Популярность компактной Bluetooth-акустики растет не только в области мобильных применений. Мы каждый день видим, как расширяется ассортимент беспроводных платформ и для домашнего стерео. Одну из таких новинок мы как раз и собираемся испытать, причем с особым источником – виниловой вертушкой!
КУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ
Избалованные меломаны вряд ли всерьез отнесутся к показанной на фото комбинации. Разве можно рассчитывать на мощное и выверенное звучание от аналогового источника начального уровня и парочки совсем крошечных активных мониторчиков общим весом немногим более трех кг? Оказывается, можно!
Так же, как и вы, мы смотрели на сочетание из Ruark MR1 MkII и Rega Planar 1 Plus с некоторым снисхождением – как на модные штучки для желающих украсить интерьер старыми пластинками и винтажными меломанскими атрибутами. Однако стоило включить эту связку и послушать пару винилов, и наше мнение сильно изменилось. Результат не только превзошел ожидания, но и который раз доказал простую истину: если за дело берутся авторитетные британские производители, то плохо получиться не может.
У Rega определение «дешевый» никогда не было тождественно понятию «компромиссный». Для недорогой модели конструкция Planar 1 Plus довольно продвинута.
В общем, перед нами не просто очередная дизайнерская система. Комплект выглядит по меркам Hi-Fi очень компактно и лаконично; он действительно предельно прост в установке, что в сегодняшнюю «смарт»-эпоху можно считать большим плюсом. Но это не единственное достоинство. Акустика, например, наделена продвинутой начинкой и современными системными функциями. А вертушка весьма убедительно показывает преимущества аналогового носителя перед цифровыми сжатыми форматами и наверняка обратит в «виниловую религию» многих представителей молодого поколения. Ну или, как минимум, привьет им вкус к хорошему одушевленному звуку.
30 секунд на установку
Вынул из коробки, соединил «тюльпанами» и всё – заиграло! Вот для каких задач, решаемых менее чем за минуту, в Rega создавали Planar 1 Plus – свою самую универсальную виниловую вертушку начального уровня. Сделана она на базе бюджетной P1, практически не требует регулировки и может подключаться к любому усилителю со стандартным линейным входом, поскольку оснащена встроенным фонокорректором.
Заказные подшипники со сверхнизким коэффициентом трения обеспечивают очень легкое и, главное, безлюфтовое перемещение тонарма.
Однако у Rega определение «дешевый» никогда не было тождественно понятию «компромиссный». Для недорогой модели конструкция Planar 1 Plus довольно продвинута. Привод осуществляется пассиком от 24-вольтового синхронного двигателя переменного тока с двойным алюминиевым шкивом (под 33 1/3 и 45 об/мин) и новой платой стабилизации, благодаря которой обеспечивается низкий уровень шума и высокая точность скорости вращения. Стабильность гарантируется увесистым опорным диском толщиной 23-ммм из фенольной массы с подобранным фетровым матом (все в комплекте). Момент вращения передаётся на промежуточный маховик меньшего диметра, за счёт чего лучше используются инерционные свойства основного диска. Усовершенствован и главный подшипник – латунная шахта вытачивается по более жестким допускам.
Глянцевая плита проигрывателя «спекается» из ламината и, несмотря на малую толщину, обладает отличными антирезонансными свойствами. Выключатель питания скрытно установлен на нижней стороне слева. В сравнении с прежними моделями переделаны и амортизирующие ножки. Все гениальное просто. Rega развивает этот принцип на протяжении десятков лет.
В Planar 1 Plus уже встроен новый «реговский» тонарм RB110 ручной работы. Он не требует регулировки ни захода иглы (оверхэнга), ни антискейтинга – все уже откалибровано под штатную ММ-головку Rega Carbon. Владельцу остается лишь подстроить круглый противовес на хвосте тонарма (проще говоря, навинтить его почти до упора), чтобы получить на игле оптимальную прижимную силу порядка 2 -2 ,5 грамма. При этом качество с виду столь примитивной подвижной системы очень высокое. Заказные подшипники со сверхнизким коэффициентом трения обеспечивают очень легкое и, главное, безлюфтовое перемещение тонарма.
Мониторчики снабжены оптическим и линейным входом с настраиваемой чувствительностью, а также отводом на активный сабвуфер.
Головка опускается и поднимается микролифтом вручную, автоматизации не предусмотрено. Этот проигрыватель выполнен в типичной для Rega идеологии и рассчитан на тех, кто предпочтет потратить и без того скромный бюджет только на качество звучания, а не на удобства вроде автоматического старт/стопа. Остается добавить, что производится вертушка в Англии – там же, где и узлы тонарма. А головка со сменной иглой поставляется из Японии.
За основу встроенного фонокорректора взята схема ММ- предусилителя Fono Mini A2D, но без АЦП и USB выхода. Параметры его вполне хай-файные — взвешенное отношение сигнал/шум 75 дБ, полоса усиления 14 Гц – 100 кГц.
Цифра отдыхает
C начала 90-х годов марка Ruark стала однозначно ассоциироваться с «новой волной» английского Hi-Fi – именно тогда небольшое семейное предприятие О’Рурков выдало несколько необычных акустических систем с продвинутыми пищалками и дорогими купольными среднечастотниками. Однако и за миниатюрную акустику компания тоже взялась одной из первых на рынке – новые проекты были заложены еще в 2004 году и позже вышли под маркой Vita Audio. Так что у наших активных малышей MR1 MkII, которые ныне выпускаются под основным брендом, тоже солидная история.
Но как судить о классе акустики, если производитель не приводит главных характеристиках – ни рабочего диапазона, ни неравномерности, ни SPL? Позиция Ruark по этому вопросу такова: современные технологии позволяют добиться настолько высоких параметров, что их сопоставление теряет смысл. С чем, в принципе, можно согласиться. Размер, масса, мощность, требования к питанию – вот действительно значимые данные. А паспортные герцы и децибелы, тем более для активных систем, ни о чем не скажут. Имеет значение только реальное качество звучания.
Динамики тоже непростые — 20-миллиметровые пищалки с куполом из пропитанного текстиля и 75-миллиметровые длинноходные басовики.
И для него сделано немало. Во-первых, в MR1 MkII интегрирован современный модуль Bluetooth с aptX, чтобы приблизить качество трансляции к оговорённому стандартом CD. Во-вторых, мониторчики снабжены оптическим и линейным входом с настраиваемой чувствительностью, а также отводом на активный сабвуфер. Но самая примечательная особенность – применение традиционных усилителей класса А/Б (на импульсной схемотехнике реализовано только питание), причем достаточно солидной 20-ваттной мощности. А это указывает, что в тракте MR1 MkII присутствует и встроенный ЦАП. И тоже наверняка не последний по качеству, раз для сигнальных цепей, если верить производителю, используются компоненты аудиофильского грейда.
Вся эта начинка размещена корпусах ручной работы с фазоинверторами и задемпфированными алюминиевыми задними стенками. Закрытые грилями динамики тоже непростые — 20-миллиметровые пищалки с куполом из пропитанного текстиля и 75-миллиметровые длинноходные басовики. Параметры оптимизированы под простейшие кроссоверы первого порядка, а высокая отдача головок достигается за счёт мощных магнитных систем из неодима.
Для миниатюрных громкоговорителей весьма актуальна тонкомпенсация на малых громкостях, поэтому коррекция Loudness в MR1 MkII включена по умолчанию. Между собой колонки соединяются входящим в комплект двухметровым кабелем с джеками 3,5 мм. Если его не подключить, то основная ведущая колонка автоматически переходит в режим суммирования каналов для воспроизведения в моно. Имеется одна любопытная штука – независимое питание. При наличии аккумуляторного блока BackPack, который крепится к задней стенке, мониторы MR1 превращаются в полноценную систему для мобильного озвучивания с 12-часовой автономией.
Пространство смыслов
Поскольку у проигрывателя есть только линейный выход, заземляющая клемма упразднена. Это значит, что в помещении с сильными помехами вы можете столкнуться с проблемой наводок – причем не от электросети на 50 Гц, а от роутеров, компьютеров и беспроводных гаджетов, если в используемом кабеле RCA/джек не будет надежного экрана (или, как у образца в нашем тесте, будет только «электростатическое экранирование»). Подойдет, например, Atlas Hyper Metik. Этот кабель для нашей пары немного дороговат, зато имеет симметричную четырехпроводную структуру под единым экраном.
Если поставить на проигрывание Sun King с битловского Abbey Road, то действительно кажется, что где-то в комнате поют сверчки!
Впрочем, даже в системе, не слишком защищенной от проникновения каких-то щелчков из эфира, слышно, насколько свободно и воздушно звучит пара Ruark MR1 MkII с подключенным напрямую Rega Planar 1 Plus. Это в принципе другая трактовка в сравнении с цифровыми источниками. Уровень ВЧ чуть завышен, но и в верхней полосе нет никакой «цифровой» назойливости. Атмосферность и естественность – потрясающие! Если поставить на проигрывание Sun King с битловского Abbey Road, то действительно кажется, что где-то в комнате поют сверчки! На цифровой версии альбома этот эффект проявляется только в очень дорогом тракте.
Надо добавить, что самый дешевый кратридж Rega Carbon тоже дает специфический саунд, подкрашивая ВЧ так, как это делали вертушки 60 — 80 годов с коническим профилем иглы. Однако этот акцент как раз не отвлекает – наоборот, придает звучанию приятно-ностальгические оттенки. В остальном диапазоне головка похвально линейна.
Отличия есть и в постановке виртуальных образов в сцене. С винила все они – и главные, и второстепенные, и фоновые – всегда выпуклые и объемные. А про передачу голоса можно выразиться расхожим среди аудиоэкспертов штампом «одушевленный», что нисколько не будет преувеличением – он действительно живой. По этому критерию наш недорогой комплект ни в чем не уступает дорогущим аналоговым вертушкам! Записи Эллингтона, например, растворяют в себе буквально с первых же звуков – рояль сфокусирован, тарелки реальные, «виден» буквально каждый волосок касающейся их щетки…
Даже при установке мониторов вплотную к стене глубина пространства заметно не схлопывается, а мнимые источники не становятся панорамно-плоскими!
Претензии могут быть только к точности. Спектрально сложные композиции с нарочито разбросанными по каналам инструментами как на некоторых дисках из 60- и 70-х (да взять хотя бы упомянутый Abbey Road) на недорогой Rega прозвучат, скорее всего, не так чисто, как на продвинутых вертушках. Но если мы включаем более современную пластинку с классикой, джазом, рок-музыкой или вокалом, да еще и изданную на уважаемом лейбле или на тяжелом аудиофильском виниле, то прибавка в качестве колоссальная! Есть, впрочем, и другое достоинство у этого проигрывателя – он терпим к старым заигранным релизам «Мелодии». Опять же, видимо, из-за конической иглы, которая попросту не опускается в звуковую бороздку до тех глубин, где скопилась микропыль, не удаляемая сухой механической чисткой.
Удивительно, что все эти наблюдения можно сделать при помощи не очень серьезных на вид АС, а это говорит о том, что по уровню звукового разрешения у Ruark MR1 MkII попросту нет конкурентов в классе «микро». Даже при установке мониторов вплотную к стене глубина пространства заметно не схлопывается, а мнимые источники не становятся панорамно-плоскими! Деталировка звучания инструментов и вокального колорита, пространственное разделение, прорисовка воздушных, шипящих и прочих фоновых составляющих под стать самой серьезной акустике хай-файного класса. Бас рельефно проработан где-то до 90 — 100 Гц, но и ниже присутствуют признаки тяжелых ударов бочки. В нижней середине звук остается плотным и телесным. В месте стыковки полос на слух нет ни возмущений АЧХ, ни фазовых проблем – ясность сохраняется и в пространственной, и в гармонической передаче. Тембры всегда насыщены. Атака четкая и резкая. Динамика раскована.
Кстати, все наблюдения насчет музыкального баланса и динамических данных Ruark MR1 MkII мы сделали при подключении CD-проигрывателя напрямую по оптическому кабелю. Эту проба поначалу не входила в наши планы, зато позволила сделать вывод, что у малышей и цифровой тракт в полном порядке.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Rega Apollo R
- смартфон Nokia Lumia 930
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- Кабели
- оптический Oehlbach XXL Series 80 TOSLink
- межблочные QED Performance J2P
Ruark MR1 MkII
Производитель: Ruark Audio (Великобритания)
www.ruarkaudio.com
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Вход: 3,5 мм, TOSLink || Выход: Sub || Беспроводной протокол: Bluetooth aptX/AAC/SBC || Мощность встроенных усилителей: 20 Вт || Питание: адаптер постоянного тока 14 В/2 А || Отделка: орех или светло серый лак || Габариты: 130 x 170 x 135 мм || Масса (комплекта): 3,5 кг || Цена за пару: 29 990 руб.
Rega Planar 1 Plus
Производитель: Rega Research (Великобритания)
www.rega.co.uk
Управление: ручной старт/стоп и микролифт || Тонарм: Rega RB110, 247 мм || Головка в базовой поставке: Rega Carbon (прижимная сила 2-3 грамма) || Тип привода: пассиковый || Двигатель: синхронный переменного тока || Скорости вращения диска: 33/45 об/мин || Отношение сигнал/шум (взвешенное): 75 дБ || Усиление предусилителя: 40 дБ || Полоса пропускания предусилителя: 14 Гц – 100 кГц || Отклонения от кривой RIAA в полосе 100 – 20000 Гц: не более +/- 0,4 дБ || Входное сопротивление корректора: 47 кОм, 220 пФ || Сопротивление по выходу: 1 кОм || Максимальное выходное напряжение: 370 — 410 мВ (3,54 см/с) || Питание проигрывателя: адаптер Rega PS1 переменного тока 24 В || Потребляемая мощность: 3,4 Вт || Отделка: черная, белая || Габариты: 447 х 117 х 360 мм || Масса: 4,35 кг || Цена: 34 090 руб.
Редакция благодарит московский салон AVComfort за помощь в проведении теста