Как же далеко продвинулась аудиоиндустрия в области воспроизведения онлайнового контента! Относительно недавно начав конкурировать с CD, к сегодняшнему дню стримеры достигают таких высот, о которых мы и мечтать не могли. Но настоящих высот достигают производители, которые не только «на ты» с цифровыми технологиями, но и имеют богатый опыт создания серьёзных аналоговых компонентов. И сегодня у нас на прослушивании именно такой уникум, сочетающий продвинутый хай-тек с хай-файной классикой.
ВЛАСТЕЛИН СЕТИ
начале нынешнего года в каталоге Naim Audio появились три новых стримера ND5 XS2, NDX 2 и ND555, позиционируемых по принципу «хороший – ещё лучше – самый хороший». И хотя они созданы на общей платформе, разница между ними значительна, и в уровне применённых решений и, конечно, в цене.
ND 555 в этой троице самый старший, и он же — первый сетевой проигрыватель в премиумной 500-й серии. Соответственно, в нём лучшие наработки британских инженеров реализован по максимуму и без компромиссов. На его создание ушло около четырёх лет, и при том, что базовые принципы стриминга и преобразования цифры в аналог известны давно, отработаны на практике и отшлифованы. Но дело в том, что Naim всегда педантично устранял все мелочи, способные негативно повлиять на звучание, и находит для этого собственные, не стандартные решения. И в ND 555 их более чем достаточно.
Дело в том, что Naim всегда педантично устранял все мелочи, способные негативно повлиять на звучание, и находит для этого собственные, не стандартные решения
Прежде всего, это плата стриминга NP800, разработанная с нуля. Она построена на процессоре ARM Cortex A8 с тактовой частотой 1 ГГц, что позволяет без тормозов получать контент высокого разрешения по широкополосным сетям. После DSP данные закачиваются в буфер, ёмкость которого достаточна, чтобы при отключении входного сигнала в течение почти пяти минут воспроизводить аудио в формате 44/16. Из буфера данные извлекаются с тактированием от образцового генератора, который также синхронизирует работу ЦАПов. Всё это помогло существенно снизить джиттер на внутренних шинах. Плата стримера помещена в клетку Фарадея – стальной экран с многочисленными просечками.
Ещё одно радикальное решение, позволяющее снизить искажения и шумы при передаче тактовых импульсов между отдельными платами проигрывателя (а их, между прочим, 10 и половина из них шестислойные) – LVDS (low-voltage differential signalling, т.е. низковольтная дифференциальная передача сигнала). Суть в том, что логическая единица здесь имеет амплитуду не 3,3 В, как в большинстве современных цифровых схемах, а в 10 раз меньше, и отсчитывается не от нуля, а от потенциала +1,2 В. Такие линии лучше работают на высоких частотах, дают меньше наводок на остальные части схем, избавлены от т.н. «земляного шума». Кроме того, цифровые данные передаются к ЦАПам формате I2S, раздельно для правого/левого каналов и тактовых импульсов.
Плата конвертеров закреплена на латунной пластине массой 2,6 кг, которая, в свою очередь, подвешена на шести пружинах.
Для преобразования цифры в аналог инженеры Naim всегда предпочитали мультибитные чипы PCM1704. Они около 10 лет назад были сняты с производства, но до сих пор, по мнению многих экспертов, считаются лучшими по звуку. И ND 555 не исключение – в нём установлены PCM1704U-K высшего грейда с лазерной подгонкой резисторной матрицы R2R. Плата конвертеров закреплена на латунной пластине массой 2,6 кг, которая, в свою очередь, подвешена на шести пружинах. Такая развязка от шасси обеспечивает 100-процентную защиту от внешних вибраций с частотой выше 10 Гц.
Единственный минус чипа PCM1704 в том, что он не поддерживает DSD, поэтому входной поток с частотой до DSD128 преобразуется в PCM и подвергается 16-кратному апсэмплингу. За это отвечает 40-битный процессор SHARC ADSP21489, который также приводит к единому формату сигналы, поступающие со входов SPDIF и платы стримера. Он же работает и как цифровой фильтр Саллена-Кея шестого порядка.
Вся аналоговая часть – преобразователь ток-напряжение, фильтры и выходные каскады – собраны на отдельной плате исключительно на дискретных элементах. В схеме используется экранирование отдельных деталей, сама плата закреплена через амортизаторы.
Вот ведь как интересно: чем глубже разработчики вникают в суть цифровых процессов, тем больше приёмы для улучшения звучания похожи на те, что применяются в аналоговой технике – балансные линии, экранирование и демпфирование печатных плат, очистка питания…
Чем глубже разработчики вникают в суть цифровых процессов, тем больше приёмы для улучшения звучания похожи на те, что применяются в аналоговой технике.
Последнему аспекту специалисты Naim всегда уделяли особое внимание, а в нашем случае подход можно считать просто перфекционистским. У ND 555 все трансформаторы, выпрямители и стабилизаторы вынесены в отдельный полноразмерный блок NAPS 555 DR, который выдаёт четыре независимых линии для питания цифровой части, и десять – для аналоговой. Более того, на всех платах ND 555 установлены развязывающие транзисторные фильтры, т.н. «умножители ёмкости».
Вдобавок ко всему, на задней панели проигрывателя имеется разъём для подключения второго NAPS 555 DR — с ним, как утверждают англичане, звучание будет ещё лучше.
Новая платформа Naim при стриминге принимает аудио с разрешением до 32 бита/384 кГц и DSD 128 и обеспечивает работу с Roon, Apple AirPlay и Google Chromecast (до 192 кГц, если провайдер на это способен), а также с сервисами Tidal и Spotify Connect. Единственно, чего нет в ND 555 – поддержки MQA, но на мой взгляд, без неё вполне можно обойтись.
Управляется ND 555 несколькими способами. Самый очевидный – посредством продвинутого пульта Zigbee, который работает даже «из-за угла» и может быть направлен в любую сторону. Гораздо удобнее приложение Naim App для iOS и Android с наглядным контролем над всей техникой Naim и доступом ко всем сетевым и физическим источникам. С его помощью можно синхронизировать несколько плееров Naim для одновременного воспроизведения и управлять музыкальным сервером Uniti Core. Служебная информация и графика, включающая обложки альбомов, отображается на 5-дюймововом TFT дисплее. При желании, впрочем, его можно погасить.
Система для испытаний была построена в соответствии с классом источника: аналоговый сигнал с 5-штырькового DIN-выхода подавался на предварительный усилитель NAC552 с внешним блоком питания NAPS 552 DR, а с него на комбинацию bi-wiring – оконечники NAP 250 DR работали на ВЧ секции Neat Ultimatum XL10, а NAP 500 DR с питанием 500 PS усиливали среднюю и басовую полосы. В коммутации были задействованы топовые кабели Tellurium Q. С комнатой тоже было всё в порядке – она спроектирована так, что на нормальных уровнях громкости себя не проявляет. Музыка (в основном, хай-резы) воспроизводилась по локальной сети с NAS.
В нашем же случае сразу обратил внимание на источник: звучание оказалось не похожим ни на «цифровое», ни на аналоговое.
Когда слушаешь какую-нибудь систему, невольно в первую очередь оцениваешь усилитель и акустику, ведь именно они заметнее всего влияют на характер воспроизведения. В нашем же случае сразу обратил внимание на источник: звучание оказалось не похожим ни на «цифровое», ни на аналоговое. Колоссальный динамический диапазон, скорость и глубина баса, тембральная точность и потрясающая рельефность картины в сочетании с прозрачностью верхнего диапазона – на это не способны ни компакт-дисковые, ни самые дорогие виниловые проигрыватели. Более того, практически в этом же составе компонентов мне приходилось слушать другие сетевые проигрыватели, и такой свободы, ясности и детальности, как с ND 555, не ощущалось. Высоченные Ultimatum XL10 выстраивают широкую трёхмерную сцену, твитеры на верхней плоскости дают массу воздуха. На симфонических записях очень натурально передаётся объём зала, в самом буквальном смысле чувствуется его дыхание. Скрипка звучит лучше, чем на большинстве CD – живее, эмоциональнее и богаче тембрально. Послушал несколько рипов 44/16 с известных тестовых компактов – показалось, что в них даже больше информации, чем на оригиналах, да пластики в них побольше. Самое главное, при воспроизведении хай-резов с NAS не было ощущения бестелесности или отстранённости — наполнение, энергетическое даже в нижнем регистре очень плотное. На электронной музыке чётко прорисован каждый отдельный звук, идеально передаются пространственные эффекты, саунд мощный и насыщенный по всему диапазону. Детальность очень высокая, но не навязчивая, нюансы гармонично дополняют общую картину, не акцентируя на себе внимания.
Конвертирование DSD в PCM с последующим апсэмплингом организовано настолько грамотно, что типичные артефакты (вуаль в верхнем диапазоне, уплощение сцены) не ощущаются абсолютно. По характеру немного напоминает воспроизведение хорошей копии с магнитной ленты.
После ND 555 трудно слушать что-то другое, этот сложнейший аппарат с настоящим компьютерным трактом оказался чрезвычайно музыкальным. Не потому ли, что при проектировании были соблюдены правила, принятым в аналоговом хай-энде?
МУЗЫКА
- Anna Netrebko, «Opera Arias». Deutsche Grammophon 2003. FLAC 24/192
- Boris Blank, «Electrified» Polydor Records, 2014. FLAC 24/88,2
- Daft Punk, «Random Access Memories». Columbia Records, 2013 FLAC 24/96
- Dead Can Dance, «Dead Can Dance». 4AD Records, 1984 DSD64
- Deep Purple, «Machine Head». Warner Bros. Records 1972 DSD128
- Gustav Mahler: «Symphony No.3». Symphonieorchester des Bayerischen Rundfunks BR Klassik, 2012 FLAC 24/96
- Rammstein, «Mutter» Universal Music 2001 FLAC 16/44,1
СИСТЕМА
- Предварительный усилитель Naim Audio NAC552 + NAPS 552DR
- Усилители мощности:
- Naim Audio NAP 250DR
- Naim Audio NAP 500DR + 500PS
- Источник питания Naim Audio NAPS 555 DR
- Акустические системы Neat Ultimatum XL10
- Кабели:
- межблочные Naim Audio Super Lumina Interconnect DIN-DIN
- цифровой Tellurium Q Digital Streaming Black Diamond
- акустические Tellurium Q Ultra Black, Blue Diamond
- силовые Tellurium Q Black Power
Naim Audio ND 555
Производитель: Naim Audio Ltd (Великобритания)
www.naimaudio.com/ru
Аудио форматы: WAV, AIFF, FLAC, ALAC, Ogg Vorbis, WMA, M4a (CBR и VBR до 320 кб/с), MP3 (CBR и VBR до 320 кб/с), DSD64, 128 || Плейлисты: M3U, PLS || Интернет радио сервис: vTuner 5* || Форматы интернет радио: Windows WMF, MP3, ACC, OGG Vorbis и MMS || Цифровые входы: Ethernet, 2 х USB A (до 32/384) , RCA (до 24/192), 2 x TOSlink (до 24/96), BNC (до 24/192 || Аналоговые выходы: RCA, DIN 5 || Антенна : Wi-Fi (802.11 g или n при 2,4 ГГц), тип F || Беспроводные протоколы: Chromecast, Apple AirPlay, TIDAL, Spotify Connect, Bluetooth (AptX HD), Internet Radio, UPnP, Roon || Цифровые выходы: коаксиальные RCA и BNC (до 24/192, DoP 64Fs) || Габариты: 87 х 432 х 314 мм || Масса: 12,3 кг || Цена проигрывателя/блока питания: 1 264 900/797 900 руб.
Редакция благодарит салон InSound за помощь в проведении прослушивания.
Комментарии [2]
Андре
В первую очередь, Николаю спасибо за обзор. Цитата: «- на это не способны ни компакт-дисковые, ни самые дорогие виниловые проигрыватели.» Вот и я говорю: если грамотный, по-настоящему, стример — CD-проигрыватель, каким бы крутым он ни был и по цене и по исполнению, уже не нужен. Да, ND-555 стоит немалых денег (свыше 15000 евро ) плюс более половины этой суммы за специализированный источник питания к нему, без которого аппарат и работать не будет, НО в истории хай-энда были СD-источники, превосходящие данную связку по цене в разы (да тот же французский Kalista Ultimate SE от Metronome за 75 000 долларов, если не ошибаюсь). Так если есть совершенство по цене втрое меньшей, зачем платить больше?:)).
Alexander
Да — всё прекрасно! Но если бы в цифру не уходили промышленники, где бы был аналог (не обязательно винил) сегодня!?
Кстати и пиратство легче контролировать…