Наши представления о High End Audio меняются параллельно с развитием цифровых технологий: объединение нескольких устройств в одном корпусе считается уже не исключением, а правилом. При грамотном подходе к конструированию удаётся избежать серьёзных компромиссов, и тогда конечный результат может быть не хуже, чем у раздельных компонентов, но при гораздо меньших затратах. И подобный пример как раз у нас перед глазами.
ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ
Правда, в данном случае компромиссов и быть не могло – они в принципе неприемлемы для Джима Уайта, разработчика техники Aesthetix. Проектируя Romulus, он поставил задачу встроить в ЦАП Pandora достойный CD-привод, чтобы потенциальному покупателю не пришлось платить за внешний транспорт и соответствующий по классу цифровой кабель. Кстати, такое решение даже имеет преимущество: появляется возможность соединения привода с последующим трактом по внутренней шине I²S, в которой синхроимпульсы, а также аудиоданные правого и левого каналов поступают по раздельным линиям. При этом повышается точность передачи и возникает меньше проблем с джиттером.
Джим Уайт ещё во время работы в Theta Digital убедился, насколько важно в цифровой технике правильно организовать питание.
В Romulus транспорт TEAC с фронтальным загрузчиком установлен в центре лицевой панели непосредственно под дисплеем.
Джим Уайт ещё во время работы в Theta Digital убедился, насколько важно в цифровой технике правильно организовать питание. В Romulus три сетевых трансформатора: один для транспорта, дисплея и системы управления, второй для цифрового аудио, а третий обеспечивает высоким напряжением ламповые аналоговые каскады. Кроме того, во вторичных цепях используется последовательное включение стабилизаторов, т.е. самые ответственные участки схем питаются от дважды или даже трижды стабилизированного напряжения. Дисплей, привод и трансформаторы размещены в «клетке Фарадея» — экранированном отсеке, занимающем почти половину объёма корпуса.
Разумеется, проигрыватель может использоваться в качестве самостоятельного ЦАПа. Подключение источников предусмотрено по балансному профессиональному стандарту AES/EBU, а также коаксиалу, асинхронному USB 2.0 и оптике. Во всех случаях, кроме последнего, поддерживается PCM с разрешением до 24 бит/192 кГц. SPDIF интерфейсы гальванически развязаны от цифровой платы, что считается наиболее эффективной защитой от помех по земляному контуру.
В каждом канале установлен собственный стереоконвертор, и за счёт этого на выходе получается классический балансный аналоговый сигнал.
Проигрыватель унаследовал от «Пандоры» ещё одну хитрость. В большинстве хай-файных ЦАПов используются VCXO (Voltage Controlled Crystal Oscillator) – опорные генераторы, управляемые напряжением. Их частота подстраивается под тактовые импульсы, получаемые от источника, из-за чего может нарушаться стабильность отсчётов и создаются условия для роста джиттера. В Romulus тактовая частота жёстко стабилизируется кварцем в схеме с низким фазовым шумом. Входные данные поступают в буфер, а затем извлекаются из него с прецизионным тактированием по фиксированной частоте. Этот же генератор синхронизирует интерфейсы SPDIF и USB. Схемотехника XSMOS используется по лицензии Гордона Рэнкина (Gordon Rankin) из Wavelength Technologies. Опционально в проигрыватель можно установить второй порт USB и гибридный (одновременно по цифре и аналогу) регулятор громкости – для этого на задней стенке имеются свободные слоты.
Цифровой фильтр с 8-кратной передискретизацией на процессоре Motorola DSP56362 имеет нестандартную архитектуру и алгоритм работы, разработанный Джимом Уайтом. Он считает, что фильтрация в очень большой степени определяет характер звучания любого цифроаналогового преобразователя.
С DSP данные поступают на чипы Burr-Brown PCM1792A. В каждом канале установлен собственный стереоконвертор, и за счёт этого на выходе получается классический балансный аналоговый сигнал. Это тоже важно, т.к. в большинстве ЦАПов симметричный выход делается искусственно — путём фазового «расщепления» обычного сигнала с помощью операционных усилителей. А короткий тракт, как известно, залог хорошего звучания. К тому же, в Romulus после ЦАПа вообще нет полупроводников.
Преобразование ток-напряжение на выходе конвертера и усиление по амплитуде осуществляется двойными триодами 12AX7 в дифференциальном включении, а выходной балансный буфер построен на 6DJ8/6922. На всех баллонах – надпись Made in Russia. В этой части соблюдены все аудиофильские каноны, существующие в ламповой схемотехнике – обратная связь отсутствует, накалы стабилизированы, в сигнальных цепях используются исключительно плёночные конденсаторы. Разделительные на выходе, например, фольговые полипропиленовые RelCap PPMF2, с них сигнал поступает на линейные разъёмы XLR.
Таким путём идут многие производители, но не всем удаётся удержать столь тонкий баланс между алгеброй и гармонией.
Для общей экранировки корпус закрывается стальной крышкой, которая крепится на липучках. Разрабатывается и изготавливается проигрыватель в США.
Стандартное исполнение Romulus (именно такой был аппарат в нашем распоряжении) можно проапгрейдить до версии Signature, а её – до топовой Eclipse. Улучшение звучания достигается, в частности, за счёт установки безумно дорогих объемно-металлических резисторов Vishay Z-Foil в каскадах преобразователей «ток-напряжение». Для апгрейда не обязательно отправлять аппарат производителю, он может быть осуществлен специалистами дистрибьютора в Москве с использованием деталей, полученных от Aestheetix.
В тестовой системе был задействован известный нам сетевой усилитель DartZeel LHC-208 и акустические системы ProAc Response K6 с ленточными твитерами. Именно последнее обстоятельство заставило повнимательнее прислушаться к верхнему диапазону – ламповый «выхлоп» проигрывателя мог запросто свести на нет феноменальное разрешение сверхзвуковых излучателей. Но ни вуали, ни потери ясности на воздушных обертонах не замечалось. Как и подчёркнуто жёсткого контраста, который часто заметен у выходных каскадов с глубокой обратной связью.
Не менее впечатляющим оказался и нижний регистр. DartZeel прекрасно спелся с «Проаками», выдавая мощный и быстрый бас с богатыми реверберациями. Но не будем забывать, что рождается этот звук в источнике. Похоже, специалисты Aesthetix сумели взять от ламп самое лучшее, избежав типичных проблем – замутнённости верхнего спектра и недостаточной телесности, «мяса» в нижней середине*.
*Написанное относится исключительно к применению ламп в высококлассных источниках, у которых цифровой тракт способен обеспечить мизерные искажения и шумы всего устройства. Объективно лампы заметно ухудшают технические параметры, т.к. при коротком шлейфе гармоник амплитуды их составляющих оказываются гораздо выше, чем у глубокоосных каскадов на современных ОУ. Хотя субъективно могут звучать лучше, как в данном случае. (Прим. авт.)
Если говорить о цифровом фильтре, то его влияние заметнее всего сказывается на натуральности звучания акустических инструментов и пространственных нюансах. Дело в том, что схемы ЦФ отличаются не только крутизной среза, но и фазовыми характеристиками, к тому же, не одинаково реагируют на резкие пики сигнала. Отсюда и разница в звучании проигрывателей с абсолютно идентичными техническими параметрами. У Romulus точность и беспристрастность безукоризненного цифрового тракта слегка оживляется, но не смазывается каскадами на ламповых триодах. Таким путём идут многие производители, но не всем удаётся удержать столь тонкий баланс между алгеброй и гармонией.
А с гармонией у Romulus полный порядок. Струнные, духовые, ударные, всевозможная электроника – всё живо, не формально, с деликатным вниманием к нюансам. На симфонической и сложной этно- музыке прекрасное разделение тембров, верно передаётся масштаб. И что важно – в звучании нет отстранённости, формализма, прекрасно передаётся эмоциональный настрой исполнения. Пространство: какая сцена задумывалась в студии, такая и получалась при воспроизведении – с несколькими планами в глубину на одних записях, плоская, но с чётким развалом каналов на других, или фантастически трёхмерная на компактах Deutsche Grammophon.
Струнные, духовые, ударные, всевозможная электроника – всё живо, не формально, с деликатным вниманием к нюансам.
При подключении ноутбука по USB результат тоже получился достаточно любопытным. Проигрыватель не стремился привести все записи к единому знаменателю, сохраняя эмоциональную составляющую музыки. При переходе от файлов разрешением 44/16 24/96 и выше улучшалось тембральное разрешение и чувствовалась мощная энергетика, а ведь это редкое качество даже для очень продвинутого USB-ЦАПа.
Romulus производит очень цельное впечатление – его основательное и вместе с тем совершенно раскованное звучание гармонирует со «студийным» и предельно функциональным дизайном. Это источник для солидного разностороннего меломана, переслушавшего массу разной техники. И Romulus как раз тот источник, на котором можно остановиться.
Система
- Ноутбук Apple Macbook Air A1465
- Интегральный усилитель DartZeel LHC-208
- Акустические системы ProAc Response K6
- Кабели:
- межблочные Shinpy Logos Prototype XLR
- акустические Shinpy Logos
- силовые Fisch Performance 7 (источник), Kimber Kable 10 Palladium (усилитель)
Aesthetix Romulus
Производитель: Aesthetix Audio Corp. (США)
www.aesthetix.net
Аналоговые выходы: XLR стерео, RCA стерео || Цифровые входы: балансный XLR AES/EBU, коаксиальный, оптический, USB А 2.0 || Поддерживаемые частоты дискретизации: XLR, USB и коаксиальный вход — 32, 44,1, 48, 88,2, 96, 176,4, 192 кГц; оптический — 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2 кГц, 96 кГц || DAC: Burr-Brown PCM1792A || DSP: Motorola DSP56362 || Аналоговый тракт: балансный, 2x 12AX7, 2x 6DJ8/6922 || Питание: сеть переменного тока 220 — 240 В, 50 Гц/60 Гц || Потребляемая мощность в рабочем режиме: 43 Вт. || Габариты (Ш х В х Г): 457 x 457 x 121 мм || Масса: 18,2 кг || Цена: 511 400 руб.