Пожалуй, в High End индустрии нет более известного имени, чем Дэн Д’Агостино. Этот человек создал немало усилителей, и даже те, что были выпущены десятилетия назад, до сих пор не потеряли в цене. Его техника всегда отличалась бескомпромиссной конструкцией и безупречным звучанием.
Сегодня мы испытаем в одной системе несколько разработок мастера – ставшие классикой моноблоки Momentum 300 и комплект из новой линейки Progression.
ФОРСАЖ ДЛЯ МЕЛОМАНА
Долгое время имя Дэн Д’Агостино было связано с компанией Krell, и под этим брендом было выпущено немало техники, получившей культовый статус. Основав в 2012 году собственную фирму Dan D’Agostino Master Audio Systems, аудио гуру получил возможность реализовывать свои замыслы без оглядки на мнение инвесторов и маркетологов. Факсимиле Dan D’Agostino стало символом High End Audio в его самой радикальной ипостаси – без оглядки на габариты, массу и стоимость. В интервью американскому журналу Positive Feedback Дэн сказал буквально следующее: «В этой компании (MAS) меня практически ничего не интересует, кроме звучания. Проектирую технику, невзирая на то, как она выглядит и что покажут лабораторные измерения… Существует базовая схема, которую я адаптирую под разные проекты и совершенствую, раз за разом отслушивая полученный результат». Тут, конечно, есть некоторая доля лукавства, поскольку с техническими характеристиками у изделий Dan D’Agostino всё в порядке, да и с дизайном тоже, в чём вы можете убедиться сами. Самый выдающийся элемент Momentum M300 – стрелочный индикатор в стиле стимпанк, ставший визитной карточкой бренда.
Факсимиле Dan D’Agostino стало символом High End Audio в его самой радикальной ипостаси – без оглядки на габариты, массу и стоимость.
У моноблоков Momentum M300 радиаторы выточены из чистой меди, которая, как известно, обладает гораздо лучшей теплопроводностью, чем алюминий. Иначе при таких размерах корпуса вывести наружу и рассеять около киловатта тепла невозможно — усилитель выдаёт 300 Вт на восьми омах, 600 на четырёх и 1200 на двух. Строго линейная зависимость свидетельствует о рекордно высокой энерговооружённости блока питания, что подтверждается и весом аппарата, превышающим 40 кг. Изрядная его часть приходится на тороидальный трансформатор мощностью 1600 ВА, занимающий почти ¾ корпуса.
Ещё одна причина использования меди в том, что 12 пар выходных транзисторов, установленных на таких теплоотводах, имеют одинаковую температуру. При этом заметно снижаются искажения, особенно на малых уровнях, что Дэн считает чуть ли не главным признаком хорошего усилителя. При работе радиаторы и корпус греется так, что рука еле терпит, похоже, что ватт до 40, а может, и больше, усилитель работает в классе А.
Сигнал на моноблоки подаётся через единственный разъём XLR, а снимается с пары массивных винтовых клемм.
У моноблоков Momentum M300 радиаторы выточены из чистой меди, которая, как известно, обладает гораздо лучшей теплопроводностью, чем алюминий.
Серия Progression появилась относительно недавно, и в ней Д’Агостино совместил свои классические решения с востребованным в наше время набором функций. Так, в Progression Preamplifier был добавлен цифровой тракт с оптическим, коаксиальным и USB входом – первое подобное решение в истории бренда. Цифроаналоговый конвертер поддерживает PCM с разрешением до 24 битаt/384 кГц и DSD 256 и имеет симметричный выход. Дальнейший аналоговый тракт балансный, выполнен на дискретных элементах без общей обратной связи, и даже при этом имеет малые искажения (>0,018% во всём слышимом диапазоне) и полосу усиления вплоть до 1 МГц.
Регулятор громкости представляет собой 4-секционный аттенюатор на высокоточных резисторах, коммутируемых транзисторными ключами. При повороте ручки стрелки индикаторов на короткое время поднимаются, показывая оставшийся запас громкости, а при установке стереобаланса позволяют оценить разницу между каналами.
Ещё одно нестандартное решение – дистанционное управление по Bluetooth. Дальность действия у него в пять раз больше, чем у традиционных инфракрасных систем и не ограничивается прямой видимостью. К тому же пульт не обязательно направлять на стойку с аппаратурой.
Блок питания выделен в отдельный корпус с надёжным электромагнитным экранированием. Переменное напряжение поступает на трансформатор через два фильтра: один отсекают ВЧ-помехи, а второй устраняет постоянную составляющую, появляющуюся при перегрузке сети.
Линейных входов у Progression Preamplifier шесть – четыре балансных XLR и два RCA. Выходов два, и оба балансные, что позволяет подключить несколько усилителей мощности.
Ещё одно нестандартное решение – дистанционное управление по Bluetooth. Дальность действия у него в пять раз больше.
У нас он был один — Progression Stereo, 57-килограммовый монстр в корпусе из фрезерованного алюминия и с огромным иллюминатором на лицевой панели. У него такая же выходная мощность, как у пары описанных выше моноблоков, но при этом он не так сильно греется. Тут всё дело в фирменной системе питания Super Rail, принцип которой Д’Агостино, по его собственному признанию, позаимствовал у специалистов по форсированию автомобильных двигателей. Напряжение на шинах питания (rails) меняется в зависимости от амплитуды сигнала – оно максимально на пиках и минимально на тихих фрагментах. При этом и выходной каскад не «голодает», и энергия зря не переводится в тепло. Основа системы – трёхкиловаттный трансформатор и банк конденсаторов ёмкостью 400 000 мкФ.
Впрочем, теплоотводы у Progression Stereo тоже серьёзные – каждый фрезеруется из 22-килограммовой алюминиевой заготовки. Вертикальные отверстия улучшают охлаждение за счёт естественной конвекции. Несмотря на солидные габариты, усилитель не выглядит громоздко – закруглённая сверху лицевая панель скрадывает высоту корпуса. Выпускается он в двух стандартных цветах, серебристом и чёрном, но возможны и варианты по индивидуальному заказу.
Система для прослушивания была подобрана в соответствии с классом испытуемых. CD-транспорт Aqua La Diva подключался к цифровому хабу Ayre Acoustics QX-5 Twenty, сигнал с которого подавался на предварительный усилитель Progression Preamp. Акустические системы — ATC EL150 чувствительностью 91 дБ.
На первом этапе они были подключены по схеме bi-amping, в которой нижняя полоса озвучивалась моноблоками Momentum M300, а верхняя – стереофоническим Progression Stereo. В этой конфигурации мы оценивали энергетический потенциал M300 и способность стерео оконечника передать музыкальную информацию в самом ответственном диапазоне. А уж заодно, включив в систему все компоненты Dan D’Agostino одновременно, выявить их фирменную звуковую сигнатуру.
У ATC EL150 довольно тяжёлые 15-дюймовые драйверы, держать которые в строгом подчинении довольно сложно – в этом я не раз убеждался на собственном опыте. Сейчас же акустика предстала совершенно в ином качестве – мы получили прекрасно управляемые мониторы дальнего поля с очень быстрым и чётко структурированным басом. Если не знать, что воспроизводится запись ударной установки, можно подумать, что она реально находилась в паре метров от нас. Колоссальное звуковое давление, живая энергетика во всём диапазоне от большого барабана до тарелок, ни малейшего сбоя ритма и очень богатая звуковая гамма – именно это и вызывает ассоциации с живым звуком. На симфонической музыке производит впечатление масштаб оркестра, тембральное разрешение (слышно каждый инструмент со всеми нюансами) и образцовая разборчивость на tutti, когда акустика выстраивает самую настоящую звуковую стену. А в паузах и на тихих музыкальных фрагментах тоже чувствовалась жизнь, был воздух и какое-то неуловимое движение. И это при суммарной мощности усиления более 2 квт! Оконечники делали с огромной акустикой всё, что хотели: выбивали из них колоссальный оглушающий саунд, заставляли петь, выстреливать резкими басовыми нотами, звенеть серебром…И в этом не было ни капли театральности – при всём колоссальном потенциале мы слушали именно музыку.
Оконечники делали с огромной акустикой всё, что хотели: выбивали из них колоссальный оглушающий саунд, заставляли петь, выстреливать резкими басовыми нотами, звенеть серебром…
Теперь вариант №2: выключаем Momentum M300, соединяем перемычками входные клеммы акустических систем и подводим сигнал от Progression Stereo по двухпроводной линии. Честно скажу: ожидал провала по общей динамике, но этого не произошло – удар остался столь же впечатляющим, гулкости (признака ослабления контроля) не прибавилось, драйв не ослаб. Хотя изменения, конечно, произошли – чуть менее заметней стала инфранизкая составляющая, музыкальный баланс слегка посветлел. Общая картина воспринималась не менее динамичной, но более комфортной. Богатая нюансировка в средней полосе (купольные СЧ-головки в EL150 продемонстрировали все свои способности), живой вокал, лёгкий, прозрачный верхний спектр, с настоящей «искрой» при поддержке плотного, быстрого баса – это действительно производит впечатление.
На редкость натурально передаются резкие перепады уровня – не заметны ни искажения, ни ограничения на пиках, даже когда стрелки в «иллюминаторе» подскакивают до 200-ваттных отметок. Звучание в целом свободное, я бы даже сказал свежее, без синтетики. Даже на сложных записях отмечался правильный расклад инструментов и голосов, ничто не смешивалось и не превращалось в кашу.
Богатая нюансировка в средней полосе, живой вокал, лёгкий, прозрачный верхний спектр, с настоящей «искрой» при поддержке плотного, быстрого баса – это действительно производит впечатление.
Должен заметить, что система оказалась чрезвычайно отзывчивой на подбор кабелей. Мы перепробовали самые разные сочетания, и каждый раз в характере звучания замечалось что-то новое. Заменой сетевиков удавалось повлиять на подвижность баса и, как ни странно, на построение сцены. В частности, усилить фокусировку образов на краях и продлить перспективу в глубину, хотя в любом варианте пространство было трёхмерным, с явным уходом за переднюю линию. Перебором межблочников можно изменить баланс между серединой и верхом, повысить контрастность и «атмосферность».
Наши эксперименты показали, что при киловаттном потенциале усилители Dan D’Agostino настолько точны и деликатны, что способны донести до слушателя не только все музыкальные нюансы, но и особенности каждого звена системы, включая и кабели. И это очень ценный бонус, позволяющий придать безукоризненному звучанию системы особые индивидуальные черты.
СИСТЕМА
- CD-транспорт Aqua La Diva
- Сетевой проигрыватель Lumin X1
- Цифровой хаб Ayre Acoustics QX-5 Twenty
- Предусилитель Dan D’Agostino Progression Preamp
- Усилитель мощности стерео Dan D’Agostino Momentum M300
- Усилитель мощности стерео Dan D’Agostino Progression Stereo
- Акустические системы ATC EL150
- Кондиционер питания Torus Power RM16
- Кабели:
- акустические HMS Gran Finale Jubilee
- межблочные HMS Gran Finale Jubilee XLR, Kubala Sosna Realization XLR
- сетевые HMS Energia, Living Athmos Reference, Kubala Sosna Sensation, Siltech Ruby Mountain 2
Dan D’Agostino Momentum M300
Производитель: Master Audio Systems LLC (США)
https://dandagostino.com
Конфигурация: моно || Выходная мощность: 300 Вт (8 Oм), 600 Вт (4 Oм), 1200 Вт (2 Ома) || Полоса воспроизводимых частот (-1 дБ): 1 Гц — 200 кГц || Усиление: 26,5 дБ || Коэффициент искажений (1 кГц, 300 Вт, 8 Ом): <0.03 || Отношение сигнал/шум: -105 дБ || Входное сопротивление: 1 МОм || Выходное сопротивление: <0,12 Ом || Потребляемая мощность в режиме standby: <1 ВА || Габариты: 318 x 470 x 109 мм || Масса: 40,8 кг || Цена за пару: 4 300 000 руб.
Dan D’Agostino Progression Preamp
Аналоговые входы: 4 х XLR стерео, 2 х RCA стерео || Цифровые входы: USB A, TosLink, Coax || Аналоговые выходы: 2 х XLR стерео || Поддерживаемое разрешение конвертора: PCM до 24 бит/384 кГц, DSD 11,2 МГц || Дистанционное управление: Bluetooth || Отношение сигнал/шум: -95 дБ || Полоса воспроизводимых частот (-3 дБ): 0,1 Гц — 1 МГц || Усиление: +8/+14 дБ || Коэффициент нелинейных искажений (20 Гц — 20 кГц): <0,018% || Потребляемая мощность в рабочем режиме: <40 Вт || Габариты (Г х Ш х В): н.д. || Масса: н.д. || Цена: 1 645 600 руб.
Dan D’Agostino Progression Stereo
Конфигурация: стерео || Выходная мощность RMS: 2 х 300 Вт (8 Oм), 2 х 600 Вт (4 Oм), 2 х 1200 Вт (2 Ома) || Полоса воспроизводимых частот (-1 дБ): 1 Гц — 200 кГц || Усиление: 26,2 дБ || Коэффициент искажений (1 кГц, 300 Вт, 8 Ом): <0.15% || Отношение сигнал/шум: -105 дБ || Входное сопротивление: 100 кОм || Выходное сопротивление: 0,15 Ом || Габариты: 457 x 508 x 190 мм || Масса: 57 кг || Цена: 1 645 600 руб.
Редакция благодарит салон High End Avenue за помощь в проведении теста