Сравнить картриджи из солидного ценового сегмента – такой возможности мы упустить никак не могли. Отслушать на одном сетапе премиального уровня пять образцов от разных производителей до сих пор никому не приходила в голову, хотя тема сама по себе горячая. Тут есть и явный практический аспект, и познавательный — для расширения кругозора.
Результаты эксперимента будут представлены в виде краткого конспекта, который я вёл по ходу прослушивания.
ЗАБЕГ ПО ЗВУКОВЫМ ДОРОЖКАМ
Прослушивание проходило в московском салоне «Нота+» в течение нескольких часов с тщательной настройкой проигрывателя при каждой смене картриджа. Все они были заранее закреплены на одинаковых шеллах Ortofon SH-4 – других в нужные сроки и в нужном количестве найти не удалось.
Состав тестовой системы:
- Проигрыватель Michell Engineering Orbe (454 400 руб.)
- Тонарм Sorane SA-1.2 (175 000 руб.)
- MC трансформатор S.A.Lab Set Up Transformer SE (380 000 руб.)
- Фонокабель EMT JPC2R DIN-RCA (225 000 руб.)
- Фонокорректор AudioValve Sunilda (356 800 руб.)
- Предусилитель AudioValve Conductor (1 048 000 руб.)
- Моноблочные УМ AudioValve Baldur 300 (1 368 000 руб.)
- Акустические системы ProAc Carbon Pro 6 – (1 675 800 руб.)
- Кабели межблочные, сетевые, акустические Living Athmos Ultimate Line (2 690 000 руб.)
Чтобы систематизировать впечатления и представить результаты как можно объективнее, я ввёл оценки по пятибалльной шкале для трёх звуковых параметров: бас, верхний диапазон, пространственное разрешение. Нижний регистр оценивался по трекам с двойного альбома Leftfield, «Leftism». (Columbia, 2005), верхний – по отлично записанному диску Эрролла Гарненра «Feeling is Believing» (BASF/MPS, 1970), а пространство – по оркестровым записям Поля Мариа (Le Grand Orchestre De Paul Mauriat, «Apres Toi». Philips, 1972) с фантастически объёмным саундом.
Головки представлены в том порядке, в котором они прослушивались. Описывать их конструкцию и приводить технические характеристики не стану – при желании всю информацию легко найдёте в Сети. Итак, поехали.
Acoustical Systems Astron
(388 500 руб.)
Бас: количественно очень впечатляет, но с разборчивостью явные проблемы. Сложный ритм в нижнем регистре считывается с трудом, присутствует монотонность. Зато прекрасно чувствуется инфранизкая составляющая. Оценка – 3.
Верх: нейтральный, не назойливый, планарные твитеры в ProAc Carbon Pro 6 звучат комфортно, но без искры. Тональный баланс кажется смещённым вниз. Оценка – 4.
Пространство: двухмерное, внушительное по масштабу, с острой локализацией. Масштаб инструментов передаётся верно, размер концертного зала слегка поджат. Оценка – 4.
Sumiko Palo Santos Presentation
(351 000 руб.)
Бас: ни малейшей монотонности, все партии считываются легко, убедительное наполнение, чувствуется настоящий драйв. Прекрасно передаётся атака, отдельные ноты буквально выстреливают. Но инфраниз ослаблен, из-за чего фундамент звуковой сцены не кажется основательным. Оценка – 4.
Верх: поистине великолепен, чувствуется воздух, в звучании тарелок масса обертонов и ярких искр. Всё прозрачно и красиво, при этом тональный баланс не имеет заметного подъёма. Оценка – 5.
Пространство: благодаря прекрасной передаче атмосферы сцена получается объёмной, и она плотно заполнено мельчайшими звуковыми нюансами. Масштаб инструментов правильный, даже рояль имеет почти натуральную величину. Из-за ослабления самой нижней основы общая картина (очень красивая) кажется немного легковесной. Оценка – 4.
Audio-Techniсa ART 1000
(349 990 руб.)
Бас: структура проработана отлично, ритмический рисунок считывается на слух идеально. Но в целом энергетика в нижнем регистре заметно ослаблена, такое впечатление, что новую головку нужно дольше разыгрывать. Но потенциал уже чувствуется по отличной разборчивости и быстрой атаке. Оценка – 4.
Верх: как ни странно, тоже слегка ослаблен, из-за чего в тональном балансе середина кажется доминирующей. Струнные инструменты, вокал – великолепно, хотя разрешение по СЧ и ВЧ диапазонам чуть ниже, чем у Sumiko. Оценка – 4.
Пространство: объём, масштаб, заполнение – всё очень классно. В построении сцены чувствуется высокий класс головки. Но нет нижнего баса, нет и фундамента с обертонами и дыханием зала. Оценка – 4.
EMT JSD VM
(325 230 руб.)
Бас: мощная, но не «стероидная» энергетика, заход в самый нижний регистр с прекрасной разборчивостью даже вблизи нижней рабочей границы акустических систем. Масса тональных нюансов, в звучании электронного баса слышны вибрации, подложенные в основной тон. Динамические контрасты передаются натурально. Оценка – 5.
Верх: лёгкий, ясный и прозрачный. В звучании тарелок масса спектральных составляющих, после каждого удара возникает объёмное облако обертонов. При этом акцента на ВЧ нет, диапазон гармонично вписывается в общий тональный баланс. Оценка – 5.
Пространство: все мнимые источники в сцене на своих местах и имеют совершенно адекватные пропорции. Правильно передаётся размер зала, все звуки чётко позиционируются по ширине сцены. Перспектива в глубину не столь очевидна, но, возможно, её можно было бы усилить, экспериментируя с расстановкой акустических систем. Тем не менее, оценка – 4.
Van den Hul Black Crimson Reference
(500 000 руб.)
Эта головка в нашем исследовании занимает особое положение, и не только из-за гораздо более высокой цены. Это образец мелкосерийной продукции, изготавливаемой вручную г-ном ван ден Хулом, опытным специалистом в области конструирования МС-картриджей. При описании я отойду от формальных рамок, т.к. звучание Black Crimson Reference в них попросту не укладывается.
Во-первых, у этой головки феноменальное музыкальное разрешение, она извлекает гармонию даже из, казалось бы, совершенно неудобоваримого нагромождения звуков. Во-вторых, она настолько точно передаёт микродинамику, что инструменты кажутся совершенно живыми. И что важно, поверхностные шумы, треск и щелчки на пластинках не акцентируются.
Бас глубокий и при этом лёгкий, с массой подробностей, верх воздушный. Тарелки звучат так, как записаны – не некоторых треках ярко, кое-где чуть сглаженно, но всегда абсолютно натурально.
И, наконец, гармонический баланс таков, что каждый инструмент можно чётко идентифицировать, но сам оркестр при этом составляет единое целое.
Соответственно, Black Crimson Reference выводится из общего конкурса – картридж на голову выше остальных участников по музыкальности и способности увлечь своим звучанием.
Соответственно, наш рейтинг выглядит так:
EMT JSD VM – 14 баллов
Sumiko Palo Santos Presentation – 13 баллов
Audio-Techniсa ART 1000 – 12 баллов
Acoustical Systems Astron – 11 баллов
Разумеется, это не истина в последней инстанции, хотя все участники тестировались в абсолютно одинаковых условиях. Вполне возможно, что в некоторых случаях оценка за воспроизведение баса была снижена не по вине самой головки, а из-за неоптимального согласования с тонармом. Так что при выборе картриджа (а в этом ценовом диапазоне особенно обидно ошибиться) имеет смысл ориентироваться на формулу, связывающую податливость подвижной системы с эффективной массой тонарма. Методику расчёта можно легко найти в Сети. И, конечно, при выборе лучше слушать «размятые» головки, проработавшие хотя бы 25 – 30 часов.
Комментарии [10]
Макс
отслушал семплы с этих головок — вывод Van den Hul Black Crimson Reference сбалансированное глубокое точное звучание , Audio-Techniсa ART 1000 технически точное сбалансированное звучание, есть легкая просадка по саб басу…..
остальные три головки звучат разбалансированно — перегружены басовыми гармониками и в целом неприятны по тембру. Общая должная ценовая ниша по всем прослушанным головкам субьективно 40-50 тр (никак не 300-500))
Александр Бокарёв
Довелось изучить сигнальный кабель Ортофон для винила, первое впечатление: да что они наворочали, зачем все так мощно , сечение миллиметра полтора , сам кабель толстенный, внутри две витых балансных пары, в экране, потом изоляция и второй экран поверх неё. При этом погонная ёмкость невелика, по памяти, пик 80.
Такая мудрёная конструкция при всех неудобствах с распайкой обладает универсальностью . Для МС головок у него ничтожное омическое, для ММ головок невысокая емкость , балансная конструкция и двойной экран.
Видимо, не всякие навороты бесполезны и излишни.
Валерий
Видео версия тестирования с семплами https://youtu.be/xmUfuP5G-ZQ
Дмитрий
Попробуйте графики поищите в интернете, но график вам ничего не скажет как звучит, верьте тестам и делайте сами выбор, какой бренд кому нравится
Виктор
Много красивых слов и оборотов, но ни одного графика АЧХ !!!
Николай ЕФРЕМОВ
И что бы Вам дали эти графики?
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
Это так. Ровная линия от 20 Гц до 20 кГц без выбросов и провалов мало что говорит о звучании. Единственное, что могу отметить в звучании МС головок, так это отсутствие почерка самой головки, есть только звук винила без постороннего окраса, обычно присущего ММ. Различие между самими МС головками для меня трудно уловимо. Там все различия скорее определяются радиусом и заточкой иглы и материалом кантилевера, тогда как сама подвижка практически безинерционная.
алексей
Van den Hul Black Crimson Reference еще бы она не звучала если верить описанию ведь у нее катушка не из меди а из золота отсюда и цена
Александр
Потрясающие цены. Потрясающе экранированные (4 слоя экрана) кабели за 2,5 миллиона. И на этом фоне четыре разноцветных неэкранированных сопливых проводка звукоснимателя смотрятся прямо эпично) Говорю всего лишь как радиолюбитель с детства)
Евгений
Где Вам поставить ЖИИИРНЫЙ плюс, мне это тоже бросилось в глаза. Считаю кабели по цене соизмеримые с комплектом аппаратуры, аппаратуры, сложного электронного изделия и КАБЕЛЬ, набором проводов, полным абсурдом. А это так театр абсурда, его апофеоз.