АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ
Массовая продукция, как поп-музыка, учитывает некий усредненный вкус потребителей. Индивидуальный подход в сфере аудио недешев, но дает возможность «подняться над толпой» и услышать музыку так, как ее слышат сами музыканты. И мы попытаемся сейчас сделать это с помощью классического для High End Audio варианта — винила, лампового усиления и рупорной акустики.
Движение виниловодов ширится с каждым годом, и не только за счет любителей музыки, но — что особенно приятно — и производителей в самых разных странах. Небольшая немецкая фирма Montegiro (по-итальянски — «Круглая гора») прославилась проигрывателем-колоссом Lusso, который можно было видеть на прошлогодней выставке в «Конгресс-отеле». Сегодня в качестве источника у нас модель начального уровня, но и она не так проста, как кажется.
Недаром ее название, Legno, переводится как «дерево» — массивный стол действительно изготовлен из чередующихся слоев бамбука и толстых листов легированной стали. И форма, и структура плиты тщательно рассчитаны для минимизации внешних и внутренних резонансов. Да и выглядит он красиво — прозрачный лак, сквозь который видна структура дерева, скругленный левый угол и полированный торец основания создают ощущение дорогой и гармоничной вещи. Опирается конструкция на четыре стальные ножки, развязанные от корпуса кольцами из резиноподобного композита.
Диск из нержавеющей немагнитной стали с черным акриловым матом приводится в движение синхронным двигателем постоянного тока через резиновый пассик. Сам двигатель соединен с выносным блоком управления, который, в свою очередь, включается в розетку через компактный сетевой адаптер. Как показало прослушивание, привод Legno очень чувствителен к качеству питания.
S-образный тонарм Jelco c эффективной длиной 10,5 дюйма имеет опорный узел, в который заливается вязкая демпфирующая жидкость. Jelco ставится в качестве базовой комплектации, для апгрейда производитель рекомендует Graham или DaVinci.
Головка Orpheus L ($6345) — новая, низкоомная версия топовой модели Transfiguration. При внутреннем сопротивлении всего 1 Ом она дает на выходе стандартное для МС напряжение 0,3 мВ. Достигнуто это за счет применения уникальных неодимовых магнитов, сердечника из «мю-металла» и обмоток из меди 7N. Малое сопротивление дает лучшее согласование с предусилителем (трансформатором), что в свою очередь делает звучание более прозрачным и объемным.
Следующий компонент в нашей цепочке — ламповый фонокорректор Aesthetix IO MKII ($8445). Он создан Джимом Уайтом в соответствии с собственной философией: конструкция «двойное моно», балансная схема без общей обратной связи, распределенная пассивная коррекция RIAA, предельно жесткий отбор компонентов и ламповые стабилизаторы анодного напряжения. В итоге — два полноразмерных блока, один из которых выносной источник питания. Звуковой тракт построен на двойных триодах 12АХ7, которые для входных каскадов отбирались по минимуму собственных шумов. Выходы, как балансные, так и однотактные, через катодные повторители. Оптимальное входное сопротивление для конкретной головки задается переключателем на задней панели, а коэффициент усиления — на основной плате, под крышкой.
Корректор напрямую подключался к усилителю мощности, поскольку последний имел достаточную чувствительность и регулятор уровня. Это двухтактник FK на триодах 6С33С, авторская разработка Александра Тарима, которой мы посвятили несколько страниц в январском номере журнала. Вот цитата, дающая, на мой взгляд, исчерпывающую характеристику этому аппарату: «Настоящая работа — попытка создать ламповый усилитель начала XXI века, опирающийся одновременно на традиции и современные технологии, рассчитанный на особенности современной акустики, источников сигнала, электрической экологии (сеть и электромагнитная среда). Интересно, что собственно лампы представляются мне не единственным решением, но уникальной возможностью привнести в музыку главную особенность — ощущение беспредельной свободы звуков и ассоциаций по отношению друг к другу». Кто не сумел купить журнал, скоро сможет увидеть полный текст на нашем сайте www.salonav.com.
И наконец, акустика. За ней тоже стоит личность разработчика, решившего не идти проторенным путем, а проложить собственный. Немецкая компания Odeon основана Акселем Герсдорффом, специалистом по электроакустике и просто разносторонним человеком. Он любит эксклюзивные автомобили, коллекционирует антиквариат, дорогие наручные часы и проектирует рупорную акустику. Она изготавливается вручную небольшими партиями в городке Хальтерне, что недалеко от Дюссельдорфа.
Модель №38 (€47700) — венец творения Акселя. Это трехполосная система с 38-сантиметровым бумажным басовиком в отдельной секции и двумя рупорными излучателями. Среднечастотник нагружен на внешний конус с раскрывом 56 см, а дюймовая пищалка спрятана внутри корпуса и работает через экспоненциальный волновод диаметром 20 см. Рупоры выточены из цельного массива дерева, а вся колонка, отделанная натуральным шпоном, весит 125 кг. При таких габаритах и диаметре НЧ-драйвера и бас должен быть богатырским, о чем говорит и заявленная нижняя граница — 28 Гц по -3 дБ. Чувствительность 96 дБ обнадеживает в плане выбора усилителя, но сэкономить на нем не удастся, ведь для перекрытия всего динамического диапазона в большом помещении (а именно на такие и рассчитаны №38) понадобится солидный аппарат. И не забудьте про колоссальное звуковое разрешение, которым славятся «Одеоны», его с транзисторным бюджетником не получить.
И еще один момент, который обязательно нужно учитывать — чистота питания. Мы слушали систему в центре Москвы, где сеть изобилует радиопомехами, которые можно услышать в колонках, не напрягая слуха. Поэтому фонокорректоры и блок питания двигателя Legno были подключены через регенератор сетевого напряжения Pure Power PP700i-Schuko-S ($2945), а усилитель — напрямую. Все это хозяйство соединялось с электрощитком 12-метровым силовым кабелем Fisch P-0.
По ходу саундчека нам показалось, что корректоры все-таки лучше питать от сети через относительно простой фильтр (Fisch Reference Line, €1485), а в регенераторе оставить только проигрыватель. Выяснилось также, что комната (15 кв. м) маловата для этой акустики, что не замедлило сказаться на нижнем регистре. Баса не то чтобы сильно не хватало, просто он был каким-то тяжелым и не слишком внятным.
Я уже упоминал звуковое разрешение «Одеонов» и снова обратил на него внимание. Запись Диззи Гиллеспи, сделанная на Берлинском джазовом фестивале при содействии концерна BASF [1], отличается невероятно высоким качеством. Даже не верится, что в доцифровую эпоху, в далеком 1968-м, можно было добиться такой тембральной точности и нюансировки. Магнитную ленту явно не экономили и писали на максимально возможной скорости — вся медная группа разложена по полочкам, звучание каждого инструмента даже в моменты tutti уверенно различается. Оркестр из 15 человек вступает мощно и слитно. Замечу, что на некоторых проигрывателях этот диск звучит резко, с задранным вверх тональным балансом, но это лишь означает, что система, и прежде всего головка, не способна раскрыть потенциал фонограммы. Даже младшие картриджи Transfiguration отличаются особой деликатностью, но топовая модель в этом плане просто вне конкуренции.
Шарль Азнавур в сопровождении оркестра Поля Мориа [2] — тоже весьма талантливая работа звукорежиссеров. Вокал на переднем плане, музыканты — в глубине сцены, и при этом ни один инструмент не теряется на общем фоне. По тому, как тщательно прорабатывается фактура голоса и его оттенки, можно судить о легкости диффузоров, которые моментально откликаются на малейшие перепады уровня и тембра. Особенно чувствуется это на записях такого непростого инструмента, как арфа [3]. Для рельефной прорисовки каждой струны нужна микродинамика, т.е. способность передавать динамические контрасты очень тихих звуков. С этим у крупной акустики и мощных усилителей обычно проблема, но наша связка безукоризненно прорисовывает тончайшие штрихи звуковой картины.
Единственный минус, за который я бы покритиковал систему — излишняя, на мой взгляд, аристократичность при воспроизведении рок-музыки. Вероятно, Led Zeppelin [4] может интерпретироваться ею как положено, с громом и молниями, но только не в такой маленькой комнате. Итак, мы очередной раз убедились в том, что философия создателя аудиотехники имеет ничуть не меньшее значение, чем талант композитора или музыканта. И, к сожалению, должен констатировать, что островок авторского хай-энда в море безликой массовой продукции постепенно становится все меньше и меньше.
СИСТЕМА
- Виниловый проигрыватель Montegiro Legno (€11630).
- Головка звукоснимателя Transfiguration Orpheus ($6345).
- Фонокорректор Aesthetix IO MKII ($8445).
- Регенератор Pure Power PP700i-Schuko-S ($2945).
- Акустическая система Odeon №38 (€47700).
- Межблочные кабели Da Vinci Interconnect RCA ($2320).
- Акустические кабели Shinpy Quasar spk 3m (€2050).
- Акустические кабели Shinpy Black Hole spk 3m (€3560).
- Сетевые кабели Fisch P7-1,5m Golden-Pal (€1185).
- Сетевые кабели для усилителя Cardas Golden Reference (56716 руб.).
- Сетевой фильтр Fisch Reference Line (€1485).
- Интегральный усилитель FK.
- Стойка Bosendorfer Rack R2 (€1000 за уровень).
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- The Dizzy Gillespie Reunion Big Band, «20th and 30th Anniversary». MPS/BASF, Germany, 1968.
- Charles Aznavour, «65». Barclay, France, 1965.
- Petrini — J.C.Bach — Eichner. 3 Harfenkonzerte. Philips, Holland, 1964.
- «Led Zeppelin III». Atlantic, USA, 1970.
Головка ZYX R-50 Bloom
С японской компанией ZYX мы знакомимся впервые. Под этой торговой маркой с 1987 года выпускаются изделия пусть не слишком широкого ассортимента, зато с собственной философией и вытекающим из неё нетрадиционным конструктивом. В каталоге ZYX несколько моделей MC-головок, пре-предусилитель, фонокорректор и мелкие, но заслуживающие внимания аксессуары. Глава фирмы и ее идеолог — Хисайоши Накатсу (Hisayoshi Nakatsu), выпускник Токийского научного университета, много лет проработавший в Trio Kenwood и Ortofon, а также ювелирной фирме Namiki. В его активе более 50 патентов в области конструирования MC-головок и обработки алмазов, а также проектирование звукоснимателей для столь известных брэндов, как Kuzma, Sumiko, Philips и Accuphase. Основав собственный бизнес, г-н Накатсу начал не только использовать накопленный опыт, но и внедрять принципиально новые идеи.
Например, в головке ZYX R-50 Bloom (кстати, начального уровня) реализован принцип Real Stereo Generator. В его основе лежит понимание того, что главная проблема механических звукоснимателей — временное рассогласование между сигналами левого и правого каналов, в результате которого возникают фазовые сдвиги и теряется естественность звучания. Г-н Накатсу вводит термин «временные искажения» и формулирует 13 принципов конструирования, позволяющие их избежать. Приведу их в сильно сокращенном виде, иначе техническое описание займет несколько журнальных страниц.
Прежде всего это геометрия, способ намотки и коммутация катушек. В R-50 Bloom, как и во всех головках серии RS, они симметрированы относительно горизонтальной оси, причем обмотки правого и левого каналов расположены так, чтобы их взаимное влияние было минимальным. В результате при перемещении иглы и, соответственно, катушек в обеих плоскостях сигналы на выводах L и R абсолютно синфазны. Провод — бескислородная медь 6N, т.е. чистотой 9,99999%.
Второй важный момент — демпфирование подвижной системы. В R-50 она состоит из девяти деталей с разными механическими свойствами, и они полностью развязаны друг от друга. Корпус изготовлен из синего прозрачного полимера, способного эффективно гасить как внутренние, так и внешние возмущения.
Кантеливер изготовлен из черного сплава алюминия и марганца, который, по мнению г-на Накатсу, лучше работает на высоких частотах, чем бор или чистый алюминий.
И наконец, игла. Вот где пригодилась ювелирная (в буквальном смысле) практика создателя головки — цельный алмаз обработан так, чтобы его грани были параллельны оси кантеливера, а главная ось кристалла совпадала с направлением звуковой дорожки. Это и есть профиль «линейный контакт», обеспечивающий минимальный износ иглы и широкий диапазон частот. При отклонении ±1 дБ верхняя граница головки 20 кГц, но вообще она работает вплоть до 40 кГц.
Масса головки всего 5 г, а ее динамическая податливость, наоборот, выше средней — 15 х 10-6 см/дин, так что ее лучше всего ставить на легкий тонарм. С моим SME 3009 Mk II Improved (эффективная масса 6,5 г) она спелась отлично. Правда, между картриджем и шеллом я поставил прокладку Silent Metal ($25) массой 1,7 г. Это необычное приспособление, также выпускаемое фирмой ZYX, гасит вибрации и снижает частоту собственного резонанса всей системы. В соответствии с тестовым диском «Vinyl Essentials» он переместился с 11 до 9 Гц, а такой параметр, как трекабилити, улучшился с 70 до 80 микрон*.
Если вы правильно выставите VTA, прижимную силу и антискейтинг, то, поставив иглу на пластинку, услышите чистый и очень ясный верх при полном отсутствии поверхностных шумов. И даже если винил не очень новый, треск и щелчки не кажутся назойливыми, их скоро вообще перестаешь замечать. При этом головка извлекает из записи максимум информации, что, вообще говоря, удивительно. Кроме того, даже при недостаточном антискейтинге она дает очень мало искажений в конце пластинки, по крайней мере намного меньше, чем большинство ранее отслушанных головок.
Все эти качества замечательно проявляются на классической музыке и оркестровом джазе.
Звуковая сцена масштабна, от фланга до фланга картина яркая и контрастная. Подвижная система действительно эффективно задемпфирована — бас достаточно подвижен и в меру собран, никаких призвуков или окраски в нижнем регистре нет. О камерных жанрах я вообще не говорю, с ними головка справляется играючи.
R-50 Bloom прекрасно сработалась и с трансформатором (Fidelity Research FT-3), и с MC-корректором (Roksan DX2), хотя разницу в звучании, конечно, можно заметить.
И вот за что я люблю небольшие фирмы, особенно японские — в звучании их бюджетных изделий чувствуются порода и характер, чем редко могут похвастать крупные брэнды.
СИСТЕМА
- Проигрыватель Bluenote Bellavista Signature с тонармом SME-3009 mk II ($3000).
- Повышающий трансформатор Fidelity Research FRT-3 ($450).
- Усилитель CR Developments Calypso ($1500).
- Акустические системы Dynaudio Contour 1.3 Mk II ($2000).
- Межблочные кабели:
- Van den Hul MC D50T (Phono) (€150).
- AudioQuest Emerald ($200).
- Акустический кабель Furutech FS-303 1,5 м ($90).
- Eraudio Space Harmonizer 1 ($150), Eraudio Steel Cones ($35).
* Как рассчитываются и измеряются эти параметры, описано на http://www.salonav.com/arch/2005.10/052-061.htm
ZYX R-50 Bloom
- Тип МС Real Stereo
- Диапазон частот (±1дБ), Гц 20 — 20000
- Выходное напряжение (3,54 см/с, 1 кГц), мВ 0,24
- Разделение каналов (1 кГц), дБ >25
- Разбаланс каналов (1 кГц), дБ <0,5
- Профиль иглы цельный алмаз с линейным контактом
- Радиус контакта, мк 6 х 35
- Рекомендуемая прижимная сила, г 2
- Рекомендуемое сопротивление нагрузки, Ом >100
- Внутреннее сопротивление, Ом 4
- Динамическая гибкость, см/дин
- — горизонтальная 15 х 10 -6
- — вертикальная 12 х 10 -6
- Масса, г 5
- Цена, $ 850