Перейти для участия в конкурсе:
Конкурс завершен. Кого именно выбрал генератор случайных чисел, вы можете сами увидеть на этом видео.
Все престижные бренды когда-то давно начинали маленькими фирмами, выпускавшими простые вещи типа рисоварок или радиоприемников. Но с годами выросли, накачали технологические «мышцы», приобрели авторитет и заняли подобающее место на рынке. Повторить их успех хотелось бы многим, но получается лишь у единиц. Тайваньской компании Dunu-Topsound это удалось, она стала одним из ведущих мировых производителей внутриканальных наушников. Пора уже и нам с ней познакомиться — начнем с топовой модели бренда, DK-3001.
ЛЕСТНИЦА В НЕБО
Судьба компании во многом типична для азиатских производителей: была создана в 1994 году на Тайване (промышленная революция началась там раньше, чем на материковом Китае), занималась первоначально OEM и ODM-производством аудиотехники, но очень быстро нашла свою специализацию: разработка и выпуск профессиональных внутриканальных наушников. А поскольку брендов в этой сфере раз два и обчёлся, можно без особого труда догадаться, чьи заказы она выполняла.
Большинство фирм на этом и останавливаются, лишь совершенствуя производственную базу и наращивая (по возможности) объемы. Но в Dunu-Topsound пошли дальше: стали развивать отдел разработок, вкладываться в создание собственных технологий, закупать прецизионное измерительное оборудование (Brüel & Kjær, Sunlight) и даже построили собственную безэховую камеру (поскольку занимались не только наушниками, но и акустикой). К сожалению, мы не знаем имен тех энтузиастов, что двигали фирму по этому пути, но они наверняка были. Китайским компаниям вообще свойственна скромность, граничащая с полной закрытостью, они начинают открываться для прессы лишь после того, как нанимают тор-менеджеров-иностранцев или создают филиалы в Европе или США. Вот тогда уже можно побеседовать с кем-то из руководства или даже попасть на экскурсию по фабрике. Но для DUNU это еще предстоящий этап развития, так что будем формировать свое представление о бренде исключительно по его продукции.
Шаг за шагом
Чуть больше года назад мне довелось послушать три флагманские модели наушников DUNU, последовательно выходившие одна за другой, — DN-1000, DN-2000 и DN-2000j. Все три — гибридные, с двумя арматурными драйверами и одним динамическим. Каждая последующая была заметным шагом вперед и вверх — улучшались технические характеристики, более породистым становилось звучание. Позже вышла еще модель DN-2002, также гибридная, но с комбинацией 2 + 2, то есть по два балансных и арматурных излучателя. Более поздние DK-3001 тоже 4-драйверные, но соотношение другое — один динамический с титановой диафрагмой диаметром 13 мм (у DN-2002 оба динамика имели калибр 10 мм) и три с уравновешенным якорем. Причем это не какой-то голимый noname, а Knowles — арматурные драйверы этой американской фирмы считают одними из самых лучших.
DK-3001 сильно отличаются по звуку от предыдущих моделей, это наушники заметно более высокого класса.
Несколько забегая вперед, скажу, что DK-3001 сильно отличаются по звуку от предыдущих моделей, на мой взгляд, это наушники заметно более высокого класса, причем не только по звуку, но и по эргономике: на предыдущий флагман, DN-2002, было много жалоб по этой части. Но надо понимать, что все это крайне индивидуально: в природе не существует внутриканальных наушников, которые подходят по своей форме и габаритам абсолютно всем слушателям — уши у всех разные. Конструкция DK-3001 оптимизирована под максимально широкую аудиторию.
Важные мелочи
Внешняя упаковка выглядит обыкновенно — сделано аккуратно, добротно, но без претензий на премиальность. Но внутри нас ждет сюрприз: исключительно качественный блестящий пластиковый футляр, заполненный аксессуарами: разные виды насадок (несколько пар силикона, комплект фирменных SpinFit, пара пенок Comply — в общей сложности 12 пар разных размеров, включая те, что уже на наушниках), насадки для фиксации в ушных раковинах на манер спортивных, жесткие заушины, два кабеля — обычный и балансный, переходник на 6,3 мм, авиа-адаптер, прищепка для кабеля. Человек, только что облегчивший свой бумажник, при виде такой щедрости моментально расслабляется.
Кстати, бренд SpinFit принадлежит DUNU, под ним выпускается множество модификаций насадок, общей чертой которых является гибкое сочленение купола и «ножки» — это способствует более комфортной посадке и росту разрешения на высоких частотах.
Корпуса затейливые на вид. Выполнены из стали 316L, иногда ее называют медицинской, поскольку она устойчива к едким солям, которые содержит человеческий пот. Помнится, были у меня наручные часы с корпусом из нержавеющей стали — через пару лет регулярного использования их края были страшно изъедены солями. Так вот, с наушниками DUNU такого не случится.
В природе не существует внутриканальных наушников, которые подходят по своей форме и габаритам абсолютно всем слушателям.
У предыдущей модели, DN-2002, волноводы были прямые, расположенные перпендикулярно к корпусам — именно это, вероятно, и делало их неудобными для некоторых слушателей, у DK-3001 они выполнены под углом, поэтому эти наушники подойдут значительно большему числу людей. Для меня же их волноводы оказались коротковаты, и было сложно устанавливать корпуса достаточно глубоко в слуховой проход. Хотя понимаю, почему очень многие производители стараются делать звуководы покороче: чем длиннее труба, тем больше в ней переотражений, от которых страдает качество звучания. В идеале арматурные драйверы должны располагаться прямо в трубке, на которой размещается насадка, в непосредственной близости от выходного порта. Это не очень сложно, когда такой драйвер один, но если их три, как у DN-3001, это становится проблемой.
Волновод гладкий, выступов снаружи, которые фиксируют насадки, нет. Чисто теоретически со временем возможно соскальзывание насадок, когда наушники извлекаются из ушей. Но штатные силиконовые наконечники сидят плотно, особенно SpinFit, так что проблема, если и возникнет, то очень нескоро. В моей практике такое случалось всего один раз, но то были совсем дешевые насадки.
Кабель соединяется с корпусами с помощью коаксиальных разъёмов MMCX, так что открываются широкие возможности для замены — ассортимент совместимых кабелей очень велик. Хотя и штатные вполне качественные.
На проводе есть резиновый ремешок для фиксации свернутого кабеля – мелочь, но существенная, обычно я использую в этих целях ленту-липучку, но здесь ничего изобретать не надо. Вообще приятно, когда производитель заботится о пользователях, но для нас всё же важнее узнать, как как наушники воспроизводят музыку. Вот этим мы сейчас и займемся.
Легкие, но требовательные
Сочетание импеданса 13 Ом и чувствительности 110 дБ однозначно говорит, что эти наушники будут «легкой» нагрузкой, т. е. смогут работать с любым источником, даже с самым обыкновенным смартфоном, у которого нет выделенного усилителя на наушники. Однако «можно» не значит «нужно».
Приятно, когда разработчики заботятся о пользователях.
Прослушивание начал с «музыкального» смартфона LG V10, но практически сразу понял, что для DK-3001 требуется источник более высокого класса, поскольку наушники обладают очень высоким разрешением, в них хорошо слышны искажения, вносимые трактом. Другое дело — плеер Astell & Kern AK70 MkII, у которого конвертор построен на двух микросхемах Cirrus Logic CS4398, с ним звучание стало явно более чистым и комфортным. Замечу попутно, что на бюджетных наушниках разница в звучании двух источников не воспринимается столь драматично. Конечно, слышно, что играют они не одинаково, но более высокий класс AK70 MkII не столь очевиден. А здесь — небо и земля.
Даже с обычным, асимметричным кабелем остается солидный запас по уровню — наушники со столь высокой чувствительностью не выводят усилитель из комфортного режима при любом подключении. Но балансное всё же дает определенные преимущества: звучание становится более наполненным, энергичным, чище и детальнее передаются самые интенсивные пассажи на симфонической или «тяжелой» музыке. Заметно лучше контроль на самых низких частотах — рисунок басов более чёткий, что вполне закономерно, поскольку выходной импеданс балансного выхода у AK70 MkII вдвое меньше, чем у обычного — это важно для наушников с собственным импедансом всего 13 Ом.
Не так давно слушал наушники Fostex TH610, и с удивлением обнаружил, что у DK-3001 очень похожий характер звучания. Проявляется это в несколько укрупнённых звуковых образах, рельефной и прекрасно сфокусированной звуковой сцене. Ну, и в столь же высокой требовательности к качеству источника (ЦАПа и усилителя). Даже более требовательны. Они не прощают ошибок, сделанных при записи материала.
Сочетание импеданса 13 Ом и чувствительности 110 дБ однозначно говорит, что эти наушники будут «легкой» нагрузкой.
Очень быстрые, хорошо передают фронты импульсов, четкие, хлёсткие удары барабанов. Даже на самых интенсивных пассажах «тяжелой» музыки не происходит замыливания, прекрасно различимы все составляющие мощного инструментального наката. Вы не просто слышите «стену звука», но можете различить все составляющие её «кирпичики».
Частотный баланс более-менее ровный — нет ни задранных басов, ни верхов. Пожалуй, слегка акцентирована верхняя середина — это слышно по выдвинутой вперед перкуссии (тарелки, щётки), особо задорной подаче медной группы, на некоторых записях возможно подчеркивание сибилянтов — если, конечно, звукорежиссер забыл установить сетку перед микрофоном. Но зато очень эффектно звучат голоса, особенно женские, — они не прячутся где-то вдали за спинами музыкантов, а сладко поют тебе прямо в ушко…
DUNU DK-3001
Производитель: DUNU-Topsound (Тайвань)
http://www.dunutopsound.ru/cat/?model=dk-3001
Объективные данные
Тип: внутриканальные || Конструкция: гибридная || Драйверы: 3 арматурных Knowles + динамический 13 мм || Акустическое оформление: закрытые || Импеданс: 13 Ом || Чувствительность (+/-2 дБ): 110 дБ || Диапазон частот: 5 – 40000 Гц || Материал корпуса: сталь 316L || Кабели: съёмные с коннекторами MMCX и разъёмами 3,5 м || Масса: 31 г || Цена: 31 990 руб.
Источники
- Hi-Fi-плеер Astell & Kern AK70 MkII (ЦАП Cirrus Logic CS4398 х2)
Слушали
- Deep Purple. “Machine Head”. FLAC 96 кГц/ 24 бита
- Led Zeppelin. “II”. FLAC 96 кГц/24 бита
- Bill Wyman. “Back To Basics”. FLAC 44,1 кГц/16 бит
- The Gales Bros. “Left Hand Brand”. FLAC 44,1 кГц/16 бит
- Eric Gales. “Relentless”. FLAC 44,1 кГц/16 бит
- Lizz Wright. “Freedom & Surrender”. FLAC 44,1 кГц/16 бит, 96 кГц/ 24 бита
- The Headbangers. «The Dark Side of a Love Affair». FLAC 44,1 кГц/24 бита
- McIntosh Spectacular Reference Disc. FLAC 192 кГц/24 бита
- Larry Adler and Various. “The Glory of Gershwin”. FLAC 44,1 кГц/16 бит
- Casualties of Cool. «Casualties of Cool». FLAC 44,1 кГц/16 бит
- Catherine Russell. «Harlem On My Mind». FLAC 96 кГц/24 бита
- Fantastic Negrito. «Please Don’t Be Dead». FLAC 44,1 кГц/24 бита