ВЫ СНИМАЕТЕ КИНО?
Именно таким вопросом окружающие частенько будут реагировать на ваше появление с гигантской, по любительским понятиям, видеокамерой, имеющей массу непонятных разъемов, переключателей и огромную бленду на объективе.
Может, действительно снимем кино?
Несмотря на весьма внушительные размеры и серьезную внешность, нашего сегодняшнего испытуемого стопроцентным профессионалом, пожалуй, не назовешь. Его, скорее, стоит отнести к категории «просьюмер» — то есть к аппаратуре, рассчитанной на увлеченных любителей, по уровню знаний и опыта вплотную приближающихся к профессионалам.
Если проводить аналогии с миром фототехники, то серьезные трехматричные камеры ценового диапазона $4000 — 5000 можно сравнить с добротными полупрофессиональными «зеркалками». Тем более что и цена фотоаппарата подобного класса с учетом стоимости двух-трех хороших объективов окажется ненамного ниже.
Кстати, имея в виду разделение ассортимента съемочной техники на многочисленные потребительские ниши, есть смысл уточнить, что же мы подразумеваем, употребляя слово «полупрофессиональный». Очевидно, так стоит называть аппаратуру, выдающую изображение действительно высокого качества и позволяющую оператору по своему усмотрению настраивать не только ключевые, но и массу вспомогательных параметров. С другой стороны, полупрофессиональная техника чаще всего не рассчитана на жесткие условия коммерческого использования — каждодневную многочасовую работу, часто в условиях экстремальных температур, повышенной влажности или запыленности. Не нужны «полупрофи» и не используемые в «мирной жизни» атрибуты, вроде возможности стыковки со студийной аппаратурой или совместимость с киносъемочными аксессуарами.
В итоге получается, что мы имеем дело с техникой двойного назначения. Камеры этого класса отлично подходят представителям киношного андеграунда, создающим малобюджетные, но временами очень интересные фильмы, считая, что кино — это в первую очередь все-таки вид изобразительного искусства, а не сверхдорогостоящий аттракцион. Вместе с тем такие камкордеры частенько используют и профессионалы — в недорогих и не слишком сложных коммерческих проектах.
Однако в последнее время наметилась и еще одна сфера применения просьюмерской видеоаппаратуры — обычная бытовая съемка. Дело в том, что, купив Full HD-телевизор большой диагонали, многие осознали, что бережно хранимые семейные видеоархивы выглядят на нем, прямо скажем, убого. Конечно, сейчас в магазинах можно найти немало вполне качественных любительских камер, но когда речь заходит о выводе картинки на плазменный экран более 50 дюймов, не говоря уже о проекторах, будьте уверены, что не слишком высокое разрешение оптики и небольшой размер матрицы не раз напомнят о себе. И происходить это будет все чаще, ведь зрители, привыкнув к прелестям HD-изображения как такового, потихоньку начнут обращать все больше внимания на тонкие нюансы картинки.
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
XH A1S — модель совершенно новая, тестовый образец доставили к нам в редакцию прямиком из центрального европейского офиса компании, расположенного в Хельсинки. XH и XL — две линейки трехматричных HDV-камер Сanon, наделенных массой профессиональных возможностей и рассчитанных на достаточно опытных операторов, знающих, как эти самые возможности реализовать. Среди своих «одноклассников» XH A1S, можно сказать, облегченный вариант — для серьезных профи выпущена более продвинутая модификация XH G1S. Собранная на той же оптико-электронной платформе, она оснащена студийным видеоинтерфейсом HD-SDI и способна работать с внешним генератором тайм-кода.
Поскольку большую часть времени приходится тестировать постоянно уменьшающиеся в размерах любительские «компакты», от габаритов серьезной съемочной техники я, честно говоря, стал отвыкать. В окружении миниатюрных флэш- и HDD-камкордеров HX A1S выглядит, как суровый внедорожник рядом с юркими малолитражками.
Внешний объектив элитной серии L по размерам не уступает светосильной фотооптике. Смонтирован он на сплошь усыпанном органами управления матово-черном корпусе, добротностью сборки напоминающем некий военный прибор. Большая «чемоданная» ручка — наследие времен, когда серьезные камеры весили под 10 кг. Впрочем, в наше время она по-прежнему приносит массу пользы — тут смонтированы видоискатель, роскошный стереомикрофон на пружинном подвесе и дублирующая система управления съемкой. Единственная свободная плоскость на самом деле является крышкой, скрывающей кнопки, отвечающие за воспроизведение отснятого материала. Ну и кроме всего, за эту ручку камеру действительно удобно переносить, ведь весит она, между прочим, больше двух килограммов.
МОТОР!
Несмотря на внушительные габариты, удержание HX A1S и работа с ней ничем принципиально не отличаются от съемки компактными аппаратами. Разве что основные элементы управления крупнее и гораздо эргономичней — чего стоят, к примеру, «качельки» зумирования, позволяющие изменять фокусное расстояние плавно, но прецизионно. Еще приятнее управлять оптикой с помощью массивных прорезиненных колец на самом объективе — чувствуешь себя настоящим киношником.
Переключение съемочных режимов не вызовет никаких проблем у всех, кто имеет опыт общения с «зеркалками» Canon — знакомые пиктограммы нанесены на крупное кольцо, вращающееся вокруг роскошно оформленного вспомогательного ЖК-экранчика, на котором отображаются хронометраж записи, заряд аккумулятора и уровень снимаемого с микрофонов звукового сигнала.
Не привыкший работать с техникой такого класса оператор, скорее всего, будет шокирован количеством разбросанных по корпусу кнопок и переключателей. Однако при детальном знакомстве выясняется, что большая их часть отвечает за хорошо известные функции, просто в отличие от миниатюрных аппаратиков для изменения многих настроек здесь не нужно тратить время на прогулки по меню. Впрочем, виртуальная система управления тоже имеется и по «развесистости» может сравниться с конфигурацией сложной компьютерной программы. Отсюда, к примеру, можно задать параметры цветокоррекции, несколько пунктов посвящены настройке характера отображения человеческой кожи, а с помощью набора из двадцати трех пользовательских предустановок управление камерой выстраивается в соответствии с привычной для оператора манерой съемки. Кстати, файл с данными такой кастомизации можно записать на флэш-карточку и потом использовать при работе с любой камерой серий XH и XL.
СНЯТО!
Просматривая отснятый материал, первым делом обращаешь внимание на спокойный, уравновешенный характер картинки. Броские, перенасыщенные цвета не появляются, даже если сцена изобилует яркоокрашенными объектами. Многие камеры классом пониже сделали бы такое изображение нарядным, как новогодняя елка. Здесь же объекты предстают на записи именно в таком виде, в котором они и существуют в действительности — точность воспроизведения оттенков можно осознать, только сравнив картинку с оригиналом. Благодаря сохранению колорита и хорошему динамическому диапазону камере удается отлично передать общую атмосферу снимаемой сцены.
Примерно так же обстоит дело и с резкостью — все мелкие детали на месте, но они не бросаются в глаза и не кажутся обведенными по контуру — верный признак того, что по умолчанию все «улучшайзеры» картинки отключены. Тут, кстати, стоит напомнить, что на самом деле аппаратура HDV выдает анаморфированную картинку формата 1440 х 1080, которая на выходе конвертируется в полноценный сигнал 1920 х 1080, поэтому четкость изображения в любом случае будет чуть ниже, чем, к примеру, при просмотре Blu-ray-дисков с новыми фильмами, изначально закодированными в разрешении Full HD.
В нашем случае при съемке тестовой таблицы ISO 12233 разрешающая способность составила 700 твл.
ТИТРЫ
Итак, мы познакомились с камерой, среди миниатюрных любительских аппаратов кажущейся настоящим монстром. При этом ее возможности вовсе не являются избыточными для оператора, детально освоившего «компакты» и не боящегося отключать режим «полного автомата» для получения хороших кадров в нестандартных условиях съемки. Более того, такой продвинутый любитель обнаружит, что многие из уже известных ему функций здесь реализованы гораздо более гибко и практично. HX A1S позволяет снимать с комфортом, при этом осознанно контролируя не только основные, но и массу вспомогательных параметров. На качестве готового материала это отражается так же заметно, как высокий класс объектива и большой размер матриц 3CCD-блока.
Разумеется, эта камера не для новичков. Но если «самодельное» видео — ваше серьезное хобби, а свои фильмы вы демонстрируете друзьям на хорошем проекторе или большой плазме, то, наверное, имеет смысл как следует присмотреться к съемочной технике данного класса. l
ФИЛЬТРУЙ КАРТИНКУ!
Встроенный нейтральный светофильтр — одно из весьма полезных приспособлений, активно используемых профессионалами, но напрочь отсутствующих в компактных любительских камерах. Ирония судьбы в том, что эффективнее всего этот оптический элемент работает именно в аппаратуре с матрицами небольшого размера и совсем небольшими объективчиками, оптические характеристики которых эталонными не назовешь.
В чем же смысл помещения серого стекла между объективом и CCD-сенсором? Казалось бы, у оператора и так масса возможностей для управления экспозицией — диапазона изменения светочувствительности почти всегда хватает для съемки и при ярком солнце, и почти в полной темноте. Ну а для точной подстройки в любом объективе установлена ирисовая диафрагма.
Все это так, но, как говорится, есть нюансы. Увеличивая светочувствительность, мы фактически повышаем коэффициент усиления видеотракта, что неминуемо приводит к росту уровня шумов. Если света достаточно, эта проблема не проявляется, и электроника работает в режиме, близком к оптимальному. А вот с оптикой всё не так гладко.
Дело в том, что лучшее качество картинки, которое способен выдать объектив, достигается на средних значениях диафрагмы. Максимально зажимая диафрагму, чтобы отсечь «лишний» свет, мы тем самым понижаем разрешение изображения. Насколько сильно — зависит от характеристик конкретной оптической схемы. Еще один эффект закрытой диафрагмы — большая глубина резкости. Причем чем меньше матрица, тем больше диапазон резко изображаемого пространства. Частенько во время любительской съемки в резкость попадает вообще все — от травы под ногами оператора до удаленных горных вершин. Между тем опытные профи= используют резкость как инструмент, позволяющий акцентировать внимание зрителя на определенном фрагменте кадра. Хрестоматийный пример — снятое крупным планом лицо человека, на фоне резкого «задника» с множеством мелких деталей смотрится просто ужасно.
Так что задача серого фильтра проста — он позволяет установить правильную экспозицию при избыточном освещении, сохранив значение диафрагмы оптимальным для получения «правильной картинки».
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
На SD-карте можно сохранять не только фотоснимки, но и скрин-шоты, сделанные во время просмотра отснятого материала, а также файлы персональных настроек.
Обилие в кадре разных оттенков розового не приводит к их усреднению. При этом тональный баланс изображения нейтрален — голубое небо и белый снег выглядят совершенно естественно. Детальность картинки сохраняется и на светлых участках, и в тенях.
Сухие цифры
Основные параметры
- Формат видеозаписи HDV/DV
- Носитель записи кассеты MiniDV
- Формат кадра 16:9 (HDV); 16:9/3:4 (DV)
- Матрица 3х 1/3” 1,67 мегапикс. CСD*
- Макс. разрешение в режиме фото 1920 х 1080
- Карта памяти SDHC/SD/MMC
- ЖК-монитор 2,8” LCD; 16:9; 207 тыс. пикс.
- Видоискатель 0,57” LCD; 16:9; 269 тыс. пикс.
- Скорость затвора, с 1/3 — 1/16000 (видео), 1/3 — 1/500 (фото)
- Минимальная освещенность, люкс 0,3
Объектив
- Фокусное расстояние, мм 4,5 — 90; 35-мм эквив.: 32,5 — 650
- Светосила F1,6 — 3,5
- Кратность 20х
- Цифровой Zoom нет
- Крепление насадок, резьба, мм 72
- Стабилизатор изображения оптический
Коммутация
- HDMI нет
- Компонентный выход дa
- DV/HDV (IEEE 1394) вход/выход да/да
- USB нет
- Аналоговые видеовходы/выходы да/да
- Гнезда для наушников/микрофона да/да
Общие характеристики
- Встр. микрофон стерео
- Пульт ДУ в комплекте да
- Встроенный видеоосветитель/вспышка нет/нет
- Напряжение питания, В 7,4 (аккумулятор)
- Потребляемая мощность, Вт 7,0
- Габариты (Ш х В х Г), мм 163 х 192 х 394 (с блендой и наглазником)
- Масса, г 2135
- Made in Япония
- Цена, руб. 150000
- * Эффективный размер каждой матрицы составляет 1,56 мегапикс.
Испытательная таблица ISO 12233. Артефакты компрессии практически незаметны, резкость изображения сохраняется по всему полю кадра, на разрешении 700 твл наклонные линии слегка «муарят». В левом верхнем углу искажена геометрия и видны хроматические аберрации — скорее всего, это дефект конкретного образца камеры
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Профессиональный уровень функциональности, добротность и эргономичность конструкции, выдающаяся точность цветопередачи, расширенные возможности звукозаписи, гибкость настройки.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Совмещенный с выключателем питания 10-позиционный селектор задач не позволяет сразу после включения продолжить работу в ранее выбранном режиме.