DVD высокой четкости
На первый взгляд может показаться, что в заголовке кроется противоречие, ведь в спецификации формата DVD-Video четко прописано, что видеоданные могут храниться только в стандартном разрешении — 720 х 576 (PAL) или 720 х 480 (NTSC). Однако с появлением кодека AVCHD у старого доброго DVD появилась еще одна фича — запись HD-роликов непосредственно в момент их съемки.
Говоря о невозможности сохранения контента высокой четкости на DVD-носителе, мы, разумеется, не берем в расчет многочисленные стандарты записываемых и перезаписываемых дисков. На них можно сохранять данные в самых разнообразных форматах, в том числе и видеофайлы любого разрешения, но гарантированно воспроизведутся такие болванки только с помощью компьютеров с соответствующим ПО. По поводу их совместимости с бытовой видеотехникой можно написать отдельную статью — степень такого взаимопонимания зависит исключительно от доброй воли производителя. К тому же версии программных видеокодеков постоянно меняются, и даже если плеер «заточен» под воспроизведение файлов определенного типа, через несколько месяцев, с очередным обновлением кодека, эта совместимость запросто может сойти на нет.
Ну а поскольку основным объектом нашего внимания является все же бытовая видеоаппаратура, то и разговор о стандартах имеет смысл вести с оглядкой на официально заявленные и заведомо поддерживаемые производителями техники спецификации видеодисков. А таковых до последнего времени имелось три: Video CD, Super Video CD и DVD, если, конечно, не вспоминать о давно канувших в Лету аналоговых лазерных носителях.
Объем старых добрых DVD не позволяет уместить на них полнометражный фильм в высоком разрешении, что, собственно, и послужило главной причиной появления на свет HD DVD и Blu-ray. Параллельно со стационарной HD-техникой стали разрабатываться и компактные видеокамеры, способные записывать ролики в Full HD. Вот тут и выяснилось, что новые носители не слишком подходят для мобильных устройств.
Сложность и дороговизна новых приводов, их невысокое быстродействие и чувствительность к толчкам и вибрациям, запредельные цены на сами болванки, — из-за всего этого Blu-ray-камеры на рынок выбраться пока не сумели. Единственное исключение — два камкордера Hitachi, купить которые сейчас тоже довольно затруднительно.
Поэтому было решено возложить функции носителя высокого разрешения на DVD, благо по сравнению с «большим кино» любительская видеосъемка требует значительно меньших цифровых потоков и объемов хранения.
Но, как известно, одно дело придумать новый стандарт и совсем другое — реализовать его «в железе». Несовместимость на уровне файловых систем, отсутствие поддержки со стороны создателей программ видеомонтажа, проблемы с воспроизведением на устройствах других производителей — подобная чехарда продолжалась достаточно долго, но к настоящему моменту ситуация, похоже, наконец нормализовалась. Самое время внимательно проанализировать процесс съемки HD-видео непосредственно на DVD-диски с учетом, так сказать, преодоленных трудностей и достигнутых результатов.
А поможет нам в этом DVD-кам Sony HDR-UX10E, особенности работы которого мы, конечно же, будем подробно рассматривать по ходу тестирования.
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
HDR-UX10E — младшая из двух хэндикамов Sony, пишущих Full HD-видео на DVD. От старшей, «двадцатой» модели «десятка» отличается отсутствием встроенной флэш-памяти, поэтому записывается отснятый материал только на 3-дюймовые болванки или на карточки Memory Stick PRO Duo.
Впрочем, «младшая» в данном случае совсем не означает «примитивная». Корпус из черного очень жесткого на ощупь пластика выглядит вполне респектабельно: глянцевая полировка отлично сочетается с хромированными кнопочками, которые, впрочем, могли бы быть и покрупнее. Массивная фрезерованная оправа цейссовской оптики скрывает механику автоматических защитных шторок, а металлическая накладка — салазки для установки фирменных аксессуаров — микрофонов или светильников. Прямо над объективом — решетка 4-канального микрофонного модуля, сигнал с которого посредством кодека Dolby 5.1 Creator трансформируется в полноценную звуковую дорожку Dolby Digital 5.1.
Слот для карт памяти расположен рядом с кнопками управления, так что вставить или заменить флэшку можно очень быстро — это важно, поскольку встроенный накопитель информации у HDR-UX10E отсутствует. Если у оператора в нужный момент не окажется чистой DVD-болванки, то флэш-карточка всегда поможет «спасти» съемку, тем более что сегодня объем Memory Stick PRO Duo достиг 8 Гб — это почти вшестеро больше емкости однослойного 3-дюймового диска.
На фронтальной панели под объективом имеется порт Mini HDMI, поэтому получить от камеры полноценный цифровой сигнал проблемы не составит, главное — обзавестись переходником для подключения к стандартным разъемам HDMI типа «А», которыми оснащены телевизоры и ресиверы.
МОТОР!
Итак, вставляем в дисковод болванку DVD-RW и включаем питание. Для усложнения эксперимента я сознательно «скормил» камере уже записанный и финализированный диск. Примерно 15 секунд потребовалось «десятке», чтобы осознать подвох, после чего была выдана исчерпывающая информация: болванка уже с записью, но она занимает только половину полезного объема, поэтому, удалив меню воспроизведения, можно продолжить ее использование. Обезоруженный таким основательным подходом к делу, я согласился, опасаясь, что дефинализация наверняка потребует подключения к блоку питания. Ничего подобного — замигал индикатор доступа к диску, и через несколько секунд камера была готова к съемке. Кстати, если в дисководе находится нормальная рабочая болванка, от поворота выключателя до начала работы проходит буквально секунд пять.
По ходу съемки я снова решил усложнить испытуемой жизнь и с интервалом в одну секунду несколько раз останавливал и снова запускал запись. Поскольку доступ к оптическому диску требует гораздо большего времени, чем обращение к винчестеру или флэш-памяти, DVD-камы обычно относятся к подобным выходкам оператора достаточно болезненно. Однако ничего драматичного не произошло — запись включалась и выключалась как положено, только после третьей остановки камера на секунду задумалась.
Финализация отснятого диска заняла секунд пятнадцать и подключения к розетке также не потребовала. Ползунок, открывающий крышку дисковода, только кажется механической защелкой — на самом деле замок управляется электроникой, и открыть его раньше, чем будут завершены операции с диском, не удастся. Кстати, крышка откидывается вбок, поэтому нужно соблюдать осторожность, чтобы ненароком не уронить свежезаписанную болванку на пол.
СНЯТО!
Переходим к самому интересному — воспроизведению «самодельного» диска на стационарном Blu-ray-проигрывателе. В апреле прошлого года подобное испытание закончилось неудачей — плеер Sony BDP-S300 не сумел воспроизвести AVCHD-диск, созданный с помощью предсерийного образца HDR-UX20E — старшей сестры нашей сегодняшней героини. Кладем болванку в лоток, несколько секунд томительного ожидания, и, о чудо — на экране появляется меню со скриншотами наших тестовых роликов. Перебираем их по очереди, все фрагменты воспроизводятся нормально. Переставляем диск в более продвинутый аппарат BDP-S500 — никаких проблем. Для чистоты эксперимента попробовали воспроизвести клипы на «неродных» аппаратах — Pioneer BDP-LX70 с задачей справился, а вот Denon DVD-2500BT не сумел. В общем, ситуация с совместимостью явно улучшилась.
Ну а раз нам удалось увидеть изображение, самое время поговорить о его качестве. Максимальный цифровой поток, который HDR-UX20E может записать на DVD-болванку — 14 Мбит/с, это значение ограничено скоростью работы дисковода, поскольку на флэш-карточку видео пишется с чуть большим битрейтом — 16 Мбит/с. Реальное разрешение изображения составило примерно 610 твл, причем на разных типах носителя оно оказалось практически одинаковым. Дело тут, вероятно, в том, что камера оснащена небольшой 1/5-дюймовой CMOS-матрицей, и именно ее параметры оказались «бутылочным горлышком».
При нормальном дневном освещении картинка порадовала не слишком утонченной, но вполне корректной цветопередачей и неплохим динамическим диапазоном. А вот при недостатке света изображение изрядно подпортили шумы, подчеркнутые образовавшимися вокруг них артефактами компрессии. Автоматика баланса белого и экспонометрии показала себя с самой лучшей стороны, а цифровой стабилизатор аккуратно смягчал даже достаточно грубые сотрясения.
ТИТРЫ
Итак, очень похоже, что спецификации AVCHD-DVD наконец-то действительно превратились в полноценный стандарт. HDR-UX10E работает с дисками быстро и уверенно, за время тестирования камера ни разу не «подвисла» и не заставила себя ждать чрезмерно долго. Полученные записи без проблем воспроизводятся большинством Blu-ray-аппаратов, а при подключении по USB к компьютеру — и софтверными плеерами. Правда, операционная система Windows XP по-прежнему напрямую не видит содержимого дисков с используемой для записи AVCHD-контента файловой системой UDF 2.50, но программы вроде CyberLink PowerDVD 8 без труда справляются с этим «багом», ну а Vista способна разобраться с новым форматом и без посторонней помощи.
По качеству изображения «десятка» соответствует, что называется, крепкому среднему уровню, то есть лучшим компаньоном для нее станет панель HD Ready или телевизор Full HD не слишком большой диагонали, скажем, до 42 дюймов. По разрешающей способности и передаче тонких цветовых нюансов HDR-UX10E вряд ли составит конкуренцию системам с одной большой или тремя малоформатными матрицами, но в своем классе она, безусловно, одна из лучших. l
СОФТ В КОМПЛЕКТЕ
Picture Motion Browser 3.0 — импорт фотографий и их просмотр, видеомонтаж, запись и копирование DVD-дисков. Познавательный учебный фильм.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Если камера подключена по HDMI к телевизору Sony, поддерживающему передачу команд Bravia Sync, то управлять воспроизведением можно с помощью телевизионного пульта ДУ. Данная функция гарантированно будет работать только с телевизорами, купленными не ранее 2008 года.
Сухие цифры
Основные параметры
- Форматы видеозаписи HD: AVCHD 1080/50i, SD: MPEG-2
- Режимы записи HD: 16/14/9/7/5 Мбит/с, SD: 9/6/3 Мбит/с
- Формат звука Dolby Digital, Стерео/5.1
- Носитель записи DVD-R/DVD+R DL/DVD-RW/DWD+RW
- Матрица 1/5” 2,36 мегапикс. CMOS*
- Макс. разрешение в режиме фото 2304 х 1728
- Встроенная память отсутствует
- Карта памяти Memory Stick PRO Duo/PRO-HG Duo
- ЖК-монитор 2,7” TFT LCD (960 х 220)
- Видоискатель LCD, Цветной
- Скорость затвора, с 1/30 — 1/250
Объектив
- Фокусное расстояние, мм 3,1 — 46,5**
- Макс. светосила F1,8 — 2,6
- Кратность 15х
- Цифровой Zoom 180х
- Крепление насадок, резьба, мм 30
- Стабилизатор изображения Super SteadyShot (электронный)
Коммутация
- HDMI-вход/выход нет/да
- DV (IEEE 1394) вход/выход нет/нет
- Компонентный выход Y Pb/Pr Cb/Cr
- AV/S-Video-вход/выход нет/да***
- USB да
- Гнезда для наушников/микрофона нет/нет
Общие характеристики
- Встр. микрофон 4-канальный
- Пульт ДУ в комплекте да
- Встроенный видеоосветитель/вспышка да (ИК-светодиод)/да
- Напряжение питания, В 6,8/7,2 (аккумулятор), 8,4 (адаптер)
- Потребляемая мощность, Вт 4,7/3,7 (HD/SD)
- Габариты (Ш х В х Г), мм 58 х 93 х 150 (с пристегнутым аккумулятором)
- Масса «голой» камеры, г 470
- Масса камеры в снаряженном состоянии, г 560
- Made in Япония
- Цена, руб. 26390
- * Эффективные пиксели: 1,49 Мп (видео, 16:9); 1,99 Мп (фото, 4:3).
- ** В 35-мм эквиваленте: 40 — 600 мм (видео, 16:9); 37 — 555 мм (фото, 4:3).
- *** Для подключения по S-Video требуется переходник, не входящий в комплект поставки.
ПРОШИВКА ПЕРВОЙ СВЕЖЕСТИ
Ни для кого не секрет, что вся современная видеотехника, по сути, представляет собой специализированные компьютеры. Из этого следует, что работой аппаратуры управляет программное обеспечение, чаще всего хранящееся на чипе энергонезависимой памяти и по аналогии с персональными компьютерами называемое BIOS, что расшифровывается как встроенная операционная система или основная система ввода-вывода. Впрочем, большинство пользователей в последнее время предпочитают называть этот софт метким словом «прошивка».
При современной скорости развития техники написать управляющую программу для аппарата раз и навсегда почти невозможно — новые стандарты и форматы появляются постоянно, частенько возникает и необходимость в исправлении не замеченных вовремя ошибок, ведь сами BIOS становятся все сложнее и сложнее.
По этой причине поддержание свежести прошивки — лучший способ избежать разнообразных «глюков» и минимизировать проблемы совместимости своей аппаратуры с новым «железом».
В нашем случае для того, чтобы получить возможность просмотреть записанные на HDR-UX10E диски, пришлось обновить микропрограммы Blu-ray-проигрывателей Sony BDP-S300 и BDP-S500. Эти модели не оснащены сетевым интерфейсом, поэтому нужные файлы потребовалось скачать с сайта Sony «вручную», а потом записать их на CD-болванки, с которых и осуществлялся процесс «прошивания».
Для справки: на момент тестирования текущая версия микропрограммы для BDP-S300 — 4.30, а для BDP-S500 — 4.10.
Игра в футбол. Несмотря на быстрое перемещение игроков, резкость наведена безупречно, детали отчетливо читаются и на светлых, и на самых темных участках изображения, разве что на фоне яркого неба растворились мелкие ветки деревьев. Очень аккуратно кодек обошелся с футбольным газоном — обработка массы мелких деталей не привела к появлению мусора, состоящего из артефактов компрессии
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Правильная цветопередача, приемлемое разрешение, совместимость записанных дисков со стационарными Blu-ray-плеерами и компьютерными программами, удобство основных органов управления, респектабельное оформление.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Заметные шумы при невысоком уровне освещения, необходимость покупки дополнительных кабелей для коммутации по HDMI и S-Video.