Наверное, мне повезло — за свою жизнь уже несколько раз наблюдал появление новых технологий, менявших наш быт, представления об окружающем мире и в конечном итоге самого человека. Во-первых, телевидение (был еще совсем маленьким, но помню приемник «КВН» с большой линзой перед экраном), потом компьютеры, мобильная связь… Переход звука и видео на цифру не стал, вероятно, столь значимым с точки зрения судеб человечества, но тоже имел серьезные последствия, как минимум для индустрии развлечений в целом и домашней AV-техники в частности.
«Все эти подробности я заметил не сразу, но и с первого взгляда я увидел больше, чем можно было бы предположить».
Чарльз Диккенс, «Большие надежды»
БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ
- LG BD300 12990 руб.
- Sharp AQUOS BD-HP21RU 14990 руб.
- Samsung BD-P1500 14990 руб.
- Philips BDP7200 19690 руб.
- Panasonic DMP-BD30EE-K 21990 руб.
- Pioneer BDP-LX71 29900 руб.
- Sony BDP-S5000ES 70000 руб.
Что бы там ни говорили экстремисты аналога, но цифра сделала наш досуг более разнообразным, информационно насыщенным и комфортным. И, как мне кажется, вполне оправдала надежды, которые на нее возлагались. Кроме разве мечты о том, что реально высокое качество звука станет доступным за 5 копеек, как пирожок с повидлом в школьном буфете в 1963 году. Все-таки следует отличать разумные ожидания от рекламных слоганов, которые всегда сулят чудеса вроде «кристально чистого цифрового звука» — они часто придумывается людьми, от техники очень далекими. Нет, они не лгут, они просто не всегда понимают, о чем кричат.
Кстати, о надеждах. Когда соперничество между двумя HD-форматами находилось в самом разгаре, регулярно захаживал на форумы, где собирались фанаты High Definition, уже успевшие обзавестись не только большими телевизорами Full HD, но и проигрывателями — кто-то отдал предпочтение Blu-ray, кто-то — HD DVD. И почти все надеялись, что с окончанием войны форматов, когда один из них окончательно победит, решатся все проблемы — расширится ассортимент дисков, появится недорогая и качественная воспроизводящая аппаратура… Почему-то главным препятствием к реализации надежд всем виделось именно соперничество двух форматов, а не, допустим, жадность голливудских бонз. Естественно, свои большие надежды питали и студии: продавать второй, а то и третий раз свои старые фильмы — проще и выгоднее, чем снимать новые.
В январе 2008 года мечты об окончании войны сбылись — Blu-ray стал полноправным хозяином рынка. За прошедшее с тех пор время изменилось многое. Увеличился каталог дисков, выпущенных для России — на момент, когда писались эти строки, он насчитывал около 30 релизов — по сравнению с началом года это трехкратный рост! А как у нас обстоят дела с проигрывателями Blu-ray? Не вообще, а с доступными в нашей стране? Вот с этим мы сейчас постараемся разобраться.
УСЛОВИЯ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И МАТЕРИАЛЫ
Как показал прошлогодний тест, разница в качестве изображения, даваемого разными Blu-ray-проигрывателями, незначительна, поэтому заметить ее можно лишь на большом экране, да и то при условии, что работающий на него проектор относится к достаточно высокому классу. В этот раз на роль дисплея решили взять проектор подороже, чем в прошлом году — Marantz VP-11S1 ($13000). Аппарат построен на DLP-матрице с разрешением 1920 х 1080 и довольно точно откалиброван производителем — естественно, в той степени, насколько это возможно в данной ценовой категории. Испытания изобразительных способностей проходили без референсного проигрывателя, поскольку в нашем распоряжении не нашлось источника, который был бы по качеству картинки заведомо выше участников исследования. Так что испытуемые сравнивались друг с другом.
Музыку слушали точно так же, как и в прошлом году: в роли эталонного источника использовался DVD-проигрыватель Denon DVD-2930 ($1200). Оба аппарата — испытуемый и референсный — подключались к равноценным входам интегрального стереоусилителя Bryston B60R ($3050), нагруженного напольными АС Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300).
Новым для подобных обзоров является проверка на скорость загрузки дисков. Как известно, проигрыватели Blu-ray отличаются раздражающей неторопливостью, которую мы заметили еще в прошлый раз. При этом возникло ощущение, что у одних моделей это выражено явно больше, а у других меньше. Чтобы исключить элемент субъективности, решили заметить время между загрузкой носителя в транспорт и появлением на экране главного меню. Замеры производились на Blu-ray-диске «Человек-паук» — это важно, поскольку скорость загрузки может меняться на разных релизах. Выбранный нами диск в этом смысле отнюдь не прост. На проигрывателях первого поколения он вообще не воспроизводится из-за усиленной защиты. Будем надеяться, что эти данные станут дополнительным стимулом для производителей к оптимизации программного кода. А может быть, и к увеличению аппаратной вычислительной мощности их творений.
Начинаем, как всегда, с наиболее доступной модели и движемся дальше, постепенно увеличивая цену.
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
DVD-Video
- 1. Настроечный диск «Video Essentials» (NTSC, DVD-5).
- 2. «Человек-паук» (PAL, DVD-9).
Blu-ray
- 1. «Casino Royale». 1080p.
- 2. «Человек-паук». 1080p.
CD Audio
- Сборник «Burmester Reference CD II» с записями оркестровой, камерной музыки, а также джазовых и роковых композиций.
STANDBY
Надежды на постепенное удешевление Blu-ray-проигрывателей стали оправдываться, по крайней мере мы познакомились с первым BD-плеером, который дешевле, чем игровая приставка Sony PS3 — это LG BD300. И при этом он неплохо показывает и поддерживает самые современные функции формата. Вспоминаю, как в недавней поездке на Meridian мои коллеги интересовались у Боба Стюарта, какой проигрыватель Blu-ray он советует сейчас брать. Ответ был неожиданный: самый дешевый, поскольку формат еще не устоялся, а потому купленная сейчас техника очень быстро устареет. Вот и получается, что LG BD300 — это на данный момент самая «Удачная покупка».
Обратите внимание: все представленные в нашем обзоре брэнды выпускают современные телевизоры с разрешением Full HD, а потому на их Blu-ray-проигрыватели обеспечен стабильный спрос, поскольку на нынешнем этапе развития этой техники есть смысл брать дисплей и проигрыватель одной марки — тогда будут работать функции, основанные на протоколе HDMI CEC, да и настроить систему проще, по крайней мере источник и телевизор будут хотя бы совпадать по уровню черного. Так что смело выбирайте плееры Sharp, Samsung, Philips, Panasonic, Pioneer и Sony, если у вас телевизор соответствующей марки, — все они избавлены от серьезных недостатков, которые не позволяли бы рекомендовать их покупку. Тем не менее некоторые из этих аппаратов заслуживают особого внимания. Panasonic DMP-BD300EE-K точно сбалансирован по своим возможностям, он подойдет людям, которые любят все настраивать самостоятельно, он удачен по эргономике и неплох по качеству работы. А потому заслуживает почетного знака «Выбор эксперта». Вдобавок он доступен за вменяемые, на мой взгляд, деньги (по секрету замечу, что в интернет-магазинах его можно найти дешевле рекомендованной цены).
В этом смысле Pioneer BDP-LX71 отражает противоположную ситуацию. По рекомендованной цене 29990 рублей купить его в России сейчас нереально, а в тех магазинах, где он имеется в наличии, за него просят значительно больше. Хотя аппарат достойный, богато оснащенный и качественно выполненный. Тем не менее свой последний «Выбор эксперта» отдаю другому, даже более дорогому проигрывателю — Sony BDP-S5000ES. Как мне кажется, компания выбрала правильный путь — создала аппарат, который может программно обновляться, что сулит ему долгую жизнь, и при этом выполнен в лучших традициях классической техники — массивный, солидный, с точной и добротной механикой. И что наиболее существенно — с великолепным качеством изображения и звука. Есть у этого проигрывателя своя «харизма», что несомненно привлечет к себе состоятельных любителей кино и музыки. Надо отдать должное компании Sony — она умеет делать такую технику. И может себе это позволить, поскольку имеет сейчас наиболее богатый ассортимент Blu-ray-аппаратуры, охватывающей самый широкий ценовой диапазон.
Пожалуй, в развитии Blu-ray все же наступил новый и очень важный период — когда техника развивается не только вниз по ценовой лестнице, становясь все более массовой, но и вверх, ставя перед собой уже не количественные, а качественные рубежи.
Мир Blu-ray изменился, но стал ли он лучше? Будем надеяться, что да. l
ДВОЙНАЯ ЗАЩИТА
Поскольку все проигрыватели Blu-ray способны воспроизводить также диски DVD-Video, они снабжены двойной системой регионального кодирования. То есть аппарат, купленный в России, воспринимает носители, которые также выпущены для нашей страны, причем это касается обоих форматов. В этом смысле усопший HD DVD обладал для нас существенным преимуществом — у него зональное кодирование действовало только для DVD.
Не секрет, что Blu-ray вышел бы в свет значительно раньше, если бы не попытки создания реально эффективной защиты от копирования — без нее Голливуд не хотел принимать формат. И если стремление воспрепятствовать пиратству представляется вполне естественным, то упорная приверженность киностудий идее регионального кодирования не поддается осмыслению. Давным-давно, когда разрабатывался формат DVD-Video, в ней еще было рациональное зерно: поскольку напечатать сразу большое количество копий сложно и дорого, предполагалось, что демонстрация фильмов в разных регионах будет осуществляться с некоторым сдвигом во времени. Соответственно, и на дисках они должны выходить позже. Зональная защита должна была воспрепятствовать, к примеру, жителям Великобритании смотреть фильм на DVD, купленном в США, до его выхода на экраны кинотеатров в их стране. Очевидно, авторы идеи исходили из убеждения, что защита CSS окажется не по зубам пиратам. На самом деле, если помните, ее взломал 15-летний скандинавский хакер. В итоге региональная защита стала работать на пиратов — они ухитрялись выпускать свои контрафактные копии задолго до премьеры фильма в стране. И когда выходили официальные релизы, спрос на них был существенно ниже, поскольку многие киноманы уже посмотрели картину в пиратской копии и убедились, что фильм не настолько хорош, чтобы брать для коллекции дорогой легальный релиз.
Выход был найден, естественный и простой — в том, чтобы запускать картины в наиболее опасных с точки зрения пиратства регионах одновременно со Штатами, а то и раньше. И максимально быстро выпускать удешевленные DVD, чтобы выбить у пиратов почву из под их бизнеса. При такой практике региональное кодирование полностью лишается какого-либо смысла. Более того, оно начинает работать против правообладателей, поскольку уменьшает продажи дисков, а в случае с Blu-ray еще и препятствует распространению формата. Ведь получается замкнутый круг: российские производители не торопятся приобретать дорогущее оборудование для тиражирования Blu-ray, поскольку не уверены в достаточно большом спросе на продукцию. А любители кино не хотят покупать проигрыватели, пока нет достаточного числа дисков — ведь смотреть купленные за границей фильмы они на этой аппаратуре не смогут.