#06/2005 • личный опыт

Руслан ТАРАСОВ

ХОД СЛОНОМ

ОГРОМНЫЙ И НЕПОДЪЕМНЫЙ AV-РЕСИВЕР У МЕНЯ АССОЦИИРУЕТСЯ — ТОЛЬКО НЕ УДИВЛЯЙТЕСЬ — СО СЛОНОМ. ЭТИ ЖИВОТНЫЕ, КАК ИЗВЕСТНО, ОБЛАДАЮТ НЕ ТОЛЬКО СИЛОЙ, НО И УМОМ, НЕДАРОМ ЖЕ ОНИ СТАЛИ СИМВОЛОМ МУДРОСТИ И ВЛАСТИ. ИНТЕРЕСНО, НАСКОЛЬКО СОВЕРШЕННЫ МОЗГИ У МОДЕЛЕЙ ТОП-КЛАССА?

Lexicon RV-8 $7950 | Onkyo TX-NR5000E $6444 | Pioneer VSA-AX10Ai $3700

В ЭТОТ ОБЗОР МЫ МОГЛИ ВКЛЮЧИТЬ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ AV-ТЯЖЕЛОвесов, но сразу решили ограничиться только тремя. Не потому, что опасались надорваться на производстве (в упаковке эти махины весят в среднем по 30 кило). Было решено не проводить сравнительный тест («поединок сумоистов» мы обязательно устроим в будущем), а рассказать о главных тенденциях в той области, где High End еще обходится без пятизначных ценников. Было интересно найти отличия в инженерной идеологии и маркетинговых подходах производителей. А это, понятно, лучше всего делать, когда под рукой есть конкретные примеры.

Вот почему наш выбор и пал на Lexicon RV-8, Onkyo TX-NR5000E и Pioneer VSA-AX10Ai. Формально эти аппараты принадлежат к одному классу хотя бы потому, что сертифицированы по THX Ultra2. У них сопоставимы выходная мощность и число каналов усиления, каждый имеет «на борту» солидную систему питания и все современные виды декодеров многоканального звучания (Dolby Digital/EX/Pro Logic II и DTS c его разновидностями ES, NEO:6 и 96/24).

Но дальше открываются разительные отличия — достаточно хотя бы взглянуть на экранный интерфейс или просто на пульты ДУ. Про Lexicon RV-8, например, сразу можно сказать, что он большой специалист по мультируму — об этом свидетельствуют широчайшие возможности по перепрограммированию его коммутатора. Onkyo TX-NR5000E всесторонне подготовлен к любым апгрейдам — это один из немногих ресиверов, который морально не устареет, даже когда индустрия развлечений нарожает очередных стандартов. Pioneer VSA-AX10Ai стоит отнести к числу аппаратов, наделенных самыми развитыми, в том числе и автоматическими, настройками многоканального звукового поля. Еще раз обращаю ваше внимание: в основе всех обозреваемых ресиверов видится одинаково крепкий остов с неслабыми мускулами. А вот мозги — разные, как и круг задач, которые им следует решать.

Вернемся, однако, к исходному назначению подобной техники. Сформулировать ее проще простого: AV-ресивер в системе должен принимать сигнал от всех видов источников, производить любую обработку, а затем выпускать его на видеомонитор и акустические системы. От того, как он все это сделает, зависит конечный результат. Поэтому, составляя тестовую систему, мы решили максимально усложнить задачу каждому испытуемому. Универсальный проигрыватель Marantz DV-9500 ($2500) выступил у нас сразу в трех ипостасях: музыкальный CD-транспорт, подсоединенный по цифре; обычный DVD-плеер, подключенный компонентным видео и оптикой для передачи многоканального звука; аналоговый многоканальный источник для DVD-Audio и SA-CD. Плоская ЖК-панель Xoro HTL-2711w ($1450) взяла на себя скромную функцию контрольного дисплея. Из акустики для построения конфигурации 7.1 мы отобрали напольные системы c активным басом JPW 207

(C=1300) для фронтов и уже готовый комплект из сабвуфера и пятью сателлитами Cabasse Gallia (C= 1400).

Полагаем, состав вам показался странным. Но ведь мы же сказали — усложним задачу до предела. Сами понимаете, с акустикой высокого класса, да еще и одной линейки, выверенной по всем параметрам, даже недорогой ресивер может показаться виртуозом. А вот когда все характеристики — диапазон, форма АЧХ, направленность, чувствительность — не идеальны и в системе сабвуферов фактически аж три, ресиверам придется показать все свое мастерство, чтобы подчинить своей власти столь разношерстный оркестр.

Ну а теперь — выводим на поле наших слонов.

ПОДОЖДИТЕ, ИДЕТ ЗАГРУЗКА

LEXICON RV-8

Этот американский ресивер, на передней панели которого крупно выфрезерован знак Lexicon (марка, кстати, авторитетная и в мире профессионального аудио), приучит вас быть терпеливым, внимательным и усидчивым. После включения на голубом дисплее секунд десять висит приветствие, затем появляются сведения о версии программы-загрузчика, и только потом показываются результаты самотестирования. Если процесс прошел без отклонений — можете пользоваться.

Но не думайте, что все получится сразу. При всей наглядности лицевой панели (пусть не пугает вас число кнопок) и даже при наличии большого опыта в коммутации сложной техники понадобится как минимум полчаса, чтобы сначала разобраться с программируемым пультом ДУ (славный, к слову, прибор — есть дисплей, подсветка, кнопки крупные), а затем — в каком пункте меню следует изменить заводские установки, задать входы, выставить параметры акустического комплекта и т.д. Я сниму шляпу перед тем, кто запустит и настроит RV-8 и ни разу при этом не заглянет в толстенный мануал. Не хочу этим сказать, что американец очень сложен в настройке. Как раз нет — лексиконовская «матрица» меню продумана и гибка, просто устроена не так, как у других бытовых ресиверов.

Важной функциональной особенностью RV-8 является независимая коммутация любых источников на три раздельные зоны. Для аналоговых подключений у аппарата предусмотрено 8 линейных входов и 5 пар выходов. Последние можно переназначить в соответствии с «зональными» потребностями: вывести, к примеру, один или два многоканальных (5.1), пожертвовав во втором случае числом стереовыходов. Это первое удобство. Еще порадовало, что и все остальные входы (цифровые — это четыре коаксиальных и четыре оптических, видео — пять композитных, пять S-Video и три компонентных Y/Pb/Pr) назначаются и переименовываются по своему усмотрению, заранее задаются режимы декодирования и все прочие характеристики. Третье — правда, уже не удобство, а просто ценное качество — заимствованный из вещательной техники видеокоммутатор, который не ограничивает полосу даже сигнала HD.

Разобравшись с селектором, переходим к конфигурированию многоканального звука. Возможности здесь стандартны: тип систем, удаление (от 0 до 12 метров), уровень. Мне понравилось, что фильтры для канала LFE и сателлитов, работающие с крутизной спада 24 дБ/окт., настраиваются независимо и с шагом всего 10 Гц (в диапазоне от 30 до 120 Гц). Можно активировать тонкомпенсацию или лимитер для НЧ-канала, чтобы исключить возможную перегрузку, воспользоваться раздельными регулировками НЧ/ВЧ или задать наклон АЧХ (в этой простой настройке порой больше пользы), скорректировать в звуковом поле точку прослушивания, если она смещена относительно реального акустического центра.

За все эти обработки в Lexicon отвечает пара 32-битовых процессоров с устрашающим названием Hammerhead. При этом функция декодирования возложена на третий дополнительный DSP. Однако есть и режим байпаса (без вмешательства процессоров) — для виниловой вертушки и для аналогового входа 5.1, к которым подключается высококлассный SA-CD или DVD-Audio проигрыватель.

Чем примечателен звуковой тракт? ЦАПы 192 кГц/24 бита и АЦП 96 кГц/24 бита наделены функцией отражения и коррекции джиттера. Каналов мощности — семь. По разнице потребляемой и выходной мощности можно предположить, что оконечники работают не в каком-то экономичном, а в куда более благоприятном для усиления звука режиме. Высокими данными отличается встроенный AM/FM-тюнер. Перечень декодеров расширен фирменной системой Logic7, способной раскладывать стереосигнал на семь пространственных каналов и наоборот, миксдаун для наушников. Это довольно любопытный декодер — вмешивается в сигнал он не так бесцеремонно, как тот же Pro Logic II и Neo:6, а звук для стереотелефонов обрабатывает в соответствии со «связанной с головой функцией преобразования» HRTF (узнать о ней больше можете из теста наушников).

Пару слов про апгрейд. Вероятно, в будущем, с новой версией ПО, в RV-8 могут появиться и другие декодеры. И, кстати, не только они. На задней панели есть заглушка, на место которой можно поставить, например, гнезда для коммутации цифрового видео.

Рассказывая о звучании, я должен сделать оговорку: к «Лексикону» надо подбирать хорошо согласованный набор акустики класса не ниже его самого (ценой под $5 — 10 тыс. за комплект). Огромный аудиофильский потенциал у него чувствуется и с нашим пестрым англо-французским тестовым комплектом, но возможности тонкой настройки все же не настолько широки, чтобы заставить разнокалиберные АС звучать как единое целое. Воспроизводимый звук берет за душу глубиной, пространственностью и взвешенностью. Есть сила, но есть и такт, который необходим для самого тонкого звукового полотна. По тональной нейтральности RV-8 — уж точно безусловный лидер нашего обзора.

Lexicon RV-8

Производитель Harman Specialty Group (США)

Цена $7950

Made in США

Число каналов усилителя мощности 7

Номинальная мощность в канал (RMS), Вт 140

Искажения при номинальной мощности, % 0,02

Диапазон частот

для входов Line (-0,5 дБ), Гц 10 — 40000

для входа Phone (±0,5 дБ), Гц 50 — 20000

Отношение сигнал/шум

для входов Line, дБ 105

для входа Phono, дБ 72

Потребляемая мощность, Вт 1300

Габаритные размеры, мм 197 х 440 х 538

Масса, кг 29,5

СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

ONKYO TX-NR5000E

Этот золотистый респектабельный аппарат является первым и, вероятно, пока единственным модульным ресивером на рынке (его в самом деле можно разобрать по частям, как компьютер). С Onkyo TX-NR5000E мы уже познакомились в прошлом номере. Тем не менее еще раз напомним три ключевых отличия его конструкции. Если когда-то в будущем вам понадобятся специализированные входы, декодеры и тому подобное — компания Onkyo обещает, что вам не придется менять аппарат. Модульный принцип допускает практически любые изменения. Вторая особенность заключается в том, что японские инженеры как-то ухитрились оставить (при модульном-то построении) топологию звукового тракта симметричной — насколько это важно, мы уже давно знаем по стереоусилителям. Третья деталь, которая выделяет TX-NR5000E из ряда ему подобных — наличие четырнадцати пар (!) выходов с усилителей мощности. Зачем ему столько, когда оконечников только семь? Если вы хотите сделать в жилище два домашних театра (основной, предположим, в гостиной, а второй — в спальне), достаточно к семи дополнительным клеммам подключить комплект акустики и просто перевести на них сигнал селектором A/B. Можно поступить хитрее: «лишние» тыловые выходы назначить как стерео. Вот вам уже не две, а три аудиосистемы в доме! Видите, какая экономия: нужны только провода и колонки — новые усилители и источники не потребуются.

Если вы думаете, что этим возможности TX-NR5000E исчерпываются, то ошибаетесь. С одинаковым успехом флагман Onkyo можно использовать для классического стерео, подключив к нему любые аналоговые источники (слушать их лучше в режиме Pure Audio, в котором отключается видеотракт). А можно возложить на аппарат модную теперь «серверную» функцию. По выделенке NET-Tune соединяете TX-NR5000E с рутером или PC, подключенным к Сети, и получаете прямой доступ к Интернет-радиостанциям и хранилищам музыки в формате mp3, WAV, WMA. Где вы еще найдете столь явную связь между прошлым и будущим?

Интеллектуальный коммутатор уже и упоминать не хочется. Взгляните на заднюю панель — все гнезда лишь пронумерованы. Включаетесь в любые подходящие разъемы, а уже источнику назначаете свой аналоговый, цифровой или видеовход и так далее. Таким образом, можно подключить огромное число AV-компонентов. А ведь еще есть цифровые интерфейсы HDMI, i.Link и два комплекта аналоговых входов 7.1 для прямого многоканального воспроизведения. С выходами такая же ситуация: вы вольны выбирать, какому потребителю они нужны, а какому — нет. От этих возможностей голова кругом идет — на себе убедился. Чтобы упростить конфигурирование, в TX-NR5000E предусмотрена шина RS-232, с помощью которой с компьютера заодно можно обновить и ПО ресивера.

Среди настроек звукового поля, выполняемых двойным 32-битовым DSP, обсчитывающим звуковые данные с плавающей запятой, я выделил бы раздельную настройку в широких пределах кроссоверов каждого канала, наличие полосового фильтра, позволяющего подавить резонансы комнаты прослушивания, и режимы коррекции Re-EQ/Academy (процессор обрабатывает высокие частоты, хитро манипулируя фазой, чем снижает резкость звучания и шумы не в ущерб детальности).

В звуковом тракте, как следует из описания, все аудиофильское: для преобразования цифры в аналог используются самые совершенные чипы Wolfson 192 кГц/24 бита, оконечники построены на мощных мультиэмиттерных транзисторах. Блок питания примечателен огромным тором и фильтрующими конденсаторами с какими-то особыми характеристиками. Сколько раз приходилось читать что-то подобное, а включишь... К программируемому пульту ДУ, например, у меня сразу возникла претензия — функций масса, а ролик, который призван упростить работу с источниками, не слишком удобен.

Зато качество воспроизведения TX-NR5000E, скажу честно, удивило. За многие годы из-за характерного звучания аппаратуры Onkyo сложились определенные стереотипы. А здесь — необычайно открытый, пусть и пока не до конца честный (читай иначе — скучный), но великолепно проработанный по всему диапазону саунд. Подкраска если и есть, то неуловимо легкая и элегантная, аналоговая — где-то на средних и чуть более высоких частотах. Верха проработаны очень отчетливо, однако без резкости или агрессии. Басы наполнены энергией в самом низком диапазоне и строго артикулированы в основной своей части. А главное, TX-NR5000E убедительно звучит на любой громкости, тогда как многие мощные усилители нередко дают бедный съёжившийся звук, когда от них требуется маленький выходной уровень. И еще одно наблюдение: греется эта машина так, будто работает в чистом классе А — о верхнюю крышку можно обжечься.

Не берусь утверждать, что инженеры Onkyo прыгнули выше остальных, но теперь для меня все их фирменные ноу-хау — «технология широкополосного усиления» (WRAT), «система оптимального управления громкостью» (OGVC) и защищенные от помех «линейно-векторные цифровые цепи» (VLSC) — перестали казаться просто красивыми словами. Работает. И еще как!

Onkyo TX-NR5000E

Производитель Onkyo Corporation (Япония)

Цена $6444

Made in Япония

Число каналов усилителя мощности 7

Долговременная мощность в канал (1 %, 6 Ом), Вт 200

Искажения при номинальной мощности (150 Вт), % 0,05

Диапазон частот

для входов Line (-3 дБ), Гц 5 — 100000

для входа Phone (±0,3 дБ), Гц 20 — 20000

Отношение сигнал/шум

для входов Line, дБ 105

для входа Phono, дБ 86

Потребляемая мощность, Вт 1200

Габаритные размеры, мм 220 х 435 х 481

Масса, кг 33

MONO NO AWARE ДЛЯ ВСЕХ

PIONEER VSA-AX10Ai

Нет, не о монофонии я хотел сказать в подзаголовке. У японцев это особое понятие, которое на русский можно перевести как «очарование вещей», и означает оно состояние человека, застывшего в восхищении. Однако театральный звук, несмотря на свое не Mono — то есть не вещественность, тоже может быть Aware. Представьте, что AV-тракт идеально настроен, передает всю игру света и звука и этим вызывает неописуемое волнующее удовольствие. Pioneer VSA-AX10Ai способен дать такие эмоции.

Этот многоканальный усилитель (определение «ресивер» к нему формально не подходит, у него нет встроенного тюнера) является последним, третьим «переизданием» флагманской модели VSA-AX10 — естественно, «дополненным и переработанным». Это, кстати, вообще очень типично для японцев, которые годами могут оттачивать технику в стремлении к совершенству.

Предок VSA-AX10 был сконструирован инженерами Pioneer в сотрудничестве с экспертами знаменитой лондонской AIR Studios. Позже вышла модификация VSA-AX10i, в которой разработчики реализовали возможность многоканального цифрового воспроизведения по протоколу i.Link для SA-CD-источников. Актуальная нынешняя версия получила улучшенный декодер Dolby Pro Logic IIx, поддержку многоканального звучания WMA 9 PRO (вот это новость!), а также усовершенствованную систему автоматической настройки звукового поля MCACC. Возможности этого калибратора в модели VSA-AX10Ai значительно шире, чем у ресиверов Pioneer классом ниже, оснащенных системой с тем же названием. Но об этом — чуть позже.

Своим исполнением новый флагман оставляет весьма убедительное впечатление. Омедненное шасси имеет мощную пространственную раму, обеспечивающую оптимальную работу чувствительных к вибрациям электронных элементов. Боковые стенки, как и передняя панель, изготовлены из толстого алюминиевого профиля. Сквозь вентиляционные отверстия просматриваются трансформатор и банки конденсаторов такого огромного размера (по 33 тыс. мкФ), что сразу отпадают все сомнения в динамических качествах этого монстра. И все остальное по высшему разряду: оконечники построены на полевых униполярных транзисторах, для конвертации в цифру и обратно используются преобразователи Burr-Brown 192 кГц/24 бита, а для обработки — сочетание 32-битового процессора SHARC Melody Ultra и 48-битового Motorola DSP.

Селектором A/B вы можете подключить в дополнение к основной акустике 7.1 стереопару АС. Дальше я, пожалуй, не буду подробно расписывать все коммутационные возможности VSA-AX10Ai. Как у любого ресивера подобного уровня, они как минимум достаточны (ну так уж и быть, скажу: рассчитан на работу с 16 различными источниками — если к ним еще причислить компьютер, подсоединенный по шине USB, а также пару многоканальных проигрывателей, включенных дополнительно по i.Link). Гораздо большего внимания в этой модели заслуживают настроечные возможности.

В новой системе MCACC, разработанной Pioneer, применен уже метод «объемной калибровки» звука. Все происходит как обычно — подключил измерительный микрофон из комплекта, установил на точку прослушивания, запустил настройку. Но теперь система сначала оценит естественный звуковой фон, затем произведет установку дистанций до АС и уровень сигнала, после чего не забудет выровнять их еще и по АЧХ! Еще с более высокой точностью аппарат можно отъюстировать в полуавтоматическом режиме Professional Acoustic Calibration EQ, где вы сами имеете право распоряжаться 9-полосным поканальным эквалайзером, задавать коррекцию реверберации (аппарат «прощелкает» комнату и выдаст подсказки) и приспосабливать акустику, исходя из «звонкости» помещения. Ту же самую процедуру можно выполнить на компьютере, подключив его к порту RS-232 на усилителе. А результат проверяется с помощью DVD Reference Calibration Disc, который прилагается в комплекте. Впечатляет?

Я восхищался настройками VSA-AX10Ai добрых полдня. И затем к ним еще не раз возвращался, чтобы достичь состояния Mono no Aware. Этому аппарату подвластно все. Его можно настроить под любые АС, комнату, источник или воспроизводимую программу. Взять хотя бы наличие двух выходов на сабвуфер — для системы с парой сабов или колонок с активным басом это находка! Потратив еще полдня на программирование пульта ДУ (кстати, самая удачная конструкция: большой дисплей, понятный интерфейс, питается от заряжаемого аккумулятора, а не от батареек), вы получаете вещь, пользование которой можно свести к кнопке Standby/On и ручке громкости.

Характеризуя звучание VSA-AX10Ai, я мог бы употребить все известные мне эпитеты... если бы незадолго до этого не слушал, как на тех же программах ведут себя Lexicon и Onkyo. Pioneer не проигрывает им в передаче динамики и микродинамики. С деталями обращается аккуратно, хотя иногда кажется, что он проявляет для этого чуть больше усердия, чем надо бы. А вычислить звук «десятки» можно по характерной только для нее артикуляции: в басах чуть больше раскатистых послезвучий, серединка подвижна и более игрива, в верхнем диапазоне чувствуется совсем уж легкий налет отсебятины — это даже не окраска или вуаль, а какая-то тончайшая паутинка из новых звуковых нюансов.

Pioneer VSA-AX10Ai

Производитель Pioneer Corporation (Япония)

Цена $3700

Made in Япония

Число каналов усилителя мощности 7

Долговременная мощность в канал (1 %, 6 Ом), Вт 170

Искажения при номинальной мощности (150 Вт), % 0,09

Диапазон частот

для входов Line (-3 дБ), Гц 5 — 100000

для входа Phone (±0,3 дБ), Гц 20 — 20000

Отношение сигнал/шум

для входов Line, дБ 105

для входа Phono, дБ 86

Потребляемая мощность, Вт 725

Габаритные размеры, мм 220 х 440 х 476

Масса, кг 34

ПАРТИЯ ВСЛЕПУЮ

Если бы мне предложили выбрать один из вышеописанных аппаратов, наугад, с закрытым глазами, я бы, пожалуй, согласился. А что терять? Теперь я знаю, что все они звучат отменно. Функций у каждого — полный комплект на все случаи жизни. Получается очень простая шахматная задачка: королю деваться некуда, достаточно передвинуть на матующую позицию любого слона, чтобы завершить партию.

Однако давайте все же представим, что мы делаем столь опрометчивый выбор. Открываем глаза, и перед нами, например, VSA-AX10Ai. О, как повезло — приличную сумму удалось сэкономить...

Если это будет не Pioneer, а модульный Onkyo TX-NR5000E, тоже не огорчайтесь — мало того, что получили два театра в одном (напоминаю: к этому аппарату можно подключить не один, а два комплекта акустики в конфигурации 7.1), так ведь и классическое стерео эта махина воспроизводит в высшей степени благородно.

Но если выбор падет на Lexicon, первая мысль будет не о достоинствах ресивера, а, увы, о семейном бюджете. Придется искать дополнительный заработок, ведь профессиональная, по сути, вещь требует соответствующего уровня всех остальных компонентов системы (и не только в ней — во всем домашнем мультируме). n

 

   
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"