В этом сборнике мы поставили себе задачу весьма трудную: свести
воедино артистов, играющих в России латиноамериканскую, афро-кубинскую
и даже чисто африканскую музыку. Не секрет, что во всем мире эти
традиции стали неиссякающим источником, питающим всю современную
культуру: вспомним такие направления, как афро-бит и латино-рок,
таких музыкантов, как Жан-Люк Понти, Пол Саймон, Карлос Сантана...
Несмотря на то, что этно-движение набирает силу и в России, в наших
земляках пока не так уж силен интерес к Африке и прочим далеким —
территориально и ментально — культурам. Со всенародной любовью к
Ирландии и той же Ямайке не сравнить. Видимо, не зря старался Корней
Иванович (а за ним и наши родители), отговаривая детишек от прогулок
по таинственному «черному континенту». Впрочем, когда видишь, как
пара тысяч человек лихо отплясывает ночь напролет на оупен-эйре «Пустые
Холмы» под музыку «Кимбаты» или Simba Vibration, понимаешь, что границы
между народами и странами весьма и весьма условны... Общества любителей
африканских барабанов, тематические сайты и форумы (например, djembe.ru)
собирают немалую аудиторию, проводится фестиваль «Мама Африка», ставятся
театрализованные действа... А уж рэп — современная производная от
африканского речитатива — находится у нас на подъеме.
С латино и афро-кубинской музыкой дело обстоит еще сложнее. Хотя,
казалось бы, какой же русский не любит самбу! Но исполнять ее на
высоком профессиональном уровне непросто, необходима слаженная духовая
секция, а уж про пресловутое чувство ритма и говорить не стоит. Тем
не менее и здесь есть чем похвастаться. В сборнике приняли участие
российские исполнители, углубившиеся в джунгли «корневой» музыки,
и иностранцы, живущие в России и несущие в наши массы живой огонь
своего этноса. Так что примите порцию горячего шоколада, и пусть
бесснежная русская зима не кажется вам такой унылой!
Мама БРУМБА
1. Simba Vibration «Sokolingi»
2. Compatriotes «Koimbi-Ko»
3. Papa Toki «Mgombo»
4. Kimbata «Mokili»
5. Олег Киреев «Jazz Africa»
6. Che Guevara Band «Samba a Teresa»
7. Комба Бакх «Светофор»
8. Залив Кита «Помни, матрос!»
9. Fusion Orchestra «Jadido»
10. Simba Vibration «Iyo-iyo-iyo»
11. Papa Toki «Филин»
12. Eleфant «Koshmar»
бонустрек:
13. Комба Бакх «А жанили мяня малалетняга»
Музыку группы Simba Vibration ее организатор и лидер Серафим Макангила
называет просто: афро-позитив. Серафим — бывший участник Marksheider
Kunst, одного из наиболее известных российских коллективов с афро-латинскими
корнями. После ухода из «Кунста» Серафим решил продолжать знакомить
людей с музыкой своей страны — Конго. В результате на свет появился
самый, пожалуй, космополитичный состав Питера (а именно там базируется
Simba Vibration): виртуозный гитарист, композитор и звукорежиссер
Антти Юнтунен переехал в Петербург из Финляндии; Вася «Либерт» Жандаров
— гитарист с цыганскими корнями; Андрей «Дрюля» Дорошенко — главный
регги-ударник Петербурга, а исполнительница на конго Гермина Гордиенко
прибыла из Екатеринбурга. Серафим сочиняет и поет песни на пяти языках
— лингала, суахили, французском, английском и русском. Команда не
старается воспроизвести какой-то конкретный стиль, хотя часто в ее
исполнении мы слышим сукус, афро-румбу и регги. Их искусство, как
считают сами музыканты, принадлежит всему миру. Музыка «Симбы», энергичная,
веселая и очень мелодичная, захватывает с первого же раза. Скоро
у Simba Vibration выходит дебютный альбом.
http://simba-vibration.livejournal.com
Compatriotes International Orchestra основан африканским певцом
и композитором Жозефом Акимом Мабая, бывшим вокалистом известной
в Конго группы Mindo Melodie. Этот музыкант с детства участвовал
в праздничных обрядах своего народа — бамбала, а позже, вдохновившись
музыкой Джеймса Брауна, собрал свой первый коллектив. Волею судеб
оказавшись в Москве, Аким начинает сотрудничать с местными музыкантами,
участвуя в различных проектах, а впоследствие организовав Compatriotes.
Репертуар ансамбля состоит в основном из по-своему интерпретированного
центральноафриканского фольклора и авторских композиций Акима Мабаи.
Благодаря усиленной ритм-секции, фанковой гитаре, виртуозным синкопамd
домриста и, конечно же, импульсивному вокалу Мабаи группа звучит
очень оригинально и живо, а в ее сгущенно-африканском колорите трудно
не уловить нечто «русское». Композиция «Koimbi-Ko» записана в жестких
предновогодних условиях специально для нашего сборника.
http://www.compatriotes.com
Группа Kimbata уже принимала участие в наших сборниках («Живая Музыка»,
№7/2006), а потому известна читателям и слушателям. Многим поклонникам
«неформатной» музыки запомнился концерт Kimbata, данный в январе
прошлого года под девизом «Против невыносимых погодных условий» (тогда
в Москве было -30). Однако с тех пор в жизни коллектива произошли
изменения: «темнокожие братья», выходцы из Конго вокалист/гитарист
Андре Пеленда и перкуссионист Алино Мбала, уехали из Москвы... в
Барнаул, где ныне и пребывают. В результате Kimbata приостановила
свою деятельность, а другие участники коллектива занялись различными
проектами (см. далее). Тем не менее музыка «Кимбаты» продолжает греть
душу, а диск «Mea Culpa» занимает почетное место среди лучших этно-релизов
2006 года. http://kimbata.narod.ru
Papa Toki — пожалуй, первый на Руси «африканский» проект, созданный
исключительно российскими музыкантами. В его составе: Павел Коротков,
он же Папа Кабзонда (вокал, гитара, калимба, тексты, сказки), Кирилл
Степаненко (конги, перкуссия, вокал), Линар Ризатдинов (бас, вокал),
а также гитарист Илья Чистяков (один из организаторов «Кимбаты»).
Песни на собственные тексты, исполняющиеся на русском (и иногда чукотском)
языках, полны своеобразного юмора и стремления философски осмыслить
реальность. Например, в композиции «Филин» речь идет от лица упомянутого
пернатого, в прошлой жизни бывшего охотником... Наверное, сами участники
коллектива несколько инкарнаций назад тоже были африканцами, так
точно и тонко удается передавать им особенности музыкальных традиций
«черного континента» на русский лад.
http://papatoki.narod.ru
Олег Киреев с самого начала творческой деятельности проявлял интерес
к самым разным этнокультурным традициям. Стремление смешивать всё
и вся как нельзя больше соответствует его концепции «Джазового театра
Фэн-шуй», где переплетаются традиционный свинг, башкирское горловое
пение, молдавские мелодии, африканские ритмы и французская поэзия.
Конечно же, известный саксофонист и композитор не мог не уделить
особого внимания Африке, ведь джаз возрос на этом источнике и продолжает
постоянно подпитываться от него. К тому же у Киреева в группе на
перкуссии играет настоящий сенегалец Ньяга Самбе. Энергетика и экстатика
— одна из сторон самого Киреева, исследователя различных национальных
культур, «мирового» музыканта. http://www.kireyev.ru
Абелардо Альфонсо Лопес — еще один наш хороший старый друг, чей
альбом «Victoria» был целиком издан в качестве приложения к №1 за
2004 год. Абелардо — выходец с Кубы, внук Орестеса Лопеса, изобретателя
стиля мамбо, выпускник Московской консерватории по классу контрабаса.
В 2001 году организовал Che Guevara Band, добившийся в Москве значительной
популярности; участник множества коллективов — от группы Ирины Богушевской
до проекта Александра Ф. Скляра. Сейчас Лопес работает над новым
альбомом Che Guevara Band, который будет полностью авторским: в него
войдут собственные песни Абелардо и композиции его брата — пианиста
и клавишника Педро Александерa Альфонсо Лопеса. Одну из новых вещей
«русского кубинца» мы предлагаем вашему вниманию.
На просьбу прислать о себе информацию группа «Комба Бакх» сообщила
буквально следующее (орфография сохранена, пунктуация кое-где исправлена):
«Комба Бакх» образована в 2000 в Кастре (г. Кострома). В составе:
Бинпол, Апалон (ака Фебъ), Квадрафилий и Патап (ака Хлопста). Мы
долбим (делаем, производим) картинки и музло. Мы любим долбить. Мы
мечтаем о мировом господстве, т.к. то, что творiтся в мiре сейчас,
нас вовсе не устраивает. Мы любим красоту и уважаем всех, кто долбит
и кто старается. Мы хотим поддержать тех, на кого всем остальным
болт забить. Мы любим то, что совсем «несовременно» и делаем его
современным. Мы любим Русский Народный Хип-хоп, мы его формируем
как можем. Мы хорошие. Дайте нам власть и мы Вас подогреем. Мы надеемся
прожить не зря, оставив о себе тёплые воспоминания. Всем спасибо!
Бог есть Любовь».
Остается добавить, что «Комба Бакх» к настоящему моменту записала
34 альбома (частично выложены на официальном сайте). Группа ведет
работу по трем направлениям: 1) обработки белорусских песен (почему
белорусских? Да потому, что сборник оных когда-то попался лидеру
команды Алексею Логинову и послужил источником непреходящего вдохновения);
2) «телеги» (различные переработки, сэмплы, ремиксы и римейки); 3)
«хапы» (рэп-композиции). Микстуя славянскую песенность с проафриканскими
грувами, виртуозно и легко создавая абсолютно новые треки на осколках
цитат и псевдоцитат из широчайшего спектра культур, жанров и стилей,
«Комба Бакх» посылает последний привет уходящей постмодернистской
эпохе и — главное — дарит слушателю море позитивных эмоций.
http://www.kombabakh.ru
Как сообщает неизвестный историограф на официальном сайте «Залива
кита», после некоторого периода поиска группой собственного стиля
«воды в заливе потеплели, и в музыке появилось всё больше ямайско-карибско-африканских
и латиноамериканских ритмов, матросского свинга и сенегальского фламенко.
Этот безудержный sunstream увлекал команду все дальше от родных берегов
вечной мерзлоты в сторону вечного лета». Добавить к этому что-либо
трудно, разве что пару слов о составе: Иван Шумидуб — вокалист, автор
песен, харизматичный лидер группы, Алексей Самойленко — соло-гитара,
Кирилл Паренчук — барабаны, Алексей Кожанов — бас-гитара, а также
та самая духовая секция, без которой невозможно представить себе
звучание настоящей афро-кубино-латино-рок-группы (Евгений Гришаев,
Сергей Виноградов, Дмитрий Алексеев). Команда записала альбом зажигательных
песен «Harasho!», который, впрочем, в продаже днем с огнем не сыщешь,
так что предлагаемый вашему вниманию трек — настоящий эксклюзив.
http://www.zalivkita.ru
Fusion Orchestra — еще один интересный коллектив, работающий в русле
«мировых» тенденций на стыке джаза, рока и этники. Севастопольский
«Оркестр» смело переосмысляет живой этнос и сочетает его с современными
средствами музыкальной выразительности. Группа пока еще мало известна
в России, однако ее новый CD «Октагон» благодаря Интернету можно
заказать (а заодно и отрецензировать) в любой точке мира. Острая,
изменчивая ритмика, рельефная гарцующая мелодика с экзотическим привкусом
и «закрученное» барабанное соло в средней части — эта музыка не похожа
на обычный фоновый smooth jazz, она заставляет вслушиваться и представлять
далекие берега, набегающие на песок легкие волны и страстный танец
знойных красавиц...
http://www.fusion-orchestra.com
И напоследок — немного Азии. «Eleфант» начал свою историю в индийском
городе Ришикеш, штат Утар Прадеш, где гитарист Константин Хасин учился
играть на ситаре. Там же обучался — по классу таблы — и другой будущий
участник коллектива, Андрей Дудник. Вернувшись на Родину, музыканты
создали ансамбль, стиль которого они определяют как «акустический
арт-рок с этническими элементами» (помимо индийской, это грузинская,
русская и другие традиции). В репертуаре в основном инструментальные
композиции: струнная секция придает звучанию особый медитативный
настрой, а эпизодический женский вокал носит преимущественно орнаментальный
характер. Сегодня в составе также участвует гитарист Илья Чистяков.
Коллектив часто выступает в московских клубах перед ценителями этнической
музыки.
http://www.poslushai.ru/elefant
Елена САВИЦКАЯ (при подготовке использованы материалы