Olive Mess
«Cherdak»
Mellow Records
Второй полноразмерный альбом латышской прог-группы вышел спустя шесть лет после первого: работа шла долго, да и поиск контракта с лейблом растянулся почти на год. Но зато какой нашелся издатель — культовая итальянская фирма грамзаписи Mellow Records! Что само по себе свидетельствует о качестве работы наших соседей. Olive Mess продолжает творить в собственном стиле — «средневеково-авангардный» арт-рок. По-прежнему в арсенале Olive Mess барочная гитара и архлютня — инструменты, которые так же тяжело возить на гастроли, как и услышать их в концертном звуковом вале. А на записи всё прекрасно слышно: и тихие, позвякивающие большие септимы и тритоны (куда ж без них), и неожиданно галантные квазитанцевальные переборы. Как и первый альбом («Gramercy»), «Cherdak» не обошелся без отсылок к мифологии и классической литературе: 15-минутный трек «Beowulf» основан на англосаксонском эпосе в переводе (на английский же) Ф. Гуммере (1910). А композиция «Mane, Thechel, Phares» включает латинский текст средневековой драмы. Понятно, что такая насыщенная смыслами, ссылками и сущностями музыка не предполагает легкого слушания. Да Olive Mess и не стремятся создать эдакое «средневековье light», до предела насыщая свою музыку диссонансами, поли- и атональными эпизодами, линеарной полифонией (когда голоса развиваются абсолютно самостоятельно), переменно-акцентными ритмами и резкими эмоционально-образными сдвигами. Причем по сравнению с первым диском материал стал еще сложнее. Что ж, Olive Mess действительно близки к исторической музыкальной правде — ведь в средние века не было ни малейшего понятия о современной гармонии, действовали иные ладовые закономерности, хотя порой такое нагромождение дисгармоничных звучностей кажется чрезмерным. К тому же найти достойную замену оперной певице Илзе Паэгле, так чудесно исполнившей свои партии на первом альбоме, оказалось непросто. Сейчас у микрофона — Марис Якобсонс, чей вокал глубок и выразителен, но всё же с интонационными сложностями ему справляться непросто. А потому чисто инструментальные фрагменты выигрывают. Хотя и в них порой не хватает общей сыгранности, слаженности исполнения, какой-то искрометности, легкости. Впрочем, до легкости ли, когда речь идет о таких серьезных вещах? На «Чердаке» у Olive Mess творятся странные вещи, и чувство тревоги, пронизывающее альбом, к концу только усиливается, чтобы почти по Кафке привести к ощущению полной абсурдности и безумности происходящего. Жаль, не хватает финального какофонического аккорда — «Битлз» с их «Day In Life» были бы посрамлены.
«Лучше поздно»
«Дебют»
«Геометрия»
Кратенькая информация о проекте содержится на стикере: «Вадим Демидов и Андрей Колесов, составившие ядро проекта «Лучше поздно», познакомились 20 лет назад на рок-фестивале в городе Горький. Оба были лидерами культовых групп. Вадим возглавлял «Хроноп», Андрей — «Дао». Пик популярности и той и другой группы пришелся на конец 80-х, они немало попутешествовали по различным рок-фестивалям, но так и остались в культовом статусе». Причем скандальный «Хроноп», пройдя путь от яростного пост-панка до изощренной «волны» и даже трип-хопа, собрался в 2006 году в оригинальном составе и выпустил очередной альбом, а вот следы «Дао» теряются. Но, видимо, музыку Андрей Колесов не забросил, судя по его немалому парку инструментов, а также аранжировочно-звукозаписывающим умениям. Вообще, дуэт звучит лаконично и при этом оригинально: голос в окружении клавишных, а также различных ориентальных акустических инструментов (уд, саз, хомус, тайский кен-тхе, египетские бубны и даже лесные палочки). Эдакий русско-восточный минимализм. И в манере, и в интонации несовременная (и немосковская) сдержанность — скорее ближе к «Наутилусу», особенно в холодноватых, строгих песнях типа «Цикад». Продолжая традиции старого рока, «Лучше поздно» говорит прежде всего языком песенных текстов (недаром они опубликованы в буклете — вполне серьезные стихи), а музыка служит оттеняющим, «высветляющим» фактором. Впрочем, есть на альбоме и несколько вполне мелодичных, «радиохитовых» песен (например, открывающая «Ангелов нет» в ритме босса-новы), но более сложные, экспериментаторские вещи на самом деле интереснее. Хотя и требуют вслушивания. Что ж, культовых музыкантов можно поздравить с дебютом.
D.F.A.
«4th»
Moonjune Records
Перед нами действительно четвертый по счету альбом итальянского квартета, считая концертник «Work In Progress» (2001) и не учитывая недавно отрецензированного нами сборник «Kaleidosope» (2007), и первый новый материал с 1999 года. Duty Free Area (так расшифровывается аббревиатура) выпускают диски редко потому, что все музыканты заняты на других работах, а творчество у них — так, для удовольствия… С первых же нот чувствуется, что Альберто Бономи и компания — люди чрезвычайно увлеченные. Их довольно традиционный фьюжн как-то незаметно вовлекает в свою круговерть, и постепенно оказываешься полностью захваченным динамикой инструментального развития, красотой и необычностью джазовых аккордовых прогрессий, насыщенными, почти хард-роковыми, кульминациями и неожиданными моментами разрежений, в которых угадываются кентерберийские отзвуки… Использование флейты, «Хаммонда» и ирреальных звуков Fender Rhodes придают саунду особую психоделичность и мягкость. Музыка D.F.A. далеко не так закручена и агрессивна, как, скажем, у их коллег по жанру Spaced Out, в ней нет особых откровений, нарочитой виртуозности, но ее просто приятно слушать — как фоном, так и специально. Удивляет лишь одно — после пяти протяженных инструментальных композиций во фьюжновом духе неожиданно следует фолк-артовая баллада с женским многоголосием а-ля Minimum Vital — сама по себе неплохая, но уж слишком явно выбивающаяся из общей канвы.
B.B. King
«One Kind Flavor»
Interscope
Когда тебе 83 года, пора задуматься о вечном, как ни цинично это звучит. Би Би Кинг на первый взгляд так и делает: начиная новый альбом душераздирающей песней «See That My Grave Is Kept Clean» Блайнда Лемона Джефферсона, он словно бы намекает, что диск может стать последним… Да и потом, в звучании медно-духовой секции, в дрожащих интонациях голоса, в ползучих темпах и совсем откровенно — в почти что цитате из марша Шопена (начало «Backwater Blues»), — всё то же: memento mori… Впрочем, о чём это мы? Было бы совершенно глупо думать, что живой, здоровый (будем надеяться) и не перестающий творить блюзмен сам себе сочинил эпитафию. Похоже, на самом деле он смеется над всеми этими условностями: возрастом, ограничениями, да над самой старухой с косой. И если в предыдущих альбомах Би Би Кинг показывал свою неутолимую страсть и волю к жизни, то здесь просто немного сбавил градус и стал помягче. Хотя темы в основном всё те же: любовь (в том числе неразделенная), мир и его несправедливость и блюз, блюз, блюз: блюз до обеда, блюз после рассвета, блюз в полночь и блюз тихой заводи… Хотя в альбоме нет ни одной собственной песни Райли Би Кинга, все вещи (хорошо известные) он исполняет, как свои. И чем дальше, тем больше растет уверенность в завтрашнем дне и в том, что всё будет хорошо. Би Би Кинг по-прежнему сидит на верхушке мира («Sitting On Top Of The World» — название еще одного трека) и смотрит на всех с высоты своего положения. Да будет так и ныне, и присно, и во веки веков.
Александр Ф. Скляр
«Песни моряков»
«Союз»/«Танцевальный рай»
Сначала плохая новость: это не «Ва-Банкъ» — группы, которую справедливо считали флагманом российской рок-альтернативы, как таковой больше нет. То ли бывалые рокеры потеряли запал (хотя альбом «Игроки и шпионы» был весьма сильным, разве что более «интеллигентским», чем более ранние работы), то ли коллектив настигли непримиримые творческие противоречия, которыми частенько объясняют распады рок-альянсов… А вот хорошая новость: Александр Ф. Скляр набрал новый состав из молодых музыкантов (гитарист Антон Хабибулин, бас-гитарист и контрабасист Алексей Рыславский, барабанщик Сергей Батраков и баянист Рушан Аюпов) и записал с ними номинально сольный альбом, а фактически — новый диск «Ва-Банка», только со свежими силами и молодецким драйвом. Мощный мессидж Скляра — в каждом слове, и в его-то устах легкая матерщинка выглядит не как псевдоэстетский выкрутас, а как нормальное красное словцо, без которого никак не обойтись («Не реви!»). Вообще каждая песня Скляра — это история, раскручивающаяся с силой пружины, и надо обязательно следить за витками ее спирали, цепляясь за каждую фразу, образ, поворот сюжета. Магия голоса Александра захватывает и электризует пространство. «Морская» тема (которую Скляр, как помним, затрагивал еще в совместном с Г. Сукачевым проекте «Боцман и бродяга»): это не просто романтика странствий и лихая жизнь — это ежедневный труд, мужество, борьба и несгибаемая воля («Корабли не тонут»). Иной раз Александра заносит в столь жуткие дебри человеческих взаимоотношений («Предательство и контрабанда») и даже сущий макабр («Шаман» — старая песня «Ва-Банка»), откуда, кажется, и не выбраться, но всякий раз его корабль с честью выходит на рейд, гордо неся свои флаги. В альбом прекрасно вписывается кавер-версия песни «Кино» «Мама, мы все тяжело больны» в стиле брутального сёрф-рока. Получилась совершенно иная вещь (хотя и с тем же текстом). А последний хард-диско-трек «Революционеры на Кубе» возвращает жизнеутверждающий запал. Всем морякам удачного плавания, то есть прослушивания.
«Сегодня ночью»
«Проституция»
Компания «Союз»
Потеряв группу из виду после выхода первого же альбома («Кофе и сигареты», 2002), с удивлением обнаруживаем, что команда не только здравствует, но и выпускает уже четвертый диск. И в общем и целом придерживается избранного стиля — слегка манерного, жеманного, но при этом вполне бодрого и (главное) качественно аранжированного брит-попа. Правда, в «Проституции» группа зазвучала слегка жестче, и тому виной, видимо, тема альбома. Вряд ли Никитой Козловым и Ко руководило стремление вскрыть язвы общества — сейчас никого не удивишь тем, о чём давно уже говорят открыто. Но «Сегодня ночью» идут дальше, подозревая в стремлении продаться буквально каждого из нас. Вот отрывок из пресс-релиза: «Проституция бывает разной. Кто-то открыто предлагает себя. Кто-то втихомолку получает свои тридцать серебряников. Кто-то обставляет грязную сделку роскошью и блеском. Кто-то стыдливо прикрывает свой позор маской добродетели»… Что, узнали себя? Не узнали? Тогда вот вам строчка из песни: «Все девушки хотят быть похожи на шлюх…» Уже побежали бить «Сегодня ночью» морду? Остановитесь, ведь это всего лишь провокация, причем не очень тонкая. И даже скромное интеллигентное «бл@дь», с каждым разом повторяемое все громче и громче в припеве одной из песен, больше смешит, чем провоцирует.