слушаются поздней ночью в качестве сопровождения ко всякого рода утехам. Тем более что Крис особо позаботился о форме, обрамив альбом интро и финалом собственного сочинения. В общем, беспроигрышный вариант в случае, когда с собственными творческими идеями затишье. Арт-рокеров особенно позабавит тот факт, что в качестве бэк-вокалиста у де Бурга выступает Джекко Джекзик, тот самый, что пытался заменить Фриппа в 21st Century Schizoid Band.
Kayak
«Coming Up For Air»
Write On Production
Голландская прог-роковая группа Kayak собралась в 1972 году, распалась в 1982-м (после 9 альбомов) и объединилась в 1999-м, после того, как команду попросили выступить на TV-шоу. С тех пор вышло еще 5 альбомов, и группа вполне неплохо поживает, откатав в прошлом году тур в честь своего 35-летия. В составе коллектива и поныне творят два основателя — Тон Схерпензел (именно так словари расшифровывают голландскую фамилию Scherpenzeel) — клавишные и Пим Копман (Pim Koopman) — ударные, гитары. Правда, с 2003 года дело не ограничивается только мужским вокалом. С тех пор как для записи партии Морганы в рок-опере «Merlin — Bard Of The Unseen» была приглашена Синди Аудсхорн, вокальные обязанности подразделяются между ней и Робом Вундеринком, а ныне в группе участвует еще один «освобожденный» певец — Эдвард Рекерс. Учитывая пристрастие Kayak к магнум-опусам вроде «Мерлина», за которым в 2005 году последовала еще одна театральная постановка, «Nostradamus — The Fate Of Man», можно предположить, что «просто диск» голландцы записать уже не захотят. И действительно, «Coming Up For Air» — это концептуальный альбом, объединенный общими темами и их репризами, а также своеобразным приподнятым, «театральным» настроением. Конечно, само наличие нескольких вокалистов располагает к тому, чтобы рассматривать их как героев некоего действа. Стиль Kayak, никогда не бывший таким уж «сложно-проговым», сейчас превратился в арт-рок-light, хотя и не уходит совсем уж в поп. Группе свойственен своеобразный минимализм в сочетании с (как ни странно) помпезностью. Исчезли струнно-симфонические «подклады», на смену им явилась проясненная инструментальная фактура с доминированием фортепианных партий. Насыщенные, драматичные, несколько «опереточные» сольные номера и ансамбли, ритмичность, «цепкость» материала, свободное владение разными жанрами, от баллады до вальса и «балаганной музыки», — всё это захватывает слушателя. Искателям хитов тоже есть чем поживиться — многие темы запоминаются на раз, видимо, благодаря непреходящему влиянию «классики». Но если когда-то Kayak можно было сравнить с Alan Parsons Project и отчасти с Procol Harum, то теперь напрашиваются сравнения с творениями Клайва Нолана и его прекрасной Агнешки (хотя и в более камерном варианте). Прекрасно, что старая группа не «уходит в себя», получая прилив свежих сил и вдохновения. Единственный недостаток — уж очень однообразные у «Каяка» обложки, какие-то сплошь невразумительные синие пятна. Надеемся, что скоро Kayak это исправят — ведь в 2009 году голландцы обещают новый альбом.
Enya
«And Winter Came»
Reprise
Очередная «зимняя сказка» — сюжет, мимо которого, видимо, не может пойти ни одна певица. Действительно, тема благодатная, особенно для нью-эйджа — в этот пейзаж так удобно вписать столь любимые рождественские хоралы, перезвоны колокольчиков и тихие, смиренно-ангельские мелодии. Эния сама уже давно воспринимается как ангел — нестареющая, прекрасная, с ирреальным голосом, живущая где-то на просторах волшебной Ирландии, а может быть, и вовсе созданная воображением своих продюсеров (и радостно принявших идеальный образ слушателей). Неживое звучание синтезаторов, обработанный многочисленными «примочками» вокал — может быть, Эния на самом деле просто киберперсонаж, эдакая Ананова от поп-музыки? Тем более что новый ее альбом вышел совершенно «отмороженным» — слишком медленный, усыпляющий, с доведенными до какого-то совсем уж минимализма аранжировками. Простой, ровный и однообразный, как искрящийся под солнцем снег. В нем только одна краска — белая, а обработки традиционных мотивов «O Come, O Come, Emmanuel» и «Oiche chiuin» заставляют слушателя совсем уж отречься от всего мирского. И совершенно неожиданным на этом фоне выглядит шансончик «My! My! Time Flies!» с жеманными и разбитными даже интонациями, рисующими Энию женщиной из плоти и крови. Песенка весьма хитова, видимо, это понимает и сама Эния, на всяческих телепрезентациях исполняя именно ее. Побольше бы таких вещей — и мы узнали бы новую Энию… но тогда чудесный образ был бы разрушен.
Jeff Beck
«Performing this week… Live At Ronnie Scott’s»
Eagle Rock Entertainment
Концерт в небольшом клубе стал первой записью Джеффа Бека с 2003 года (тогда как до этого он с интервалом в два года выпустил три диска). Наверное, легендарный гитарист устал как от плотной студийной работы, так и от собственных экспериментов с гитарно-электронным звучанием, которым так увлекся на рубеже 1990 — 2000-х.
В «Live At Ronnie Scott’s» он возвращается к более традиционному саунду и столь любимому когда-то фьюжну (даже с заходом в джаз). А вернее было бы сказать, что здесь Бек предстает во всем разнообразии своих стилей, манер и «лиц», неслучайно начиная программу одной из самых ранних вещей — «Beck’s Bolero», написанной для него в 1966 году Джимми Пейджем. Композиции Джона Маклафлина, Билли Кобэма, Стиви Уандера, Чарльза Мингуса, а также экс-коллег по группе — басиста/клавишника Тони Хаймса и коллеги еще по 70-м, пианиста Макса Миддлтона — Бек представляет в своем собственном, неповторимом «тягуче»-чувственном стиле. И, как вершина всего, звучит кавер на «A Day In Life» Beatles — поначалу элегантно-грустная, а после всё более и более жестко-фьюжновая тема (неслучайно в ней вдруг начинают прослушиваться интонации «Hey, Joe!»). Правда, иногда Джеффа совсем уж уводит в заоблачные дали, и его (вместе со слушателем) начинает клонить в сон. Удивительно ярко на этом фоне звучит «трип-хоповая» экзотическая «Nadia» с ее кислотным звуком и «Behind The Veil» Хаймса в ритмах регги — всё-таки эксперименты Бека были по-своему удачны, а кого-то и вовсе обратили к творчеству этого гитариста.
David Byrne & Brian Eno
«Everything That Happens Will Happen Today»
Todomundo Ltd.
Сейчас модно стало браться за старое, вспоминать о проектах, казалось бы, безраздельно принадлежащих прошлому. В частности, этим «грешит» Брайан Ино: то он вспомнит о своих давнишних экспериментах с Робертом Фриппом (альбом «The Equatorial Stars», 2005), то решит вновь поработать с Дэвидом Бирном, совместно с которым на заре 80-х выпустил пластинку «My Life In The Bush Of Ghosts». Правда, свежий «Everything That Happens Will Happen Today» мало похож на этно-эмбиентно-авангардистский «Bush Of Ghosts». Это спокойный, ясный и прямодушный песенный альбом. Поначалу вообще кажется, что он одинаково далек как от творчества Ино, так и от Talking Heads и ближе к сольникам Бирна. По крайней мере влияние Брайана на первых порах незаметно (как неприметно оно, скажем, в Coldplay — хотя чего стоит сам внешний лоск!). Но выясняется, что музыка по большей части принадлежит именно Ино, и он же сыграл на большинстве отнюдь не виртуальных инструментов: бас, гитара, электронные ударные, синтезаторы… Дэвид же Бирн ответственен в основном за тексты и кое-где — за вокальные мелодии. Альбом, можно сказать, выявляет лирическую сторону обоих рок-героев, причем вдохновлены мастера саунд-дизайна оказались таким распространенным (не у нас) хоровым жанром, как госпел. А потому и музыку старались сделать доступной для всех, чтобы можно было, значит, в компании, за столом спеть… Это, конечно, шутка, но то, что во многих песнях прослушивается влияние англо-американского фолка — неоспоримый факт. Тоже экзотика, но другая. Ну и, конечно, без «странностей» всё же не обошлось: то какие-нибудь «кривые» пассажи фортепиано на заднем плане, но «пережатый» трип-хоповый грув, то психоделические электронные обертона, то спродюсированный крепкой рукой Ино фанкующий квартет медных духовых. А главное — позитивный и мудро-сердечный дух, овевающий всю пластинку. Мудрость аксакалов проявилась еще и в том, что свой альбом они распространяют только через Интернет, где его можно заказать в разных (цифровых и физических) форматах. А послушать — так и вовсе бесплатно. Пионеры идут в ногу со временем!
«Пилот»
«1+1=1»
«А и Б Рекордз»
Концептуальный альбом продолжительностью 69 минут — вы думаете, такое под силу только прогрессив-рокерам? Отнюдь. Питерская группа «Пилот» всегда тяготела к концептуализму, и их новый опус — своеобразное продолжение нашумевшей «Сказки о прыгуне и скользящем».
В том смысле, что песни здесь тоже чередуются чтением стихов и инструментальными эпизодами, а в основе целого лежит книга (которую можно обнаружить в мультимедийной секции диска). Вернее даже, стихи имеют первостепенное значение — с них начинается, ими и заканчивается альбом, они упреждают и раскрывают содержание песен. Причем это не просто чтение текстов, а своего рода мелодекламация — фоновую музыку сочинил кудесник из «Оле Лукойе» Борис Бардаш, и звучат эти многослойные этно-электронные «подклады» изысканно, стильно и загадочно. Но вот сами стихи, несмотря на глубокомысленность (истина представлена в образе птиц, время — сфинксов и т.д.), как-то выпадают из общего контекста — их хочется прочитать на бумаге, отдельно.
А песни — как всегда мощные, забойные, с плотным саундом и неизбывным влиянием «Алисы» и «ДДТ», пусть и не с таким откровенным сплотительно-единительным пафосом. Фирменное а-ля кинчевское «аканье» порой даже досаждает. Можно, впрочем, обнаружить и вполне намеренные отсылки к Rammstein, Мэрилину Мэнсону и прочим иконам молодежной культуры. Такая вот модель современного мира.