#11/2006 • ЛИЧНЫЙ
ОПЫТ
Николай ЕФРЕМОВ
ВПЕРВЫЕ КОМПОНЕНТЫ NAD С ИНДЕКСОМ М БЫЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПУБЛИКЕ
НА ВЫСТАВКЕ CEDIA В ИЮНЕ НЫНЕШНЕГО ГОДА. И СУДЯ ПО ОТКЛИКАМ В
ПРЕССЕ, ПРОИЗВЕЛИ ДОЛЖНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ. ПРИЧЕМ НЕ ТОЛЬКО ДИЗАЙНОМ,
АБСОЛЮТНО НЕТИПИЧНЫМ ДЛЯ ЭТОЙ БРИТАНСКОЙ КОМПАНИИ, НО И ЧРЕЗВЫЧАЙНО
ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНЖЕНЕРНЫХ РЕШЕНИЙ.
МАСТЕР-КЛАСС
Буква «M» в названиях компонентов означает «Master», и сейчас
в ней четыре модели: DVD-проигрыватель M55, предусилитель/процессор
M15, семиканальный усилитель мощности M25 и стереофонический
интегральник M3. Выход линейки в свет не остался незамеченным
- связка из первых трех компонентов уже успела получить награду
EISA.
Должен заметить, что эти модели премиум-класса действительно
способны изменить имидж компании, которая всегда ассоциировалась
- у меня, по крайней мере - с довольно скромным на вид хай-фаем
начального и среднего уровня. В оформлении «Мастерской» серии
тоже отсутствуют чисто декоративные элементы, но и без этого
дизайнерам удалось продемонстрировать довольно изысканный вкус.
Сочетание серых и серебристых панелей с голубым дисплеем, рельефный
фронт с плавно закругленными краями, утопленные кнопки, - всего
этого вполне достаточно для придания аппаратам настоящей, не
бросающейся в глаза элегантности.
Сердцем предусилителя М15 можно считать пару 24-битовых сигнальных
процессоров общей производительностью в несколько сотен операций
в секунду. Компания уверяет, что они дают меньше искажений и
шумов, чем широко распространенные 32-битовые DSP с плавающей
запятой. Преобразование из цифры в аналог и наоборот происходит
в формате 24 бита/192 кГц, для этого используются самые продвинутые
чипы Burr-Brown, Wolfson и AKM. Таким образом, аппарат способен
работать со всеми существующими ныне аудиоформатами (см. таблицу)
и не спасует перед будущими.
Помимо внушительного набора стандартных разъемов пред оснащен
двумя входами и выходом HDMI, интерфейсом RS232 и 12-вольтовым
триггером для управления удаленными компонентами домашнего кинотеатра.
Программное обеспечение М15 предусматривает все виды настроек
по спецификациями THX Ultra 2, включая ряд пресетов со стандартными
конфигурациями звукового поля. От источника со встроенными декодерами,
например SA-CD-проигрывателя, многоканальный сигнал можно подавать
напрямую, на аналоговые входы 7.1.
Видеотракт имеет широкую полосу пропускания, рассчитанную на
работу с сигналом высокого разрешения, и может конвертировать
S-Video в компонентный. Причем сигналы яркости и цветности разделяются
не аналоговыми цепями, как это часто делается, а с помощью цифрового
гребенчатого фильтра. Экранные меню выводятся на отдельный композитный
выход. Они имеют многоуровневую структуру, хорошо организованы,
и работать с ними легко после беглого изучения инструкции.
Ресивер способен озвучивать две независимые зоны, все настройки
и приоритеты устанавливаются через меню.
На переднюю панель, помимо регулятора уровня, вынесены кнопки
коммутации входов, выбор стандарта surround, включения коррекции
тембра и ее обхода. В режиме set up регулятор громкости выступает
в роли контроллера. Дисплей матричный, символы на нем не очень
крупные, но яркие, поэтому читаются хорошо даже издалека.
Что оказалось очень полезным при настройке и в последующей работе
- прямой, без всяких меню, доступ с пульта к регулировкам уровней
во всех каналах, включая сабвуферный. Всегда можно на лету подправить
соотношение флангов, фронта и тыла. Сам пульт не простой, а очень
умный - в нем реализована фирменная концепция HTRM (Home Theater
Remote Master Series). Он обучаемый, способен оперировать набором
команд (макросами) и может программироваться через компьютер.
Манипуляции заметно облегчает двухстрочный ЖК-дисплей. Кнопки
и окошко дисплея подсвечиваются магическим голубым светом.
Не пытайтесь поднять усилитель M25 в одиночку - он весит 43
кг с лишним. Большая часть приходится на невероятных размеров
тороидальный трансформатор, закрепленный возле передней панели.
Семь плат оконечных усилителей с теплоотводами приличной площади
установлены вертикально. Их выходы выведены на мощные золоченые
клеммы WBT с барашками. При большом потребляемом токе (а здесь
он может достигать 45 А) очень важно избежать т.н. земляных петель,
в которых могут возникнуть помехи. С этой целью питание разводится
«звездой» медными шинами увеличенного сечения. В усилителе предусмотрена
защита при замыкании выхода и перегреве. В тракте используется
фирменная схемотехника Soft Clipping, ограничивающая искажения,
возникающие на пиках сигнала при максимальной громкости.
При включении семь светодиодов на передней панели загораются
красным, через 30 - 40 секунд щелкают реле, и огоньки меняют
цвет на голубой. Усилитель заметно греется даже при отсутствии
сигнала, значит, ток покоя выходных транзисторов выбран довольно
большим. А это, в свою очередь, говорит о том, что на малых уровнях
громкости выходные транзисторы будут работать в классе А с минимальными
искажениями.
Предусилитель моментально опознает входной сигнал и высвечивает
на индикаторе его формат. При включении стереофонического источника,
например CD-проигрывателя, декодер автоматически переходит в
режим Dolby Pro Logic IIx, раскладывая сигнал на все каналы.
Делается это довольно деликатно - в тыл переносятся отдельные
инструменты и реверберации, выделенные из основного сигнала.
Правда, на сложных фонограммах алгоритм может дать сбой, и сзади
окажется половина симфонического оркестра. Очень мудро, что даже
в режиме Stereo 2 ch активирован сабвуфер, поэтому можно слушать
музыку через небольшие мониторы. В Enhanced Stereo фронт и тыл
параллелятся с некоторыми фазовыми сдвигами, получается нечто
похожее на матричную квадрофонию. Если говорить о звучании в
целом, то отмечу высокую динамику, теплоту, отсутствие резкости
в верхнем диапазоне и прекрасно управляемый бас. В формате 2.1
сцена немного упрощена, она обретает глубину лишь при обходе
схем обработки в режиме Bypass.
Но даже при декодировании цифровые артефакты не очень заметны,
похоже, DSP действительно работают с сигналом очень высокого
разрешения.
Это подтверждается и тем, что на слух легко ловится разница
между саундтреками в Dolby Digital и DTS. Вообще, при воспроизведении
DVD к этим компонентам придраться сложно. Возможно, колонки в
нашем тесте не соответствовали уровню электроники, но оснований
для критики у меня не было. Очень естественно передавались динамические
контрасты, т.е. переход от грохота к мертвой тишине и наоборот.
Пожалуй, единственное замечание, которое можно сделать - при
подключении DVD-проигрывателя оптическим кабелем (и довольно
качественным) звучание становилось каким-то скучным, заметно
упрощался верхний диапазон. Зато понравилось деликатное обращение
с диалогами - при перемещении собеседников с одного фланга на
противоположный тембр речи не менялся, и на это особенно стоит
обратить внимание, ведь громкоговорители во фронтальных и центральном
каналах у нас были абсолютно разные по характеристикам.
Вообще, большинству мощных многоканальных усилителей присуща
некоторая прямолинейность, иногда граничащая с грубостью. Здесь
такого не было и в помине, звучание могло быть очень легким,
комфортным, а через мгновение - буквально ураганным. И это у
явно театрального комплекта... l
КОМПОНЕНТЫ
Универсальный проигрыватель Marantz DV-9500 ($2500)
Акустические системы
- фронт Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
- центр KEF HTC3001
- тыл Yamaha NS-8900 ($450)
- сабвуфер KEF HTB2
Акустические кабели Legacy TL, 3 м ($1030)
Заявленные характеристики NAD M15
Форматы окружающего звучания Dolby Digital
EX, ProLogic IIx (movies и music), DTS ES, DTS 96/24, Neo:6,
THX EX, THX Cinema, THX Music, EARS, Enhanced Stereo, Stereo
Bypass
Входы 6 для композитного сигнала и
S-Video, 3 HD компонентных, 2 HDMI, 4 коаксиальных и 4 оптических
цифровых, 4 стереофонических аналоговых, Tape Monitor, прямые
аналоговые 7.1
Частотный диапазон, Гц 5 - 20000
Максимальный входной уровень, В 4
Уровень нелинейных искажений и шума, %
0,003
Отношение сигнал/шум, дБ >102
Динамический диапазон, дБ 100
Переходное затухание между каналами, дБ
82
Максимальный уровень выходного сигнала, В
7
Выходное сопротивление, Ом 470
Глубина регулировки тембра (НЧ/ВЧ), дБ
±10
Полоса пропускания видеотракта (-3 дБ), МГц
- компонентного 100
- S-Video 12
Размеры (Ш х В х Д), мм 435 x 135 x 355
Масса, кг 13,3
Цена, $ 2990
Заявленные характеристики NAD M25
Номинальная выходная мощность каждого
канала (8 Ом), Вт >160
Уровень нелинейных искажений (20 Гц - 20 кГц), % 0,03
Максимальная выходная мощность каждого
канала (КНИ 0,1%), Вт >180
Диапазон усиливаемых частот, Гц
- при неравномерности 0,2 дБ 20 - 20000
- при неравномерности 3 дБ 3 - 70000
Входная чувствительность, мВ 1250mV±50
Усиление по напряжению, дБ 29
Демпинг-фактор >180
Отношение сигнал/шум (А-взвешенное/1 Вт), дБ 96
Размеры (Ш х В х Д), мм 435 х 200 х 466
Масса, кг 43,7
Цена, $ 2990
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. Dream Theater, «Falling Into Infinity». Warner Music, 1997.
2. Ella Fitzgerald & Louis Armstrong,
«Porgy and Bess». Verve, 1958.
3. Cassandra Wilson, «Travelling Miles». Blue Note, 1999.
4. R.E.M, «Automatic For The People». DVD-Audio, Warner Music,
2002.
КИНО, КОТОРОЕ МЫ СМОТРЕЛИ
1. Симфонический оркестр России п/у вероники Дударовой. П.И.Чайковский.
DTS, DD 5.1. Интерсофт, 2004.
2. «Терминатор-3. Восстание машин». DTS, DD 5.1, Columbia Pictures,
2003.
Спектр искажений усилителя NAD M25 №H62M1500477
Поскольку оконечные усилители построены по фирменной технологии
NAD Soft Clipping, искажения с увеличением мощности растут очень
плавно. При КНИ 1% каждый канал отдает в 8-омную нагрузку 246,4
Вт RMS, что намного превосходит заявленное значение. На графике
показан спектр искажений при 1/10 этой мощности, т.е. 25 Вт.
Обратите внимание, что при крайне низком уровне искажений (КНИ
= 0,007%) в спектре присутствуют только 2-я и 3-я гармоники,
все остальные теряются в шумах. Это очень интересная картина,
характерная скорее для ламповых усилителей, чем для транзисторных,
да еще такой мощности. Соответственно, от усилителя можно ожидать
чистоты верхнего диапазона и комфортного, «теплого» звучания.
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Понятное управление процессором, удобный пульт ДУ, высокое звуковое
разрешение. Мощное, натуральное звучание с резкими динамическими
контрастами. Строгий, но привлекательный дизайн.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Разница в звучании по оптическому и коаксиальному кабелю, не
всегда корректная работа декодера в режиме Pro Logic IIx.
|