ОТМЕНА ТЕСТОВ
СИСТЕМА
- Проигрыватель Grand Prix Audio Monaco TT с тонармом Dynavector DV507 MKII ($35000).
- Картридж Micromagic Silver Spirit (14985 CHF).
- Фонокорректор Aesthetix Rhea ($5200).
- Интегральный усилитель FK.
- Акустические системы Odeon Tosca (€8610).
Кабели:
- от тонарма к Aesthetix — из комплекта Dynavector;
- от Aesthetix к FK — Da Vinci (2 м);
- акустический — Cardas Golden Reference;
- сетевой для двигателя Grand Prix Monaco TT — Fisch Perfomance 5;
- сетевой для Aesthetix — Cardas Cross;
- сетевой FK — Cardas Golden Reference.
В декабре прошлого года на заседании Всемирного совета FIA в Монако был введён запрет на тесты в чемпионате «Формулы-1» — никаких сравнительных демонстраций перед соревнованиями. А поскольку наш проигрыватель как раз называется Grand Prix Audio Monaco TT, мы тоже решили анонсировать его вне сравнений и противопоставлений. То есть просто будем слушать музыку.
Хорошие времена остались позади. Когда тонарм опускался на диск, и музыки было достаточно, чтобы не сосредотачиваться на несущественном. Цифровая техника за долгие годы утомила аудиофанатиков предсказуемостью и мягким сервисом. Возвращаясь к аналогу, непрерывно хочется что-то регулировать, улучшать, модифицировать, подкладывать, поднимать и опускать, радостно выискивая бесчисленные нюансы.
Кстати, в той же «Формуле-1» правила резко ограничивают применение в болидах комфортной электроники и бортовых компьютеров, облегчающих задачу пилота: ревущая машина должна быть ведома живой сильной рукой.
Изо всех сил сегодня постараемся свести манипуляции к минимуму, собрав достаточно классную и комфортную систему. Но прежде очертим всё же связь с пресловутой «Формулой».
Как и следовало ожидать, здесь не обошлось без человека, имеющего прямое отношение к гонкам, и производства, с ними связанного — это глава компании Grand Prix Audio Алвин Ллойд (Alvin Lloyd), за плечами которого карьера пилота и работа в Swift Engineering.
Безграничные возможности Соединённых Штатов, по сути, заключаются именно в том, что умные энергичные люди вполне могут реализовать свои даже самые безумные идеи в максимальном объёме с минимальными затратами. В развитом индустриальном обществе компоненты любой сложности из любых материалов нетрудно заказать, оставив за собой функцию сборки, контроля, мозгового центра, как, собственно, и поступает Grand Prix Audio. Пожалуй, это единственный путь создания высокотехнологичного эксклюзива в узкой области человеческих интересов.
Фирма выпускает не только проигрыватели, но и стойки для аппаратуры. Во всей этой продукции естественно проявляется стремление решить специфические проблемы методами, заимствованными из ижиниринга скоростных машин.
В частности, постамент проигрывателя Monaco TT изготовлен из натурального ламинированного углеволокна, предварительно пропитанного закалённой эпоксидной смолой. Этот материал используется в болидах «Формулы-1» и современных сверхзвуковых истребителях.
Каждая часть постамента проигрывателя делается вручную в течение нескольких дней. Сам постамент состоит из отдельных верхней и нижней частей, соединяемых друг с другом. Авторы конструкции утверждают, что достигнутое сочетание прочности и жёсткости не имеет себе равных на рынке проигрывателей винила. Опора на три точки — подставки с шариками в нишах. Интересно использование сменной площадки для установки тонарма — имеются варианты для наиболее распространённых типов, но возможен и индивидуальный заказ для экзотических конструкций.
Для привода был выбран 12-полюсный двигатель с роторами из магнитной керамики и датчиками Холла. С помощью последних микропроцессор определяет позицию ротора относительно статора в любой точке вращения и устраняет любые изменения в крутящем моменте.
Посредством специального кодировочного диска, приложенного к обработанной с высокой точностью поверхности, тем же контроллером поддерживается средняя скорость вращения. Так как ротор двигателя, кодировочный диск и диск вращения представляют собой единое целое, осуществляется не просто управление приводом, а полный контроль его работы.
Контроллер расположен в вынесенном корпусе и соединяется со столом кабелем с разъёмом. В свою очередь он получает энергию от внешнего блока питания. Скорости — 33 и 45 об/мин, момент вхождения в синхронизацию отмечается зажиганием синего светодиода, который совместно с двумя клавишами также входит в систему подстройки в пределах нескольких процентов.
Предметом особой гордости разработчиков является подшипник диска. К сожалению, даже самая совершенная модель опорной системы всегда имеет механический контакт и, как следствие, не избавлена от шума и трения. Наилучшим решением проблемы здесь посчитали помещение шпинделя и опорного агрегата диска целиком в ёмкость со специальным масляным раствором. Вращение шпинделя само создаёт в закрытом объеме давление, необходимое для отделения диска от шпинделя масляной подушкой. Масло постоянно поднимается вверх от базы шпинделя к валу, а потом стекает вниз в маслосборник. В результате полностью исключается любое механическое соприкосновение, как в горизонтальной плоскости, так и между любыми компонентами системы. В мануале подробнейшим образом изложена методика заправки устройства маслом и поддержания его уровня, освоив которую, по-моему, уже можно претендовать на место в бригаде пит-стопа «Формулы-1».
Шпиндель диска изготовлен из нержавеющей стали, он вращается в сплошном массиве опоры из сплава бронзы и фосфора. Вертикальную осевую нагрузку принимают подшипники — внутренний керамический (нитрид кремния) и выносной (запатентованный гибридный сплав).
При таком приводе и подшипниках диску уже не требуется чрезмерной массы, что позволило изготовить его из кремниево-магниевого сплава. У диска имеется колесо внутренней балансировки для позиционирования центра тяжести относительно осевой опоры. Жёсткий диск, по мнению производителя, оптимален для минимизации резонансов винила. В качестве опции предлагается прижим, который устанавливается вместе с резиновыми прокладками различной плотности (для дисков разной массы).
Очень краткое описание заняло немало места, но тут ничего не поделаешь, Monaco TT — реальная инновация в виниловом деле.
Доставшаяся нам версия укомплектована площадкой, рекомендованной, в частности, для тонармов Dynavector. Отчасти поэтому наш выбор сегодня — DV 507MKII. Модель примечательна раздельными узлами поворота в вертикальной и горизонтальной плоскостях (очень удобно для инсталляции, безопасно для иглы, но злые языки обвиняют эту структуру в двойном резонансе), поворотные узлы на подшипниках из нержавеющей стали. Съёмный шелл, электромагнитное демпфирование и возможность плавной регулировки вертикального угла захода, — все это бесценно для точной коррекции при воспроизведении дисков различной толщины. Особенно если головка к этим изменениям чувствительна.
А здесь это как раз тот самый случай. Картридж Micromagic Silver Spirit (14985 CHF) — средняя модель легендарной швейцарской фирмы Bluelectric. Как известно, за этим брэндом скрывается творец-индивидуалист Рето Луиджи Андреоли. Возможно, это действительно счастье — трудиться в одиночестве, создавая неординарные и неповторимые вещи без лишнего шума и рекламы, рассылая их по всему миру через узкий круг дилеров. Silver Spirit — довольно тяжёлая (27 г, что потребовало двух противовесов) металлическая МС с нормированной полосой 15 — 45000 Гц, скромно упакованная в фанерную коробочку с оргстеклом.
Корректор Aesthetix Rhea ($5200) уже нами описывался. Напомним лишь, что это смелое решение — усиливать лампами сигнал непосредственно с МС без повышающего трансформатора при электронной коммутации параметров. Опытным путём я установил усиление 62 дБ и входной импеданс 500 Ом.
О моём усилителе FK в предыдущем номере было сказано всё, что можно. Для тех, кто не сумел купить журнал, коротко: ламповый интегральник на 6С33СВ мощностью 2 х 70 Вт.
Гораздо важнее то, что обладание им позволило мне нескромно позаимствовать манеру таких выдающихся обозревателей аудио, как Джейсон Кеннеди из «Hi-Fi Choice» — собрать систему у себя дома и неделю пожить с ней. Уверяю, никакое кратковременное прослушивание даже в лучших салонах не может с этим сравниться. У такого метода есть шанс стать традицией, полезной для автора и читателей.
Об акустике. Германский брэнд Odeon — неспешное производство изделий, вполне достойных быть причисленными к явлениям современной европейской культуры. Помнится, Odeon Tosca уже попадали в мои обзоры лет шесть назад, но нынешние системы с таким названием — уже нечто иное. Напольная акустика (111 х 22 х 35 см), два традиционных динамика бас — середина диаметром 18 см, а выше 2100 Гц, как традиционно положено, такого же диаметра встроенный деревянный рупор ручной работы. Акустическое оформление — импровизированный лабиринт с выходом вниз. Два варианта крепления подставки дают разную площадь выходного отверстия — подстраиваем характер звучания самого низкого баса под условия помещения.
Сразу отметим следующее.Диск Monaco TT вращается столь бесшумно, что даже в тишине глубокой ночи абсолютно невозможно его услышать, а после выключения он ещё секунд двадцать движется по инерции. Увы, я не располагал идеальной поверхностью для установки проигрывателя, но даже компромиссные решения не влияли на звук сокрушительно. Что говорит о действительно необычных свойствах постамента из эпоксидного компаунда.
Перепробовав все возможные варианты прижима диска, рекомендованные Grand Prix, я все же на этапе знакомства отказался от него. Да, бас становится более упругим и чётким, стерео прочнее и глубже. Но вот ощущение воздуха, спонтанной свободы и скоростной динамики, общей атмосферы записи все же значительно нивелируется. Не призываю к анархии, считаю необходимым продолжение эксперимента после окончательного выбора способа базирования стола.
Вероятно, картридж Micromagic вполне раскрыл бы свои возможности с более длинным трубчатым тонармом, более соответствующим данной весовой категории. Но в целом симбиоз состоялся, особенно учитывая весьма заметную чувствительность Silver Spirit к точной установке вертикального угла захода (на плавном регуляторе Dynavector пришлось наклеить несколько цветных полосок, соответствующих разным типам виниловых дисков).
Особо хочу сказать о существенном влиянии сетевого кабеля двигателя на звук в целом. И в первую очередь на разрешение и тембральный баланс, причем несмотря на столь замысловатую систему цифрового слежения. Впрочем, не будем удивляться естественному: источником энергии для колебания иглы картриджа является именно мотор диска, а джиттер даже в следящем приводе ещё никто не отменял.
Для прослушивания интересны контрасты — диски разных лет (даже эпох!), не просто содержащие музыку разных стилей, но и сведённые, записанные и отштампованные при помощи различных технологий.
«Gypsy» из первого Uriah Heep. Конечно, 180-граммовый новодел, скорее всего, записанный с цифры. Но заботливо реставрированная структура обложки хранит чуть ли не запах исходных 70-х, что пробуждает ностальгические ожидания.
Именно здесь мы точно подбираем оптимальный импеданс в корректоре (уму непостижимо, каким образом влияет он на бас вопреки элементарным расчётам).
Истинные оттенки голоса Дэвида Байрона. Готов побиться об заклад, что тогда перед сеансом записи он принимал дринков меньше, чем в ревущие годы славы. Плотно, напористо, без излишнего тремоло, а печальная нежность лишь угадывается где-то на втором плане. Вторая фишка дебютного хита — органное соло Хенсли на фоне грозного монотонного низкого риффа. Причём строго в правом канале. И при таком контрасте ни малейшей грязи, довольно виртуозный и нервный пассаж. Сразу можно сказать, что от этой игры в дальнейших альбомах он отошёл в сторону большей торжественности и романтичности. А главное — в целом ощущение грандиозного давления, которое просто так на виниле не получить.
Чтобы не развеять атмосферу тех времён, быстро ставим квадрофонический SQ Santana «Borboletta». На этот раз истинный 1974-й из той серии, что Columbia писала нежно с уравновешенным тембром и эмоциями. Это некий интимный период творчества Карлоса Сантаны. Общая атмосфера схватывается на раз, а уж в «Promise of a Fisherman» есть такой кусочек, что, если верно сесть и повернуть голову, перкуссия неожиданно отодвигается назад, там где она и слышна в квадро с декодером. Полагаю, это говорит о великолепном трекинге и фазовых соотношениях системы «тонарм — головка».
Кармина Бурана. На мой взгляд, это авангарднее любого авангардизма. Попытка, очистившись от наслоений, уйти к первозданной музыке. Сборник средневековых поэтических релизов, сочинённых школярами и странствующими монахами, по-своему возвращённых к жизни Карлом Орфом в 1937 году. Реально это рок-музыка тех времён, да и современные гении рока, как выясняется, черпали там немало вдохновения.
Отдельные части произведения звучат настолько по-разному, как сейчас уже мало принято. Особого накала буйство достигает во второй части — энергичные пьяные монологи в таверне и многоголосие любовных утех. Настроение меняется ежеминутно. Мучительная борьба между свободным духом распоясавшихся бенедиктинцев и канонами классического пения прекрасно ощущается. Стоило и оказалось увлекательным, забыв о времени, два раза подряд слушать от начала до конца, водя пальцем по строкам перевода латинского текста.
Роль винила здесь — ренессанс в ренессансном исполнении.
И великолепная Анна Нетребко в «Виолетте». О стерео: то, что на CD контурно обозначалось (и казалось вполне достаточным), вдруг врывается вместе с дыханием. Ведь это запись реального сценического представления с действом и стуком каблуков. Партнёры именно волнительно движутся навстречу друг другу.
В общем какой-то набор отрывочных свойств, которые понемногу складываются в целое, многократно оправдывая всё, что для данного опыта затевалось. И какой же это тест? Просто много разной музыки, слушаемой полулёжа на ковре, да ещё и за чужой счёт. Хотя, собственно, это и есть единственный результат, к которому стоит стремиться.
А если формально, собранный аппарат уверенно сработал с полностью ламповой линейной и динамичной системой, нагруженной на акустику с весьма высоким разрешением. И в целом это оказалось гармонично, хотя над ортодоксальной настройкой ещё работать и работать.
Правила «Формулы-1» непрерывно меняются как раз для того, чтобы исключить монотонное лидерство одних и тех же, поощряя поиск новых вариантов. Кажется, удалось реализовать один из них. l