За уходящим поездом
Мы уже давно заметили возрождение интереса к стерео — это общеизвестный факт, подтвержденный многими независимыми источниками. Но одновременно с этим идет еще один процесс, о котором не говорит никто. Многие производители, почувствовав тренд, решили на нем заработать, постепенно переведя двухканальные компоненты из массового сегмента в элитный. Похоже, доступной аудиотехники скоро не будет.
- Aleks DT8000 18000 руб.
- Audiolab 8000S 27500 руб.
- Creek Audio Evolution 30700 руб.
- NAD C 355BEE 18870 руб.
- Sony TA-F501ES 22825 руб.
- Измерения
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
- CD: «NAIM Sampler» (приложение к журналу «Салон AV» 2003 г.).
- AC/DC, «Black Ice». Sony BMG 2008.
- Editor’s Choice (Сборник классических произведений, приложение к журналу «Gramophone», Feb. 1999).
- SACD: «Showcase». Acoustic music in authentic environment. AAD, Opus 3, 1999 LP. «Naim Music Collection. Vol.1» (Naim audio, 2003).
КОМПОНЕНТЫ
- Виниловый проигрыватель Pro-Ject 1 Xpression (€410).
- CD/SACD-проигрыватель Wadia 781i (476000 руб.).
- АС — напольные Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300).
- Межблочные кабели ETI eXpress 4 1 м (2860 руб.)
- Акустический кабель ETI eXpress 6 2,5 м (7800 руб.).
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
- Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Vibrapod Isolators Model2 & 3 (1190 руб./4 шт.), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).
Это мы поняли при сборе бюджетных усилителей для теста — при кажущемся изобилии, царящем в интернет-магазинах, реально в продаже нашлось лишь пять моделей. Стандартный ответ продавцов: «Эта модель уже не производится, а следующая будет стоить намного дороже». Им-то хорошо, чем выше ценник, тем больше маржа, а что делать нам? По всей видимости, пользоваться моментом, т.е. искать аппаратуру сейчас, пока есть хоть какой-то выбор.
Чтобы выявить различия в звучании моделей примерно одинакового уровня, нам пришлось серьезно перетряхнуть редакционную тестовую систему. Потребовался источник заведомо высокого звукового разрешения, способный воспроизводить как CD, так и SACD. Мы выбрали бескомпромиссный проигрыватель Wadia (подробнее о нем см. с. 42) с очень детальным, но абсолютно «аналоговым» звучанием. Подстраховались и насчет проигрывателя винилового, поскольку в некоторых испытуемых усилителях предполагалось наличие фонокорректора. Пришлось подобрать и кабели попрозрачнее, австралийские ETI.
При тестировании мы прежде всего обращали внимание на динамические показатели звучания, разборчивость при высоких уровнях, чистоту верхнего диапазона и контроль акустики. Как всегда, лишь предоставляем факты, а окончательные выводы — за вами.
Кабели ETI
Полное название компании — Eichmann Technologies International, и зарегистрирована она в Австралии. Главная фишка в том, что ее основатель Кит Эйхманн нашел оптимальное соотношение между сечениями сигнального и нулевого проводников. Оно запатентовано под торговой маркой Eichmann RatioTM и позволяет при прочих равных условиях повысить проводимость и скорость распространения сигнала. Кроме того, кабели имеют необычную геометрию — внутреннее электромагнитное взаимодействие снижается за счет прокладки буферных, т.е. пассивных проводников между сигнальными и нулевыми жилами. Компания уверяет, что такими простыми мерами удается настолько повысить качество звучания кабелей, что они могут запросто соревноваться с дорогими хай-эндными изделиями.
Межблочники eXpress4 выполнены в зеленой оболочке и оснащены RCA-терминалами нетрадиционной конструкции. Внешняя обечайка изготовлена из пластика, а контакт с гнездом осуществляется в одной точке через специальную подпружиненную вставку. Таким образом, считает Эйхманн, снижаются вихревые токи в сигнальной петле. Центральный контакт изготовлен из сплава меди и теллура (CuTe), имеющего на 320% более высокую проводимость, чем обычная медь.
Аналогичная конструкция и у наконечников «банан» акустического кабеля ETI eXpress4 — центральный штырь у него пластиковый, а сигнал передается через две узкие полоски из того же сплава.
Эти кабели мы включили в тестовую систему, поскольку они позволили выявить больше различий в звучании усилителей, чем наши штатные.
Главное — в нюансах
Вот уж никак не ожидали в бюджетном секторе столкнуться с таким схемотехническим и концептуальным разнообразием. Типовых решений, сплошь и рядом встречавшихся в ламповой технике, нет. Реальная возможность подобрать модель по вкусу и в соответствии с жанровыми предпочтениями действительно радует. Оговоримся сразу: универсальных усилителей за такие деньги не бывает, ведь чтобы адекватно передать драйв рок-концерта и атмосферу камерного исполнения, нужны абсолютно разные, подчас взаимоисключающие технические параметры.
Наглядный тому пример — Aleks DT8000, обладающий сокрушительной динамикой и способностью раскачать любую акустику. Но при этом выходной каскад, работающий в «глубоком» классе АВ, дает несколько грубоватое звучание на жанрах, требующих особой деликатности. Тем не менее это прекрасный выбор для любителей рок-музыки и домашнего кино. Кстати, это наименее дорогая модель в нашем обзоре, так что действительно — «Удачная покупка».
Audiolab 8000S — замечательный аппарат с широчайшими коммутационными возможностями. Мощный бас, уверенный контроль акустики, прекрасное построение сцены. Но по музыкальности он слегка не дотягивает до тройки лидеров — Creek Evolution, NAD C 355BEE и Sony TA-F501ES. Это на самом деле классные усилители, способные доставить удовольствие даже взыскательному меломану. Они отличаются характером звучания, количеством опций и внешним видом, но есть и общая черта, — все они созданы талантливыми инженерами, любящими музыку. Однако я бы все же выделил две модели — NAD C 355BEE и Sony TA-F501ES. Первая способна опровергнуть тезис о невозможности получить «всеядный» усилитель при столь скромном бюджете и в придачу обладает полным набором средств для интеграции в систему умного дома. Уже только за это можно присудить Grand Prix, что мы с легким сердцем и делаем. А Sony TA-F501ES получает «Рекомендацию» — за неожиданно красивое, просто уникальное для цифрового аппарата звучание и широчайший набор дополнительных функций.
АЧХ усилителей снималась в диапазоне 20 Гц — 20 кГц при крайних положениях регуляторов тембра. Если таковые в тракте отсутствуют и его характеристика линейна, то она не приводится.
Мы также выявили зависимость КНИ от выходной мощности при сопротивлении нагрузки 4 и 8 Ом, на графике они показаны красным и зеленым цветами соответственно. По этим кривым можно судить об энерговооруженности источника питания и, как следствие, о динамических характеристиках усилителя.
Спектр гармоник, как всегда, снимался на мощности, 1/10 от номинальной. Быстродействие усилителей можно оценить по форме прямоугольного сигнала на 20 кГц, а добавление емкости покажет реакцию на реактивную нагрузку. Исключением стал цифровой усилитель Sony TA-F501ES, у которого из-за задержки сигнала в DSP удалось лишь снять АЧХ и спектр искажений.