Так бывает, что серию акустики не снимают с производства в течение десятилетий. Чем это вызвано – соотношением цены и качества, положительными откликами прессы и, как следствие, имиджем универсальных колонок, проверенных временем? Чтобы разгадать тайну не менявшейся годами классики Canton, мы решили испытать её снова. Но теперь – в тракте под современное Hi-Res Audio.
В ОРИГИНАЛЕ
Любой, кто разбирается в винтажной аудиотехнике, выделит как минимум три значимых эпохи в истории развития громкоговорителей. Времена первых вещательных динамиков и рупоров вынесем за скобки – в довоенный период к звуковоспроизведению предъявляли весьма специфические требования, имеющие лишь отдаленное отношение к тому, что сегодня называется «высокой верностью». А домашняя электроакустика вообще не существовала как вид.
О звуке высокого класса начали всерьез говорить в пятидесятых годах в США, где появились компании (их имена и сегодня у всех на слуху), которые разработали и начали выпускать пригодные для установки дома «шкафы» с продвинутыми по тем временам компрессионными головками, дисперсионными раструбами и акустическими линзами. Появление первых стереозаписей резко повысило интерес к такой акустике.
Кстати, заодно можете убедиться, что по основным характеристикам давно разработанная классика почти не уступает куда более дорогим и передовым Canton Reference 5 K.
Следующий инженерный рывок пришелся на середину шестидесятых в Великобритании, когда по заказу BBC был спроектирован целый ряд студийных мониторов c линейными характеристиками. Концепция развивалась несколько десятилетий, глубоко укоренилась в домашних спикерах, живет и здравствует поныне.
Нельзя, наконец, не вспомнить и технологический рывок в японских колонках, выпускавшихся с семидесятых по конец восьмидесятых. Экзотические материалы для басовиков, сложные многокупольные СЧ/ВЧ-секции, настраиваемые фильтры, роскошная отделка деревом… За самыми удачными образцами некоторые аудиофилы и сегодня гоняются до сих пор, как за дефицитным товаром.
Но я убежден, что в летописи громкоговорителей уже должна быть и четвертая глава, охватывающая заключительный 15-20-летний отрезок XX столетия. Это эпоха акустики, которую создавали уже при помощи компьютерных вычислительных методов. Как пример — немецкие производители, которые в числе первых начали продвигать на рынок напольные «башни» с изумляющими характеристиками, а идею тут же подхватили британские, американские и французские компании.
Серия Ergo, как вы уже догадались, и есть живой представитель того времени. Акустика выпускается с 1980 года и пережила массу небольших модернизаций, которые, впрочем, внешне её почти не изменили. Деревянные корпуса со скругленными ребрами и штампованными металлическими грилями были еще у моделей первого поколения. Зауженные пропорции с узким лицевым щитом, покрытым бархатом, появились на прототипе, показанном на IFA в 1989 году.
Все топовые модели Canton предъявляют достаточно высокие требования к источникам и усилителям. Фактически это подтверждение реально высокого класса.
У современной трехполосной 690 DC всё точь-в-точь. И не только перечисленное выше. Фазоинвертор – исключительно спереди. Цепочка Displacement Control, зашифрованная в названии систем, появилась в фильтрах Ergo 26 лет назад (эта технология подавляет колебания диффузоров в инфранизкой области, чтобы с меньшими искажениями воспроизводить бас в слышимом спектре). На твитеры с дюймовыми куполами из алюминий-марганцевого сплава (такие меньше «звенят» собственными резонансами) компания перешла еще в 1995 году. А вскоре Canton стала применять и основные драйверы с алюминиевыми диффузорами и инновационным по тем временам wave-подвесом. Отличие современных головок (В 690 DC применяется 18-сантиметровый мидбас и пара 20-сантиметровых низкочастотников) состоит лишь в том, что их уже с полным правом можно назвать фирменными – рассчитаны в своей лаборатории и сделаны на собственном заводе в Чехии. Кстати, заодно можете убедиться, что по основным характеристикам давно разработанная классика почти не уступает куда более дорогим и передовым Canton Reference 5 K. Выходит, что в плане воспроизводимого диапазона 690 DC формально отвечали требованиям Hi-Res Audio еще десять лет назад! Впрочем, сказанное распространяется и на всю срию Ergo, в которую входят мониторы 620, 2,5-полосные напольники 670 DC, сабвуфер SUB650 и центральный канал 655.
Все топовые модели Canton предъявляют достаточно высокие требования к источникам и усилителям. Фактически это подтверждение реально высокого класса – если тракт вносит окраску или некую специфику в динамическую трактовку, то акустика просто обязана её показать. При этом, что характерно, в вопросах согласования с электроникой проблем обычно не возникает.
С 690 DC получилось именно так. Сначала я соединил немецкую акустику с усилителем, который формально находится в одной ценовой лиге с колонками – Denon PMA-1600NE. Послушал, порадовался за драйвовый и плотный характер передачи всего басового регистра, за информативную середину и отлично поставленную трехмерную сцену… А затем просто ради интереса переключил колонки на PMA-2500NE, и тут же возникло ощущение (извиняюсь за избитый образ), что звучит вообще другая система.
Стандартные 44,1/16 едва ли уступали «хай-резам» в пространственном и гармоническом разрешении.
Верхняя полоса приобрела идеальную линейность и атмосферность. Она не смущала ни подкраской, ни чем-то еще, чем порой может иногда раздражать акустика с высоким разрешением, педантично «загружающая» в воспроизводимый звук все микродинамические штрихи и детали. В основном диапазоне звучание получилось более раскованным и пластичным. Голоса так точно прибавили в живости. Заметно изменилась и нижняя область. Теперь это уже был бас в полном объеме – с сумасшедшей абсолютной динамикой и хорошей скоростью. Должен заметить, что эти качества упомянутый выше японский усилитель проявляет далеко не со всякой акустикой. Если у колонок слишком ретиво «пляшет» импеданс и ломается фазо-частотная характеристика, то идиллии, как правило, не получится.
Все это время я переслушивал уже наизусть выученную музыкальную подборку из аудиофайлов высокого разрешения. Меня все устраивало. Аудиофильский зуд проснулся, когда ради формальности решил послушать несколько вещичек с компакт-дисков. Вот тут выяснилось, что разница между записями разного класса не так и велика. Стандартные 44,1/16 едва ли уступали «хай-резам» в пространственном и гармоническом разрешении (и то, и другое, когда выражено в должной степени, позволяет с большой легкостью концентрировать слушательское внимание на каком-то одном инструменте или образе в общей палитре). С одной стороны, это можно считать достоинством колонок. Коллекционеры CD в лице Ergo получают лояльную к старому цифровому носителю акустику. Но если судить строго, то надо констатировать, что для аудио 192/24 или DSD акустика чуть недобирает в аккуратности воспроизведения.
Наверняка похожий результат можно получить и с кабелями гораздо меньшей стоимости, если уделить подбору вариантов больше внимания.
И вот что я сделал: отключил вообще от систем эталонный акустический кабель, снял перемычки с клемм акустики и соединил их с усилителем по бай-вайринговой схеме двумя разными парами проводов классом ниже (LS-1603 и его аналогом с приставкой Silver). Теперь попытайтесь угадать, какой вариант оказался предпочтительным? В нашей системе искомая прибавка (да еще какая!) в ясности среднего регистра проявилась, когда сигнал к ВЧ-терминалам колонок подходил по чисто медному кабелю, а к НЧ – посеребренной версией. Сделаешь наоборот, и звучание получается менее пластичным в высоком регистре, но более расхлябанным в низко-средней части. Вернешь обратно – и снова все в идеальном порядке: чеканный проработанный бас и много-много нюансов в средней полосе… Больше, чем даже с очень дорогим «воздушным» кабелем. А ведь наверняка похожий результат можно получить и с кабелями гораздо меньшей стоимости, если уделить подбору вариантов больше внимания.
Своей отзывчивостью к любым изменениям в тракте Ergo приятно удивляла еще с тех пор, когда я впервые познакомился с серией и всерьез рассматривал эту акустику в качестве недорогого эталона для тестовой системы. Сегодня я смотрю на нее несколько иначе – как на потенциальный раритет, который еще можно за довольно скромную сумму приобрести, что называется, «в оригинале».
СИСТЕМА
- Проигрыватель DCD-1600NE
- ЦАП Schiit Modi Multibit
- Ноутбук Apple MacBook Air A1465
- Усилитель Denon PMA-1600NE и PMA-2500NE
- Кабели
- цифровые InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
- межблочные InAkustik Referenz NF-2404
- акустические InAkustik Referenz LS-1603, LS-2404 Air, LS-2404 Air
- силовые InAkustik Referenz AС-1502 и P6
Canton Ergo 690 DC
Производитель: Canton Elektronik GmbH & Co KG (Германия)
www.canton.de
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 20 — 40 000 Гц || Чувствительность (1 Вт/1 м): 88,3 дБ || Сопротивление: 4 – 8 Ом || Частоты раздела полос: 300 – 3500 Гц || Номинальная/максимальная мощность: 170/320 Вт || Отделка: шпон вишни, венге, черный ясень || Габариты с опорами: 230 х 1050 х 305 мм || Масса 1 шт.: 24 кг || Цена за пару: 135 990 руб.
Комментарии [6]
Руслан Тарасов
Сегодя их официально как бы нет в линейке — информацию даже с сайта убрали. Но если от дилеров набирается достаточно предзаказов, то, говорят, время от времени выпускают и эту модель малыми сериями.
Андрей
695DC есть даже у наших дилеров в наличии в разных цветах и звучат они объективно «ровней» 690-ых.
Перечисляя всю серию Ergo так же забыли о великолепных настенных мониторах Ergo 610 OnWall: https://www.canton.de/de/hifi/ergo-serie/ergo-610-onwall
Весьма достойные тылы для построения многоканальных систем для ДК на основе серии Ergo.
Руслан Тарасов
Ну прекрасно же, раз есть! Это из старых запасов?
Игорь
На сайте производителя вся информация по линейке есть https://www.canton.de/de/hifi/ergo-serie/
Руслан Тарасов
Кроме 695 DC и 610
Zaf
А что же Вы про топовые в линейке Ergo 695DC не упомянули?