ТЕСТ.
Модель | Canton Ergo | Hans Deutsch Light Style 2 MkII | KEF iQ 90 | MartinLogan Preface | Mirage OMD-15 | Paradigm Studio 60 v.4 | Polk Audio RTi A9 | QUAD 22 L2 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструкция | 3 полосы, ФИ | 2,5 полосы, рупорный резонатор | 3 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 2,5 полосы, | 2,5 полосы, | 3 полосы, | 2,5 полосы, ФИ |
Номинальное сопротив., Ом | 4 | 8 | 8 | 4 | 6 | 8 | 8 | 6 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 89 | 91 | 91 | 92 | 91 | 91 | 90 | 89 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 20 — 40000 | 31 — 21000 | 33 — 40000 | 35 — 20000 | 33 — 20000 | 46 — 22000 | 18 — 27000 | 30 — 28000 |
При неравномерности, дБ | Н.д. | 3 | Н.д. | 3 | 3 | 2 | Н.д. | 6 |
Частота разделения полос, Гц | 300, 3500 | 130, 2100 | 180, 2500 | 2200 | 1500, 2300 | 500, 2000 | 120, 1800 | 150, 3000 |
Подводимая мощность, Вт | До 350 | До 120 | До 200 | До 200 | До 250 | До 200 | До 500 | До 300 |
Подключение к усилителю, полос | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Габариты, мм | 260 x 1150 x 345 | 165 х 970 х 230 | 942 x 220 x 327 | 1006 x 229 x 433 | 1018 x 220 x 312 | 1029 x 210 x 432 | 1235 x 225 x 542 | 850 х 205 х 278 |
Масса (каждой), кг | 32,2 | 12 | 16,6 | 20,9 | 15,88 | 31,75 | 34,02 | 19,05 |
Цена, руб. | 69900 | 80600 | 66400 | 59600 | 46200 | 51800 | 60610 | 43400 |
Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушенном помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зеленым и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно.
АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (черная кривая слева). Как его излучение будет складываться с основным, зависит от конкретных акустических условий. У некоторых испытанных образцов обнаружились заметные призвуки в портах, о чем мы обязательно будем упоминать. Если вы намерены использовать такие колонки в комплекте с сабвуфером, заглушите фазоинвертор поролоновой пробкой. Так вы избавитесь от призвуков, а колонки с задним расположением портов можно будет ставить ближе к стене.
У некоторых участников при измерениях обнаружились внутренние резонансы. Это обусловлено формой корпуса напольных АС, по сути являющегося длинным и узким волноводом. При недостаточном демпфировании он начинает «петь», как органная труба. И еще обратите внимание, что реальное сопротивление многих систем не соответствует заявленному, а этот параметр необходимо знать для правильного согласования с усилителем.
Зависимость модуля Z от частоты
Canton Ergo 695
Очень необычные по конструкции колонки, но с идеально ровным импедансом — в диапазоне 20 Гц — 20 кГц его значение меняется от 4 до 6 Ом (если не считать резонансного пика на 62 Гц). Так что для усилителя не составит труда раскачать эту акустику, тем более что до 5 кГц ее можно считать чисто активной нагрузкой. Но начиная с этой отметки фаза начинает резко меняться, и на 20 кГц сдвиг достигает 150 град.
Фазоинвертор настроен на 40 Гц, а кроссовер — на 3500 Гц. На частоте раздела пик почти незаметен, что говорит о применении довольно сложных кроссоверов.
Амплитудно-частотная характеристика
Canton Ergo 695
Характеристика в целом идеально ровная, без резких пиков и провалов, но имеет легкий волнообразный характер почти во всем диапазоне частот. Общая неравномерность не превышает ±3 дБ, что можно считать прекрасным результатом для трехполосных систем такой стоимости. Отсутствие интерференционных провалов из-за фазового взаимодействия СЧ и ВЧ-головок вблизи частот раздела — настоящее достижение. Пищалка дает легкий спад на 16 кГц, но уже после 18 кГц ее отдача снова возрастает. У колонок великолепная дисперсия, что гарантирует четкую локализацию источников и широкую зону стереоэффекта. При отклонениях от оси на 30 град. (зеленая кривая) АЧХ даже слегка выравнивается, оставаясь абсолютно линейной вплоть до 15 кГц. Чувствительность выше средней, порядка 91 дБ.
Фазоинвертор точно стыкуется с басовым драйвером, призвуки порта отсутствуют.
Зависимость модуля Z от частоты
KEF iQ90
По этому графику можно рассказать о системе многое — на нем видны все характерные точки перегиба. Первая частота раздела 220 Гц, вторая — 2500 Гц, причем фильтры довольно лаконичные, с минимальным количеством компонентов. В системе два фазоинвертора, основной настроен на 35 Гц, а вспомогательный, выравнивающий АЧХ в области верхнего баса, на 80 Гц.
Номинальное сопротивление этих АС 5 Ом, и ниже этого значения оно не падает. В диапазоне от 5 до 20 кГц импеданс не зависит от частоты, что заметно облегчает работу усилителя. Несмотря на применение простейших фильтров, реактивная составляющая систем невелика, что благоприятно скажется на динамике звучания.
Зависимость модуля Z от частоты
Hans Deutsch Light Style 2 MkII
Рупорная система с частотой собственного резонанса 60 Гц, так что глубокий бас она воспроизвести вряд ли сможет. Номинальное (оно же минимальное) сопротивление 5,5 Ом, поэтому для совместной работы подойдет любой усилитель, рассчитанный на нагрузку 4 — 6 Ом. Возможен и ламповый вариант — на высоких частотах импеданс растет, достигая на 20 кГц отметки 9 Ом. Частота раздела между мидбасом и пищалкой около 2300 Гц.
Ступеньки на 180 и 1700 Гц свидетельствуют о наличии внутренних резонансов.
Амплитудно-частотная характеристика
KEF iQ90
Картина, вполне ожидаемая для KEF — кривая имеет лишь незначительные отклонения во всем диапазоне частот. Исключение составляют лишь небольшой провал на 130 Гц и подъем на отрезке 6 — 18 кГц. Если комната не переглушена, повышенную отдачу твитера легко скорректировать незначительным поворотом колонок внутрь. Диаграмма направленности очень широкая, о чем говорит поведение кривых, снятых при отклонениях от оси на 30 и 50 град. Так что сцена обещает быть четкой и устойчивой в пространстве.
Да и с басом проблем не будет — НЧ-драйвер вместе с фазоинвертором работают вплоть до 50 Гц. Чувствительность iQ90 около 91 дБ, поэтому для комнаты средних размеров вполне подойдет усилитель мощностью 50 — 60 Вт. Призвуки фазоинверторного порта незначительны и на слух заметны не будут.
Амплитудно-частотная характеристика
Hans Deutsch Light Style 2 MkII
Картина далеко не идеальная — провалы в самом ответственном, среднем диапазоне (частоты 1300 и 2600 Гц) достигают 10 дБ. Кроме того, очень неровную АЧХ имеет твитер, на 12 кГц он дает горб, а на более высоких частотах его отдача резко падает. Последнее обстоятельство может ощущаться как нехватка верхов, особенно в комнате с обилием мягкой мебели.
Рупор работает в полосе 40 — 220 Гц с резкими пиками на краях и серией собственных резонансов, причем первый, на 600 Гц, имеет очень большую амплитуду и может быть заметен на слух.
Зато диаграмма направленности у этих АС очень широкая — разбег кривых, снятых на акустической оси и при отклонении от нее на 30 град., очень незначителен. Это обещает выдающиеся пространственные характеристики — четкую локализацию источников и устойчивую сцену. Чувствительность АС около 88 дБ, поэтому особо мощный усилитель для них не потребуется.
Зависимость модуля Z от частоты
MartinLogan Preface
Система с довольно ровным импедансом при номинальном значении 5 Ом. Обратите внимание, что на отрезке от 100 до 400 Гц он не зависит от частоты, что очень важно для правильной передачи вокала. На высоких частотах сопротивление не падает ниже 7 Ом, что упрощает выбор усилителя, поскольку ему не придется отдавать повышенный ток на высоких частотах. Разделительный фильтр с центральной частотой 2200 Гц дает два горба — похоже, он имеет довольно сложную схему для очень низкой стыковки ленточного твитера. Судя по левой части, фазоинвертор, настроенный на 30 Гц, дополнен внутренним лабиринтом с резонансом 50 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика MartinLogan Preface
Замечательная картина для двухполосной акустики — характеристика практически линейна во всем звуковом диапазоне. Середина немного провалена, но это своего рода тонкомпенсация, заметно оживляющая звучание на небольшой громкости. Спад звукового давления, создаваемого мидбасовой головкой по уровню -3 дБ, происходит на 80 Гц. Ниже начинает работать фазоинвертор, выравнивающий АЧХ до 40 Гц, так что с басом здесь проблем быть не должно. Призвуки порта незначительны, и на звучание не повлияют.
Средняя чувствительность систем около 90 дБ, поэтому усилитель для комнаты средних размеров может иметь мощность 40 Вт. Дисперсия ленточного твитера великолепная, что обещает широкую зону стереоэффекта и четкую локализацию источников даже при несимметричном расположении колонок относительно слушателя.
Зависимость модуля Z от частоты
Paradigm Studio 60v.4
Классический пример грамотно спроектированной системы — симметричный резонанс фазоинвертора (частота настройки 35 Гц) и головки, относительно простые кроссоверы с разделом на 2200 Гц и ровный импеданс во всем диапазоне частот. Соответственно, и фазовая кривая укладывается в довольно узкие рамки, и это, в свою очередь, говорит о малой реактивной составляющей нагрузки. Номинальное сопротивление акустики 5 Ом, а в ВЧ-диапазоне оно возрастает до 7 Ом и практически не зависит от частоты. Это заметно облегчает выбор усилителя, который будет работать в облегченном режиме.
Зависимость модуля Z от частоты
Mirage OMD-15
Номинальное сопротивление этих колонок 4 Ом (частота 180 Гц), оно же и минимальное. Ценно, что на высоких частотах оно не зависит от частоты и держится вблизи отметки 7 Ом на 20 кГц. Значит, от усилителя не потребуется большой ток в самом трудном для него диапазоне. Частота настройки фазоинвертора — 43 Гц, что обещает вполне адекватный для таких габаритов бас.
Ровный импеданс дает и малые сдвиги фаз — соответствующая характеристика укладывается в рамки ±15 град. выше 200 Гц. При небольшой реактивной составляющей усилитель фактически работает на активную нагрузку. При этом не затягиваются резкие фронты сигналов, лучше передается динамика.
Амплитудно-частотная характеристика
Paradigm Studio 60v.4
А вот здесь картина не столь красивая — после заметной «просадки» на средних частотах кривая плавно идет вверх, и на 20 кГц подъем достигает +5 дБ. Так что колонки лучше развернуть внутрь градусов на 15, чтобы они не звучали чересчур ярко. На остальной диапазон это не повлияет — кривые, снятые при отклонении от акустической оси, имеют минимальную неравномерность и незначительное расхождение. Это также свидетельствуют о широкой диаграмме направленности АС.
Фазоинвертор перекрывает довольно широкую полосу — от 25 до 60 Гц. Стыковка идеальная, без зазора, но порт имеет органный резонанс на 600 Гц, и при такой амплитуде его, конечно, будет слышно.Чувствительность средняя, около 90 дБ, поэтому для помещения средней площади 50-ваттного усилителя будет вполне достаточно.
Амплитудно-частотная характеристика
Mirage OMD-15
Очередной раз оговоримся, что в омниполярных АС разница в звуковом давлении между НЧ и остальными диапазонами получается за счет узкой направленности измерительного микрофона. В реальных условиях прослушивания такого эффекта может и не быть. А вот неравномерность характеристики реальная, она является следствием взаимодействия сигнала от разных головок и ранних отражений. Это неизбежная плата за круговую диаграмму направленности, которая была главной целью при проектировании. Посмотрите, насколько точно совпадают кривые, снятые при отклонениях от акустической оси. И в домашнем кинотеатре, и в стереоварианте хорошая сцена обеспечена. Фазоинвертор четко стыкуется с НЧ-драйвером и работает до 33 Гц (-3 дБ). Чувствительность низкая, так что усилитель потребуется очень мощный.
Зависимость модуля Z от частоты
Polk Audio Rti A9
Ровный импеданс во всем диапазоне частот благоприятно сказывается и на фазовой характеристике — начиная с 60 Гц она укладывается в рамки ±30 град. Номинальное сопротивление 4 Ом на 70 Гц, оно же и минимальное, с повышением частоты оно растет, колеблясь от 8 до 6 Ом. Фазоинвертор настроен очень низко, на 30 Гц, но для такого объема корпуса это оптимум. Бас у этих АС должен быть поистине богатырский. Частота раздела между СЧ и ВЧ-головками около 2000 Гц, и, судя по малой высоте резонансного пика, в фильтре имеются фазовыравнивающие цепи.
Амплитудно-частотная характеристика
Polk Audio Rti A9
Пожалуй, самая линейная АЧХ среди всех испытуемых. В диапазоне 300 Гц — 7 кГц кривая практически ложится «в ноль» с минимальными отклонениями, что для многополосных АС с обилием разделительных фильтров можно считать очень неплохим результатом. Кроме того, у них отличная дисперсия — расхождение кривых, снятых на акустической оси (синяя) и при отклонении от нее на 30 град. (зеленая), минимально, и лишь при 50 град. (красная кривая) появляется волнообразный характер. Здесь можно говорить о четкой звуковой сцене и широкой зоне стереоэффекта. Горб твитера на 16 кГц легко нивелируется разворотом АС внутрь.
Фазоинвертор четко стыкуется с НЧ-драйвером и эффективно работает вплоть до 27 Гц. Несмотря на конический рассеиватель напротив порта, призвуки в нем все же присутствуют, причем довольно заметные. Чувствительность порядка 90 дБ, и поскольку импеданс ровный, никаких особых требований к усилителю не предъявляется.
Зависимость модуля Z от частоты
Quad 22 L2
Фазоинверторная система довольно необычной конструкции — вместо двух горбов и впадины на частоте резонанса мы видим лишь один пик и почти ровная прямая на отрезке 10 — 60 Гц. По всей вероятности, это т.н. фазоинвертор 6-го порядка с входной емкостью в кроссовере. Номинальное сопротивление 5 Ом, оно же и минимальное, так что с выбором усилителя проблем быть не должно. Тем более что на высоких частотах импеданс держится на отметке 8 Ом. Кроссовер настроен на 2800 Гц и, по-видимому, имеет очень лаконичную схемотехнику.
Амплитудно-частотная характеристика
Quad 22 L2
В целом картина неплохая, но провал на 620 Гц может быть заметен, особенно на вокальных партиях. В остальном диапазоне характеристика линейна, неравномерность по звуковому давлению не превышает ±2 дБ, поэтому тональный баланс должен быть абсолютно правильным. Даже твитер имеет ровную отдачу, хотя и с общим плавным подъемом до 18 кГц. Широкая диаграмма направленности позволяет надеяться на правильную передачу пространства.
Мидбасовый драйвер работает вплоть до 80 Гц, ниже ему помогает фазоинвертор, который стыкуется с минимальным зазором, что говорит о малой неравномерности на НЧ. Призвуки порта отсутствуют, это свидетельствует о высоком уровне проектирования и исполнения АС. Чувствительность ниже заявленной, около 87 дБ, поэтому усилитель понадобится помощнее, от 60 Вт на канал.