Гламур и дискурс
«Все, что ты видишь на фотографиях — это гламур. А столбики из букв, которые между фотографиями — это дискурс… На стыке этих понятий возникает вся современная культура».
В. Пелевин, «Empire V»
Есть на свете предметы, функциональная ценность которых приятно дополняется гармоничным внешним оформлением. Их считают примерами удачного технического дизайна. Имеются и такие аппараты, чей внешний вид попросту заставляет забыть об их практическом назначении. Основная цель существования подобной техники — создание вокруг своего владельца определенной эстетической атмосферы. Ну а наш сегодняшний испытуемый как раз и находится на стыке двух философских категорий — формы и содержания.
Откровенно говоря, пелевинское толкование модного словечка «гламур» как колдовство и оккультные знания мне нравится гораздо больше, чем букет параллельных смыслов, которыми оно обросло за последние годы, перебравшись в наш «великий и могучий».
К «дизайнерским» колонкам мы уже давно привыкли — это особый класс акустических систем, призванный доставлять эстетическое наслаждение в первую очередь своим внешним видом, а уж потом звуковыми характеристиками. Кстати, некоторые из них не только выглядят эффектно, но и звучат вполне достойно.
В последние годы ассортимент техники Life Style постоянно расширяется — к стильным АС присоединились телевизоры, музыкальные центры и даже холодильники. Однако видеокамеры до недавнего времени вниманием прогрессивных дизайнеров оставались обделены. Разумеется, над оформлением камкордеров тоже работали серьезные профессионалы, но их целью был именно «технический» дизайн, без претензий на яркую внешнюю эффектность.
Первая ласточка появилась в прошлом году, когда Samsung выпустил DVD-кам VP-DX10 с оригинальной формой корпуса и необычной системой удержания (www.salonav.com/arch/2008/01/038.html). Оказалось, компания не зря отправляла своих оформителей на стажировку в лучшие европейские дизайн-бюро — по возвращении они сумели здорово оживить внешний вид аппаратуры практически всех модельных линеек. Более того, в создании некоторых «статусных» телевизоров и мобильных телефонов от Samsung теперь принимает участие сам Джорджио Армани.
Видеокамерами мэтр итальянской индустрии моды пока не заинтересовался, но корейские дизайнеры и сами справляются неплохо. По крайней мере новый флэш-кам VP-MX20С внешне получился, пожалуй, еще более оригинальным, чем его дисковый коллега.
Такой аппарат будет не просто фиксировать эпизоды жизни своего владельца, но и наверняка станет частью его имиджа. Ну а теперь давайте посмотрим, насколько качественно он способен эти самые моменты снять и какому именно стилю больше соответствует его оригинальная внешность.
ЗНАКОМСТВО
Удивительно, но на первый взгляд эта камера может показаться и недорогой безделушкой, и серьезным высококлассным аппаратом, — все зависит от того, в каком ракурсе VP-MX20C перед вами предстанет. Покрытый матовым чернением тубус объектива с тонкой блестящей фаской на торце выглядит очень серьезно и дорого. Респектабельности добавляют и неброские решеточки микрофонов, и название производителя оптики — Schneider-Kreuznach.
Если же посмотреть на «двадцатку» с тыла, то впечатление будет прямо противоположным: покрытые банальным серебристым металиком пластиковые панели корпуса, минимум индикаторов и органов управления и нарочито крупная кнопка «Старт/стоп» с большой ярко-красной точкой посередине. Сама простота и сдержанность. Впрочем, эту часть никто, кроме оператора, подробно рассмотреть, скорее всего, не сможет.
Ну а при взгляде сбоку камера больше всего напоминает некую модную вещицу из дамской сумочки: с одной стороны полированный глянец лопасти ЖК-монитора с блестящей хромированной вставкой, а с другой — весьма изящный черный кожаный ремешок со светлой отстрочкой.
Та часть цилиндрического корпуса, на которую опирается ладонь оператора, закреплена подвижно — не выпуская камеры из руки, можно подобрать положение руки относительно корпуса, позволяющее комфортно снимать «от пояса» или, наоборот, держа «двадцатку» над головой.
В комплекте с VP-MX20C поставляется не менее оригинальная док-станция. Цилиндр камеры укладывается в нее не ровно, а под некоторым углом — на столе такая конструкция выглядит неординарно. Разъемов на доке всего три, они дублируют имеющиеся на самой камере порты питания, USB и композитного выхода Audio/Video.
МОТОР!
Едва взяв камеру в руки, понимаешь, что основная цель, которой руководствовались ее разработчики — максимальное упрощение съемочного процесса. Органов управления минимум, и все они крупные, можно даже сказать, очень крупные. Мимо огромной кнопки «Старт/стоп» или утопленного в специальную полость рычажка зумирования промахнуться практически невозможно. Клавиша фотосъемки попросту отсутствует, впрочем, как и сама эта функция.
Со стороны экранчика на корпусе имеются три крупные кнопки, с помощью которых можно включить режим полной автоматики, проверить заряд батарей и объем свободной памяти, а также увеличить яркость и контрастность ЖК-дисплея. С последней функцией будьте осторожны — она здорово выручает в солнечную погоду, но помимо своего основного действия увеличивает цветовую насыщенность картинки на экране. Причем настолько, что я поначалу отнес этот эффект на счет плохой работы автоматики баланса белого, однако на записи цвета оказались в норме.
Кнопка вызова меню расположена на лопасти монитора рядом с достаточно удобным навигатором и дублером клавиши записи. Решение очень разумное, в комплексе с поворотной платформой под правой рукой оно позволяет комфортно вести съемку из самых неудобных положений или строить неожиданные ракурсы.
Настроечное меню составлено просто и логично, навигация по нему никаких проблем не вызывает. Помимо управления настройками, джойстик позволяет оперативно вмешаться в работу экспонометра, вручную навести фокус или включить режим определения лиц в кадре. Кстати, последняя опция предусматривает настройку по имеющимся в кадре физиономиям всех основных съемочных параметров, включая экспозицию, резкость и цветовой баланс.
СНЯТО!
Помимо неординарной внешности, VP-MX20C интересна еще и методом сохранения снятых роликов — они записываются в стандартном разрешении, но с использованием нового алгоритма компрессии H.264/AVC. Такой ход позволяет эффективнее использовать объем флэш-памяти — на встроенный 8-гигабайтный накопитель помещается чуть больше трех часов записи в лучшем качестве, битрейт при этом составляет 5 Мбит/с. Чтобы обеспечить сравнимое качество картинки, кодеку MPEG-2 потребовался бы в полтора раза больший цифровой поток.
У камеры совсем небольшой 1/6-дюймовый CCD-сенсор, однако чувствуется, что над оптимизацией создаваемого им изображения инженеры Samsung потрудились всерьез — цвета естественные, в меру яркие, очень неплохо проработаны теневые участки. Да и вообще недостаток освещения «двадцатку» явно не пугает — даже в густых сумерках сохраняется приличная детализация, а шумы находятся на вполне приемлемом уровне. Приятно удивила и достаточно высокая для камер данного класса контрастность изображения — объектив, разработанный немецкими оптиками из Schneider-Kreuznach, со своими задачами справляется отменно. Жаль только, что отсутствие кнопки компенсации контрового света не позволяет одним движением подавить чересчур сильную засветку заднего плана. Лазить в меню всякий раз, когда это потребуется, неудобно и утомительно.
Очевидно, что свойственные недорогим камкордерам фамильные черты вроде небольших физических и пиксельных размеров матрицы не позволяют надеяться на действительно высокую разрешающую способность или на точность цветопередачи, достойную плазменной панели, но в своем классе VP-MX20C выглядит более чем прилично.
ТИТРЫ
Итак, перед нами стильно… да что уж там, в хорошем смысле этого слова гламурно оформленная камера, с управлением которой справится даже ребенок.
Что касается параметров изображения, то я бы охарактеризовал их как вполне достаточные для тех задач, которые могут быть возложены на современную недорогую камеру стандартного разрешения. А если у кого-то нет четкого понимания, что это за задачи, достаточно ознакомиться с надписями на упаковочной коробке. А написано там буквально следующее: «Shoot & Share Memory Camcorder. iPod Friendly. YouTube Friendly». То есть в сокращенном вольном переводе — «камкордер для работы с интернет-приложениями». Дружественность к YouTube заключается в способности поставляемой с VP-MX20C программы отправлять снятые ролики прямо на этот видеопортал. Про iPod в инструкции не сказано ни слова, вероятно, подразумевается, что именно на него рассчитан дополнительный режим сохранения записей с пониженным до 640 х 480 разрешением и очень высокой степенью компрессии.
Одним словом, мы получили эффектно выглядящий, компактный, недорогой и удобный в обращении аппарат, отлично подходящий для нужд завсегдатаев разного рода блогов и социальных сетей. Более того, снятое им видео не стыдно будет показать друзьям и на телевизоре, особенно если это хороший кинескопник или не слишком большая ЖК-панель. l
СОФТ В КОМПЛЕКТЕ
CyberLink MediaShow 4 — редактирование видеофайлов и фотографий, прямая закачка роликов на интернет-ресурс YouTube.
Сухие цифры
Основные параметры
- Формат видеозаписи H.264/AVC; 576i, PAL (4:3/16:9)
- Продолжительность записи 3 ч 10 мин (Super Fine), 4 ч (Fine),
5 ч 10 мин (Normal) - Носитель записи встроенная память 8 Гб, карты SD/SDHC
- Матрица 1/6” 0,8 мегапикс. CCD*
- Макс. размер фотоснимка фотосъемка не предусмотрена
- ЖК-монитор 2,7” LCD; 112 тыс. пикс.
- Видоискатель отсутствует
- Скорость затвора, с 1/60 — 1/10000 (видео)
- Минимальная освещенность, люкс 3,0
Объектив
- Фокусное расстояние, мм 2,3 — 78,2
- Светосила F1,6 — 4,3
- Кратность 34х
- Цифровой Zoom 1200х
- Крепление насадок, резьба, мм 30,5
- Стабилизатор изображения цифровой
Коммутация
- HDMI-выход нет
- Компонентный выход нет
- DV (IEEE 1394) вход/выход нет/нет
- USB да
- Аналоговые видеовходы/выходы нет/да
- Гнезда для наушников/микрофона нет/нет
Общие характеристики
- Встр. микрофон стерео
- Пульт ДУ в комплекте нет
- Встроенный видеоосветитель/вспышка нет/нет
- Напряжение питания, В 7,4 (аккумулятор), 8,4 (адаптер)
- Потребляемая мощность, Вт 2,0
- Габариты (Ш х В х Г), мм 60 х 62,5 х 121
- Масса «голой» камеры, г 280
- Made in Китай
- Цена, руб. 10990
* Эффективный размер матрицы составляет 0,46 Мп.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Поставляемая в комплекте с камерой программа MediaShow 4 запускается только на компьютерах с операционными системами семейства Windows: XP и Vista. Если вы работаете на «Маке», попробуйте для тех же целей воспользоваться его «родным» приложением iMovie.
На осенней выставке «IFA2008» нам удалось взять интервью у человека, знающего о камкордерах, в том числе и еще не появившихся в продаже, если не все, то почти все. На наши вопросы ответил Хеон-Сук Чанг (HeonSuk Chang) — директор отдела по планированию разработки видеокамер Samsung.
CAV: Каковы главные тренды «камерной» индустрии?
Х.Ч.: Во-первых, высокое разрешение. Сейчас на европейском рынке примерно 20% камер поддерживают стандарт Full HD, но уже в следующем году этот показатель увеличится в два раза. В России покупатели очень продвинутые, они ориентируются на самые последние технологии, так что у вас в стране процент аппаратуры высокой четкости гораздо выше среднемировых показателей.
Второй тренд — это флэш-память. Она стала логичным продолжением технологий сначала ленточной, а потом и дисковой магнитной записи. Samsung вообще не собирается выпускать камкордеры на базе жестких дисков — флэш-камы компактнее, экономичнее и дешевле. К тому же наша компания очень сильна в создании полупроводников, а по производству чипов памяти мы вообще номер один в мире.
CAV: Ну а каковы перспективы аппаратов на сменных дисках?
Х.Ч.: Что касается DVD-камер, то их позиции постепенно слабеют. На данный момент они занимают 27% рынка, но эта доля уже начала сокращаться, в следующем году будет на 5 — 7% меньше. Камеры с Blu-ray-приводом мы делать пока не планируем, впрочем, как и другие производители, за исключением Hitachi.
CAV: Почему объективы высокой четкости имеют гораздо меньшую кратность, чем оптика SD-камер?
Х.Ч.: Потому что они гораздо сложнее. Кстати, оптику фирмы Schneider-Kreuznach мы пока устанавливаем только в моделях стандартного разрешения. HD-объективы разработать очень непросто, не думаю, что в ближайшее время удастся сделать качественные образцы с кратностью больше х15. Так что у SD-камер здесь пока преимущество, хотя в HD-моделях Samsung 2009 года уже будет стоять разработанная «с нуля» шнейдеровская оптика.
CAV: Как обстоят дела с системами беспроводной передачи контента от камеры к домашнему видеоцентру?
Х.Ч.: Мы плотно занимаемся этой темой, но до готовых продуктов дело пока не дошло. Думаю, что на прилавках магазинов такая техника появится только в 2010 году.
CAV: Каким объемом памяти будут обладать флэш-камы в ближайшем будущем?
Х.Ч.: По нашим данным, большинство потребителей устроил бы десятичасовой запас времени записи. Учитывая, что мы используем прогрессивный кодек H.264, для аппаратов высокого разрешения 32 Гб — уже вполне приемлемый объем. Ну а для SD-камер этого точно должно хватить за глаза, хотя, на мой взгляд, им достаточно и 16 Гб, такие модели мы уже начали выпускать.
CAV: Будут ли и дальше уменьшаться размеры компактных камкордеров?
Х.Ч.: Мне кажется, что камкордеры уже пора перестать уменьшать и, может быть, даже слегка увеличить — ими становится попросту неудобно управлять. Особенно этот вопрос актуален для Соединенных Штатов, там много больших людей, и камеры они стараются выбирать покрупнее. Европейцам же, наоборот, нравятся миниатюрные аппараты. К тому же чем камера меньше, тем меньше ее объектив и хуже качество картинки — чудес не бывает.
CAV: Есть ли различия в настройке цветопередачи для моделей, продающихся в разных странах?
Х.Ч.: Да, мы делаем камеры с разным цветовым балансом для американского континента и для Европы. У американцев чуть более «красный» взгляд на мир, а европейцам больше нравятся голубоватые тона. Обычно мы высылаем образцы новых камер в разные страны, чтобы понять, насколько их картинка понравится покупателям.
СТАВКА НА ФЛЭШ
Изображение в режиме наилучшего качества, битрейт 5 Мбит/с. Все градации серого цвета просматриваются отчетливо. Единственный заметный недостаток картинки — цветной муар на тонких горизонтальных линиях. Разрешение порядка 300 твл, изображение немного вытянуто по вертикали
Самый экономичный режим с говорящим самим за себя названием «Веб и телефон». Разрешение снижено до 640 х 480, битрейт до 2 Мбит/с. Тестовая таблица в результате работы цифровых «улучшайзеров» местами выглядит нарисованной, но для столь высокого коэффициента компрессии сохранение детализации даже на таком уровне следует признать успехом. Разрешение составляет примерно 240 твл
Режим Super Fine — яркое живое изображение с достойной цветопередачей и детализацией
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Стильная внешность, компактность, удобство и простота управления, съемка при низком уровне освещенности, демократичная цена.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Управление зумом грубовато — при трансфокации возможны рывки, функция повышения яркости экрана искажает его цветопередачу.