«Морфий»
Россия, драма
Режиссер Алексей Балабанов. В ролях: Леонид Бичевин, Ингеборга Дапкунайте, Андрей Панин, Сергей Гармаш.
Алексей Балабанов, один из немногих российских режиссеров, которого всегда надо смотреть, выходит к зрителям с новым фильмом. Картина снята по сценарию, написанному Сергеем Бодровым-мл., трагически погибшим во время съемок 5 лет назад. В основе сценария — «Записки юного врача» Михаила Булгакова, жестокая и беспощадная исповедь о том, что было им самим прожито и пережито. 1917 год. Герой книги и фильма молодой доктор Поляков получает назначение в глухую деревенскую больницу. Крестьяне обходят лечебницу стороной, называют ее домом скорби, страданий и пыток, а молодой доктор прилагает неимоверные усилия, чтобы спасти их жизни. Но не спасается сам, пристрастившись к морфию. Снаружи, написал Михаил Афанасьевич, «тьма египетская», внутри — галлюцинации законченного морфиниста.
Впервые Балабанов снял историческую картину — ведь без малого сто лет прошло со времен «переворота». Но вместе с тем, будучи человеком сегодняшнего дня, он взялся за тему, потому что она оказалась созвучна его внутреннему состоянию, мыслям и чувствам, которые пробуждает современность. Прекрасные актеры, скорее всего, не читанные большинством рассказы Булгакова, написанные уже после «Белой гвардии» и «Мастера и Маргариты», и хороший режиссер, ремесленник и художник в одном лице.
«Генетическая опера» Repo! The Genetic Opera
США, рок-опера
Режиссер Даррен Линн Босман. В ролях: Алекса Вега, Энтони Хэд, Сара Брайтман, Пэрис Хилтон, Пол Сорвино.
Режиссер Даррен Линн Босман, надо полагать, надеялся создать очередную после «Пилы» культовую феерию. Возможно, как автор целых трех «Пил» (2, 3, 4), он из чувства профессиональной солидарности любезно решил придержать свой шедевр и выпустил его на экраны через неделю после пятой «Пилы», вышедшей аккурат к Хэллоуину. Босман не скрывал никогда, что он страстный поклонник Тима Бертона, и «Генетическая опера» тому печальное подтверждение. Кумира и учителя Босман переплюнул. 2056 год. Мир поражен страшной (я бы сказала — дикой!) эпидемией, когда отдельные части человеческого тела и внутренние органы выходят из строя. В такой ситуации бизнес по пересадке органов превращается в самое прибыльное дело. При этом многие люди из числа фанатов пластических операций хотят при пересадке получить не такой же орган, а его дизайнерскую модификацию или новейшую и продвинутую с функциональной и эстетической точек зрения версию. Ротти Ларго (Пол Сорвино), глава компании «Гены Ко», предлагает удобную и простую систему накопления средств на операции (что-то вроде ипотеки!), однако стоит вам пропустить один взнос, и человек «Рипо!» («Вырву!») наносит визит со скальпелем в руке. Пэрис Хилтон (без прожектора) играет девушку, подсевшую на пластику, что придает опере вполне гламурное сияние и даже — прости Господи! — правдоподобие. Оператор снимал все и всех, явно экономя на освещении, видимо, желая заставить зрителя всматриваться в экран с особым тщанием, а заодно создавая атмосферу футуристичности. Путаница и мешанина полные, да еще с уклоном в садомазо. Кому мало, напомню: фильм — опера, так что «они еще и поют». В основе театральная постановка, оригинальность (признаем!) которой — в попытке создать полную ужасов и кошмаров рок-оперу на научные и политические темы. Из плюсов — заслуживающая похвалы Пэрис Хилтон, играющая себя, то есть такую же наследницу миллиардного состояния, лицо которой целиком и полностью слезает с черепа. Это надо видеть! Знай композитор ноты, поэт — рифмы, имей режиссер вкус и чувство меры — глядишь, появились бы у всего этого действа смысл и энергетика, и стало бы интересно следить за юной Шилой (Алекса Вега), которая пытается понять, в чем заключается ее генетическая болезнь, а заодно выяснить мрачную подноготную биотехнической фирмы «Гены Ко».
«Стиляги»
Россия, мюзикл, мелодрама
Режиссер Валерий Тодоровский. В ролях: Антон Шагин, Оксана Акиньшина, Максим Матвеев, Игорь Войнаровский, Сергей Гармаш, Олег Янковский, Ирина Розанова.
Снять ретро-мюзикл было шагом рискованным. Валерий Тодоровский рискнул. Честь ему и хвала! Дело в том, что мюзикл явление для нас новомодное, пришедшее из-за океана с большим опозданием, однако обустроившееся на театральных подмостках с успехом и надолго. В советском кинематографе мюзикл как таковой был явлением редким, скорее даже исключительным. Мы помним классику — «Веселые ребята», снятые в 1934 году Григорием Александровым по стандартам и клише американского киномюзикла, пожалуй, наш единственный 100-процентный мюзикл. Все остальные ленты страдают однобокостью: в них поют, порой много, как в «Свинарке и пастухе», «Кубанских казаках», «Карнавальной ночи», «Иронии судьбы, или с легким паром», «Романсе о влюбленных» и др., но совершенно не танцуют. Поэтому даже в отечественном кинословаре для нас был изобретен особый жанр «музыкального фильма», в то время как американский (западный) жанр попал в статью «Мюзикл».
Итак, на дворе 1950-е, когда самого Валерия Тодоровского не было еще в проекте. А стиляги уже были — они хотели жить не «в сером», а «в цвете», они хотели носить дудочки, щеголять широкими галстуками с обнаженными красавицами под знойными пальмами, и набриолинив чуб под Элвиса, слушать другую музыку, танцевать под жесткие ритмы. Они хотели «сделать себе красиво», как говорил один из персонажей Маяковского, а их за это били власти и правильные однокашники. Музыку написал Константин Меладзе.
«День, когда Земля остановится» Day the Earth Stood Still, The
США, фантастика
Режиссер Скотт Дерриксон. В ролях: Киану Ривз, Дженнифер Коннелли, Кэти Бэйтс, Джейдан Смит.
Римейк фильма 1951 года, снятого Робертом Уайзом и ставшего классикой наряду с «Войной миров» и «Вторжением похитителей тел». Инопланетянин Клаату (в оригинале — Майкл Ренни, в новой ленте — Киану Ривз) приземляется на своей летающей тарелке в самом центре Вашингтона. Намерения у него самые мирные, гуманные, но едва он успевает сделать первый шаг, как получает пулю от какого-то нервного гражданина. В старой ленте Клаату удалялся, чтобы обдумать происходящее, переодевался в гражданский костюм рядового землянина, обзаводился друзьями и начинал борьбу за мир во всем мире. В конце концов (1950-е — время «холодной войны») он ставил ультиматум: или люди живут в мире, или он взрывает Землю. Прошло более полувека, и современный Клаату выдвигает иной ультиматум: или люди начнут беречь свою планету, или он ее… и т.д. по оригиналу. Режиссер Скотт Дерриксон, снявший «Птиц» и «Потерянный рай», привычно взялся за римейк. Как вы уже догадались, «зеленый» пафос пришел на смену антивоенному. Прибытие Клаату на Землю приводит к глобальным беспорядкам, правительственные структуры и ученые хотят понять, что скрывается за его мистическим появлением и почему «чужак» называет себя другом Земли. Мы уже поняли.
«Любовь-морковь, 2»
Россия, комедия
Режиссер Максим Пежемский. В ролях: Гоша Куценко, Кристина Орбакайте, Лидия Вележева, Кирилл Плетнев.
Спрос рождает предложение — не нами придумано. Успех Гоши Куценко и Кристины Орбакайте, поменявшихся местами, произвел такой фурор среди отечественного зрителя, что без сиквела обойтись было невозможно. И он созрел. Между первым и вторым фильмами прошло меньше двух лет, однако по сюжету миновало целых десять с тех пор, как супруги Голубевы, Андрей и Марина, влезли в шкуру друг друга, проверяя свои чувства. Теперь у них дети — близнецы Глеб и Света. Далее история повторяется: одно утешение, что и в первый раз, и во второй это комедия. Меняться Андрею и Марине телами вновь не резон — уже видели! — так что они меняются местами с собственными детьми, чтобы понять, каково им, бедным, без любви и ласки родителей, буквально сгорающих на работе в погоне за благосостоянием. Теперь героиня Кристины Орбакайте и герой Гоши Куценко ходят в школу, где поражают своими знаниями одноклассников и учителей, а младшие Голубевы тем врменем разваливают родительский бизнес. Не являясь поклонницей первой «Любови-моркови», не могу быть объективной в отношении второй. Но, полагаю, каждый для себя уже решил, идти или не идти.
«Перевозчик, 3» Transporter, 3
США, боевик
Режиссер Оливье Мегатон. В ролях: Джейсон Стэтэм, Франсуа Берлеан, Наталья Рудакова, Роберт Неппер.
К третьему «Перевозчику» хорошо подготовлены те, кто видел первых двух. По существу разницы нет, хотя авторы обещают «еще больше экшена, драйва, саспенса, погонь, стрельбы, любви» и т.д. и т.п., без чего, надо думать, «перевозчик» давным-давно был бы уже не жилец (в прокатном смысле). Сюжет не отличается ни новизной, ни оригинальностью. Бывшего агента спецслужб Фрэнка Мартина (Джейсон Стэтэм) вынуждают взяться за перевозку похищенной Валентины (Наталья Рудакова), дочери Леонида Васильева, главы украинского «Агентства по охране окружающей среды», из Марселя через Штутгарт и Будапешт в Одессу. Фрэнка преследуют заказчики (крупная мафиозная сеть), власти в лице инспектора Таркони (Франсуа Берлеан), агенты Васильева (Йерун Краббе), но он легко с ними расправляется, уходя от погонь и увертываясь от пуль. Главной трудностью на этом опасном пути оказывается воспитание строптивой и норовистой министерской дочки. Валентина восхищает Франка красотой, здоровым цинизмом и бесстрашием, однако «крутой парень» делает все, чтобы их отношения оставались формальными. И все же опасность сближает, а ощущение, что каждый миг жизни может оказаться последним, в конце концов бросает их в объятия друг друга. Сиквел-триквел, «остроумно» названный «Перевозчик, 3», для фанатов мечта, с художественной точки зрения — довольно жалкая, хотя новый режиссер, взяв себе псевдоним в честь бомбы — Мегатон, намекает на то, что «шарахнет» помощнее предыдущего (Луис Летеррье). В кино все возможно: и надуманный, далекий от реальности сюжет, и герой-одиночка, пришедший из комиксов и повергнувший всех, и любовь, типичная морковь и проч.
«Харви Милк» Milk
США, драма
Режиссер Гас Ван Сент. В ролях: Шон Пенн, Джош Бролин, Эмиль Хирш, Джеймс Франко.
Харви Милк, именем которого названа лента, был в 70-е активным борцом за права голубых в Сан-Франциско, вошел в правительство города от облюбованного ими района «Кастро-стрит», а 27 ноября 1978 года в возрасте 48 лет был убит в здании муниципалитета. По жанру картина — биография и любовная история, драма о гражданских правах и острый социально-политический призыв. Существуя на стыке всех этих жанров, фильм глубоко человечен и утверждает право каждого на надежду. Судьба Милка рассказана на фоне событий протяженностью в четверть века, но, поверьте, скучать вам не дадут. История начинается с черно-белых архивных кадров (вообще, надо сказать, редкой хроники в фильме достаточно): полицейские выволакивают из «голубых» баров 1950 — 1960-х гг. людей, закрывающих свои лица. За кадром — голос Милка, вспоминающего о том, как все это начиналось. Магнитофонную запись он сделал в год своей смерти, поскольку получал множество угроз. На кассете — история его приезда в Сан-Франциско с возлюбленным Скоттом Смитом (Джеймс Франко). Вместе они открыли магазин фототоваров, который вскоре превратился в центр голубой культуры, где собирались люди, отстаивающие свои права. Судьба Милка дала материал для сюжета, его отношения с возлюбленными, друзьями, врагами стали ключевыми моментами картины. Не знаю, будет ли интересна судьба Харви широкому зрителю, скорее всего, она для представителей сексуальных меньшинств, но игра Шона Пенна, «сладкого и гадкого», несомненно, произведет впечатление на всех.
«Париж» Paris
Франция, мелодрама
Режиссер Седрик Клапиш. В ролях: Жюльет Бинош, Ромен Дюри, Фабрис Лукини, Альбер Дюпонтель.
Париж — всегда Париж. Город любви, больших надежд и утраченных иллюзий. Эйфелева башня, Лувр, Монмартр манят туристов, но коренные парижане за повседневными хлопотами не замечают сих шедевров. Увидеть Париж и умереть… Фильм Клапиша не об этом. Он о том, как жить в Париже и не умереть. Танцовщик Пьер (Ромен Дюри) неизлечимо болен, ему требуется пересадка сердца, но и в этом случае нет гарантии, что он будет жить. Его сестра Элиза (Жюльет Бинош), мать-одиночка с тремя детьми, поселяется в его квартире, чтобы ухаживать за ним. Параллельно приезжает некий африканец из Камеруна в надежде стать парижанином. Возможно, ему повезет, если он встретит хозяйку булочной (Карин Виар), сбившуюся с ног в поисках надежного работника. А может быть, и нет, ведь она ужасная расистка. Проживающий здесь же, на улице Люмьер (надеюсь, всем знакома фамилия первооткрывателей кинематографа, оказавшаяся здесь явно не случайно!), уважаемый профессор истории из Сорбонны Роланд (Фабрис Лукини) тщетно борется со своими чувствами к юной студентке. Мелочи жизни, скажете, меркнущие рядом с Бастилией, Елисейскими полями, Собором парижской Богоматери. Самые обыкновенные люди, повседневные проблемы, так хорошо знакомые суета с маятой. Однако смею вас заверить, Клапиш не так прост. Есть в его сюжете разные призмы, через которые режиссер предлагает взглянуть на эту общую нашу обыденность, не зависящую от географии. Во-первых, это взгляд умирающего Пьера, который наблюдает из окна на все происходящее, завидуя одной лишь возможности жить и раздражаясь оттого, что люди не хотят этого понять. В своих фантазиях он придумывает им правильные реплики и поступки. Во-вторых, это голос профессора, делающего комментарии для серии DVD-путеводителей по достопримечательностям Парижа, свидетелям скоротечности человеческой жизни. Наконец, это письма чужака-камерунца, трогательные и забавные зарисовки на тему чудной парижской жизни. Сколько раз мы видели Париж вживую, в хронике, в фильмах, альбомах. Здесь же он снят совершенно особенно, словно портрет «эфемерной вечности».