В распоряжение редакции поступили наушники, которые претендуют ни много ни мало на обладание самой совершенной изодинамической открытой конструкцией. А если вас смущает тот факт, что они разработаны и произведены в Китае, то не спешите с выводами. Сегодня именно там быстрее всего воплощаются в жизнь самые фантастические технологии.
ОТКРЫТИЕ ОТКРЫТОГО
10-15 лет — не самый большой срок для того, чтобы молодому аудиобренду доказать свою состоятельность. Однако доктор Фанг Биянь, основавший компанию HiFiMAN. это сделал в полной мере за куда более короткий период. В 2005-м он взялся продавать наушники через свой интернет-магазин, а уже спустя пять лет сменил офис в Нью-Йорке на провинцию Тяньцзинь, где открыл два небольших завода по выпуску наушников и цифровых плееров собственной конструкции, которые сразу получили очень лестные оценки у экспертов.
В нынешнем году его бренду исполнится 12 лет. В ассортименте – уйма техники для персонального аудио, в том числе и две топ-системы с электростатическими наушниками и специализированными усилителями (Shangri-La и Shangri-La Jr), способные поспорить в совершенстве с самыми продвинутыми конструкциями в мире. Нам же сегодня предстоит познакомиться с аудиофильскими наушниками, которые по ценовой шкале в серии Reference вторые после флагманской модели.
В нескольких словах наушники Susvara проще всего представить как вершину эволюции магнитопланаров.
В нескольких словах наушники Susvara проще всего представить как вершину эволюции магнитопланаров. В разработке у Фанга было сразу несколько «ветвей» наушников, использующих данный вид преобразователя – с симметричным магнитным полем (HE-6) и с односторонними магнитами (HE-4), с улучшенной асимметричной системой (HE-1000) и с высокочувствительными приводом (Edition X). Имея столь широкую конструктивную базу, было вполне логично предпринять попытку создать стереотелефоны, раскрывающие потенциал изодинамических технологий по максимуму.
И тут весьма кстати пригодились наработки, полученные при проектировании электростатов. Огромные круглые диафрагмы из невесомого нанометрового полимера – именно оттуда. На них нанесены едва видимые звуковые катушки из золота. Главный технологический секрет состоит в получении на поверхности пленки тончайшего и при этом очень однородного проводящего покрытия определенной конфигурации и сопротивления.
Но конструктор резонно посчитал, что это не станет проблемой для тех, кто готов выложить за наушники почти 6,5 тыс. долларов.
Вторая эксклюзивная фишка Susvara – «невидимые магниты». В отличие от других планаров, смонтированные в Susvara на жесткую раму намагниченные элементы имеют скругленный профиль, создают позади себя куда меньшую акустическую «тень» и, по идее, оказывают еще меньшее влияние на подкраску звучания, чем даже полупрозрачные сетки-статоры в электростатах. Короче говоря, Фанг взял свои самые дорогие «скоростные» и широкодиапазонные излучатели и обеспечил для их работы условия с минимальными отражениями и дифракциями, поступившись ради этого только чувствительностью. У новых моделей она составляет всего 83 дБ, что, кстати, ограничивает выбор подходящих усилителей. Но конструктор резонно посчитал, что это не станет проблемой для тех, кто готов выложить за наушники почти 6,5 тыс. долларов – такие клиенты смогут себе позволить любой специализированный усилитель топ-класса с требуемым запасом мощности (в линейке HiFiMAN, кстати, есть такой – EF1000).
Сделаны новые магнитопланары довольно технологично и без какой-либо пижонской отделки: цельнолитые открытые «чашки» из серого пластика по ободу скромно декорированы деревянным шпоном и несут на себе съемные комбинированные текстильно-кожаные амбушюры, которые охватывают уши полностью. Изнутри излучатели защищены патентованной системой решеток Window Shade. Сами корпуса, кстати, намного шире, чем у HE-1000v2, хотя все остальное у Susvara почти идентично упомянутой модели. Я говорю про легкое арочное оголовье из металлической полосы и мягкую опорную ленту под ней, про конструкцию регуляторов и подвесов… В комплекте – недешевый футляр для хранения, сертификаты соответствия для каждого номерного излучателя, съемный гибридный кабель со стандартными 2,5-миллиметровыми «джеками» на стороне наушников и четвертьдюймовым на противоположной стороне. Причем внешне он заметно солиднее того, что HiFiMAN показывал в рекламных материалах для Susvara, что стало приятным сюрпризом.
Первые впечатления от наушников при транзисторном усилении точнее всего описать словами: «Да не может такого быть!»
Низкая чувствительность Susvara повлияла на выбор усилителей в нашем прослушивании. Поскольку упомянутый EF1000 был недоступен, мы взяли 7-ваттный транзисторный Fostex HP-A8 Mk2 – аппарат проверенный и максимально универсальный, вдобавок оснащенный встроенным ЦАПом на продвинутом 32-разрядном чипе AK4490. Но сигнал с его выходов отправлялся не только на полупроводниковый тракт, но и на бескомпромиссный ламповый Fostex HP-A8 с триодами 300B на выходе. Несмотря на более чем втрое меньшую мощность этого великана, именно с ним получилась потрясающее звучание. Но не будем забегать вперед.
Первые впечатления от наушников при транзисторном усилении точнее всего описать словами: «Да не может такого быть!» По любому из критериев звучание сразу заслуживало возведения в превосходную степень. Это был какой-то гипердинамичный драйв, с наноподробностями, с беспрецедентной рельефностью на басах и выразительнейшей атакой. Лавина звуковой информации от Susvara ошеломила настолько, что я выключил звук и послушал тестовый аудиотракт с несколькими другими знакомыми мне наушниками. С ними звучание сразу спустилось до разряда обыкновенного, но этот опыт был полезен. Я выяснил, что даже в сравнении с другими открытыми моделями Susvara в «молчаливом» состоянии – самые что ни есть открытые. Остальные модели в какой-то степени «затеняли» внешний акустический фон, сжимали его вокруг головы, а эти – нисколько! Поэтому для комфортного прослушивания музыки в Susvara потребуется полная тишина в комнате и, возможно, даже некоторая акустическая обработка для нее.
Слушаю старые любимые вещички Led Zeppelin, и отмечаю нескончаемый поток знакомых и новых нюансов, протекающих щедрым потоком прямо сквозь голову.
Суперинформативность примененных в этих наушниках излучателей – мощная, но все-таки опасная вещь. Даже сануд хорошего усилителя-середняка начинает казаться уродливым. Все технические моменты – «подогретые» транзисторные оттенки в верхней середине, мельчайшие окрашивающие тона, которые придают жестковатость на ВЧ, своеобразная передемпфированность баса и тому подобное – проявляются с такой силой, что от них невозможно отвлечься. Слушаю старые любимые вещички Led Zeppelin, и отмечаю нескончаемый поток знакомых и новых нюансов, протекающих щедрым потоком прямо сквозь голову. Меняю один USB-кабель на другой и впервые сталкиваюсь с тем, чтобы именно наушники раскрывают разницу между цифровыми соединителями более явно, чем это может большая отстроенная аудиосистема с референсными колонками!
У Susvara есть масса достоинств, которые и ждешь от наушников эталонного уровня: правильная пространственность, почти абсолютная линейность, монументальнейший (а для пленок – в особенности) бас, прозрачные середина, верх, суперверх… Наушники настолько педантичны и точны, что в них, кажется, можно лишь по одному шуму различать типы лент и марки студийных рекордеров у старых аналоговых записей.
Наушники способны сохранять девственную чистоту на серьезных уровнях до такой степени, что просто перестаешь понимать, насколько высока реальная громкость воспроизведения.
Но стоит перейти с транзисторного тракта на ламповый, как происходит важная метаморфоза – аналитический характер воспроизведения заменяется выразительной музыкальностью. Вроде все сохранилось: и супердетальность, и динамика, и пространство, но теперь хочется следить за мельчайшими интонациями пения, находить индивидуальные отличия в технике игры в группе исполнителей. Это очень полезный для эксперта опыт – услышать, как все порядком надоевшие тестовые музыкальные сэмплы приобретает гармонию и пластичность. Правдоподобие возрастает на порядок. Ясность и упорядоченность усиливается настолько, что остаешься буквально один на один с ожившей записью – все внимание захватывает атмосфера студии, игра музыкантов и, конечно, их творчество. В звуке не остается ничего такого, что могло бы отвлекать. Подкраски на ВЧ попросту нет нигде, середина читается как открытая книга по всем динамическим пластам, а бас проработан до последней вибрации – он не округлый или еще какой-то, а именно что разнообразный, живой, с колоритом. Я делаю всего пару проб для выбора наилучшего интерконнекта между ЦАПом и ламповым усилителем (останавливаюсь на «плетенке» Labkable из монокристаллической меди), и все окончательно приводится к идеальному балансу – можно блаженно расслабиться…
На этом можно было бы и закончить рецензию, но чем больше вы будете слушать музыку на Susvara, тем отчетливее будете понимать, что еще не все «аппаратные» примеси в их звучании смыты начисто – вы начнете подмечать какие-то совсем микроскопические огрехи. Я уверен на 100%, что все они на совести источника, кабелей, усилителей, питания и вряд ли – самих наушников. Единственное ограничение, которые вносят Susvara, касается предельной динамики. Наушники способны сохранять девственную чистоту на серьезных уровнях до такой степени, что просто перестаешь понимать, насколько высока реальная громкость воспроизведения. Поэтому будьте внимательны с регулятором уровня – с этими наушниками очень легко увлечься громкостью. Услышав характерный хруст-треск на особо мощных бочках, который говорит о достижении мембранами предельных амплитуд, либо грязные призвуки в середине, свидетельствующие о клиппинге усилителя, просто слегка убавьте уровень. Вы ничего не потеряете – полный частотный и динамический диапазон и так останется весь в вашем распоряжении.
СИСТЕМА
- Источник
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- ЦАП/усилитель Fostex HP-A8 Mk2
- Усилитель Fostex HP-V8
- Кабели
- цифровые InAkustik Referenz High Speed USB 2.0 и iFi USB
- межблочные Sommer Cable (ProFi Corona LNS), InAkustik Referenz NF-102, Labkable OCC Cooper 8.0
- силовые Fisch Audiotechnik Performance-2
Производитель: HiFiMAN Corporation (Китай)
www.hifiman.com
Сопротивление: 60 Ом || Акустическое оформление: открытое || Воспроизводимый диапазон: 6 — 75 000 Гц || Чувствительность: 83 дБ || Масса: 450 г || Цена: 430 000 руб.
Редакция благодарит магазин Dr.Head за помощь в проведении теста.
Комментарии [7]
Александр Ростов-на-Дону
Руслан точно подметил тонкие звуковые нюансы, отличающие подачу лампового усилителя от транзистора. Включая вдруг проснувшийся интерес к сотням раз прослушанных тестовых треков, которые звучат по -новому, интересно и музыкально.
Вам слушать или анализировать? Слушать- пожалуйте к лампе. )))
Вася
обозреваете наушники за пол ляма, а АЧХ их не померили… что за обзорщики…
Andre
Уважаемый, я не Руслан, не автор обзора, НО — до ЕГО опыта мне, как раком до не Марса даже, а до ближайшей к нам звезды вне Солнечной системы. А посему — поверьте ему на слово: ДАЖЕ ИДЕАЛЬНАЯ АЧХ ни о чем вам НЕ скажет, ПОКА данные наушники не послушаете вы сами. КАКИЕ БЫ ИДЕАЛЬНЫЕ параметры не были у обозреваемого продукта, сие вовсе не означает априори, что продукт понравится всем и каждому без исключения: у всех разная голова (размеры), разное восприятие (кто то носит накладные и терпеть не может «затычки» и наоборот) и тд и тп. На вкус и цвет друзей нет. Всё познается на основании ТОЛЬКО личного опыта.
Александр Ростов-на-Дону
«Отеманно» — как говаривал незабвенный Хрюн Моржов. Довелось увидеть ачх всех выпускаемых наушников, измеренные на искусственной голове. Там редкого ужаса картина. Никто не поверит, что такое способно звучать. И тем не менее, многие наушники отлияаются ровнейшим балансом, несмотря на чудовищную ачх. Тонкость- в условиях работы, замкнутый объем плюс пельмень ушной раковины, суммарно там все тяжко, но слух заточен на ровность, мысленно скорректорован, оттого и результат достойный.
А то, что у изодинамиков изначально ачх ровнее прочих, это факт.
Николай ЕФРЕМОВ
АЧХ наушников корректно можно измерить только на спец. устройстве под названием»искуственная голова» с микрофонами в слуховых каналах и собственной АЧХ, зеркальной особенностям нашего слуха. Тогда получается достоверная картина. Такие головы выпускала фирма Брюль и Кьер, и стоили они космических денег. Все остальные измерения — профанация.
Александр Ростов-на-Дону
Это так. Смотрел микрофоном свои наушники, с помошью переходника- шайбы , ачх уродливая, хотя наушники изначально ровные, AKG K141 Monitor. А интересно , производители наушников способны разориться на искусственную голову или сойдет и так, поверят на слово?
Знаю нескольких ценителей изодинамических наушников. они кроме Фостекса TRP50 другого ничего слышать не желают. Но там и цена.
Игорь
Пошто не было кабелей Furutech?(Шутка,с большим оттенком зависти).Спасибо,за обзор!Было очень познавательно!(Я и раньше хотел ограбить банк,а теперь это желание увеличилось на порядок).