ПРОПОРЦИИ И ОТНОШЕНИЯ
CD-проигрыватель Electrocompaniet PC-1 Prelude
и интегральный усилитель Electrocompaniet PI-2
Из одних и тех же ингредиентов можно приготовить несколько блюд, и все они будут иметь разный вкус — вопрос в том, сколько чего положить. При составлении аудиосистемы важно подобрать компоненты так, чтобы они не только были одного класса, но и взаимно дополняли друг друга. Если конечный результат окажется больше простой суммы частей, проблему можно считать решенной.
Этим мы сейчас и займемся, а для облегчения задачи ограничимся компонентами, произведенными в Северной Европе. Заодно и узнаем, есть ли основания выделять скандинавскую звуковую школу в самостоятельное понятие.
С норвежской фирмой Electrocompaniet мы познакомились месяц назад, в ходе испытаний CD-проигрывателя EMC-1UP. Сегодня у нас компоненты попроще — источник PC-1 и интегральный усилитель Prelude PI-2. Послушать последний будет вдвойне интересно, поскольку основатель компании Матти Отала специализировался именно на усилительной схемотехнике. Он получил всемирную известность после доклада на конференции AES в 1973 году, в котором впервые объяснил, почему усилители с одинаковым коэффициентом нелинейных искажений могут звучать по-разному. Введенный им термин Transient Intermodulation (TIM) впоследствии был принят на вооружение многими аудиоинженерами. Отала также выяснил, что причиной интермодуляционных искажений является глубокая общая обратная связь, и предложил заменить ее несколькими местными цепочками. Эта схемотехника, реализованная на современных активных компонентах, и составляет основу нынешних усилителей Electrocompaniet.
Известно, что правильное питание — залог динамичного звучания и глубокого баса. В Prelude PI-2 установлен 400-ваттный тороидальный трансформатор, а общая емкость конденсаторов фильтра составляет 80000 мкФ. Схема полностью симметричная, от балансного входа XLR до акустических клемм. Разумеется, подключение источников через разъемы RCA тоже предусмотрено.
Цифровой регулятор громкости здесь тот же, что и в довольно дорогих предусилителях EC4.8 и EC4.9. Уровень в децибелах высвечивается на ЭЛ-дисплее, он же показывает задействованный в данный момент источник. Регулировка и коммутация осуществляются четырьмя кнопками на лицевой панели либо с пульта ДУ.
В Prelude PI-2 имеется комплексная защита от перегрева, короткого замыкания в нагрузке и появления постоянного напряжения на выходе — в любом из этих случаев колонки отключаются контактами реле.
Проигрыватель PC-1 внешне почти не отличается от усилителя, лишь над дисплеем видна узкая полоска загрузчика. В нем используется привод Philips SD-8.3, установленный на массивной платформе. Помимо CD-Audio, он воспроизводит диски CD-R, CD-RW, mp3-CD, mp3-DVD и WMA-CD. Производитель указывает, что благодаря принятым мерам точность считывания у него не хуже, чем у транспортов в несколько раз дороже. Я же могу отметить, что механика работает совершенно бесшумно.
Цифровой тракт построен на современном чипсете Cirrus Logic, оперирующем сигналом 24 бита/192 кГц. ЦАПы с балансными выходами были выбраны для построения полностью симметричного тракта, вплоть до выходов XLR.
Компанию GamuT основал известный датский аудиоинженер Оле Кристенсен*, и она получила известность благодаря бескомпромиссным CD-проигрывателям, усилителям и акустическим системам. Но Кристенсен оказался более талантлив как разработчик, чем бизнесмен, и в конце 2005 года его фирма находилась на грани банкротства. На помощь пришел Ларс Голлер, специалист по психоакустике, семь лет проработавший главным инженером в концерне ScanSpeak. Третьим партнером стал финансист Пол Россинг. За три года компаньонам удалось вновь поставить бизнес на ноги. Получив полную свободу, Гoллер начал воплощать в жизнь собственные идеи, а Россинг занялся дистрибуцией. Результат не заставил себя ждать — уже через два года их продукцию стали продавать дилеры во всем мире. При этом GamuT остается маленьким предприятием с изрядной долей ручного труда, что сказывается не только на качестве изделий, но и на их цене.
Впрочем, недавно вышедшая серия Phi, в которой три стереопары, центральный канал и сабвуфер, значительно дешевле предшествующей. Названием послужила греческая буква «Фи» (?), и неспроста — ею принято обозначать число 1,618, т.е. пропорцию золотого сечения. Процитирую один из авторитетных источников: «Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения — высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе». Голлер использует это соотношение при проектировании корпусов, и отнюдь не из мистических соображений — исследования показали, что оно позволяет получить наиболее гармоничное сочетание внутреннего объема, жесткости и резонансных свойств.
Именно этим объясняются несколько необычные пропорции младшей модели Phi3. Ее передняя панель слегка вынесена вперед и крепится к основному «телу» через проставку, выполненную из вибропоглощающего полимера. Таким образом, 40-миллиметровый щит с драйверами полностью развязан от корпуса со всеми вытекающими отсюда плюсами.
Драйверы разработаны Голлером на базе серийной продукции Vifa, и улучшения столь радикальны, что каждая модель имеет двойное обозначение. Дюймовый твитер GamuT-Vifa XT 25 с фазовым компенсатором и мощным алюминиевым фланцем воспроизводит частоты вплоть до 45 кГц. Компактный мидбас (150 мм) GamuT-Vifa XT 25 оснащен диффузором из плотной целлюлозы и работает в фазоинверторном оформлении. В разделительных фильтрах реализован принцип DCCM (DC coupled midrange), позволяющий заметно снизить фазовые сдвиги между излучателями. Как удалось выяснить, мидбас подключается к усилителю напрямую, без разделительного конденсатора. Такая схема используется и в трехполосной акустике GamuT.
Пары входных клемм расположены на большом расстоянии друг от друга, поэтому соединяются очень длинными (но широкими) перемычками. Сделано это, очевидно, чтобы сократить длину внутренней проводки.
Акустика отделывается натуральным шпоном экзотических пород дерева — Santos, Bubinga, Figured Sycamore и Zebrano (на фото) — или красится в Satin Black и Satin White.
Качество отделки безукоризненное, дополнительную привлекательность этим мониторам придают гармоничные пропорции корпуса.
Теперь самое время вспомнить о скандинавской звуковой школе. Если говорить об акустике, то ее характер, безусловно, определяется драйверами ScanSpeak и Vifa. У мониторов GamuT несколько схожий звуковой почерк, но его, продолжая аналогию, я бы назвал и каллиграфическим, и размашистым. Эта акустика точна, как студийные мониторы, и — несмотря на столь малые габариты — абсолютно свободна в передаче динамических контрастов. В паспорте указана рекомендованная мощность усилителя до 300 Вт, в чем я поначалу усомнился, но после первых же тестовых треков все сомнения рассеялись. Мониторчики без особых усилий отрабатывали громкие удары и оркестровые tutti, и чувствовался даже неиспользованный потенциал. Правда, комната была не очень большая, метров восемнадцать. Самое интересное, что Phi3 способны на вполне взрослый бас. Единственное, что им оказалось не под силу — фрагмент из «Шествия гномов» Мусоргского [1], где орган в нижнем регистре уходит куда-то в область перистальтики. Еще одно несомненное достоинство — безупречное построение пространства. На диске Бартона есть запись перкуссий и тарелок, где каждый удар должен фиксироваться в строго определенной точке пространства. Ни малейших погрешностей я не заметил — по всей ширине сцены все мнимые источники были на своих местах.
Классическую музыку [2] вполне можно слушать без сабвуфера, хотя при этом тональный баланс немного смещается вверх, и атмосфера зала кажется не столь насыщенной, как обычно. Здесь я должен также отметить работу источника и усилителя. Эта связка действует очень слаженно — бережное отношение к нюансам в сочетании с безукоризненным контролем акустики произведет впечатление даже на искушенного слушателя. Хотя на образцовых фонограммах, в частности, 20-битовых [3], можно заметить легкую вуаль и недостаточно четкую прорисовку дальних планов звуковой сцены. Я бы, может, и не обратил на это внимания, если бы мы не включили для сравнения проигрыватель другой фирмы (о нем — в следующем номере), с которым картина стала абсолютно прозрачной.
Теперь акустический концерт «Нирваны» [4] — на нем я обычно проверяю эмоциональный потенциал системы. Должен заметить, что тембральная точность и высокая микродинамика сами по себе вряд ли способны увлечь слушателя. Как раз наоборот — наиболее волнующим звучанием отличаются «кривая рупорная акустика» и ламповые усилители с высоким уровнем гармоник. В нашем случае разработчики не выплеснули с водой ребенка — при высоких объективных показателях их техника обладает и ценными «неформальными» качествами, которые нереально выразить цифрами в паспорте. И это притом что речь идет о компонентах, которые Electrocompaniet и GamuT относят к начальному уровню. Может, действительно стоит ввести термин «скандинавский звук»?
* Не путать с астрономом Оле Кристенсеном, который впервые вычислил скорость света.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Electrocompaniet PC-1 Prelude (€1600).
- Интегральный усилитель Electrocompaniet Pl2 (€2200).
- Акустические системы Gamut Phi3 (€1800).
- Кабели:
- — межблочные Harmonix HS101 XLR 1 м (€350);
- — акустические Harmonix СS120-25 2 х 2,5 м (€480).
- Стойка Solid Steel.
Заявленные характеристики акустических систем Gamut Phi3
- Конфигурация две полосы, два излучателя
- Чувствительность, 2,83 В/1 м 86
- Cопротивление, Ом
- номинальное 4
- минимальное 3,4
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 54 — 45000
- Рекомендуемая мощность усилителя, Вт 100 — 300
- Габариты, мм 320 х 170 х 240
- Масса, кг 6,8
- Цена, € (в отделке Bubingo) 1800
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Paul’s Peak, Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования аудиосистем.
- English Classical Players. Mozart, Symphony №40. Linn Records, 1990.
- Terry Evans, «Puttin’ It Down». Audioquest/JVC, XRCD 1995.
- Nirvana, «Unplugged In New York». Geffen, 1994.
Заявленные характеристики CD-проигрывателя Electrocompaniet PC-1 Prelude
- Формат носителей CD-Audio, CD-R, CD-RW, mp3-CD, mp3-DVD, WMA-CD
- Выходное напряжение, В RMS 4,5
- Выходное сопротивление, Ом 100
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (±0,1 дБ) 20 — 20000
- Коэффициент гармоник (1 кГц), % 0,002
- Отношение сигнал/шум (20 Гц — 20 кГц), дБ <-120
- Переходное затухание (1 кГц), дБ -90
- Динамический диапазон, дБ 96
- Габариты, мм 420 х 77 х 270
- Масса, кг 4
- Цена, € 1600
Заявленные характеристики интегрального усилителя Electrocompaniet PI-2
- Выходная мощность (при КНИ 0,2%), Вт
- — на нагрузке 8 Ом 2 х 100
- — на нагрузке 4 Ом 2 х 150
- — на нагрузке 8 Ом 2 х 220
- Максимальный пиковый ток, А >50
- Выходное сопротивление, Ом 0,03
- Коэффициент демпфирования (8 Ом) >250
- Диапазон воспроизводимых частот (-3 дБ), Гц 10 — 200000
- Отношение сигнал/шум <-100
- Выходное сопротивление, Ом 100
- Габариты, мм 420 х 77 х 340
- Масса, кг 10
- Цена, € 2200